Доступ в Архив



Для просмотра архивного материала необходимо зарегистрироваться
Сейчас 97 гостей онлайн

Счетчик просмотров


mod_vvisit_counterСегодня1632
mod_vvisit_counterВчера1645
mod_vvisit_counterНа этой НЕДЕЛЕ9947
mod_vvisit_counterВсего5061207

Эхо Колымы,
№: 015(1326)   
03.05.2019 10:05

или Почему фильм Дудя важно посмотреть

Убежден, что лагерь ­ весь ­ отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя ­ это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать. На всех ­ заключенных и вольнонаемных ­ лагерь действует растлевающе.

Варлам Шаламов, «Что я видел и понял в лагере»

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ фильм известного российского интервьюера Юрия Дудя «Колыма - родина нашего страха» стал настоящим событием для всего русскоязычного пространства в Сети. На момент написания этого материала количество просмотров данного видео на YouTube составило более 10 миллионов (!), ролик получил более 600 тысяч лайков и всего 40 тысяч дизлайков. Многочисленные «медиа-персоны» - от гнусавого «Гоблина» Пучкова до «мастодонтов» допутинского ТВ Альфреда Коха и Владимира Познера - комментируют фильм Дудя, которого вряд ли считали сколько-нибудь стоящим для своего внимания еще пару месяцев назад. Однако вне зависимости от того, получит ли Дудь «одобрение» или «порицание» от коллег по цеху, очень важно то, что его послание, скорее всего, дошло до главного адресата - молодежи, говорящей на русском языке, являющейся его главной аудиторией. Именно ее просвещение по поводу недавней истории, рецидивы которой «всплывают» в сегодняшнем дне и в России, и в Казахстане, стало самым важным моментом во всем этом. И поэтому фильм Дудя, как говорят сегодня молодые ребята, «зашел».

Было бы глупо просто пересказать канву документального фильма, который важно именно смотреть, чтобы оценить глубину трагедии. Было бы ошибкой считать фильм Дудя открытием чего-то нового, ранее не известного о сталинских репрессиях, ибо на эту тему существует множество книг, архивных сборников, других документальных фильмов, куда более информативных и фундаментальных. Было бы неправильно считать Колыму и вообще ГУЛаг основным сталинским преступлением, ибо куда больше людей погибло в ходе насильственных переселений целых народов и социальных групп, в ходе искусственно организованных смертей от голода (Голодомор в Украине, голод в Поволжье и Ашаршылык в Казахстане), не говоря уже о преступных методах ведения войн, от которых пострадали миллионы в ходе Второй мировой войны. На все это, наверное, лучший на сегодня российский интервьюер и не замахивается, его интересует, откуда у бывших граждан Советского Союза возник и продолжает существовать в подкорке страх перед властями. 

«Не знаю, как у вас, но всю свою жизнь я слышу от родителей: ну, будь осторожен, ну, не привлекай к себе лишнее внимание, не высовывайся - это очень опасно; и вообще мы простые люди - от нас ничего не зависит. Мои родители - прекрасные люди, я безумно их люблю. Но они говорят все это десятилетиями - даже в тех ситуациях, где очевидно нарушается здравый смысл, где творится несправедливость и где мы точно правы. Я всегда думал: откуда у старшего поколения этот страх, это стремление мазать все серой краской? Почему они боятся, что даже за минимальную смелость обязательно прилетит наказание? Моя гипотеза: этот страх зародился еще в прошлом веке и через поколения добрался до нас. Одно из мест, где этот страх появлялся, - Колыма», - говорит Дудь в начале своего фильма, разъясняя свои мотивы по поводу картины. И это действительно нужно смотреть, ибо сухие строки книг не так передают ужас мороза в минус 55, а воспоминания выживших все же сглаживают такой простой факт, что на мороз нельзя выходить в металлических сережках, так как тогда будет обморожение ушей.

Важный момент, который Дудь сумел найти и подчеркнуть, - это так называемая «ошибка Довлатова». Очень точно об этом сказал пользователь Facebook Тимур Сейтмуратов: «…Есть в «Колыме» важный момент. Когда Дудь интервью у Ефима Шифрина берет, про репрессированного отца расспрашивает. Шифрин тему поднимает, а Дудь вставкой дает подробную справку. Тема эта - доносы. Многие слышали расхожую фразу - «Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?».Фраза принадлежит прекрасному писателю, диссиденту Сергею Довлатову. Мысль свою Довлатов подытоживает следующим вердиктом: «Ничего подобного. Их (доносы) написали простые советские люди...» Вольно или невольно, но подарил писатель сталинистам превосходный тезис для оправдания деяний усатого вождя. Мол, чего вы хотите, в тот сложный исторический период органы НКВД не могли не реагировать на сигналы народа. А раз сам народ денно и нощно строчил доносы, то и органы реагировали соответствующе, в режиме нон-стоп.

