Бумажный барс
Политические документы и макроэкономические показатели как два разных полюса жизни в Казахстане
Нигмат РАМАЗАНОВ
Минувший месяц на сырьевых рынках ознаменовался небольшим повышением котировок нефти по сравнению с августом текущего года. Это обстоятельство не отразилось на показателях реального сектора экономики и финансового рынка. В сентябре наблюдалось замедление роста экономики, продолжилось ослабление тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Ситуация в ценовой сфере характеризовалась ускорением роста цен на потребительские товары и услуги.
Обстановка на товарных рынках в последнее время определяется опасениями по поводу возможной рецессии и замедления роста ведущих экономик, падением спроса на сырьевые товары. В сентябре на рынке нефти наблюдалась приостановка движения мировых цен вниз. Котировки нефти на Лондонской товарной бирже держались преимущественно в коридоре 66-69 долларов, поднимаясь в моменте до уровня 70 и даже 71 доллара, в то время как в августе «черное золото» торговалось в основном в районе 66-68 доллара за баррель. В результате в среднем за девять месяцев цены сложилась ниже первоначального прогноза правительства на текущий год, составлявшего 75 доллара за баррель.
Изменение ценовой конъюнктуры на наш основной экспортный товар в сентябре не отразилось на статистике ключевого сектора и экономики в целом. Более того, в большинстве секторов производства товаров и услуг отмечено замедление темпов роста в реальном измерении. Производство промышленной продукции в натуральном измерении в сентябре ускорилось по сравнению с тем же месяцем прошлого года, но снизилось относительно августа этого года. По данным Бюро национальной статистики, индекс физического объема промышленного производства по итогам января-сентября вырос до 7,4% против 7,6% в январе-августе этого года. При этом объем продукции в стоимостном измерении составил в сентябре более 5,44 трлн., по итогам 9 месяцев превысили 44,84 трлн. тенге, сложился почти на четверть выше показателя аналогичного периода предыдущего года.
Производство продукции в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров в натуральном измерении в отчетном периоде замедлилось до 9,3% с 9,6% в августе. Высокие темпы роста, несмотря на замедление, были обусловлены во многом увеличением добычи нефти и газового конденсата, природного газа, темпы прироста которых измерялись двузначными процентами. Рост в обрабатывающей промышленности в отчетном периоде составил 6,2%, сложился выше, чем годом ранее, но также замедлился по сравнению с январем-августом текущего года (6,5%).
На показатели сельского хозяйства оказала влияние, кроме прочего, база сравнения прошлого года, когда рост в аграрном секторе в январе-сентябре превышал 11%. Объем валовой продукции сельского хозяйства в отчетном периоде в текущих ценах превысил 6,4 трлн. тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 4,4% в реальном измерении. Производство продукции животноводства увеличилось на 3,4%, растениеводства - на 5,2%, чему способствовали рост поголовья скота, птицы, производства основных продуктов питания. При этом в номинальном измерении объемы продукции аграрного сектора увеличились более чем на 14% по сравнению с соответствующим периодом 2024 года.
В сфере строительства сохраняются высокие темпы роста, несмотря на существенное снижение в третьем квартале. Объем строительно-монтажных работ по итогам девяти месяцев составил около 5,25 трлн. тенге. Темпы прироста оцениваются в 13,0% против порядка 18% в первом полугодии. Ввод жилья в эксплуатацию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 3,4%, превысил 12,8 млн. кв. метров. При этом продолжается снижение показателя роста в сфере капитальных вложений. Инвестиции в основной капитал в январе-сентябре составили около 13,8 трлн. тенге, увеличились на 13,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, когда рост не достигал одного процента. Основными источниками финансирования капитальных вложений по-прежнему являются собственные средства предприятий и населения, а также средства государственного бюджета, доля которых составила 63 и 23% соответственно. Следует отметить, что объем инвестиций длительное время остается намного ниже, чем это необходимо для модернизации и диверсификации структуры казахстанской экономики.
Истекший период года характеризовался стабилизацией динамики роста в большинстве секторов сферы услуг, связанных, в том числе с ростом промышленности и экономики в целом. В сентябре показатели роста немного замедлились. Объем розничной торговли (без оборота общественного питания) в отчетном периоде превысил 17,4 трлн. тенге, вырос на 7,1% по сравнению с январем-сентябрем предыдущего года. В транспортной сфере и складировании темпы роста превысили 21%. Объем грузооборота увеличился на 12,1%, пассажирооборота – на 8,8%. Рост услуг связи составил 3,9%, снизился по сравнению с предыдущими годами, что может быть связано как с насыщением рынка, так и снижением реальных доходов населения.
