Как крепить многовекторность в эпоху гибридных войн? | Деловая неделя
11 ноября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Как крепить многовекторность в эпоху гибридных войн?

17.04.2020 04:23:30
№: 8(1365)

ДН

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ глава государства утвердил стратегический документ под названием Концепция внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы. Краеугольный камень внешнеполитической линии нашей страны сохраняется - это многовекторность, однакос есть и новации «на злобу дня» про резкое снижение уровня глобальной безопасности за счет разрастания региональных конфликтов и использование в их ходе так называемых прокси-групп, чье противостояние в интересах внешних сил получило наименование «гибридных войн». Кроме того, внешнеполитическое ведомство теперь должно быть более вовлечено в процесс привлечения инвестиций и технологий - это называется «экономическая дипломатия». Также Казахстан будет стремиться участвовать во всех международных процессах, наподобие того, как Нур-Султан это делал, еще когда назывался Астаной, куда собирали стороны сирийского конфликта, ждали участников войны на востоке Украины, а вообще готовы мирить всех со всеми.

 

Начинается документ с того, что производится анализ откровенно безрадостной текущей ситуации. Авторы Концепции трезво оценивают объективно ставшую менее стабильной и мирной обстановку на планете в таких выражениях, как «кризис доверия и повышение конфликтности», «размывание основополагающих принципов международного права» и «столкновение в мировом масштабе двух основных тенденций - глобализма и национализма». Казахстанская дипломатия констатирует «эрозию современной модели глобализации и международной торговой системы, увеличение разрыва в экономическом и технологическом развитии между странами и регионами, уязвимость глобальной финансовой системы, ужесточение торговых и валютных войн, санкционное противостояние».

Довольно любопытно, как оценивает себя Нур-Султан со стороны: «Казахстан реализует многовекторную, прагматичную и проактивную внешнюю политику, вносит весомый вклад в формирование и реализацию глобальной и региональной повестки дня в области безопасности, сотрудничества и развития. При этом основное внимание уделяется всемерному и незыблемому отстаиванию национальных интересов, конструктивному продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов».

Цель же новой Концепции - необходимость Казахстану «закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в регионе Центральной Азии», а также «в соответствии с концепцией «слышащего государства» и с учетом стратегической задачи по вхождению в число тридцати самых развитых государств мира следует усилить акцент на продвижение и защиту на внешнем периметре интересов государства, бизнеса, каждого гражданина». За счет этого теперь и планируется построение «сильного, гармоничного и социально ответственного государства, органично встроенного в современную систему международных отношений».

Далее, с целью открытия предметной дискуссии по этому документу, мы предлагаем нашим читателя ознакомиться с самим текстом Концепции, чтобы в дальнейшем высказывать свою точку зрения на нашу внешнюю политику, что, кстати, и укладывается в такую цель концепции по «повышению уровня осведомленности широкой общественности Казахстана и зарубежных стран о долгосрочных приоритетах, практических шагах и конкретных результатах внешней политики государства».

КОНЦЕПЦИЯ внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы

Глава 1. Анализ текущей ситуации

Современная система международных отношений переживает сложную трансформацию, основными признаками которой являются:

кризис доверия и повышение конфликтности, в том числе вследствие снижения функциональности многосторонних институтов безопасности и диалога, низкой эффективности механизмов превентивной дипломатии и конфликтного урегулирования;

размывание основополагающих принципов международного права, столкновение в мировом масштабе двух основных тенденций - глобализма и национализма, что создает серьезные риски для средних и малых государств;

обострение традиционных вызовов и угроз безопасности, таких как терроризм, экстремизм, гонка вооружений, в том числе ракетных, ядерных и космических, изменение климата и целого ряда других;

возникновение новых факторов влияния на геополитику и геоэкономику, в том числе связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, феноменами гибридных и кибервойн;

эрозия современной модели глобализации и международной торговой системы, увеличение разрыва в экономическом и технологическом развитии между странами и регионами, уязвимость глобальной финансовой системы, ужесточение торговых и валютных войн, санкционное противостояние.

