Доступ в Архив



Для просмотра архивного материала необходимо зарегистрироваться
Сейчас 135 гостей онлайн

Счетчик просмотров


mod_vvisit_counterСегодня1497
mod_vvisit_counterВчера1633
mod_vvisit_counterНа этой НЕДЕЛЕ1497
mod_vvisit_counterВсего4639979

Прорыва не будет
№: 32(1297)   
14.09.2018 10:25

Нигмат РАМАЗАНОВ

Правительство ежегодно в конце августа пересматривает прогноз социально-экономического развития страны на текущий год и среднесрочную перспективу, на основе которого формируется бюджет. Судя по ожиданиям властей, в ближайшие годы изменений в структуре экономики не произойдет, темпы восстановительного роста будут находиться в положительной области, но останутся невысокими на уровне среднемировых показателей.Прогнозы экономического развития и параметров бюджета на текущий год и среднесрочную перспективу корректируются ежегодно, причем не один раз в зависимости от фактических результатов и изменения внешних условий. Основанием для пересмотра основных параметров развития называются, как правило, уточнение оценки ВВП, расчетного курса национальной валюты, изменение прогнозов международных организаций касательно роста мировой экономики, а также мировых цен на товарных рынках, в первую очередь – на нефть.

 

Годом ранее прогнозы на текущий год формировались, исходя из мировых цен на нефть 45 долларов за баррель и темпов прироста ВВП в реальном измерении на 3,1%. В начале этого года, в условиях роста мировых цен на нефть, указанные параметры были пересмотрены в сторону повышения стоимости нефти до 55 долларов за баррель и 3,8% по показателю роста ВВП. Согласно последней корректировке, прогноз мировых цен на нефть повышен до 65 долларов за баррель. Несмотря на ожидаемый значительный рост цен на нефть, темпы прироста ВВП на текущий год в реальном измерении оставлены правительством без изменения.

До конца года остается не так много времени, и можно ожидать, что цены на нефть в среднем за год сложатся на уровне 70 долларов, а скорее даже выше. Повышение мировых цен на сырьевые товары, увеличение объемов добычи нефти должно бы способствовать улучшению макроэкономических показателей. Однако темпы роста экономики в реальном измерении оставлены на прежнем уровне. Согласно прогнозу властей, несколько повысятся лишь показатели в номинальном и долларовом измерении. Так, планируется, что объем ВВП в текущем году повысится до 172 млрд. долларов, а ВВП на душу населения - до уровня 9,42 тысяч долларов США. Для сравнения, в 2013 году эти показатели составляли около 244 млрд. и более 14 тысяч долларов соответственно, и за пять лет, во многом в результате девальвации тенге, сократились примерно в полтора раза.

Консервативный подход правительства по оценке цены на нефть сохранился и в прогнозе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Рассмотрены три возможных сценария развития экономики страны при различных изменениях цен на мировых товарных рынках. За основу принят базовый сценарий, при котором мировые цены на нефть 2019-2023 году прогнозируются на уровне 60 долларов за баррель. Напомним, что год назад цены на указанный период прогнозировались 55 долларов за бочку.

Согласно базовому сценарию темпы прироста отечественной экономики в 2019 году планируются на уровне 3,9% в реальном измерении против 3,8% , ожидаемых властями в текущем году. Темпы прироста ВВП на среднесрочную перспективу по сравнению с прогнозами годичной давности остались практически без изменения, несмотря на то, что мировые цены на нефть были пересмотрены в сторону повышения. Так, год назад рост отечественной экономики в 2019 году прогнозировался правительством на уровне 3,9% в реальном измерении, исходя из мировой цены на нефть 55 долларов за баррель и объема ее добычи 88 млн. тонн.

Как известно, основное влияние на показатели развития отечественной экономики оказывают не только цены, но и объемы добычи нефти. Добыча нефти в следующем году прогнозируются в объеме 88 млн. тонн, против 87 млн. тонн, ожидаемых в текущем году. Очевидно, из-за низких темпов роста добычи нефти планируется замедление темпов роста промышленности в целом до 2,9%. Темпы прироста объема строительно-монтажных работ в 2019 году предполагаются на уровне 3,8%, а рост продукции сельского хозяйства планируется на 6,2%. При этом ожидается, что рост в сфере услуг замедлится по сравнению с текущим годом.

Прогноз основных показателей на следующий год, как было отмечено, рассчитывался, исходя из цены нефти 60 долларов за баррель, то есть примерно на 10-15% ниже ожидаемого в текущем году уровня. Несмотря на это, правительство рассчитывает, что ВВП в номинальном выражении в 2019 году превысит 64,1 трлн. тенге против порядка 58,5 трлн. тенге, ожидаемых по итогам текущего года. ВВП в долларовом измерении в следующем году, исходя из среднегодового курса 350 тенге за доллар, оценивается правительством в размере 172 млрд. долларов США. Соответственно, в следующем году ожидается повышение ВВП на душу населения до уровня немногим более 9,9 тысяч долларов.