Что до показателей, которые представляются на месяц позже, снижение мировых цен на сырьевые товары наряду с сокращением экспорта отразилось на динамике внешней торговли, объемы которой изменились разнонаправленно по сравнению с прошлым годом. В январе-августе внешнеторговый оборот страны сократился на 2,1% до 90,25 млрд. долларов США. Стоимостные объемы экспорта товаров снизились на 5,7% до уровня 50,2 млрд., импорта, напротив, выросли на 2,8% до 40,1 млрд. долларов. Профицит торгового баланса составил порядка 10,1 млрд. против 15,4 млрд. долларов в январе-августе 2024 года.
Рост экономики не отражается адекватно на уровне жизни населения. Так, по официальным данным, в целом за восемь месяцев доходы граждан при росте на 10,3% в номинальном выражении в реальном измерении, по оценке статистиков, снизились на 0,5%. Отметим, что по результатам семи месяцев падение реальных доходов оценивалось в 2,4%. Оперативная информация по заработной плате работников представляется статистиками с большим опозданием. При этом неплохие показатели, по их оценкам, сохраняются на рынке труда.
Сложившаяся динамика показателей в сфере производства товаров и услуг в отчетном периоде отразилась на макропоказателях, характеризующих положение дел в экономике. Замедление роста в сентябре в большинстве секторов экономики аналогичным образом отразилось на макропоказателях. Краткосрочный экономический индикатор в январе-сентябре снизился до 109,1% против 109,6% в январе-августе. Расчет индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих свыше 60% от ВВП.
Снижение показателя роста краткосрочного индикатора аналогичным образом повлияло на динамику ВВП. По предварительным данным, рост ВВП за январь-сентябрь составил 6,3%. Для сравнения, по итогам восьми месяцев рост ВВП оценивался в 6,5%, в первом полугодии – в 6,2%. По прогнозам экономистов, торможение роста продолжится как минимум до конца этого года. Казахстанское правительство рассчитывает, что темы роста по году удастся удержать на уровне 6%. Ожидания экспертов международных финансовых институтов на текущий год менее оптимистичны. Так, согласно прогнозам Азиатского банка развития, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития рост казахстанской экономики оценивается в пределах 5,3-5,7%.
На замедление темпов роста отечественной экономики в четвертом квартале будет оказывать влияние ряд факторов. Таких, в частности, как наблюдаемое ухудшение ценовой конъюнктуры на энергоносители в том числе за счет прогнозируемого превышения предложения нефти на глобальном рынке над спросом, а также влияния эффекта базы сравнения. Напомним, что правительство пересмотрело прогноз по цене нефти на этот год в сторону снижения с 75 до 70 долларов за баррель, а темпы прироста ВВП в последнем квартале прошлого года повысились с 4 до 5%. Сохраняются и другие вопросы, препятствующие устойчивому развитию экономики.
С количественной точки зрения показатели роста ВВП Казахстана в последние годы можно считать успешными. Однако в вопросах развития не удается добиться важных макроэкономических показателей, намеченных в политических документах. Если говорить о ситуации этого года, то в условиях ускорения роста ВВП обстановка на внутреннем валютном рынке складывается не в пользу тенге, что, кроме прочего, подталкивает вверх цены на потребительском рынке, отражается на высоком уровне инфляции. Кроме того, наблюдается рост валового внешнего долга страны, внутреннего долга правительства, сохраняется дефицит республиканского бюджета и так далее.
Все эти и другие вопросы связаны в первую очередь с тем, что Казахстану не удалось решить ключевые проблемы развития, заметно снизить сырьевую зависимость экономики. Поэтому речь сейчас идет не только об экономическом росте как таковом, а об улучшении качества роста, модели развития. Что в свою очередь предполагает диверсификацию экономики, рост наукоемких отраслей, сокращение сырьевой направленности и зависимости от мировой конъюнктуры. И самое главное – формировании основы для долгосрочного и устойчивого экономического развития страны.
Тот факт, что с точки зрения модели развития остается множество вопросов, признают и власти. Так, на прошлой неделе в СМИ и официальном сайте правительства появилось сообщение, что премьер-министр провел совещание по вопросу исполнения поручения президента об упорядочении хода реализации программы экономических реформ в интересах граждан. Премьер сообщил, что правительством принимаются решения по обеспечению макроэкономической стабильности и нивелированию негативных последствий реформ. По итогам совещания были приняты, в частности, решения о моратории на дальнейшее повышение цен на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо, коммунальных тарифов и озвучены ряд других мер по стабилизации ситуации.
Что до новостей текущего месяца, то в первой половине октября внешние условия, связанные с ценовой конъюнктурой на сырьевые товары, изменились не в пользу экспортеров. Истекший период октября ознаменовался продолжением движения вниз мировых цен на наш основной экспортный товар, чему способствовали различные факторы, в том числе снижение политической напряженности на Ближнем Востоке, риски превышения предложения нефти над спросом. На этом фоне цены на нефть эталонной марки в конце второй декады падали в моменте почти до 60 долларов за бочку, затем скорректировались до уровня несколько выше указанной отметки. В случае падения котировок до 60-65 доллара за баррель ценовая конъюнктура окажет дополнительное отрицательное влияние на показатели экономического развития.