Что делать с карьерными непрофессионалами? | Деловая неделя
24 июня 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Что делать с карьерными непрофессионалами?

19.05.2025 12:16:41
№: 18 (1606)

Только одно - не подпускать их к принятию важных решений

Юрий Сигов, Вашингтон

Много каких судьбоносных изменений для всей планеты происходит в эти дни прямо на наших глазах. Рушатся разного рода устоявшиеся догмы и понятия о добре и зле, хорошем и плохом, друзьях и врагах, и даже о том, что есть некая историческая память, а что – ее полное и умышленное забвение. Все эти изменения так или иначе не просто какие-то игры на самом верху между возомнившими себя супер-гениями политиками. Они, к большому сожалению, напрямую отражаются на жизни каждого обитателя нашей планеты в какой бы части ее он не проживал.

Все чаще, заметьте, звучат от политиков самого высокого ранга заявления по типу «нас надули», «мы напрасно им поверили», или «это все прошлый начальник натворил - а мне сейчас за него все разгребать». А значит то, что даже самым с виду грамотным руководителям (по крайней мере, они сами о себе такого мнения, а их ближайшее окружение, чтобы сохранить доступ к льготам да удовольствиям, подобному песенному жанру подпевал) кто-то, и на каком-то уровне явно не то, и не о том советовал.

Понятное дело, что решения все равно принимает первое лицо, и оно же несет полную ответственность за то, что происходит с твоей страной. Но если допущены ошибки, сам такой руководитель признает публично, что прошляпили, прозевали, проворонили – а вся команда его при этом остается на месте, значит… Вот именно. Какие бы важные персонажи вокруг да около мировых лидеров по жизни не упоминались, не такие уж они суперумные да ушлые, как показывает весьма печальная практика. И чем дальше, скорее всего, тем большего числа подобных ошибок, накладок и провалов мы все будем свидетелями.

Почему же так происходит? Причин подобному «недопониманию складывающейся непростой ситуации», думаю, слишком много, чтобы все их попытаться перечислить. Но на ключевых мне бы хотелось остановиться. Тем более, что все те же советники да советчики продолжают по всему свету ошибочно подавать некую информацию своим непосредственным руководителям. А те на основании подобной информации по-прежнему – и к большому сожалению – принимать ошибочные решения.

Мой друг с Уолл-Стрита. Разве этого мало?

После того, как второй раз к власти в Соединенных Штатах пришел Д,Трамп, многие предрекали ему точно такой же кадровый крах, который случился с ним в его первый заход в Белый дом. Тогда, напомню, победа Трампа была встречена практически всеми что американскими, что заграничными обозревателями как чисто случайная. А соответственно никто нового президента США к тяжелой и ответственной работе во главе государства по сути дела не готовил. Да и работать ему было не с кем – он ведь – по сути дела «человек с улицы» для всех этих так называемых элит, ну кто «под него» пойдет трудиться?

Что же получилось в итоге? В своем ближайшем окружении Трамп поназначал сплошь родню (благо ее оказалось немало), потому как никому другому ничего не мог доверить. Но сколько бы не была многочисленна эта родня, все должности в администрации Соединенных Штатов она занять при всем желании не могла. У президента США, кстати, 5 тысяч вакансий при вступлении в должность, и он может их по своему усмотрению заполнять теми лицами, которыми посчитает нужным. При этом 2300 человек из этого числа требуют утверждения Сенатом, а остальных можно брать на работу хоть с улицы.

Конечно же, каждый такой кандидат просвечивается службами безопасности, и при каких-то нестыковках в биографии или происхождении президенту страны просто докладывают: такого человека нельзя брать во власть по тем или иным причинам. И не было случая, чтобы американский президент свои службы безопасности проигнорировал, и не принял во внимание их рекомендации. Но тот же Трамп в ходе своей первой администрации стал фактически заложником кадров, которые ему за отсутствием собственной команды подсовывал аппарат Республиканской партии.

А там – свои правила игры, свои законы, свои блатные, и к ним особо приближенные. Они могли быть полными профанами в какой-то сфере, но зато были близки по дружбе и службе кадровым республиканским чиновникам. И по их протекции они и попадали к Трампу в администрацию Белого дома. Правда, очень быстро вылетали из обоймы, потому, как и с президентом сработаться не могли, да и особыми знаниями-умениями не отличались.

Трамп и сам тасовал кадры как карточную колоду, но так и не смог найти какой-то оптимальный баланс между карьерными профессионалами, знающими свое дело, и годными для службы при любом главе государства, и своими доверенными лицами. Которым он мог бы доверить решение важных вопросов, и на которых мог бы положиться в самые непростые моменты своего президентства.

На этот раз ситуация полностью иная. Да, родню свою Трамп то же не забывает, но по большей части перекидывает на нее деловые контракты, которые он со своей государственной должности пробивает в отношениях с другими странами. А вот ближайшее окружение, должности министров и чиновников помельче рангов – это, уже все проверенные, и надежные (по крайней мере он так считает) персонажи. Не важен здесь возраст и прежний опыт работы. Это – именно доверенные лица во власти, для которых именно Трамп - отец родной и Папа Римский в одном лице.

