Американские «скорпионы» для казахстанского неба
Казахстан покупает у США самолеты-разведчики на фоне враждебной риторики российских депутатов
«ДН»
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ стало известно о крупном приобретении, сделанном Казахстаном в области вооружений. Как сообщает американское Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности, Государственный департамент США разрешил продать Казахстану самолеты-разведчики King Air за $128 млн. «Государственный департамент решил одобрить продажу правительству Казахстана самолета King Air B300ER Scorpion с системами разведки и наблюдения (ISR) и сопутствующим оборудованием по ориентировочной стоимости $128,1 млн. Вчера Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности предоставило необходимую сертификацию, уведомив Конгресс о возможной продаже», - говорится в сообщении агентства. Судя по описанию приобретаемого вооружения, речь идет о достаточно новых образцах разведывательной авиации, которые оснащены новейшими современными системами слежения, которые, как указывает разработчик, «помогают обнаруживать, идентифицировать, обрабатывать и поражать цели быстрее, чем когда-либо, и на больших расстояниях, чем раньше». Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предполагать, что эта сделка может вызвать негативные комментарии со стороны российских политиков, повадившихся в последние недели высказывать территориальные претензии и политические оскорбления в адрес Казахстана и персонально его руководства. В пользу того, что происшедшее может нервировать и официальную Москву говорит и то, что сделка с США могла быть совершена в рекордные для нашей страны сроки и буквально на фоне карабахского конфликта, ознаменовавшего торжество натовских образцов вооружения над российским оружием.
Что еще известно из официального сообщения? Агентство КазТАГ описывает сделку и ее предмет таким образом: «…Правительство Казахстана попросило продать три комплекта датчиков Raytheon AST TITAN Communications Intelligence (COMINT) (два установлены, один запасной). Также в контракт включены два самолета King Air B300ER Scorpion; три радара с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) Leonardo Osprey 30 (два установлены, один запасной); три турельных оптических инфракрасных датчика WESCAM MX-15HDi Elector (два установлены, один запасной); три системы автоматической электронной разведки (ELINT) Sierra Nevada Small SWAP (две установлены, одна запасная); безопасная связь; стационарный и переносной наземный пост управления; наземное вспомогательное оборудование; интеграция самолетов и сопровождение испытаний; публикации и техническая документация; оборудование для обучения персонала; комплектующие и запасные части; программное обеспечение; услуги поддержки правительства США и подрядчиков, инженерно-технические, технические и логистические услуги, а также другие связанные программной и логистической поддержкой элементы».
«Предлагаемая продажа будет поддерживать цели внешней политики и национальной безопасности Соединенных Штатов за счет повышения безопасности страны-партнера, которая является движущей силой политической стабильности и экономического прогресса в Центральной Азии. Предлагаемая продажа повысит способность Казахстана противостоять текущим и будущим угрозам за счет улучшения его способности сдерживать региональные угрозы и проводить операции по обеспечению безопасности границ. Казахстану не составит труда принять это оборудование и услуги в свои вооруженные силы. Предлагаемая продажа этого оборудования и поддержки не изменит базового военного баланса в регионе», - цитирует КазТАГ американское военное агентство. Также сообщается, что «основным подрядчиком выступит Sierra Nevada Corporation».
«Нет никаких известных соглашений о взаимозачете, предлагаемых в связи с этой потенциальной продажей. Реализация этой предлагаемой продажи не потребует назначения каких-либо дополнительных представителей правительства США или подрядчиков в Казахстане. Предлагаемая продажа не окажет негативного влияния на обороноспособность США. Это уведомление о потенциальной продаже требуется предоставить в соответствии с законом. Описание и долларовая стоимость указаны для наивысшего оценочного количества и долларовой стоимости на основе первоначальных требований. Фактическая долларовая стоимость будет ниже в зависимости от окончательных требований, бюджетных полномочий и подписанных договоров купли-продажи, если и когда они будут заключены», - сообщили в Агентстве по оборонному сотрудничеству и безопасности США.