Так вот это все неправда. На свой же вопрос сам Довлатов ответил ошибочно. Сегодня, на основании открытых архивных документов, уже можно с точностью сказать: подавляющее большинство арестов были осуществлены согласно заранее (!) утвержденным разнарядкам.

Это был кровавый конвейер в качестве генеральной линии всей государственной политики, со своим графиком бесперебойной загрузки, с планом производственных показателей. Доносы, конечно, были. Однако в массе своей написаны они уже в тюремных застенках, сломленными многодневными физическими и психологическими пытками арестантами, под диктовку следователей-садистов. Так что ошибка Довлатова, ставшая своеобразным мемом адвокатов репрессий, должна быть исправлена. Прежде всего, в нашем сознании».

Кстати, похожая легенда (или правдивый случай, сейчас уже трудно установить) существует и про Казахстан, куда прибыл Ежов и якобы сказал местным партработникам-казахам, что это они сами виноваты в широком масштабе репрессий, так как «любят» писать друг на друга доносы, масштаб чего якобы удивил даже сталинского палача. Сейчас же понятно, что так - «выбивая» показания на других и самих себя - работала сама карательная система, которой было важно не просто уничтожить заранее заданное количество людей (а еще лучше - перевыполнить!), но и «доказать», что эти люди были виноваты и заслуживали свою участь.

Еще один момент, чье попадание в фильм Дудя очень важно - про «уголовников» и «политических» в лагерях. Это еще одно общее место адвокатов сталинизма, которые говорят, что большая часть «зэка» садились по уголовным, а не «политическим» статьям. И тут было сказано, что значительная часть «уголовников» были по сути своей никакими не преступниками, а получали наказание по «закону от трех колосках» - Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», принятого по личному указанию Сталина. Большая часть осужденных по этому закону - люди, пытавшиеся не умереть с голоду, уносившие с работы в колхозе домой немножко зерна, муки или хлеба, кражей считалось даже не вскрытие складов, а сбор остатков урожая с колхозных полей (!).

Самое же важное, что дает фильм Дудя - это принципиальная позиция яркого «лидера мнений» молодежи по поводу того, что сталинские методы управления - это преступление против человечности, личности и гуманизма вообще. Пропаганда «сильной руки», обоснованности жертв и репрессий, культ личности лидера - это не просто политические заблуждения, это стало настоящим вирусом психической болезни, заразившей целые поколения. Те, кто все еще одобряет Сталина и его преступления, это не вурдалаки, не зомби, а простые обычные люди, которые больны. Те же, кто даже не одобряя всего этого, сегодня, как родители Дудя, просят «не высовываться», они тоже испытали посттравматический синдром и больны им отчасти. Не так плохо, как апологеты сталинизма, но их психика и ментальность поражены не в меньшей степени, просто их сознание оказалось более устойчивым и не начало оправдывать палача.

Главная же проблема в том, что провоцирование страха, запугивание населения с параллельным созданием культов личностей, оно не осталось в прошлом во многих постсоветских странах. Высокий уровень одобрения сталинизма, раскрывшийся в российских соцопросах, вящее тому доказательство. В прошлом году и в Казахстане тоже проводили подобные исследования, и в их ходе 43% опрошенных высказались с одобрением личности Сталина, что даже выше количества «нейтрально» мыслящих (39%); те же, кто высказались однозначно отрицательно, остались в явном меньшинстве и в нашей стране (17%). О чем это говорит? А то, что мы, как общество, все еще сильно больны: заражены либо одобрением произвола, либо страхом перед ним. И когда сегодня под фанфары тотального «одобрямся» по телевизору в заключение попадают активисты просто за плакаты и митинги, когда вновь можно получить наказание за выражение своего мнения, распространение некоей информации, то мы вновь заражаем национальное сознанием этим вирусом. Об этом говорит и Дудь в конце своего фильма: «Мы проехали по трассе Колыма, потому что это не про наше прошлое, это про настоящее… Страх - главный враг свободы. Не бояться ничего - значит быть отмороженным и глупым. Но бояться шороха, взгляда и, самое важное, собственного мнения, значит не рисковать, не интересоваться новым, не развивать - себя, свое окружение, свою страну…».

 

You have no rights to post comments

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:

  • BACK_TOP