Доступ в Архив



Для просмотра архивного материала необходимо зарегистрироваться
Сейчас 97 гостей онлайн

Счетчик просмотров


mod_vvisit_counterСегодня1
mod_vvisit_counterВчера2061
mod_vvisit_counterНа этой НЕДЕЛЕ8353
mod_vvisit_counterВсего5341417

Как разгадать «саудовский ребус»?
№: 31(1155)   
28.08.2015 11:26

Эр-Рияд на постсоветском пространстве играет в свою игру и никакими «миллиардами на сотрудничество» разбрасываться не планирует

Юрий Сигов, Вашингтон

7С момента приближавшейся ядерной сделки вокруг Ирана вновь заговорили о резко возросшем (якобы) интересе к постсоветским странам со стороны основного конкурента Тегерана в зоне Персидского (Арабского) залива - Саудовской Аравии. Саудовцы после распада СССР вроде бы действительно проявляли некий интерес к ряду инвестиционных проектов в России и государствах Центральной Азии. Но затем все эти планы благополучно и тихо «скончались», а Эр-Рияд переключился в своих интересах на совсем иные регионы и государства.

И вот теперь - вроде бы как «новый всплеск» дипломатического и экономического интереса саудовцев прежде всего к России, а также странам Центральной Азии. Где, по последним данным, саудовские бизнесмены теоретически могли бы вложить до 20 млрд. долларов, а сам Эр-Рияд закупить у России и оружия, и технологий для сооружения атомных станций на вдвое большую сумму.

 

Понятное дело, что никаких в мире «неожиданных всплесков» государственной активности никогда не было и быть не может. На самом деле Саудовская Аравия решила проявить определенную активность, исходя из своих давних исторических интересов именно на постсоветской территории. Вот только цели и планы этой деятельности  существенно разнятся с тем, чего от Эр-Рияда ожидают что в Москве, что в центральноазиатских столицах.

«Российский прорыв» или вождение за нос по американской просьбе?

Больше всего внимание привлекает нынешнее якобы сближение Саудовской Аравии с Россией. Визиты саудовских представителей королевской семьи, занимающих высокие посты в местной властной иерархии, а также планируемый до конца года заезд в Россию самого саудовского короля вызвал прямо-таки невиданный прежде ажиотаж в российских начальствующих кабинетах. Заговорили даже о некоем «российском прорыве» в саудовской дипломатии, что вызвано якобы явным недовольством Эр-Рияда политикой Соединенных Штатов и самим фактом подписания американцами иранской ядерной сделки.

Но есть ли под всеми этими «прорывными» якобы ожиданиями на российском направлении реальные основания? Начнем с того, что визиты - даже самые высокопоставленные - никогда и ничего по делу не определяли и не решали. Все познается только в практическом измерении - инвестиции, конкретные бизнес-сделки на «живые деньги», подписанные договора, которые обе стороны к чему-то реально, а не декларативно обязуют. Имеется ли что-то из всего вышеперечисленного между Москвой и Эр-Риядом? Ровным счетом ничего - и даже в помине.

Что касается якобы «нежданно вспыхнувшей дружбы» между Россией и Саудовской  Аравией, то ее никогда не было, саудовцы всегда занимали по отношению к Советскому Союзу и России весьма враждебную позицию (и это при условии, что СССР в свое время первым признал независимость Саудовской Аравии как нового государства). Плюс еще в 2007 году во время поездки нынешнего и тогдашнего президента России в Эр-Рияд было много чего России обещано и предложено. Что из всего подобного Россия получила от саудовцев? Ноль долларов и ноль центов.

После прошедшего летом в России экономического форума вновь пошли разговоры о каких-то фантастических по суммам меморандумах, предварительно обсужденных соглашениях и многом еще «вот-вот осуществимом» в  двухсторонних отношениях. Но все это по-прежнему остается на уровне слов, улыбок, пожиманий рук да литрах выпитого кофе с кардамоном. На деле - все тот же «полный штиль», который, в принципе, саудовцев более чем устраивает. Потому как в отношении России королевство никогда не проводило самостоятельной политики, а всегда оглядывалось (и это еще мягко сказано) на Соединенные Штаты.

Есть в этой ситуации как раз очень опасное заблуждение всех тех, кто российской внешней политикой руководит, относительно курса Саудовской Аравии якобы на укрепление отношений с Россией в связи с «новыми реалиями» в регионе, в частности, возможности размораживания санкций против Ирана. И соответственно, шансах России получить некие контракты от саудовцев, как в атомной промышленности, так и в военной сфере.