Описывая указанные самолеты, большинство медиа цитируют следующий текст: «King Air B300ER Scorpion Aircraft - легко адаптируемая многофункциональная платформа, способная осуществлять перевозку грузов, разведку или охрану границ. Эти самолеты активно используют правоохранительные органы и военные во всем мире. Модульная конструкция самолета позволяет быстро изменить его конфигурацию для выполнения особых задач. Такая операция обычно занимает менее шести часов».
На сайте производителя указывается, что максимальная вместимость оборудованного двумя винтами самолета - 15 человек. Длина корпуса - 14,2 метра, размах крыльев 17,65 метров. Максимальный полезный груз - чуть более трех тонн. Максимальная крейсерская скорость - 561 к/ч. Дальность полета - 4,9 тысячи км. Максимальная высота - более 10 км.
Однако сам по себе самолетик не так интересен, как его оборудование. Похоже, и стоит оно гораздо дороже «носителя». Судя по открытым источникам, King Air 300 в базовой комплектации и, видимо, не новый может стоить всего около $1,4 млн долларов. Даже, если предположить, что военная комплектация в 10 раз дороже, становится ясно, что стоимость самолетов внутри общей суммы сделки невелика. Что же там такого дорогого тогда? Не являясь военными экспертами, мы можем только предполагать. Однако, кое-что не могло не привлечь наше внимание. Так, портал Intelligence Community News 28 июля этого года сообщил о том, что компания Raytheon Intelligence and Space представила свою совместную с армией США разработку под названием Tactical Intelligence Targeting Access Node (что-то вроде «Узел доступа к тактической разведке»), которая призвана «помочь обнаруживать, идентифицировать, обрабатывать и поражать цели быстрее, чем когда-либо, и на больших расстояниях, чем раньше».
«Цель TITAN состоит в том, чтобы связать командующих на всех уровнях со своевременными данными разведки, ускоряя сроки принятия решений», - цитирует сайт слова Дэвида Аппеля, вице-президента по оборонным и гражданским решениям Raytheon Intelligence & Space, одного из четырех предприятий, входящие в Raytheon Technologies. «Сегодняшние системы ограничивают своевременный доступ к разведывательной информации, необходимой для участия «в глубине сражения» - на расстояниях более 200 миль». Разработка TITAN укладывается в новую американскую стратегию модернизации армии США, принятую в 2019 году, в которой будущая тактика на поле боя описывается, как «быстрое и состязательное, с большей летальностью оружия, постоянным наблюдением, увеличением скорости взаимодействия людей и распространением оружия массового поражения».
Сообщается, что TITAN использует машинное обучение и искусственный интеллект для автоматизации обработки данных, которая сегодня в основном выполняется вручную. Интеграция этой технологии в процесс помогает построить прочные командные отношения между человеком и машиной, уменьшая умственную нагрузку на солдат. Raytheon Intelligence & Space продемонстрировала TITAN армии США в конце июля 2020 года в рамках своего предложения. «Командирам на передовой необходимо быстро выявлять и оценивать угрозы своим силам, - говорит Грег Хансель, менеджер по развитию бизнеса RI&S. - Чтобы делать это точно, им нужна система, которая может быстро собирать и объединять данные, полученные от каждого доступного датчика, независимо от домена, и быстро обмениваться с ними информацией. Цель состоит в том, чтобы ускорить передачу данных от сенсора к исполняющим платформам, таким как самолеты, артиллерия или системы постановки помех».
