Америка все еще помнит о Центральной Азии 2
«Мы все уедем»: в России начался отток трудовых мигрантов из Центральной Азии
Деньги для региона она и дальше будет выделять, но уж больно далеко он от США находится
Юрий Сигов, Вашингтон
Стало уже доброй традицией пытаться угадать - кто же станет президентом США нынешней осенью, какую политику будет проводить в отношении той или иной страны, как это скажется на двухсторонних и региональных связях с Америкой. И, конечно же, какое внимание будет (или позабудет напрочь) уделять Вашингтон той или иной стране. Поскольку от Соединенных Штатов в мире так или иначе многое зависит, обычно надежды такие связываются с конкретным именем обитателя Белого дома.
Вот и сейчас ведущие политики и политологи пытаются определить, поменяется ли конкретное отношении к их странам или региону внешняя политика США в зависимости от того, придет ли к власти в Белом доме та или иная личность. То, что от такой личности в принципе немало зависит – факт неоспоримый. Но все же общие тенденции внешнеполитического курса Соединенных Штатов в той или иной точке нашей планеты определяются на стабильной и долгосрочной основе правящими кругами страны в целом.
Вне зависимости от того, кто будет следующие четыре года рулить Америкой, интересы и в самых различных сферах у американских элит примерно одни и те же. По этой причине тем, кто нынче беспокоится, а не изменится ли политика Соединенных Штатов по отношению именно к их конкретному региону или стране особо волноваться не стоит. Если США в какую-то точку один раз пришли, то выкурить их оттуда может только сопоставимая с ними военная и экономическая сила.
А поскольку такой силы пока нет ни у одной другой страны, то и присутствовать Америка будет там, где ей кажется нужным и полезным. Причем постепенно укрепляя свои позиции, внедряясь везде, где это может быть для американской политики и бизнеса выгодным. А в случае продолжения еще и геополитического противостояния с Китаем и Россией пытаться некоторые страны (а к ним относится вся Центральная Азия) вовлечь в эту борьбу с Пекином и Москвой.
Деньги будут, денег много, вот только будет ли от этого толк?
О том, что Центральная Азия находится на перекрестке целого ряда геополитических интересов ведущих мировых держав известно с самого момента распада СССР. Да, теперь по всем региональным вопросам таким странам, как США, Китай, Япония, Иран, Турция и другим нужно было разбираться с целой пятеркой независимых государств. Но желание это сохраняется и поныне, с той лишь разницей, что и сами страны региона, и те, кто там основательно за эти годы укрепился, уже друг о друге имеют неплохое представление, плюс понимание интересов и желаний партнеров.
Соединенные Штаты еще с 1992 года буквально ринулись (особенно с сфере политики и бизнеса) в регион Центральной Азии. Благо и со сопредельной стороны интерес был более, чем на уровне простого любопытства. А с учетом того, что присутствие Америки в той или иной мере балансировало в регионе интересы лежащих по соседству России п Китая, американцам в принципе было довольно комфортно завоевывать выигрышные позиции в этом регионе – тем более пока и Москва, и Пекин особо каким-то ответными действиями для пресечения активности Вашингтона не заморачивались.
Что же происходит с американским присутствием в Центральной Азии сейчас? О деловых и торговых интересах США – особенно в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане - очень хорошо известно. Но главным отличием нынешней ситуации является объявленный американцами фактически крестовый поход в регионе против интересов России и Китая. Каждая сделка в бизнесе, визит официального лица, семинар или конференция, проводимая американцами в регионе направлены прежде всего на то, чтобы страны Центральной Азии не попали под растущее, как им кажется, давление Москвы и Пекина.
Приводит подобная политика к тому, что с одной стороны, президенты Центральной Азии вовсе не собираются порывать свои отношения с Россией и Китаем, а с другой их к этому стабильно, насильно, настойчиво и иногда просто нагло побуждают Соединенные Штаты. Особенно ситуация обострилась после начала российско- украинского военного конфликта, и введения целого ряда санкций со стороны руководства коллективного Запада (где США играют ведущую роль) против РФ.
Американцы активнейшим образом пытаются вовлечь в этот процесс страны Центральной Азии, а для этого используются как финансовые рычаги (американская помощь), так и неслабые карательные меры (попытки центральноазиатских банков каким-то образом помогать российским финансовым структурам избегать денежных санкций при оплате российскими компаниями тех или иных коммерческих сделок с зарубежными фирмами).
При этом ключевым фактором, который доходчиво разъясняется странам Центральной Азии с кем им можно и нужно дружить, а кого лучше обходить стороной, являются американские деньги в большом количестве. Как сами деньги по сумме, так и конкретно доллары США. Вне зависимости о того, кто, сколько раз, и с каких высоких трибун призывает «не подчиняющиеся США страны мира» переходить во взаимозачетах на местные валюты, вся центральноазиатская пятерка уже полностью интегрировалась в западные как финансовые, так и торговые схемы и цепочки.