Так вот, заблуждение здесь принципиальное: Соединенные Штаты полностью контролируют не только военный сектор у саудовцев, но и монопольно держат в своем кармане саудовские миллиарды. Кому, сколько и на каких условиях их выдавать, решает, по сути дела, американское правительство, потому как саудовские деньги лежат именно в Америке, и ни на какое оружие из России или ядерные реакторы из Москвы Эр-Рияд ничего тратить не сможет. Даже если будет это в очередной раз обещать сделать, а российские представители в эти обещания станут настойчиво и свято верить.

Еще большей ошибкой было бы считать желание Саудовской Аравии нынче на постсоветском пространстве, и в отношении Росиии  в частности, проводить некий самостоятельный курс. На самом деле те разногласия по Ирану, которые сегодня имеются между Эр-Риядом и Вашингтоном, носят технический характер, что вовсе не угрожает двусторонним отношениям. Со своей стороны США пообещали увеличить военную помощь саудовскому королевству, разместить на его территории современные виды противовоздушной и противоракетной обороны, и Эр-Рияду в этом случае возразить что-то «поперек» Вашингтону просто ни к чему.

Да, в случае если сделка между США и Ираном все-таки начнет осуществляться, Саудовская Аравия может оказаться перед лицом ядерного противника в регионе. Но для этого имеются два варианта действий: еще «плотнее» прикрыться «американским ядерным зонтиком», закупая оружие и заручаясь гарантиями американского «ответного удара» по Ирану. И приобретать ядерные технологии, но отнюдь не у России, а у того же Пакистана, с которым у Эр-Рияда тесные отношения, и чему вряд ли станут особо противиться Соединенные Штаты (с Россией же здесь будет совсем иная история).

Та же картина будет и с планируемыми (якобы) саудовскими инвестициями в Россию, и уж тем более - закупкой оружия. США это просто не позволят сделать, всегда предложат свои собственные варианты, которые «вдруг» окажутся намного выгоднее и надежнее. А максимум, что Эр-Рияду будет позволено сделать в России - так это выделять миллионы долларов на сооружение мечетей, особенно в республиках с доминирующим мусульманским населением. На все остальное же в России саудовцы ничего тратить не станут. И это те самые реалии, о которых желательно помнить вне зависимости от количества визитов саудовских принцев да подписанных ими предварительных и ни к чему никого не обязывающих бумаг.

Соперничество с кем бы то ни было в Центральной Азии Саудовскую Аравию не интересует. Но Эр-Рияд будет и дальше способствовать распространению ислама суннитского толка в этом регионе

Что касается стран Центральной Азии, то Саудовская Аравия ведет здесь весьма пассивную партию в плане какого-либо активного экономического сотрудничества, в то же время сохраняя интерес к региону как к месту продвижения позиций ислама суннитского толка. Показательно, что как только развалился СССР, руководители всех центральноазиатских государств посещали Саудовскую Аравию с надеждой заручиться прежде всего финансовой помощью со стороны королевства. Однако саудовцы миллиардами «разбрасываться» не пожелали, выделяя средства лишь на сооружение мечетей и медресе.

Особенно много их было на саудовские деньги построено в Таджикистане и Кыргызстане, хотя руководство этих республик в ходе своих неоднократных посещений Эр-Рияда просили саудовцев раскошелиться и на что-то более существенное - вложиться в строительство гидроэлектростанций, прокладку тоннелей и шоссейных дорог, помочь развитию сельского хозяйства (где у саудовцев накоплен немалый  и очень позитивный опыт).

Между тем никаких инвестиций и «подарков» со стороны Саудовской Аравии в эти сектора так и не поступило, и чисто экономически Эр-Рияд посчитал укреплять свои позиции в этом регионе не самым перспективным делом. Зато в плане религизного проникновения в страны Центральной Азии Саудовская Аравия наравне с Катаром вложила действительно немалые средства. По самым разным подсчетам, саудовцы потратили на различные религиозные программы обучения, спонсирование хаджа в Мекку, а также сооружение мечетей около 5 млрд. долларов (для самих саудовцев эта сумма очень даже невелика, но для региона, где по-прежнему существует множество экономических и социальных проблем, на эти деньги можно было бы много чего и построить, и соорудить).