Далее компания описывает свое детище следующим образом: «Система TITAN от RI&S сочетает в себе готовые коммерческие технологии с проверенными в боях защитными технологиями, чтобы предоставить пользователям непрерывный доступ к данным в спорных средах и дать им четкое представление об угрозах, которые постоянно развиваются. «Коммерческие компании, с которыми мы сотрудничаем, разрабатывают программное обеспечение, работающее на фоне продуктов, которые люди используют каждый день для навигации в цифровом мире, но они не обязательно предназначены для использования в военных целях», - сказал Эрик Грант, главный инженер отдела обороны и решений в области гражданского строительства. «Мы работаем с ними, чтобы адаптировать и укрепить их продукты, чтобы они могли работать в условиях с очень серьезными последствиями в безотказных миссиях». Чтобы решение TITAN продолжало оставаться эффективным по мере развития будущего поля совместной общедоменной деятельности, RI&S разработала масштабируемую систему с использованием подхода разработки с открытой архитектурой. Стандартизированная конструкция позволяет снизить стоимость обслуживания, позволяя быстро внедрять обновления в систему и обеспечивает гибкость, необходимую для интеграции будущих возможностей по мере появления новых угроз. «Мы должны найти инновационные способы непрерывной поставки новых технологий, которые соответствуют потребностям наших клиентов, и точка», - сказал Аппель. «Мы не можем зацикливаться на том, откуда берутся технологии, будь то традиционная оборонная промышленность или коммерческое партнерство, мы обязаны предложить лучшие возможности. В конечном итоге то, что мы делаем, будет защищать наших военнослужащих».
Итак, судя по всему, мы имеем перед собой покупку Казахстаном самой новейшей военной технологии для Пентагона с использованием искусственного интеллекта, которую даже армии США представили в конце июля этого года. Зачем мы фиксируем такую новость. В октябре, когда боевые действия между Арменией и Азербайджаном были в самом разгаре, Министерство обороны РК опубликовало законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам вооруженных сил Республики Казахстан», в концепции которого просит убыстрить время и облегчить бюрократию процедур по закупке вооружения. «…Использование существующих норм законодательства о государственных закупках при приобретении импортной продукции (услуг) военного назначения, предусматривающий проведение продолжительных по времени процедур от двух до шести месяцев, не отвечают целям оперативности их закупки для обеспечения боеготовности подразделений органов военной разведки министерства обороны», - говорится в документе.
«Учитывая необходимость оперативного и полноценного обеспечения и поддержания боевой готовности вооруженных сил, подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство в целях наделения органов военной разведки министерства обороны Республики Казахстан правом приобретения у иностранных производителей вооружения, военной техники, запасных частей, комплектующих, работ и услуг, при отсутствии их производства на территории Республики Казахстан», - отмечается в концепции. То есть именно военная разведка просит разрешить ей обходить традиционные способы закупа техники через АО «Казспецэкспорт». Ну, а дальше в декабре уже Госдеп США дает согласие на покупку вышеупомянутого вооружения.
То есть между презентацией TITAN и началом его реального закупа прошли какие-то шесть месяцев! Чтобы оценить оперативность сделки, наверное, можно привести в пример еще одну новость вчерашнего дня. В Казахстан перегнали звено истребителей Су-30М, контракт на поставку которых был заключен в 2015-м году (!). Стоимость той сделки оценивали в $200 млн. Цифра сопоставимая с нынешним контрактом с США, ну, а время поставки начиненных современным оборонным «фаршем» нам пока не известно. Хотя можно быть уверенными, что оно точно будет быстрее, чем 5 лет, как с Су-30М. Скорее всего, «носитель» - не самый новый и не самый «навороченный» самолет был выбран сознательно - чтобы убыстрить поставку.