На этом фоне мировое сообщество осознает необходимость формирования более устойчивой системы международных отношений, в пользу чего свидетельствуют следующие факторы:

растущая взаимозависимость стран и регионов;

накопленный опыт решения глобальных и региональных проблем, поиска совместных ответов на вызовы современности;

отсутствие выраженного идеологического противостояния между ведущими государствами и военно-политическими блоками;

осознание безальтернативности рыночной экономики.

Указанные факторы оказывают серьезное влияние на концептуальные и практические подходы в области внешней политики Казахстана.

За годы независимости наша страна укрепила позиции на международной арене, утвердилась как миролюбивое и открытое государство, надежный партнер в глобальных и региональных делах. Казахстан реализует многовекторную, прагматичную и проактивную внешнюю политику, вносит весомый вклад в формирование и реализацию глобальной и региональной повестки дня в области безопасности, сотрудничества и развития. При этом основное внимание уделяется всемерному и незыблемому отстаиванию национальных интересов, конструктивному продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов.

Вместе с тем выход Казахстана на новый этап государственного развития и формирование нового экономического курса ставят внешнюю политику Казахстана перед лицом новых реалий и вызовов.

Во-первых, на фоне усиления межгосударственной конкуренции за политическое и экономическое влияние, международные рынки и инвестиционные потоки Казахстану необходимо закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в регионе Центральной Азии.

Во-вторых, в условиях динамично меняющейся глобальной и региональной обстановки важно обеспечить более эффективное и системное продвижение международных инициатив Казахстана на основе прагматизма, системного анализа в целях получения конкретных результатов для страны и мира.

В-третьих, в соответствии с концепцией «слышащего государства» и с учетом стратегической задачи по вхождению в число тридцати самых развитых государств мира следует усилить акцент на продвижение и защиту на внешнем периметре интересов государства, бизнеса, каждого гражданина. Это является ключевым условием построения сильного, гармоничного и социально ответственного государства, органично встроенного в современную систему международных отношений.

Необходимость приведения системы внешнеполитических воззрений и дипломатического инструментария в соответствие с долгосрочными реалиями определяет целесообразность принятия настоящего документа.

Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы разработана с учетом целей и задач, отраженных в Стратегии долгосрочного и устойчивого развития до 2050 года, Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и ежегодных посланиях Президента народу Казахстана.

Глава 2. Международный опыт

Разработка концепций внешней политики (далее - КВП) широко применяется в международной практике.

Обзор КВП зарубежных стран свидетельствует о следующих основных моментах.

1. Государства мира осознают важность наличия взвешенных и реалистичных КВП в целях успешной реализации национальных интересов, проведения эффективной международной стратегии.

2. КВП являются отражением как долгосрочных, так и текущих интересов государств, вытекают из их объективных возможностей, места и роли в системе международных отношений.

3. В разработке КВП прослеживается стремление аккумулировать и использовать накопленный опыт международной деятельности государств, тенденция к сохранению определенной преемственности.

4. В своей основной массе КВП зарубежных государств базируются на взаимосвязи внешней, внутренней и экономической политики.

С учетом статуса Казахстана как среднего регионального государства особый интерес представлял анализ КВП зарубежных стран сопоставимой международной категории. При этом отмечена следующая закономерность: преобладающее влияние на формирование внешнеполитических линий средних государств оказывают системные факторы (события и тенденции на глобальном и региональном уровне, непосредственно отражающиеся на внешнеполитической повестке дня).

В целом настоящая Концепция аккумулирует имеющийся позитивный опыт мировой практики разработки внешнеполитических документов и адаптирует его к современным условиям развития Казахстана.