В условиях консервативного прогноза мировых цен на нефть и планируемого увеличения добычи нефти правительство ожидает снижения показателей внешней торговли. Согласно прогнозу, объем экспорта сократится примерно на 4% - до уровня порядка 56,5 млрд., импорта – повысится по сравнению с текущим годом менее чем на 700 млн. - до 34,8 млрд. долларов. Соответственно, профицит торгового баланса составит менее 21,7 млрд. против ожидаемых в текущем году 24,7 млрд. долларов. Прогнозируется также, что дефицит текущего счета платежного баланса в 2019 году увеличится менее чем на 300 млн., превысит 3,6 млрд. долларов США.

По оценке Национального банка, рост показателей денежно-кредитной политики несколько повысится по сравнению с предыдущими годами. Рост объема денежной массы, депозитов и кредитов банков экономике предполагается темпами на уровне динамики ВВП в номинальном измерении. Согласно ожиданиям регулятора указанные показатели   по сравнению с текущим годом увеличатся примерно на 9%. При этом уровень монетизации экономики практически не изменится, составит немногим более 37%. Инфляция в следующем году прогнозируется в коридоре 4 – 6%, с последующим снижением до 3 – 4% в 2020 году.

Таким образом, согласно прогнозу правительства в следующем году ожидается стабилизация роста ВВП на уровне текущего года. Рост отечественной экономики в среднесрочной перспективе ожидается темпами на уровне динамики глобального ВВП, в то время как для развивающихся стран необходимо поддерживать темпы, превышающие рост мировой экономики не менее чем в полтора раза. Тем не менее, достижение запланированного роста ВВП при прогнозируемом правительством увеличении объемов добычи нефти и снижении мировых ценах на нефть представляется задачей труднодостижимой. Впрочем, есть вероятность того, что мировые цены на нефть могут сложиться выше, чем это предусматривается в базовом сценарии правительства, но даже при таком сценарии добиться прогнозируемого роста будет сложно.

В случае же снижения цен на нефть до ожидаемого властями уровня достижение запланированных показателей роста представляется нереальным. В частности, при таких ценах ухудшатся не только показатели внешней торговли, но и обменный курс доллара сложится заметно выше 350 тенге. Соответственно, объем экономики и ВВП на душу населения в долларовом измерении не дотянет до планируемого уровня. И даже при более благоприятных внешних условиях восстановление макроэкономических показателей в условных единицах до уровня 2013-2014 года будет медленным, несмотря на прогнозируемое наращивание добычи нефти.

Как показывает практика этого года, для выхода на устойчиво высокие темпы роста недостаточно не только увеличения добычи углеводородов, но и повышения мировых цен на нефть. Как было отмечено, при более высоких ценах и объеме добычи нефти казахстанская экономика не ускоряется. Разумеется, угадать цены на сырье сложно. Правительство, как правило, поступает так, чтобы в бюджет закладывался пессимистичный вариант, а затем цены корректируются в сторону повышения, исходя из их фактического уровня. Такой подход, помимо прочего, позволяет закладывать в бюджет весьма умеренный рост расходов на социальную сферу, которые редко пересматриваются в сторону повышения.

В этих условиях драйвером роста могли бы стать структурные реформы, которыми правительство занимается много лет. Но судя по представленным показателям, чиновники не рассчитывают добиться заметных результатов в решении ключевой проблемы отечественной экономики в среднесрочной перспективе. Количество новых объектов, введенных по программам индустриально-инновационного развития, перевалило за тысячу, на это были затрачены сотни миллиардов тенге, а ожидаемой отдачи не видно. Так, темпы роста обрабатывающей промышленности на ближайшие пять лет планируются не более чем на 3 – 5% в год.

За истекшие годы сколько-нибудь значимых качественных изменений в структуре инвестиций, экспорта и экономического роста не произошло. В отличие от стран, обеспечивших качественный рывок, власти Казахстана так и не смогли родить прорывную идею, которая смогла бы изменить структуру экономики, создать драйверы роста, менее зависимые от внешней конъюнктуры. Как показывает собственная практика, решить накопившиеся проблемы, связанные с необходимостью диверсификации экономики, быстро не получится. Очевидно, осознание этого факта властями и стало причиной того, что на среднесрочную перспективу закладываются сравнительно невысокие темпы роста отечественной экономики, не позволяющие рассчитывать на повышение уровня жизни населения.

Таким образом, при инерционном сценарии развития возвращения уровня экономики к докризисным показателям можно ожидать за границами 2023 года. При прогнозируемых чиновниками темпах роста экономики не внушают оптимизма и параметры повышения уровня жизни населения. В последние годы наблюдалось падение реальных доходов, в следующем году также планируется сохранение реальной заработной платы на уровне текущего года, с постепенным ростом на 1-4% только в среднесрочной перспективе.

Сценарий развития, планируемый правительством, сказывается на параметрах бюджета. Поступления в республиканский бюджет на будущий год увеличены менее чем на 800 млрд. по сравнению с ожидаемым значением текущего года, планируются на уровне около 9,75 трлн. тенге. Расходы республиканского бюджета на 2019 год предполагается увеличить примерно на 850 млрд. - до уровня около 10,7 трлн. тенге. При этом и поступления, и расходы бюджета по отношению к ВВП снижены на 0,1 процентных пункта - до уровня 15,2 и 16,7% соответственно. При указанных параметрах поступлений и расхода дефицит бюджета составит порядка 945 млрд. тенге, или 1,5% к ВВП, то есть сохранится на уровне ожидаемого в текущем году.

 

You have no rights to post comments

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Яндекс.Метрика
http://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы
  • BACK_TOP