Блогом в глаз, а каналом – в ухо
Мнение
Классические СМИ могут прекратить свое существование. Но только для тех, кто от них сам откажется
Юрий Сигов, Вашингтон
Давно уже не секрет, что современная жизнь накладывает на абсолютно все сферы человеческой деятельности не просто новые требования, но и кардинальнейшим образом меняет само их существование. То, к чему мы привыкли как к обыденному и само собой разумеющемуся, буквально в течение нескольких лет становится безнадежно устаревшим и фактически отмененным самим развитием технического прогресса.
Касается это напрямую и системы распространения информации, которая уже сегодня радикально отличается от той, что существовала еще вчера, но и самое удивительное - идет она в направлении абсолютно никому неведомом. И с конечным итогом еще более непредсказуемым, чем трансформации нынешние. Ведь разного рода блогосферы и личные странички в соцсетях становятся с каждым днем политической трибуной похлеще, чем заказные интервью кандидатов в президенты радио и телевидению.
А наличие у каждого живого существа в руках смартфона превращает разрушительную силу печатного или эфирного слова в оружие похлеще попадания в цель самой современной гиперзвуковой ракеты. Причем важно еще отметить и следующее: процессу этому помешать никто, и ничем не в состоянии. А чем больше в информационном пространстве будет разного рода «свободных художников» утверждающих, что они и есть на сегодня «заслуживающие доверия современные СМИ», тем информ-хаоса в мире будет становиться неизбежно все больше и больше.
Нет сегодня недостатка в предсказаниях, когда те же традиционные СМИ исчезнут, а вместо них будет главенствовать некий параллельный информационный поток — блогосфера. А ведь ее аудитория увеличивается буквально ежедневно, она уже сравнялась с телевизионной, и не исключено, что в мире очень скоро закроются факультеты классической журналистики. А начнут там же готовить блогеров и рэперов одновременно - причем в одних и тех же аудиториях.
Сам ты блогер, и не лечишься!
Итак, о чем основной сыр-бор идет? С одной стороны, классическим СМИ те же американские эксперты регулярно предрекают скорую кончину. Но пока, по крайней мере, все их прогнозы оказываются публично посрамленными. А с другой, вроде как править всем мировым информационным баллом будут исключительно блогеры. То есть некие безработные, имеющие доступ к компьютеру и интернету, и желающие на этом самом информационном поле-просторах безгранично зарабатывать.
Заявления о том, что нет ничего в мире дороже, чем товар под названием информация очень даже сильно притянуты за уши к совершенно иным жизненным реалиям. Миф о том, что стоит человеку назвать себя блогером (а таких особенно среди молодежи - миллионы по всему свету) – и деньги вроде как сами потекут нескончаемым потоком в твои карманы сегодня живуч и процветает. Стал блогером – и только успевай открывать для этого новые банковские счета, и почаще выбрасывай в сеть какие-то собственные размышлизмы или фотки вчерашнего ужина с точно такой же блогершей в самом дорогом ресторане города.
Замечу, что целый ряд законодателей как в европейских странах, так и в США периодически пытаются ввести некие общие нормы поведения блогеров, в том числе - признать их деятельность частным предпринимательством и экономически попадающим под серьезное налогообложение. Хотя теоретически – а за что этого самого блогера обкладывать госналогами как некоего «успешного бизнесмена»? Он ведь фактически автор из народа, информ-ремесленник из толпы, который сам себя называет лидером общественного мнения для той публики, которая им и его писаниной интересуется.
Более того: качество того, что пишется, ни одного блогера в мире не волнует. Ему нужны только миллионы подписчиков и лайков, потому как именно от этого зависят его заработки (если таковые вообще еще сложатся). Можно, конечно, полностью забить на сам факт существования этой публики, но такова нынешняя жизнь, что именно блогеры со своими постами и прочими информационными деяниями выступают своеобразными посредниками между обществом и государством.