К тому же Саудовская Аравия после возможного подписания сделки по ядерной программе Ирана станет еще более активной в Центральной Азии именно в продвижении ислама суннитского направления в случае укрепления в регионе позиций Тегерана и его шиитского течения ислама. На сегодняшний день кроме Таджикистана у Ирана нет именно обширного религиозного присутствия в Центральной Азии. Но в случае ослабления санкций Тегеран непременно усилит свое влияние в этом регионе, и саудовские позиции будут тем самым серьезно подорваны.

Чем активнее Россия будет заигрывать с Саудовской Аравией, тем больше шансов, что она вообще потеряет для себя Иран

А теперь о том, что реально может складываться в отношениях с Саудовской Аравией для постсоветских государств. Прежде всего, им не стоит ни при каких обещаниях и самых дружески проходящих переговорах рассчитывать на какую-то существенную финансовую помощь от саудовского королевства. Денег Эр-Рияд на экономику, социалку, развитие промышленности и сельского хозяйства никогда не даст, и нет такой установки у саудовского руководства.

Закупка оружия и атомных технологий: да, теоретически здесь можно что-то обсуждать (с той же Россией и Белоруссией, к примеру), но именно обсуждать, ничего ровным счетом не меняя по делу. На обозримую перспективу деньги и политическая власть в королевстве находятся в теснейшем «контакте»  с Соединенными Штатами, и никаких нет предпосылок к тому, что это как-то сложится на ближайшие годы по-иному.

Все же те, кто дружно аплодирует визитам саудовских должностных лиц в ту же Россию и мечтает о каких-то «исторических прорывах», просто выдают желаемое за действительное. Напомню лишь о нескольких «международного толка мелочах»: Эр-Рияд полностью расходится во взглядах с Россией и на ситуацию в Сирии, и в Ираке, и насчет иранской ядерной сделки (считая Москву чуть ли не одним из соучастников постыдного сговора в ущерб саудовскому королевству). Критикует Саудовская Аравия также Россию за ее позицию по Йемену.

К этому можно добавить скандал, который произошел в этом году на саммите Лиги Арабских стран, когда саудовский министр иностранных (предшественник нынешнего) дел обвинил Россию во всех грехах, существующих на Ближнем Востоке, а затем саудовцы демонстративно не пропускали в свое воздушное пространство российские самолеты МЧС, посланные для эвакуации граждан России и других стран СНГ из Йемена. Примеров подобных можно приводить немало, и тешить себя надеждами, что в отношениях Москвы и Эр-Рияда действительно что-то «историческое вот-вот прорвется», - просто самих себя обманывать.

При этом, что показательно, нечто подобное происходит и в отношениях России с Ираном. Дело в том, что какие бы заверения по ядерной сделке саудовцам не делало американское руководство, для Эр-Рияда Тегеран - это соперник и злейший враг в регионе «номер один». Те, кто с иранцами водит дружбу, для саудовцев становятся «ненадежными» и «нежелательными». Америке подобное Саудовская Аравия сказать не может, потому как слишком от нее зависит. А вот Россия при всех попытках как-то раскрутить «саудовскую карту» в итоге попортит свои отношения с Ираном, которые итак далеки от идеальных.

Проблема еще и в том, что для России на сегодня взаимодействие с Ираном именно в плане какой-то антиамериканской стратегии куда реальнее, чем пытаться против США «развернуть» Саудовскую Аравию (точнее, сделать это вообще невозможно). Зато Иран, наблюдая со стороны за всеми многочисленными визитами российских должностных лиц в Саудовскую Аравию и саудовских принцев - в Москву (а ведь еще планируется приезд в Россию нового саудовского короля), делает для себя соответствующие выводы - и отнюдь не в пользу российских интересов.

Что же касается стран Центральной Азии, то ей было бы на сегодня выгоднее рассчитывать на расширение экономического сотрудничества с Ираном и не надеяться на мифические саудовские миллиарды долларов, которые все равно в регионе в промышленность и инфраструктуру вкладываться не будут. А вот тот же Казахстан ситуация с ядерным статусом Ирана волновать должна и касательно возможных действий Саудовской Аравии.

В Эр-Рияде официально заявлено о том, что если ядерная сделка по Ирану все-таки состоится, то Тегеран тем самым де-факто становится ядерной державой (пусть не сегодня, но завтра-послезавтра - наверняка). А значит, Саудовская Аравия оставляет для себя вариант самой превратиться в ядерное государство (не важно, с чьей помощью). А вот уран саудовцы намерены покупать в этом случае только у «настоящих мусульманских государств». К которым ни Австралия, ни Канада с Россией по саудовским понятиям совсем даже не относятся...

 

You have no rights to post comments

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:

  • BACK_TOP