Соответственно принуждать их отказаться от всей той «прозападной интеграции» теоретически можно, но тогда что-то требуется предложить тем же Ташкенту, Астане или Бишкеку альтернативно. И такое, от чего нельзя им будет отказаться (пока же они не могут в силу целого ряда причин отказаться от именно дружбы с Америкой и ее зеленого цвета денежных купюр).
Так, за четырехлетнее нахождение у власти в Соединенных Штатах администрация Байдена стремилась максимально уменьшить влияние России и Китая в Центральной Азии, используя для этого самые разнообразные рычаги – от выдачи кредитов и иной материальной помощи странам региона до открытого политического давления. Недавно в Белом доме было объявлено о выделении 176 миллионов долларов для «многоцелевого развития» страна Центральной Азии в 2025 году.
Да, далеко не факт, что нынешняя администрация демократов останется у власти, как и далеко не гарантия, что следующий состав Конгресса одобрит этот пакет помощи (если там в большинстве окажутся республиканцы, да еще если Д. Трамп одержит победу на президентских выборах, то многие планы по выделению средств иностранным государствам будут точно пересмотрены). Но факт – по крайней мере пока – остается фактом. О Центральной Азии в администрации американского президента помнят, а те миллионы, которые будут выделены странам региона на будущий год, главным образом пойдут на нивелирование влияния там России и Китая.
Как явствует из коммюнике, распространенного администрацией Белого дома, планируется потратить большую часть этих денег на создание рабочих мест именно в самих странах Центральной Азии. Чтобы вроде как уроженцы центральноазиатского региона были максимально востребованными у себя на родине, а не уезжали в поисках заработков в Россию и Китай. Также есть планы пригласить на работу в США примерно 100 тысяч граждан стран Центральной Азии, если на их труд будет конкретный запрос со стороны американского бизнеса.
Этот аспект, как мне видится, особенно любопытен в связи с теми явно анти-иммигрантскими настроениями, которые доминируют в рядах республиканской партии США. А их главный кандидат в президенты Д. Трамп обещает закупорить полностью страну в случае своего избрания президентом, а тех, кто незаконно в ней уже находится (а речь идет как минимум о 16-18 миллионах человек) депортировать на родину (главным образом в страны Центральной и Южной Америки).
Какой язык учить узбекам и таджикам – английский или русский?
Тема трудовой миграции на сегодня является чуть ли не ключевой для выработки политики любой страны как принимающей эти трудовые потоки из других государств, так и там, откуда собственное население уезжает за лучшей долей в дальние края. Говоря о Центральной Азии, следует сразу же вывести за скобки рассуждений Казахстан и Туркменистан. Оттуда никаких массовых трудовых потоков ни в одну страну с самого обретения независимости этими государствами не наблюдается.
Да, около 50 тысяч граждан Туркменистана уже осели в Турции, работают там, и к себе на родину (умышленно не пишу слово «домой») возвращаться не планируют. Но все это - капля в море реального миграционного потока-потопа, который направлен за границу из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Только в России по оценкам руководства ее правоохранительных органов, находятся от 13 до 15 миллионов мигрантов – в основном из Центральной Азии и Украины. Число это стабильно растет, и если бы не террористический акт, совершенный в марте нынешнего года в торговом центре «Крокус» в окрестностях Москвы, ситуация на данный момент еще больше бы усугубилась.
Главная причина миграции - поиск работы, возможности, которые открывает зарубежный рынок труда с точки зрения улучшения собственного уровня жизни, а также помощи родственникам, оставшимся на родине. По крайней мере, именно эти причины называют в различных опросах, проводимых среди трудовых мигрантов в России. В которых на очень слабом, а иногда и без такового уровня русском языке отвечали люди, родители и дедушки-бабушки которых владели русским языком еще сравнительно недавно на весьма приличном уровне.
В то же время параллельно идут два совершенно абсурдных процесса. С одной стороны, наблюдается повышенный интерес во всех странах Центральной Азии к английскому языку. Это вроде как и главный международный язык, и возможность найти работу не только в Америке, Англии или Ирландии, но и в Австралии с Новой Зеландией, а также таких странах, как Турция, Южная Корея, Филиппины и многих других. Соответственно будешь хотя бы на минимальном уровне общаться по-английски - значит шансы твои на поиск работы за границей резко возрастут.
С другой Россия тратит очень солидные средства каждый год на проталкивание изучения русского языка в странах Центральной Азии, и прежде всего в Таджикистане и Узбекистане, откуда в РФ идут основные миграционные трудовые потоки. Зачем это делается? А чтобы не учили английский, и не настраивались на отъезд в западные страны, в том числе в США (где американское правительство установило специальные квоты для трудовых мигрантов из Центральной Азии – прежде всего потому, что эти страны в процентном соотношении к общему числу населения Америки считаются недопредставленными).