Их странички в Сети становятся информационной трибуной для распространения иногда далеко небезобидной информации. И здесь очень важно (по крайней мере государство этим моментом информ-взаимодействия с блогерами не должно пренебрегать) в чью пользу свои посты и комментарии такой «информ-ремесленник» будет размещать. Понятное дело, что по большей части любой блогер - это прежде всего человек с очень сильно неудовлетворенными личными амбициями. Ему или ей хочется, чтобы о их существовании непременно в окружающем мире узнали.
Поэтому нынче наличие доступа к Интернету и имея в руках смартфон можно самые бредовые собственные сетевые умозаключения легко выпустить на усмотрение широкой общественности. Это в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия в редакции бумажных изданий пачками народ писал письма, и советовался с журналистами по тому или иному вопросу.
Нынче времена иные, и написать некий пост-комментарий, обозвать и самого автора, и тех, кто уже по той или иной статье электронно выразился последними словами - чуть ли не высший пилотаж «общественно-комментаторской значимости». Это в «до-интернетовские времена» существовал между профессиональными журналистами и читателями прямой и, самое главное, адекватный и уважительный диалог. Сейчас в Интернете столько ругани, зла, полного неадеквата, что иногда диву даешься – как люди могут до такого опускаться? Или, может быть, как раз подниматься, чтобы заработать себе тех самых подписчиков и лайкодателей?
А посмотрите на все эти «интернет-марафоны», какие-то уроки гадания на свечах, мелких монетах, книгах классиков и картинах из музея Лувр? Количество виртуальных мошенников и полных бездарей, но в своих блогах выдающих себя за политологов, «профессиональных и независимых» экспертов и лекторов «онлайн университетов и высших с низшими школ то экономики, то международных отношений», репетиторов и прочих специалистов в самых различных областях - и откуда они все взялись-то?
Называют эти персонажи себя гордо на заграничный лад «инфлюенсерами», и на самом деле им каким-то образом удается влиять на довольно примитивные, но от этого вполне реально существующие общественные процессы – особенно в среде молодых людей, не очень сильно утруждающих себя чтением каких-то серьезных и длинных текстов. Но зато понимающих прекрасно, что тебе советует тот или иной блогер-тик-токер в своем 10-15 секундном ролике или посте.
Ты меня по тик-токовски уважаешь? Значит я - твой зайка, и заодно - путеводная звезда по жизни!
Здесь вновь на повестку дня выходят понятия о свободе слова и выражения собственного «я» пишущим (вовсе не обязательно журналиста). Ведь что сейчас получается: свобода выражения в Интернете дает возможность каждому желающему завоевать некую «любовь» толпы, попытаться поднять свой профессиональный авторитет и признание, чего реально собственными знаниями того или иного предмета иначе добиться невозможно.
Каждый пытается любыми путями хотя бы на какое-то короткое время прислониться к весьма специфической «славе», на которой иногда можно очень даже неслабо подзаработать. Для этого вообще не требуется никакого ни образования, ни минимального таланта, никаких творческих усилий и мук трудовой деятельности, что присуще той же профессиональной писательской или журналистской работе. Где автор отвечает за то, что говорит или пишет, и не исправляется через каждые пять минут, уверяя уже свою читательскую и теле-паству в том, что он «просто только что ошибся».
Как показывает практика, чтобы стать известным блогером, вовсе не требуется быть даже минимально журналистом. Ответственности - ноль, а слава (весьма мутная, правда, ну так кому какая разница?) достигается скандалом, откровенной пошлятиной, нарушением всех существующих норм морали и этики. Чем больше и чаще материшься в «эфире» Сети, тем больше тебе «кликают» с одобрением, и ставят «лайк» («во врезал народу, класс!) или обещают денежный перевод-донат (пусть даже и небольшой, но все большое еще впереди).
Почитайте странички самых «ходовых» блогеров, и вы убедитесь, что за откровенную словесную грязь публика готова платить этими самыми «донатами» куда больше, чем получит сражающийся за свою страну военный или научный работник, ведущий годами сложное, и требующее высокого профессионализма исследование.
