Акаев спросил за статус
экс-президента
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ стало известно, что бывший президент Аскар Акаев интересуется на счет того, чтобы восстановить свой статус экс-президента Кыргызстана. А также что, за знакомство с узбекским кримавторитетом в Кыргызстане легко загреметь в камеру ГКНБ. Чтобы выйти оттуда приходится писать видео с раскаянием, чего в Кыргызстане не любят.
Спрашивает Акаев, ждет ответа Бакиев?
Итак, как оказалось, бывший лидер Кыргызстана Аскар Акаев ещё 30 июля этого года направил в кыргызский парламент - Жогорку Кенеш - письмо с просьбой восстановить его статус экс-президента. Радио «Азаттык» со слов депутата Чолпон Султанбековой сообщило, что письмо от Акаева поступило в четверг, 5 сентября, уже в профильный комитет. «Вопрос сразу не будет включен в повестку дня. Сначала будут проводиться переговоры с фракциями, их лидерами и депутатами. После этого мы сообщим, когда этот вопрос будет внесен в повестку дня», — отметила нардеп.
Напомним, Аскар Акаевич Акаев управлял страной с 1990 по 2005 год. За это время он пять раз менял Конституцию страны и всякий раз набирал себе еще больше полномочий. Также он четырежды (в 1990-м, 1991-м, 1995-м и 2000-м годах) побеждал на президентских выборах. Кроме того, продлевал свои полномочия в ходе всенародных референдумов 1994-го и 2003-го годов. Однако, 24 марта 2005-го в результате так называемой «Тюльпановой революции» против «семейной, авторитарной и коррупционной власти» он был свергнут, бежал из страны и с тех пор проживает в России, где вернулся к научной деятельности (по специальности Акаев – физик-ядерщик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ). После бегства Акаева, в 2010-м году его судьбу повторил второй президент Кыргызстана – Курманбек Бакиев, пришедший к власти на волне Апрельской революции.
Затем традиция монополизировать в своих руках власть временно прекратилась – с женщиной-президентом Розой Отунбаевой, но снова была возрождена революционером Алмазбеком Атамбаевым, который попробовал оставить после себя управляемого преемника в виде Сооронбая Жээнбекова, но не рассчитал и попал при нем в тюрьму. Следующая революция сместила Жээнбекова, но далеко не сразу освободила Атамбаева, которого нынешний лидер страны Садыр Жапаров отпустил, вероятно, лишь после закулисного политического торга. Только после этого Атамбаева смог, наконец, покинуть Кыргызстан, став третьим экс-президентом, лишенным статуса экс-президента (после Акаева и Бакиева) и проживающим больше за рубежом, чем дома. Сейчас этот статус, который предполагает неприкосновенность, госохрану, медобслуживание за счет бюджета, госдача и пенсия, имеют только два бывших лидера страны – Роза Отунбаева и Сооронбай Жээнбеков.
Как известно, несколько лет назад в Объединенных Арабских Эмиратах прошла встреча всех бывших президентов Кыргызстана по инициативе действующего главы государства Садыра Жапарова. Он предлагал всем бывшим президентам помириться и простить друг друга, чтобы объединить страну. Однако, результаты их очного общения, видимо, были неутешительными и о них особо больше никто не распространялся.
Далее, произошел неожиданный и нашумевший визит в 2021 году Аскара Акаева после 16 лет изгнания из Кыргызстана на родину. Он почти целый месяц находился в КР, посетил родное село в Кеминском районе. Провел переговоры и дал показания Генпрокуратуре, которая по итогам заявила, что уголовного дела против Акаева, по золоторудному месторождению Кумтор, нет. А также, что он может спокойно приезжать и уезжать из страны. Что он и сделал, уехав обратно в Москву. Там бывший физик и президент Кыргызстана три года сидел спокойно и публично не выступал. И вдруг решил поинтересоваться, нельзя ли вернуть себе хотя бы статус «бывшего»?
Интересно, что письмо от Акаева пришло в самый разгар депутатских каникул к спикеру Нурланбеку Шакиеву. Он немного его придержал и, как только парламент возобновил работу, сразу же спустил его в профильный комитет. Данному посланию придется пройти ещё два комитета, чтобы его выпустили на пленарное заседание. За этим процессом будут наблюдать, как за одним из самых захватывающих политических шоу. В случае положительного решения вопроса – он создаст прецедент в истории Кыргызстана и постсоветского пространства. Как президента вначале свергли, выгнали, а потом, когда свергли не только тех, кто его свергал, но и тех, кого свергли те, кто свергал его, он спокойно вернулся за пенсией и госдачей. Впрочем, как мы уже говорили выше, Акаев ведь не один такой. Сейчас у кыргызстанцев есть все основания полагать, что Акаев – это только первый этап в двухходовке по возвращению в республику Курманбека Бакиева – второго в истории президента Кыргызстана.
Он, конечно, запомнился самыми жесткими репрессиями и давлением на оппозицию – только официально зарегистрированных убийств в годы его президентства было 85, и большинство не раскрыты до сих пор, но ведь и перед Тюльпановой революцией, во время так называемых Аксыйских событий, от рук правоохранителей погибли 6 демонстрантов. При Бакиеве, конечно, были самые масштабные самозахваты земель, рейдерство предприятий и банков. Ну и главное – смерть около 75 демонстрантов и ранение более 300 человек 7 апреля 2010 года, когда происходила вторая «цветная революция». Поэтому у семьи Бакиева в Кыргызстане много «кровников». Считается, что правящий сегодня тандем – Садыр Жапаров и Камчыбек Ташиев – в свое время входили в ближайшее окружение Курманбека Бакиева и по-прежнему добиваются его реабилитации.