Глава 3. Основные принципы внешней политики

Республика Казахстан реализует свою внешнюю политику на основе следующих базовых принципов:

1) преемственность внешнеполитического курса Первого Президента - Елбасы Н.А.Назарбаева на новом этапе развития страны;

2) содействие построению стабильного, справедливого и демократического мирового порядка; равноправная интеграция в мировое политическое, экономическое и гуманитарное пространство; эффективная защита прав, свобод и законных интересов казахстанцев и проживающих за рубежом соотечественников;

3) продвижение внешней открытости государства, создание благоприятных внешних условий для повышения уровня благосостояния казахстанцев, развития политического, экономического и духовного потенциала страны;

4) многовекторность, прагматизм и проактивность, означающие развитие дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями, представляющими практический интерес для Казахстана;

5) мультилатерализм, направленный на формирование коллективного видения и эффективных подходов международного сообщества к решению широкого круга глобальных и региональных проблем на основе многосторонних консультаций и соглашений;

6) неразрывная связь безопасности и развития на национальном, региональном и глобальном уровнях, предполагающая выработку интегрированных подходов международного сообщества к реагированию на вызовы и угрозы безопасности трансграничного характера, урегулированию конфликтов, построению мира в постконфликтных странах.

Глава 4. Цели и задачи внешней политики

Внешнеполитическая стратегия Казахстана направлена на достижение следующих стратегических целей:

1) укрепление независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны, сохранение самостоятельности внешнеполитического курса;

2) упрочение лидирующих позиций и продвижение долгосрочных интересов Казахстана в регионе Центральной Азии;

3) позиционирование Казахстана в качестве активного и ответственного участника международного сообщества, вносящего весомый вклад в обеспечение международной и региональной стабильности и безопасности;

4) поддержание дружественных, предсказуемых и взаимовыгодных отношений с иностранными государствами как в двустороннем, так и многостороннем форматах, развитие комплексного взаимодействия с межгосударственными объединениями и международными организациями;

5) полноценное использование потенциала внешней политики в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня и качества жизни казахстанцев;

6) содействие внешнеполитическими методами сохранению и укреплению единства многонационального народа Казахстана;

7) возведение практических интересов граждан Казахстана и национального бизнеса во главу угла внешней политики государства.

Достижение целей определяет постановку и реализацию следующих задач:

1) наращивание усилий по формированию политически стабильного, экономически устойчивого и безопасного пространства вокруг Казахстана;

2) продолжение курса на укрепление международного мира и сотрудничества, повышение эффективности систем глобальной и региональной безопасности и взаимодействия;

3) выработка и реализация новых подходов к ключевым вопросам внешней политики на двустороннем и многостороннем уровне с учетом продвижения и защиты долгосрочных стратегических интересов государства;

4) обеспечение нового уровня «экономизации» внешней политики, дальнейшее укрепление позиций Казахстана в системе мирохозяйственных связей;

5) активизация «гуманитарной дипломатии», популяризация позитивного образа страны в мировом сообществе;

6) налаживание эффективной системы коммуникаций с широкой казахстанской общественностью по вопросам внешней политики;

7) совершенствование работы по обеспечению защиты личных и семейных прав граждан, законных интересов физических и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом.

Глава 5. Тенденции и видение развития внешней политики

Вышеизложенные цели и задачи обуславливают следующие ключевые приоритеты страны на международной арене.

1. Приоритеты в области поддержания международного мира и безопасности

1.1. содействие восстановлению и укреплению атмосферы доверия в международных отношениях на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций (ООН), продвижение многостороннего взаимодействия на основе равноправия и компромисса;

1.2. применение комплексного подхода при разрешении межгосударственных конфликтов и споров, гражданских конфликтов в прилегающих регионах с акцентом на возможности превентивной дипломатии и медиации;

1.3. содействие укреплению стратегической стабильности, противодействие применению и угрозе применения ядерного оружия в любых целях; продолжение усилий для достижения мира без ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ), поддержка создания зон, свободных от ядерного оружия;

1.4. участие в международных усилиях по предотвращению гонки обычных и новых видов вооружений, поддержка мер по сохранению и продвижению международных режимов контроля над обычными и новыми видами вооружений;

1.5. активизация поиска комплексных подходов к решению узловых вопросов азиатской безопасности, в том числе посредством трансформации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в региональную организацию по безопасности и развитию;

1.6. содействие объединению глобальных и региональных усилий в противодействии международному терроризму и экстремизму, в том числе путем создания широкой международной антитеррористической коалиции; взаимодействие с внешними партнерами в сфере борьбы с организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности;

1.7. содействие обеспечению международной информационной безопасности, борьбе с кибертерроризмом и использованием информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, в том числе представляющих угрозу международному миру, безопасности и стабильности.