Теперь основной вопрос: как эту сделку воспримут в России? Ясно, что уже отметившиеся в казахстанофобии депутаты Госдумы РФ могут затянуть новую песню про «неблагодарного союзника» и «территориальные подарки», и, вероятно, сделают это (не без указки сверху) буквально на днях. Однако, еще более важно, как это будет интерпретировано в Кремле, вернее: какой компромисс возникнет по этому поводу между его «башнями»? Не секрет, что Москва крайне болезненно воспринимает военное поражение армии Армении от Азербайджана в трактовке триумфа западного оружия над российским. Однако, факт остается фактом: беспилотники турецкого и израильского производства уничтожали не только устаревшие образцы транспорта, бронетехники и артиллерии, но и, по некоторым данным, комплекс ПВО С-300. Мини-революцию в военном деле на пространстве бывшего СССР произвели также новые возможности по контролю и управлению войсками на поле битвы. То есть в то время, как для армянских командиров поле сражения было в значительной мере скрыто «туманом войны», и они исходили в основном из данных, получаемых через радиостанции от своих подразделений, то азербайджанское командование получало картинку и связь, сравнимую с компьютерными стратегиями, буквально «видя» происходящее в реальном времени и деталях. Судя по всему, вот такие вот «глаза» и связь подобного или даже еще более продвинутого уровня решил теперь купить и Казахстан. Наши военные специалисты должны были оценить происшедшее в Карабахе, и, судя по динамике событий, все это действительно произошло.
Симптоматично в этом смысле выглядит заявление министра обороны РК Нурлана Ермекбаева на этой же неделе. «Сейчас у нас на вооружении состоят немало, скажем так, образцового вооружения и техники стран, не только казахстанского производства, не только входящих в ОДКБ, но и стран, даже западноевропейских. Даже американская техника имеется. У нас есть, например, комплексы радиоэлектронный борьбы испанского, немецкого производства, которые отличаются очень широким диапазоном частот и по тактико-техническим характеристикам намного превосходят аналоги других стран. И таких комплексов нет даже у некоторых развитых стран, которые есть на вооружении нашей армии», - сказал Ермекбаев во вторник, отвечая на вопрос о том, почему казахстанская армия не закупает отечественную технику, а отдает предпочтение зарубежной.
Чиновник в погонах отметил, что «приоритетными направлениями являются развитие авиации, противовоздушной обороны, беспилотной авиации, разведки, радиоэлектронной борьбы, противодействия БПЛА, робототехники, радиационно-биологической защиты и медицинского обеспечения». Также Ермекбаев сказал, что «вооруженные силы на основе оценок рисков, угроз, планов применения, возможного характера боевых действий вероятного противника и так далее, формируют потребности и виды типов вооружения, их количество, которое нужно и передают эти тактико-технические требования вместе с потребным количеством уполномоченному органу - МИИР для того, чтобы это ведомство уже занималось обеспечением».
«Планируется это все ежегодно, причем планируется и утверждается коллегиальными органами. Формируется план приобретения вооружения, военной техники. Мы внимательно изучаем, какие виды вооружения, техники и какие существуют вообще на мировом рынке, какие задачи нам предстоит выполнять в соответствии с указаниями Верховного Главнокомандующего, какие виды техники лучшим образом отвечают этим задачам. Безусловно, приоритет отдается отечественным производителям. Сегодня у нас на вооружении состоят и боевые машины отечественного производства, и радиолокационные станции «Нур», и автомобильные разливочные станции АРС-14KZ, и расчетно-аналитические станции «РАСТ-2», и средства связи. Но в силу объективных причин отечественные производители не могут производить все виды вооружения и техники. В этом и нет экономического смысла, поскольку потребности у нашей армии не такие большие, чтобы открывать большие заводы по производству военной техники. Это будет очень дорогостоящее и практически бесперспективное занятие. Поэтому какие-то виды вооружения и техники мы все равно должны и будем приобретать по импорту», - отметил министр.
Все это и может вызвать эмоциональную реакцию Кремля, который итак довольно остро реагирует на всевозможные вызовы своей безопасности, которыми его специальные службы начали буквально терроризировать в последние недели. Конечно, официально Москва вряд ли пойдет на какие-то демарши, но усиление неформального давления и попытки раскачивания ситуации через уже «засвеченных» депутатов и организации с ними связанные (а, как оказалось «Национально-освободительное движение» (НОД) депутата Евгений Федоров имеет филиал и в Нур-Султане!) могут значительно усилиться. Вполне возможно, что вообще сама ситуация с неожиданно появившимися и озвученными депутатами территориальными и политическими претензиями, как раз и рождалась из вот этого или подобного оборонного заказа Казахстана, кто знает?