В таких случаях, правда, есть один немаловажный барьер на уровне кадровой системы, который любому президенту надо либо преодолевать, и с ним уживаться, либо сносить все до основания, чтобы в дальнейшем не мешал и не вредил осуществлению задуманного. Дело в том, что после вселения в Белый дом американский президент должен как-то сосуществовать с уже функционирующей системой. Той, что была создана до него, работает она исключительно на сам факт наличия государства, и от нее вроде бы никому и никуда не деться при всем желании.

А если желание такое все-таки появится? Тогда уживаться будут вынуждены те, кто готов перекраситься, к примеру, из демократов в республиканцы или обратно. И кому без разницы, в каком министерстве или ведомстве работать - лишь бы оставаться во власти. А кто там будет в этот момент президентом страны, что он будет требовать от своих подчиненных – да какая, в принципе, разница? Да и разгонять – ликвидировать части той системы, которая по тем или иным причинам Трампа нынче не устраивает – ну, так можно в таком процессе и поучаствовать (как, к примеру, сейчас происходит с ликвидируемым министерством образования США).

И тут Трампу приходит в голову идея чуть подняться над карьерно-бюрократической суетой уже существовавшей в стране управленческой системы, и ввести негласно уникальный элемент верховного главнокомандования страной. Он набрал целую обойму специальных посланников президента, которые подчиняются по сути дела только ему, ведут дела так, как будто они решают какие-то чисто деловые частные вопросы с партнерами по бизнесу (а вовсе не обсуждают государственные дела на уровне именно верхних национальных эшелонов). И что самое главное: никто, и нигде не спрашивает - а что это все за публика? Откуда они все взялись, и по какому праву они теперь везде главные, а карьерные профессиональные чиновники остаются не у дел?

Это особенно четко стало проявляться в деле, по крайней мере попыток, разрешения ряда международных конфликтных ситуаций. Всякие дипломатические посиделки с участием клерков из МИДов и прочих ведомств нынче не просто «устаревший формат», а реально то, что никакого результата не приносит и принести не может. И тогда на первый план выходит челночная, поездочная – вроде бы все еще дипломатия по-прежнему работающая, но явно не совсем. А там уж - как дело пойдет. Если вообще пойдет даже при самом искусном брокере или решале с Уолл-Стрита

Если все решает один человек, то какая разница, кто числится в его команде?

В данный момент политическая система США так построена, что все решает, и за все несет ответственность исключительно президент страны. Да, в стране еще существует некая имитация баланса сдержек и противовесов в лице Конгресса. Тамошние законодатели могут какие-то наиболее одиозные законы или решения Белого дома либо серьезно притормозить, либо из принципа сблокировать. Но и у президента остается полным-полно ходов, которыми он может любые барьеры на пути осуществления той или иной своей задумки обойти.

Вот сейчас эмир Катара решил сделать Трампу «личный подарок» - то есть подарить ему роскошнейший самолет взамен существующего в Америке боинга «Эйр Форс -1», предназначенного для полетов исключительно президента страны. Подарок стоит 400 млн. долларов, и его обслуживание в год выкатит примерно еще в такую же цену. Трамп уже сказал, что подарки он вообще-то принимает, и не видит ничего плохого в том, что представитель дружественной США страны такое решил сделать.

Замечу, что эмир Катара никому другому самолеты не дарит, а в Конгрессе США демократы тут же вынесли вердикт: все это - государственная коррупция, и они, передачи самолета в качестве, по сути дела государственной взятки высшему должностному лицу Соединенных Штатов, не допустят. Даже ряд республиканских законодателей выступил против подобного знака «дарения». И теперь Трампу придется искать лазейки, которые могли бы ему каким-то образом помочь подобный самолет от катарцев получить.

Но ведь кроме США очень много каких государств существует, где никаких ни сдержек, ни прочих помех на пути первых лиц делать то, что они пожелают, не существует. Там все решения принимает только один человек (возьмите те же постсоветские страны, или арабские монархии, или многие африканские государства). Да, он слушает своих ближайших советников да помощников, но вот насколько они реально профессиональны, чтобы первое лицо направлять в нужное русло при принятии важных решений?

И какие решения на самом деле можно считать «правильными»? Практика последних, как минимум трех с половиной лет, показывает, что как решение принимается – так подвластные СМИ и сам политик начинают утверждать: это решение принято в интересах государства, и ничего лучше просто не придумаешь. Соответственно, поработали вроде бы хорошо помощники да советники, раз выдвинутым идеям и политике проводимой выдается такая высокая оценка.

Но проходит очень даже немного времени, и тот же самый политик признает: мы ошиблись, ведем, оказывается, борьбу с коллективным Западом фактически в одиночку, нас провели тогда, но сейчас мы этого точно не допустим. Чтобы это значило? А то, что прежние решения были ошибочными, советники либо не то насоветовали, либо первое лицо неправильно проанализировал полученную информацию.

Чиновников все больше, а проку от их деятельности все меньше. Почему?

