Анкара выходит из засады | Деловая неделя
22 января 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Анкара выходит из засады

09.12.2024 11:43:25
№: 45 (1587)

Кремль запросил у Турции помощь в выводе своего военного контингента с территории Сирии

Пока коллективный Запад и Россия борются друг с другом, у Турции – свои планы на место в новом миропорядке

Юрий Сигов, Вашингтон

Свержение 53 летнего правления семьи Асадов в Сирии, фактический разрыв отношений с Израилем, активизация на постсоветском пространстве в рамках Организации Тюркоязычных государств вновь напомнили все вместе о весьма влиятельном месте и роли в современных международных делах Турции. О которой периодически все так называемые ведущие мировые игроки в «большую политику» периодически забывают. Но Анкара им о своей силе и воли очень быстро вновь напоминает.

Изначально было понятно, что после победы на американских президентских выборах Д. Трампа весь Ближний Восток, переживающий сейчас большие потрясения, окажется в зоне ещё большей напряжённости. В любые перемены в этом регионе даже иногда против своей же воли оказываются быстро вовлечёнными все расположенные здесь страны. Да, всё вроде как по-прежнему завязано на старую, и фактически неразрешимую проблему — отказ Израиля от сосуществования на соседних территориях с арабским государством Палестины.

Эта проблема остается ключевой в регионе, но там ведь еще полным-полно конфликтов. Военные действия в Сирии (последствия той самой «арабской весны» ведь никуда не исчезли), борьба всех, кто только под это подписался с ИГИЛ, полномасштабная война между Израилем и Ливаном (а точнее с движением «Хезболла» - это некое государство в государстве), угрозы коллективному Западу и особенно США со стороны Йемена (хуситы поддерживают борьбу палестинцев против Израиля).

А еще вновь обострение так называемого курдского вопроса, где 40-миллионное население региона в границах Ирана, Ирака, Сирии и Турции до сих пор не имеет собственного государства. Плюс вновь вспыхнул конфликт на границе Ирана и Пакистана, где проживают белуджи, которые, как и курды, требуют предоставить им государственность.

Память – она такая, имеет тенденцию о себе напоминать

И вот во всем этом и так более, чем взрывоопасном регионе во всех его конфликтных зонах решила напомнить о себе Турция. Разумеется, Анкара никуда во всех продолжающихся в регионе противостояниях не уходила. Как и лично президент Турции Т.Эрдоган стабильно держал руку на пульсе что ближневосточных дел, что территорий, где участие турецких войск или военно-технической помощи традиционно играло весьма важную роль.

Между тем все чаще при такой концентрации конфликтного потенциала на Ближнем Востоке и его окрестностях стали говорить о том, что Турция вроде как не просто так во все конфликты пытается подключиться. А речь идет вроде как о некоем пробуждении исторической памяти, поскольку большинство конфликтов в этом регионе происходит на территории бывшей Османской империи. Если внимательно посмотреть на те карты, которые существовали до 1914-1917 годов, то все нынешние конфликты являются следствием её территориального дробления после окончания Первой мировой войны.

Именно тогда по инициативе прежде всего Великобритании и Франции были созданы во многом и до сей поры искусственные государственные образования, границы которых были и тогда, да и сегодня весьма спорные. Соответственно государства эти периодически пытаются согласно собственному понятию о суверенитете «пристроить» часть близлежащих территорий по правилам якобы «исторической справедливости». А другие, у кого территории пытаются отнять, с оружием в руках уже свой суверенитет отчаянно стремятся защищать. 

Что здесь еще показательно: современная Турция не выставляет кому-либо территориальные претензии из соседей, но тот же Т. Эрдоган заявляет о своём историческом праве принимать активное участие в «справедливом решении», к примеру, палестинской проблемы в роли регионального посредника и арбитра. Турок пытается от этого отвадить и руководство Израиля, и администрация Белого дома в США, но не очень у них это получается.

Здесь уместно вспомнить, что в 2010 году Израиль атаковал гуманитарную флотилию, шедшую с острова Кипр в сектор Газа, населенный палестинцами. В результате атаки флотилии тогда погибли несколько турецких моряков, что вызвало резкую отповедь официальной Анкары. Тогда, между прочим, Израиль ввёл морскую блокаду сектора Газа, который контролировали вооруженные отряды ХАМАС, а Турция тогда была по сути дела единственной страной, которая выдвигала предложения о прекращении военных действий между Израилем и ХАМАС.

Как только в октябре прошлого года в секторе Газа вновь вспыхнула полномасштабная война хамасовцев с войсками Израиля, именно Анкара выдвигала инициативу о временном прекращении огня. Помимо этого она попыталась активизировать деятельность Организации исламского сотрудничества по обеспечению доставки гуманитарной помощи палестинцам. Но турецкую инициативу заблокировали Соединенные Штаты, намекая на то, что Израиль, дескать, воюет не с исламом, а исключительно с арабами. И нечего в этот конфликт якобы добавлять еще и религиозные замесы.