Возможно, что имеется попытка некоего размена: мол, Север Кыргызстана вернет своего представителя - Акаева - на родину из изгнания, а в ответ Юг получит возможность реабилитировать Бакиева. С одной стороны, возможно, это будет шаг, позволяющий примирить политические Север с Югом. А с другой – такой компромисс может дать пример некоей безнаказанности: мол, даже если все разворовал, но потом договорился с преемниками, то можно спокойно вернуться. В общем, ажиотаж и общественная дискуссия вокруг этого вопроса начались весьма и весьма горячие.
О том, что власти готовы пойти на возврат регалий и соцпакета всем «бывшим» их Родины, можно судить хотя бы по словам вице-премьер-министра Эдиля Байсалова, написавшего на своей странице в соцсетях, что «с точки зрения закона нет никаких сомнений в том, что Аскар Акаевич продолжает обладать званием экс-президента Кыргызстана». Об этом он написал в сети X (бывший Twitter) и добавил: «Если кто-либо хочет Акаева лишить этого статуса, то должна быть проведена процедура полного импичмента. А она была только против Алмазбека Атамбаева в 2019 году. Это моя личная точка зрения, но на данный момент нашему обществу не нужно отвлекать ресурсы на обсуждение и споры вокруг событий и обстоятельств давно минувших лет, а лучше сфокусировать свои усилия на задачах сегодняшнего дня». В 2010 году статуса экс-президента Акаева лишила Роза Отунбаева – своим декретом, как председатель Временного правительства.
Для чего еще нынешним властям заигрывать с бывшими лидерами страны? Возможно, потому что на местном уровне их кланы все еще сохранили какую-то поддержку населения, а в преддверии выборов в местные органы власти никакие союзники не будут лишними. В Бишкеке говорят, что партия-победитель местных выборов будет во многом определять итоги голосования по президентским выборам через два года. В этом смысле игры в «блудного сына» могут быть действительно интересным политическим шагом. Правда, неясно, в чью пользу – Ташиева или Садыра Жапарова?
След Салима Бойвоччи?
Еще одним возмутителем спокойствия кыргызстанцев в эти дни стал «авторитетный узбекский бизнесмен» Салим Абдувалиев, более известный по прозвищу «Салим Бойвочча» («Салим-богач»). До начала этого года – он был очень уважаемым в Узбекистане человеком, «решавшим очень много вопросов» и помогавшим людям искусства и спортсменам. Абдувалиев возглавлял Федерацию борьбы Узбекистана, и поэтому встречался с делегациями других стран, приезжавших в Ташкент на международные соревнованиям. Многие спортсмены бывшего СССР почитали за честь фотографироваться и сниматься на видео с ним.
Однако, недавно он попал в немилость властям и сразу же загремел за решетку. А ведь недавно к нему ездили и бизнесмены с политиками из Кыргызстана по своим вопросам. Говорили даже, что к нему дважды обращались с просьбой организовать покушение на правящей в Кыргызстане тандем Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева. Исходили они якобы от депутата ЖК Эмиля Джамгырчиева и неназванных представителей «криминала Кыргызстана». При этом сам парламентарий, в свое время продемонстрировавший чудеса ловкости и скорости в беге, так до сих пор мандат не сдал, хотя и формально находится под следствием по делу о коррупции. Самое главное – ему так и не предъявлено обвинение в подготовке покушения на высших лиц государства.
Но вернемся к текущим событиям. И хотя неизвестно, брался ли узбекский «богач» за «заказ» по лидерам Кыргызстана или нет, но в последний месяц сотрудники Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Кыргызстана открыли буквально охоту на всякого, кто имел несчастье быть знакомым с Абдувалиевым. Местный ли депутат из Ошской области, либо просто человек, ляпнувший о своем знакомстве с ним – всех берут под белы ручки и в ближайшее отделение ГКНБ. А дальше – от задержанного требуется сказать: не знал, знать не собираюсь и всячески буду держаться от него подальше. Всё это снимается и выпускается в виде видеороликов с пафосной музыкой. Соцсети даже шутят, что самые популярные ролики в стране теперь у «Чекист синема пикчерз».
Вот и в эту среду в объектив камеры ГКНБ попали два известных в Кыргызстане человека. Это бывший семикратный чемпион мира по боксу в легком весе Орзубек Назаров и экс-министр внутренних дел Мелис Турганбаев. Только ветерана и легенду спорта вызвали в ГКНБ, устроили допрос, после чего записали видео на фоне белой стены, на котором он тоже отрекся от всего и вся. В этом же сюжете показаны фото и видео, на которых Назаров в Ташкенте с группой других спортсменов запечатлены в гостях у Абдувалиева.
На фоне этой шумихи в интернете появилось фото, на котором запечатлены формально два руководителя федераций борьбы Узбекистана и Кыргызстана – Салим Абдувалиев и Мелис Турганбаев. В текущих политических условиях Мелис Токтомамбетович посчитал за лучшее самому подать в отставку с этой должности, оставшейся после отхода от правоохранительной деятельности. В соцсетях он написал, что «пришла пора уйти на покой и дать дорогу молодым». Правда, он, почему-то все еще «готов поделиться своими знаниями и богатым опытом». То есть, человек вроде как еще не устал от общественной нагрузки, но очень не хочет, чтобы его возили в СИЗО и заставляли каяться на камеру. Это же не бежать из страны после свержения твоего авторитарного режима, такое в Кыргызстане не забывают…