Доступ в Архив



Для просмотра архивного материала необходимо зарегистрироваться
Сейчас 95 гостей онлайн

Счетчик просмотров


mod_vvisit_counterСегодня1415
mod_vvisit_counterВчера1633
mod_vvisit_counterНа этой НЕДЕЛЕ1415
mod_vvisit_counterВсего4639897

Исход за знаниями
№: 35(1300)   
05.10.2018 09:42

из страны

«Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».

Аристотель

УЖЕ месяц идет очередной учебный год. Отгремел очередной скандал с насильственным снятием платочков с девочек, с кого-то платочки сняли, кто-то уехал или просто не посещает школы. Впрочем, как оказалось, пока чиновники Министерства образования и науки (МОН) занимались головными уборами, они упустили кое-что большее: народные избранники говорят, что не могут найти целых 12 школ, которые должны были быть построены по программе, финансируемой из Нацфонда. Министерство образования говорит, что денег просто не хватило, а комментаторы в социальных сетях очень слабо верят в то, что бюджеты и реальность вот так сильно могли разойтись по цифрам без того, чтобы кто-то что-то не украл. Хорошо еще, что пока молчат ученые – прошлогодний скандал с финансированием научных проектов, присуждаемым комиссией МОН, в которой, видимо, совершенно случайно оказались многие победители конкурса, и так нанес серьезный ущерб репутации государственной поддержки прогресса. Поборы в школах не прекратились, как не исчезли и переполненные классы. Хорошо, наверное, что пока ничего не слышно о реализации плана внедрения трехязычия, потому как в способности преподавателей передавать знания на языке, который они учили несколько месяцев, верится еще меньше, чем в честность чиновников. Низкий уровень образования остается одной из частых причин эмиграции из страны, и это, наверное, самая справедливая оценка деятельности профильного ведомства, глава которого еще недавно казался тем самым «новым человеком со стороны», обладающим виденьем перспектив, целей, ориентирующимся в мировой практике, не «избалованным» бюрократизмом госслужбы профессионалом. Увы. Практика показала, что, если что-то за время работы Сагадиева и поменялось в наукt и образовании Казахстана, то вряд ли к лучшему.

 

В свое время автор этих строк достаточно эмоционально приветствовал назначение Сагадиева-младшего на пост руководителя МОН. Базировался такой кредит доверия на довольно широко известном видео его выступления на конференции TED в Алматы, где будущий чиновник говорил об образовании. Очень правильные вещи, кстати, говорил. Про то, что знание и наука сегодня говорят на английском. Про то, что косность в этой сфере является большой ошибкой, про международный опыт. И вот, именно такого человека приводят в ведомство! Это, честно говоря, казалось весьма и весьма положительным явлением. Особенно на фоне того, что типичный представитель министерского племени вообще не обладает какой-либо идеологией развития своей отрасли и оттого может одинаково (без)успешно трудиться в любой отрасли – от культуры до обороны. За годы независимости у нас есть такие деятели, которые рулили и финансами, и сельским хозяйством, и транспортом, и обороной. Каких-либо оригинальных мыслей ни по какой-либо стезе они, естественно, не высказывали. А тут вдруг человек с мыслями, из частного сектора, относительно молодой и все такое. Вполне естественно было ждать хороших новостей. Зря.

Сегодня имя Ерлана Сагадиева больше ассоциируется с продолжением развала в казахстанском образовании и науке. Какими бы ни были его предшественники, им как-то удавалось не устраивать на пустом месте конфликтов с верующими. А именно сагадиевский МОН занял позицию, которая вступает в непреодолимые противоречия со свободами граждан страны. Возможно, конечно, это не его выбор, и приказы о школьной форме пришли в МОН «сверху» и без права на обсуждение, но факт остается фактом, именно сейчас мы видим, что чиновники сильно озабочены тем, чтобы изгнать любые проявления религиозности из школ. Особенно это странно смотрится на том фоне, что реально в платочках в учреждения образования ходили вовсе не тысячи и даже не сотни человек. Зато этими цифрами у нас измеряется подростковая преступность, ранние беременности и количество суицидов, которыми, в отличие от религиозной тематики, чиновники от образования настолько активно не занимаются. То ли не считают это такой уж проблемой, то ли не знают, как это можно решить в бюрократическом порядке. Теперь выясняется, что и за бухгалтерией в МОН тоже следят по принципу «деньги любят темноту».

На этой неделе в мажилисе, перед заседанием комиссии по контролю за целевым и эффективным расходованием средств, выделяемых из Нацфонда на реализацию программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы, выяснилось, то из числа школ за почти четыре года ее функционирования не введены в эксплуатацию 30%, а 12 школ, строительство которых было профинансировано государством, депутаты вообще не могут найти. Сайт «Информбюро» цитирует депутата Павла Казанцева.