После этого президент Турции решил с нынешней администрацией США больше дел по арабо-израильскому конфликту не иметь, и дождаться, пока в Белом доме не появится новый обитатель. Надо также отметить, что за четыре года своего президентства нынешний глава США Дж. Байден ни разу не приглашал турецкого президента посетить Вашингтон с официальным визитом.

Для Т. Эрдогана – это знак очень даже большого как личного неуважения, так и полное игнорирование турецких государственных интересов. Также непростыми отношения Турции и США сделал вопрос о закупке турками американских самолетов F-35.

Дело в том, что турецкое руководство при всех имеющихся финансовых трудностях и галопирующей в стране инфляции все же выплатило американцам 1, 4 миллиарда долларов за эти самолеты, но до сих пор их так и не получило. Соединенные Штаты мотивировали этот факт тем, что Турция осмелилась приобрести у России системы противовоздушной обороны С-400, но турки, что называется, уперлись. «Наша независимость не имеет политических условий» - заявил Т. Эрдоган, намекая американскому руководству, что намерен проводить ту политику, которая будет выгодна именно Турции, а не американскому начальству.

Здесь стоит учитывать, что на всем Ближнем Востоке для Соединенных Штатов главный партнер - это Израиль, и именно на него делают в Вашингтоне ставку. А после того, как в Белый дом въедет Д. Трамп, отношения между Вашингтоном и Тель-Авивом еще больше окрепнут. Именно поэтому Т. Эрдоган оказался в числе мировых лидеров, одним из первых поздравивших Д.Трампа с победой.

Турецкий президент надеется, что имеющиеся у него личные хорошие отношения с Д.Трампом еще в ходе прошлой администрации Белого дома помогут Турции более успешно продвигать интересы Анкары в двусторонних связях. Также Т.Эрдоган намерен использовать свои личные отношения с российским президентом для того, чтобы попытаться сыграть некую посредническую роль в возобновлении контактов между первыми лицами России и Соединенных Штатов.

Турция может вновь подружиться с США на почве не столько Ближнего Востока, сколько Украины

Напомню, что Д.Трамп во время своей первой администрации дважды принимал Т.Эрдогана в Вашингтоне в 2017 и 2019 годах. Тем не менее турецкий президент уверен, что первые лица Соединенных Штатов стремятся ущемить независимый курс Анкары, и на самом деле отношения с Вашингтоном у турецкого руководства не складывались что при республиканской, что при демократической администрации. Теперь же Т. Эрдоган надеется, что если Д.Трамп действительно решит сыграть роль главного арбитра всех войн в регионе, то у двух стран появятся очень хорошие шансы на укрепление разностороннего сотрудничества.

Турки, кстати, помнят, что именно при Д. Трампе американцы периодически вводили экономические санкции в отношении ряда турецких министров, поддерживали сирийских курдов (которых в Анкаре считают террористами), заблокировали поставку Турции самолетов F-35. Сейчас же многое будет зависеть как от общей ситуации на Ближнем Востоке, так и от отношений Вашингтона и Тегерана. Если Соединенные Штаты будут нагнетать и дальше обстановку вокруг ядерной программы Ирана, то им обязательно понадобится помощь именно Турции.

Также Турция имеет немалое влияние на продолжение российско-украинского противостояния. Анкара уже неоднократно не просто играла некую посредническую роль в этом конфликте, но и старалась максимально выжать все возможное из него, чтобы выиграть и в экономическом, и политическом плане. Стоит учитывать, что именно Турция остается фактически единственным надежным авиационным окном во внешний мир (по крайней мере в Западное полушарие) для России и ее граждан. Именно турки долгое время были «банковской гаванью» для оплаты различных платежей как для частных, так и юридических лиц на внешние рынки из РФ.

Турция постоянно выдвигает какие-то миротворческие инициативы (хотя, наверное, прекрасно понимает их абсурдность по содержанию) по прекращению войны между Россией и Украиной, в то же время открыто помогая Киеву как поставками оружия и техники – строительство тех же военных кораблей на турецких верфях для украинского флота), так и предоставляя свои курорты для отдыха обменянным бывшим пленным украинской армии.

Это же вовсе не мешает Турции только нынешним летом принять у себя более 5 миллионов российских туристов, а также предоставляя возможность всем иностранным посольствам, работающим в Москве, через турецкие банки получать для своей работы в России столь необходимые им наличные в валюте. А сам турецкий президент уверен в том, что обладает достаточным личным влиянием и на нынешнего российского президента, и главу Украины, чтобы уговорить их согласиться на прекращение военного конфликта, который, в принципе, не столько помогает, сколько все же вредит самой Турции.