2. Приоритеты в области экономической дипломатии

2.1. привлечение международных ресурсов и потенциала к процессам структурной трансформации национальной экономики, в том числе в рамках реализации программ индустриализации и развития «экономики простых вещей»;

2.2. расширение международного сотрудничества для привлечения качественных иностранных инвестиций в базовые отрасли экономики: машиностроение и приборостроение, агропромышленный комплекс, легкую промышленность, производство строительных материалов, горнодобывающую промышленность, транспорт и логистику, здравоохранение, образование, туризм, нефтегазохимию и нефтепереработку, нефтесервисную отрасль, агрохимическую промышленность, цветную металлургию;

2.3. содействие трансферу передовых зарубежных технологий в Казахстан как важной части инновационного и индустриального процесса. Продвижение бренда Казахстана в качестве открытой юрисдикции для международного партнерства в новых высокотехнологичных отраслях, в том числе в свете Государственной программы «Цифровой Казахстан», развития секторов «искусственного интеллекта», «больших данных» и других смежных направлений;

2.4. обеспечение благоприятных внешних условий для реализации «Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» в целях повышения эффективности использования водных, земельных, биологических и других ресурсов;

2.5. содействие в интеграции наиболее конкурентоспособных отраслей экономики Казахстана в международные и региональные производственные цепочки;

2.6. содействие казахстанским инвесторам и товаропроизводителям в реализации проектов на зарубежных рынках, противодействие их дискриминации со стороны государственных органов других стран;

2.7. содействие расширению номенклатуры, объемов и географии национального экспорта в первую очередь несырьевого, в том числе с учетом приоритетов разрабатываемой «Государственной программы торговой политики до 2025 года» и ее последующих редакций. Участие в выработке и внедрении международных стандартов качества, содействие снятию тарифных, нетарифных и защитных мер, препятствующих экспорту казахстанских товаров и услуг;

2.8. продолжение усилий по превращению Казахстана в трансконтинентальный транзитно-логистический хаб на магистральных путях Восток - Запад и Север - Юг с опорой на потенциал государственной программы «Нурлы жол», внедрение режима «открытого неба» и инфраструктурные инициативы зарубежных партнеров;

2.9. развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на региональном и местном уровне, в том числе на базе Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», Центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия»;

2.10. содействие укреплению региональной и глобальной энергетической безопасности, достижению баланса интересов стран-производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов, созданию диверсифицированных, стабильных и безопасных маршрутов их экспорта;

2.11. продвижение площадки Международного финансового центра «Астана» в целях дальнейшей интеграции в глобальную финансовую экосистему. Привлечение крупных зарубежных компаний к управлению товарными биржами Казахстана;

2.12. содействие эффективному функционированию международной торговой системы на основе принципов Всемирной торговой организации;

2.13. участие в международных усилиях по обеспечению региональной продовольственной безопасности, в том числе с использованием потенциала Исламской организации по продовольственной безопасности;

2.14. содействие усилиям мирового сообщества по оказанию официальной помощи развитию.

3. Приоритеты в области прав человека, гуманитарной дипломатии и охраны окружающей среды

3.1. укрепление конструктивного и равноправного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека, развития гражданского общества с учетом особенностей исторического развития и культурных ценностей государств мира;

3.2. содействие развитию межкультурного и межрелигиозного диалога, в том числе посредством Съезда лидеров мировых и традиционных религий, инициатив в рамках «Международного десятилетия сближения культур», участия в Альянсе цивилизаций ООН и других международных инициативах;

3.3. участие в усилиях мирового сообщества по противодействию преступным актам на почве ненависти, расовой дискриминации, религиозных противоречий, экстремизма и национализма;

3.4. участие в укреплении международного сотрудничества в области борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми;

3.5. присоединение к многосторонним конвенциям и заключение двусторонних договоров по либерализации визовых процедур и режимов;

3.6. заключение двусторонних договоров о взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам, выдаче и передаче осужденных лиц;