«Сейчас все партийные возможности «Нур Отана» будут направлены, чтобы выяснить, где мы потеряли эти школы, где мы потеряли эти деньги, чтобы в 2019 году было завершено выполнение этой программы и люди получили необходимые объекты школьного образования. У нас растет количество детей. Это хорошая тенденция, но дефицит школ сокращается не так, как нужно. Разрабатываются новые программы, чтобы от этого уйти… Сейчас трехсменные школы сокращаются медленнее, чем нам хотелось бы, и не выполняются такие программы, которые подкреплены деньгами и должны были быть…

Надо всегда смотреть на голову, то есть Министерство образования. Если они даже не влияют на финансовые процессы производственного цикла в местных исполнительных органах, то как минимум они должны выйти на сцену и закричать «караул», но этого не прозвучало. «Караул» сейчас кричат депутаты. Не думаю, что это будет критично, но, наверное, крайних найти нужно и принять меры для выполнения программы», – заявил мажилисмен.

Чиновники не были бы чиновниками, если бы не нашли себе оправдание. Так вице-министр МОН Бибигуль Асылова заявила, что стоимость объектов образования была разная, а «объем финансирования, который нам выдали за счет программы «Нурлы жол», не в полной мере обеспечил финансирование объектов, которые предусмотрены». Заявила она и о том, что МОН заранее предупреждал, «что денег не хватит». И тут нужно сказать спасибо депутату Ирине Ароновой, которая указала, что ни на одной комиссии Министерство образования и науки на недостаток средств на постройку школ не жаловалось. Депутаты попросили чиновницу предоставить детальный отчет по всем проблемным объектам, который она, естественно, им пообещала. Полагаем, на это смелось избранных по партспискам парламентариев закончится и проблема утонет в ворохе бумаг, отписок и межведомственных упреков. Факт же остается фактом: деньги потрачены, а дюжины школ нет. Можно, конечно, вспомнить, что в тех развитых странах, на опыт которых тогда еще не министр Сагадиев ссылался в своем TED-выступлении, министры уходят в отставку, если выясняется, что они, к примеру, долетели до места отпуска за счет государства или, если выясняется, что в их диссертациях слишком много чужих цитат, но это было бы подобно упреку мулу – за то, что у него нет потомства.

Еще недавно на автобусах в Алматы можно было увидеть рекламу, предлагающую для казахстанских выпускников поступление в российский вуз без учета результатов ЕНТ. Российская коллега Сагадиева, Ольга Васильева, в этом году заявила, что в российских вузах на начало этого года обучается 67 тысяч казахстанцев. Согласно официальной статистике за тот же период общая численность студентов в Казахстане составила 496 тысяч человек. Если составить обе цифры вместе, а это 563 тысячи человек, то выходит, что целых 12% казахстанских абитуриентов предпочли образование в России оте-чественному. Конечно, тут очень грубые цифры, мы не считаем студентов из нашей страны в других странах, но даже это - много или мало? Есть международная статистика за 2012 год по количеству иностранных студентов в мире. По ней наши 67 тысяч уступают только Китаю (712 тысяч), Южной Корее (117 тысяч), Индии (181 тысяча), Франции (84 тысячи), Германии (119 тысяч) и США (60 тысяч), вот только общее количество студентов в этих странах на порядки выше, чем у нас. В Китае в 2012 году их было 52 миллиона, в Индии - 51 млн, в США – 11 млн. Таким образом, 712 тысяч китайских студентов за рубежом, то это всего 1,6%, у индийцев вообще получается 0,3%, и только у американцев – 5%. Уже в 2012 году сайт Unipage.net, представивший эту статистику, отмечал: «Центральная Азия, где проживает самое мобильное молодое население, показывает устойчивый рост числа студентов, обучающихся за рубежом. Эта группа выросла с 67.300 студентов в 2003 году до 156.600 в 2012 году, с превосходящим коэффициентом мобильности более чем вдвое - с 3,5% до 7,5%. Эти цифры свидетельствуют о том, что местные высшие учебные заведения не поспевают за растущим спросом на высшее образование». Выводы очевидны, ни прибавить, ни убавить.

Вряд ли картина за 6 последовавших лет сильно изменилась в положительную сторону. Скорее – наоборот. Тем более что 67 тысяч в РФ – это вовсе не единственная цифра; по другим расчетам за рубежом получают образование 120 тысяч казахстанцев (в том числе дистанционно), что выше 21% (!) от общего числа наших граждан, стремящихся получить высшее образование. Эта цифра, кстати, подтверждается и социологическими опросами, так что можно достаточно уверенно говорить: примерно каждый пятый наш выпускник просто не видит себя в системе казахстанского высшего образования. Но это лишь полбеды; сегодня иностранное образование стало формой эмиграции из страны, реальные цифры которой также довольно далеки от официальной статистики. Эти 120 тысяч молодых казахстанцев в большинстве своем уже потеряны для страны, ибо им будет куда легче устроиться на работу и быть востребованными именно там, где они обучились специальности. Но тут довольно сложно персонально критиковать главу МОН, так как исход из Казахстана – следствие общего разочарования в социально-экономическом климате, а не в деятельности одного ведомства. Ну, а пример с МОН только подтверждает, что нельзя вырастить красивые цветы, выполов от сорняков только какой-то маленький участок заросшего ими огорода. Чтобы понять это, хватит даже казахстанского диплома.

 

You have no rights to post comments

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Яндекс.Метрика
http://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы
  • BACK_TOP