Эрдоган и Трамп смогут договориться в своих интересах по Украине

Сейчас турецкий президент стремится максимально поднять степень важности и влияния страны в разрешении всех региональных конфликтов, затрагивающих напрямую интересы Анкары. После смены власти в Вашингтоне у Т. Эрдогана появляется хорошая возможность для более широкого политико-дипломатического маневрирования не только между Россией и США, но и в целом в регионе для продвижения своих интересов.

Также нельзя исключать того, что Турция будет стремиться поставить себя в особое положении на всем Ближнем Востоке в качестве важнейшего политического и военного игрока. Плюс Анкара может попытаться стать главным союзником США в регионе, оставив в стороне Израиль, с которым, думаю, по чисто имиджевой причине для Арабского мира Анкара сейчас резко обострила свои отношения.

Надо помнить, что Турция — одна из немногих стран на Ближнем Востоке, которая может предложить американцам весьма выгодное сотрудничество за счет как связей с Россией и Украиной, так и с ведущими арабскими странами, а также всем мусульманским миром. Но поскольку на Ближнем Востоке приоритеты во внешней политике у очень многих государств существенно меняются – и довольно быстро - рассчитывать на то, что в регионе настанет хотя бы минимальная стабильность вряд ли возможно.

Также стоит учесть, что когда Д. Трамп пришел к власти в 2016 году, то он решил заключить сделку между арабами и израильтянами, чтобы в регионе воцарил вечный мир. Запустить этот процесс он решил через Саудовскую Аравию, надавив на тамошнее руководство требованием установить дипломатические отношения между Тель-Авивом и Эр-Риядом. Трамп тогда очень сильно понадеялся на то, что поскольку и Израиль, и Саудовская Аравия не особо жалуют Иран, то с их помощью можно будет и разрешить заодно «ядерную проблему Тегерана».

Однако ничего из этого в конечном итоге не получилось. Более того - миротворческую инициативу в регионе перехватил Китай, которому удалось помирить (пусть даже чисто внешне) Иран и Саудовскую Аравию, и добиться восстановления между ними дипломатических отношений. Также американцам тогда не удалось добиться доверия и со стороны арабского мира в регионе в целом, поскольку явно произраильская позиция во всем вопросам Вашингтона не может вызывать никакого доверия во всем Арабском мире.

Разумеется, с тех пор и Ближний Восток, и Турция, и Иран, наладивший отношения с бывшими арабскими противниками, существенно изменились. Да и Саудовская Аравия в связи с уничтожением мирного населения сектора Газа и войной Тель-Авива с Ливаном вряд ли в обозримом будущем станет спешить как-то вновь договариваться о нормализации отношений с Израилем.

Особенно активна в регионе будет гарантировано Турция, а курс ее президента на максимальное вовлечение страны в решение важнейших международных вопросов должен помочь преодолевать существенные, прежде всего экономические трудности у себя дома. Именно этим объясняется активность Анкары и на территории стран Центральной Азии, и ее стремление вступить в БРИКС, и возобновившееся заигрывание турецкой стороны относительно возможного членства в Евросоюзе.

Пользуясь идеальным географическим положением, турки могут на стыке Азии, Ближнего Востока и Европы играть сразу не нескольких досках самые разнообразные партии. Это и продолжение курса на якобы «мирное разрешение» конфликта между Украиной и Россией, и показное во многом игнорирование Израиля в угоду более тесному взаимодействию с арабскими странами (особенно теми, у кого имеются в наличии значительные валютные возможности), и расширение собственного влияния в той же Центральной Азии, приоритетно посредством руководства Организации Тюркских государств ТЮРКСОЙ.

Европейцам же периодически Анкара может напоминать о важности сотрудничества с ней путем контроля (или его ослабления) незаконной миграции с территории азиатских стран (того же Афганистана), да и ряда ближневосточных государств (Сирия, Ливан). Эмигрантский рычаг, как показывает практика, делает даже самых жестких с виду партнеров по переговорам весьма сговорчивыми, если периодически приоткрывать форточку собственных границ и пропускать в направлении Европы десятки тысяч страждущих европейского комфорта и социальных пособий.

Вопрос в этой ситуации только один: а хватит ли у Турции и ее президента сил и реальных, а не чисто внешне-показных возможностей играть ведущую роль в столь различных по своей природе, и столь сложных в осуществлении процессах? Не надорвется ли Анкара, грубо говоря, во все дырки лезть, со всеми в «войну и мир» разыгрывать предельно сложные комбинации?
И достаточно ли будет лишь воспоминаниями о славном прошлом Великой Порты руководствоваться при проведении внешней политики в регионе, где вооруженные конфликты, похоже, станут неотъемлемой частью существования здесь самых различных народов и государств, некогда входивших в ту саму Османскую империю, о которой в Анкаре, видимо, всегда будут помнить.
   

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...