3.7. расширение международного сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровне в области образования, науки, культуры, спорта и молодежной политики;

3.8. популяризация богатого историко-культурного наследия казахского народа, в том числе в рамках программы «Рухани жангыру»;

3.9. расширение применения средств «цифровой дипломатии» для достижения внешнеполитических целей, продвижения международных инициатив, развития сотрудничества с зарубежными странами;

3.10. информирование мировой общественности о подходах и инициативах Казахстана по вопросам региональной и глобальной политики и экономики, в том числе с использованием потенциала Астанинского экономического форума, Евразийского Медиа Форума и «Astana Club»;

3.11. системное разъяснение казахстанской общественности задач и приоритетов внешней политики страны, конкретных результатов и выгод для казахстанцев в целях повышения внешнеполитической компетентности общества и усиления устойчивости к негативному внешнему воздействию;

3.12. поддержка развития казахского языка и культуры в местах компактного проживания казахских общин за рубежом, их связей с исторической родиной, в том числе по линии Всемирной ассоциации казахов и Фонда «Отандастар»;

3.13. защита прав и законных интересов пребывающих за рубежом казахстанских граждан, а также усыновленных (удочеренных) иностранцами казахстанских детей, проживающих за рубежом;

3.14. использование потенциала «парламентской дипломатии» для содействия политическим, экономическим и гуманитарным связям;

3.15. применение инструментов «народной дипломатии», взаимодействие с казахстанским неправительственным сектором в сфере внешней политики;

3.16. расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3.17. продолжение работы по совершенствованию, совместно с сопредельными странами, договорной правовой базы, инструментов и механизмов в сфере справедливого и рационального использования, устойчивого управления и охраны трансграничных водных ресурсов;

3.18. сотрудничество с иностранными партнерами и донорами по реабилитации территорий бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря, а также по борьбе с опустыниванием;

3.19. практическая реализация совместно с прикаспийскими странами положений «Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» и протоколов к ней;

3.20. участие в международном сотрудничестве в области здравоохранения, в том числе в целях противодействия эпидемиям и пандемиям.

4. Приоритеты в области региональной и многосторонней дипломатии

4.1. придание Хабу ООН в городе Алматы статуса межрегионального центра ООН в Казахстане по Целям устойчивого развития и содействие его деятельности в государствах Центральной Азии и Афганистане;

4.2. дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, стратегических взаимоотношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнерства и сотрудничества с Европейским Союзом (ЕС) и государствами-членами ЕС;

4.3. продолжение тесного взаимодействия с государствами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в установленных Договором о ЕАЭС сферах. Оптимизация подходов к ведению переговорного процесса в рамках ЕАЭС в целях полноценного учета долгосрочных национальных интересов Казахстана;

4.4. развитие двустороннего и многостороннего взаимодействия с государствами-участниками Содружества Независимых Государств в целях укрепления многостороннего диалога в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях, а также в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам;

4.5. расширение многостороннего диалога и сотрудничества в регионе Центральной Азии, важность которого в евразийских и глобальных процессах неуклонно возрастает. Укрепление существующих форматов взаимодействия государств Центральной Азии с внешними партнерами;

4.6. сохранение стабильности и расширение сотрудничества в Каспийском регионе на основе Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а также с учетом долгосрочных интересов Казахстана в области энергетики, транспорта, охраны окружающей среды и безопасности;

4.7. активизация взаимовыгодных связей с ведущими государствами Европы вне ЕС. Продолжение курса на расширение сотрудничества с многосторонними организациями в области политики и безопасности в Европе и Евразии - Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советом Европы, Организацией Североатлантического договора и другими институтами;

4.8. укрепление отношений со странами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки. Активное участие в деятельности международных организаций в Азиатском регионе, в том числе Шанхайской организации сотрудничества, СВМДА, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, Организации экономического сотрудничества, межрегионального диалогового процесса «Форум Азия - Европа». Расширение связей с региональными организациями без участия Казахстана - Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Лигой арабских государств, Советом сотрудничества государств Персидского залива и другими структурами;

4.9. развитие сотрудничества со странами Северной и Южной Америки, Карибского бассейна и Африки, а также региональными организациями с их участием в целях более полного задействования потенциала политического и торгово-экономического сотрудничества;

4.10. укрепление взаимодействия с международными и региональными экономическими и финансовыми организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития, Международным валютным фондом, Группой Всемирного Банка, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Европейским Банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Евразийским банком развития, Европейским инвестиционным банком, Исламским банком развития и другими институтами.