Так нужны Америке и России неквалифицированные разнорабочие, или лица с высшим образованием?
И здесь вновь сталкиваются две полностью противоположные концепции взаимодействия с Центральной Азией, которые осуществляют Соединенные Штаты и Россия. Для США главное, чтобы регион не был «задним» и «передним» дворами ни России, ни Китая. Чтобы основная масса населения этого региона оставалась в своих странах, а путем инвестиций в различные программы занятости они могли бы у себя дома зарабатывать достаточные суммы, чтобы жить именно дома, а не эмигрировать куда-то в дальние края.
Разумеется, какую-то часть жителей этого региона американцы могут по специальным программам принять на работу у себя. Но США находятся географически очень далеко от Центральной Азии, местные жители - даже если искать среди них и весьма квалифицированные кадры - не говорят по-английски. А изучение английского, которое пытаются местные власти внедрить начиная со школьной скамьи, натыкается на две существенные проблемы: отсутствие учебников и учителей, и прагматика пользы от знания английского для получения в будущем приличной работы.
Естественно, что английский важен для специалистов хотя бы средней квалификации, но это заведомо ориентировка на работу за рубежом (причем совсем даже не обязательно в Америке: к примеру, американские представители говорили мне о том, что Австралия уже наняла около сотни водителей большегрузных трейлеров для перевозки товаров по территории огромного материка-страны, а знание английского на как минимум среднем уровне там было обязательным условием).
Между тем изучая английский язык, жители Центральной Азии так или иначе проникаются образом жизни и менталитетом тех, кто на этом языке говорит и думает. А поскольку в любом случае уровень жизни, который может предложить потенциальным работникам (даже не очень высокой квалификации - но у них точно будут проблемы с изучением английского) Америка, а также страны Европы, Южная Корея, Япония или Австралия с Новой Зеландией, чем в тех же России и Китае (куда проблема изучения языка большую часть мигрантов и вовсе тормозит).
Важно и то, что в Соединенных Штатах просто не может произойти замещение населения одной демографической группы другой. В России же миграционная политика по сути дела построена так, что инвестиций в то, чтобы местное население оставалось у себя в стране, нет никаких. Соответственно это самое население, не имея возможностей для трудоустройства, смещается в Россию – благо есть безвизовый режим (в Америку при всем желании без визы никому не попасть – даже те, у кого 90-дневный безвизовый режим по типу стран Европы или Сингапур с Брунеем, в случае желания остаться работать в США визу должны будут получать).
В итоге так называемое изучение русского языка и деятельность так называемых институтов Пушкина в странах Центральной Азии направлены по сути дела на стимулирование миграции в РФ в основном малоквалифицированной и малообразованной местной рабочей силы. Да, в той же Европе и США жители центральноазиатского региона сталкиваются со значительными трудностями. Нужно получать визы, есть серьезный языковый барьер, дороговизна перелета и проживания, конкуренцией с дешевой рабочей силой с Украины и Молдавии. Но если они туда все же попадают, то условия для жизни у них там значительно комфортнее во всех отношениях, чем у себя на родине.
Российские же власти сейчас резко решили бороться с незаконной миграцией, но в результате сразу же при нехватке рабочей силы из той же Центральной Азии проблемы возникли по той причине, что их оказалось некем заменить. Также надо учитывать, что количество выходцев из Центральной Азии, имеющих российские паспорта, превышает уже 5 млн. человек. Предложение о принятии закона, согласно которому мигрант, получивший российский паспорт, должен будет отслужить два года в российской армии, гарантировано вызовет недовольство как самих мигрантов, так и тех уже российских граждан, куда эти новоявленные россияне из Центральной Азии придут служить.
В конечном итоге складывается ситуация, при которой миграция власти Америки из Центральной Азии волнует только потому, что для них лучше сохранять в этих государствах стабильность и рабочую силу в самих этих странах. Куда можно потом будет инвестировать и пользоваться уже имеющимися на месте как квалифицированными, так и рядовыми рабочими трудовыми ресурсами. С российской стороны как процесс изучения русского языка в регионе (с помощью российских школ и учителей), так и придание некой организованности въезда трудовых мигрантов в РФ из Центральной Азии приводит только к одному - массовому переселению жителей этого региона в самые различные районы Российской Федерации.
Есть у меня, честно говоря, большие сомнения в том, что рядовым гражданам Центральной Азии нужно так уж учить русский или английский языки для того, чтобы побыстрее – и с бОльшим финансовым наваром – уехать из собственных стран. В любой другой стране они будут все равно на положении чужих – что на русском им это будут объяснять местные власти и жители, что на английском. А квалифицированные специалисты сами определят, где им жить и работать. Захотят – останутся дома, и что английский, что русский будут учить и знать для общения с коллегами. Захотят уехать- так, может быть, китайский, корейский или турецкий языки им будут намного полезнее, чем англо-русский разговорник.