Наряду с блогерами развелось еще и тьма-тьмущая одной группы «инфльюэнсеров» - юмористов. У которых на фоне обычных, соблюдающих нормы приличия СМИ, что не слово, то – мат деньской, от которого никуда не спрятаться. А ведь в Интернете такие ха-ха помойки собирают миллионные аудитории подписчиков. В основе такого распространения информации – предельно агрессивная пошлость, на которую, как не покажется странным, полным-полно желающих покайфовать.
Не читай книжку до конца – с ума сойдешь!
За последние несколько лет прочно устоялось правило, свидетельствующее о том, что пользование Интернетом четко высвечивает показатель общего интеллектуального и культурного уровня развития любого общества. Похвалиться сегодня чтением интересной книги, посещением библиотеки становится показателем «умственной отсталости». Зато сидеть сутками в Интернете и «кормиться» сотнями блогов не пойми кого – высший пилотаж.
К тому же подобная тенденция – это стабильная, каждодневная и вполне конкретная дебилизация основной массы населения. Жизнь для него всегда проста, 3-4 строчки «текста», 10-15 секунд кривляний и ужимок на Тик-токе – и этого вполне сегодня достаточно, чтобы быть «в тренде», и минимально ориентироваться в происходящих вокруг событиях.
Не удивительно поэтому, что еще вчера вполне грамотный и знающий свое ремесло журналист превращается в блогера, и наоборот. И не факт, что блогер с абсолютно идиотскими текстами и традиционный, классический журналист друг друга в дальнейшем смогут переиграть. Очень модно тем временем стало своего рода блогерство и в среде представителей попсы и других «узнаваемых» медийных персон (особенно грешат нынче этим бывшие фигуристки).
Встала, покушала, заказала массаж и маникюр, причесалась – и все это тут же выкладывается в Сеть. Поругалась с «любимым» сожителем – давай скандал семейного розлива выдавать на потребу широким социальным слоям общества. А если семейный скандал случился у вас, то эта самая медийная персона в своем блоге вам точно расскажет, что делать, к кому обратиться, и даже сама за определенную сумму постарается уладить семейные ваши разногласия.
В целом все чаще невинные с виду, но весьма проникающие в вашу душу блогеры своими советами и сюжетами своего рода разряжаются на мозгах подписчиков. А уж когда дело касается политики, то тут любой владелец собственного телеграмм-канала куда нынче влиятельнее, чем самое тиражное и влиятельное с виду только печатное издание. Тех же журналистов в университетах учат, что не надо выплескивать на показ свои эмоции, а нужно в работе только опираться на факты и точные, проверенные данные.
У блогера же философия прямо противоположная – только эмоции, только упор на самые низменные и невежественные черты характера человека. И здесь очень важно, каким образом к подобным блого-источникам относится государство. Не понимать, что это сегодня - как выигрышное средство массовой коммуникации, так и вполне официальное подрывное явление - значит обрекать себя на большие политические проблемы.
Совсем иным путем идет в этом плане Казахстан и Узбекистан, где именно верховная власть в стране идет на диалог с блогерами, привечает их, ведет с ним разъяснительную работу, и старается всячески перетянуть на свою сторону, не допуская служения оппозиции и подрывным элементам. Разумеется, подход здесь должен быть не коллективным, а сугубо индивидуальным.
Просто надо все время учитывать, что времена нынче иные – электронно-проникающие. И пытаясь использовать одну группу работающих со средствами массовой дезинформации в то же время давая возможность государственным СМИ «править информационным баллом» в стране – путь очень тернистый, и далеко для самой власти небезопасный. Тем более, что на примере конфликта между Россией и Украиной видно, насколько именно электронная часть информационного противостояния может сыграть зачастую куда более важную и решающую роль, нежели поставки на фронт самого современного вооружения, снарядов и мин.