Инструменты реализации внешней политики

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Президент определяет основные направления внешней политики страны и представляет Казахстан в международных отношениях.

В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы» Первому Президенту Республики Казахстан - Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам внешней политики.

Парламент, являясь высшим представительным органом, в рамках своих конституционных полномочий ведет законодательную работу по ратификации, денонсации международных договоров.

Министерство иностранных дел (далее - МИД), являющееся уполномоченным органом в сфере внешней политики, осуществляет разработку основных направлений внешней политики и реализацию международных инициатив Главы государства, а также представляет соответствующие предложения Президенту и Правительству, осуществляет координацию деятельности центральных исполнительных органов в отношениях с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями.

Правительство, возглавляющее систему исполнительных органов, обеспечивает развитие взаимоотношений с иностранными государствами, международными и региональными организациями, разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики, финансированию внешнеполитических мероприятий.

Государственные органы на регулярной основе, в рамках своей компетенции и при координирующей роли МИД, осуществляют работу по выполнению международных договоров и обязательств страны, вырабатывают тактические подходы и конкретные предложения в области внешней политики. Принятие государственными органами решений внутреннего характера, потенциально способных иметь внешнеполитические последствия, в обязательном порядке согласовывается с МИД.

Ключевой составляющей единой системы дипломатической службы, возглавляемой МИД, являются загранучреждения Республики Казахстан. Их деятельность направлена на защиту и продвижение национальных интересов Казахстана, его граждан и юридических лиц в странах аккредитации, межгосударственных объединениях или международных организациях.

Межправительственные комиссии (комитеты, советы, форумы) по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами являются основным инструментом продвижения интересов Казахстана, взаимодействия бизнеса и государства, решения совместно с зарубежными партнерами задач, представляющих обоюдный интерес.

Разрабатываются программы и планы по реализации договоренностей и обязательств, вытекающих из международных договоров и решений межправительственных комиссий (комитетов, советов, форумов).

В целях реализации конкретных приоритетов в сфере внешней политики и экономики создаются межведомственные комиссии и рабочие группы.

Общественный совет по вопросам деятельности МИД обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом, информирование общественности и проведение общественной экспертизы.

Глава 6. Этапы реализации и ожидаемые результаты

С целью повышения предсказуемости доктринальных основ внешней политики Казахстана срок действия Концепции увеличен до 10 лет. Планы реализации Концепции утверждаются постановлением Правительства Республики Казахстан и обновляются раз в два года.

Реализация Концепции будет способствовать:

1) упрочению государственной независимости Республики Казахстан, ее международного авторитета в русле стратегии внешнеполитической преемственности;

2) укреплению национальной, региональной и глобальной безопасности;

3) формированию благоприятного внешнего окружения, укреплению дружественных, равноправных и взаимовыгодных политических и экономических отношений Казахстана со всеми заинтересованными в этом государствами и международными организациями;

4) достижению более высокого уровня интеграции Казахстана в международное сообщество и мирохозяйственные связи, в том числе на основе диверсификации и цифровизации национальной экономики;

5) интенсификации международного сотрудничества в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и смежных областях;

6) усилению защиты личных и семейных интересов граждан, деловых интересов физических и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом;

7) повышению уровня осведомленности широкой общественности Казахстана и зарубежных стран о долгосрочных приоритетах, практических шагах и конкретных результатах внешней политики государства;

8) в итоге - получению государством, национальным бизнесом и народом Казахстана конкретных выгод от внешнеполитической деятельности.

Глава 7. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

1. Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года «О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы».

2. Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 года «О дипломатической службе Республики Казахстан».

3. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан».

4. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан».

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...