Но ведь никто за все ошибки не несет никакой ответственности, так же? Раз первое лицо остается на месте несмотря на все имеющиеся ошибки, значит и его команда, скорее всего, будет при нем. И никто даже из этой команды не думает о том, чтобы подать, к примеру, в отставку за неправильно поданный совет, или если такой совет на самом верху не приняли во внимание. Нет, никто и никуда не уходит – а значит при появлении новых проблем вероятность все тех же ошибок более, чем велика.

Тогда тем же первым лицам приходится решать непростую задачу. Стоит ли уповать на информацию и советы профильных министерств и ведомств, сплошь упакованными чиновниками самой разной политической ориентации и взглядов на будущее твоей страны? Или есть смысл доверяться только каким-то личным пристрастиям, ближней родне, знакомым по Уолл-Стриту и продаже недвижимости, потому как эти люди по крайней мере, тебя не кинут (хотя ой ли?), не предадут, и не подставят?

Или, может быть, попытаться совместить оба эти формата? Вот тот же Д.Трамп имеет под рукой Госдепартамент, аналог министерства иностранных дел, во главу которого он поставил верного ему человека – Марко Рубио. Правда, этот самый Марко тоже хотел быть совсем недавно президентом страны, и даже боролся с Трампом за выдвижение на пост кандидата от Республиканской партии. Но можно ли этому самому не столько Марко, сколько подведомственной ему конторе, доверять?

Трамп во время первой администрации был просто поражен, когда узнал, что более 90 процентов всех карьерных профессиональных дипломатов США – это демократы. Соответственно они на всех уровнях ему и вставляли палки в колеса при осуществлении любых внешнеполитических инициатив. Поскольку рассчитывали на то, что четыре года они будут всячески пакостить Трампу, а там вновь вернется во власть кандидат-демократ, и все пойдет по-старому (что, в принципе, и произошло). Но теперь Трамп намерен править долго, и по мере возможности от всей этой дипломатической демократической публики в Госдепартаменте постепенно избавляться.

Так вот чтобы особо по чиновничьей линии политику в отношении других стран не проводить, Трамп активно использует разного рода спецпосланников. Которые, прибывая в ту или иную страну для ведения конфиденциальных переговоров, зачастую даже не заезжают в американское посольство. Потому как отчитываются не перед послами США и их начальниками в Вашингтоне, а лично перед президентом. Посему доступ к уху первого лица, который у них есть, на порядок превосходит по важности все эти дипломатические расшаркивания на уровне рядовых и чуть повыше рангом чиновников.

Сейчас вот поднялась новая волна вокруг каких-то мирных переговоров в Турции между Россией и Украиной. То ли с участием США, то ли Европы, то ли непосредственно Турции. Но кто, с кем, и о чем там собрался переговариваться? Что решают (или как раз не решают ничего) эти люди? Или все эти чиновничьи команды- лишь имитация того, что в любом случае от них вовсе не зависит? И кто там от чьего имени на самом деле говорит?

Или возьмите ту же Сирию, где весной была в течение недели свергнута власть Б. Асада. Правил столько лет, вроде как армия была за него, спецслужбы все держали под контролем, и военную помощь ему оказывали и Россия, и Иран. А что в итоге? Армия разбежалась, Асад прячется в Москве, к власти в Сирии пришли вчерашние террористы -джихадисты, которых всякие ООН и им подобные считают угрозой международной безопасности (также, кстати, как и сами Соединенные Штаты).

Но теперь они – власть, с ней напрямую общается лично президент США, главарь этих самых радикалов одет нынче в дорогой европейский костюм, и неслыханное дело - пожимает руку самому Д.Трампу, заверяя его в заинтересованности в сотрудничестве и дружбе.

А как тогда насчет советников и помощников, которые рекомендовали строить отношения только с Б. Асадом, его поддерживать, а всех остальных крушить-громить с самолетов и вертолетов? Да нет, поезд теперь уже ушел. Вчерашний джихадист теперь настоящий региональный лидер. А тот, кто не смог этого предвидеть еще полгода назад – ну, значит не смог. Но можно ли в таком случае всем этим чиновничьим аппаратам, поставляющим информацию на самый верх, доверять? Ведь сегодня они не рассмотрели джихадиста - будущего главу государства, а завтра…

Тут вот что хотел бы еще отметить. Когда Д.Трамп вновь вернулся во власть в США, его критиковали за то, что он - «только» бизнесмен и немножко шоумен. Никогда чиновничьих постов ни в какой администрации не занимал, опыта именно государственного руководства у него практически нет (весь первый срок за него вроде как работал и управлял страной чиновничий аппарат), поэтому он и сейчас все быстренько завалит и разрушит. А потом уже на следующих выборах победившие демократы начнут восстанавливать утерянное и уничтоженное.

Но реалии оказываются совершенно иными. Этот самый «невежда», и «не имеющий государственного чиновничьего опыта» перекраивает сверху до низу Америку, решительно навязывает свои правила игры всему остальному миру. А там, где что-то, и кто-то осмеливается ему перечить – так под рукой всегда найдется лишний спецпосланник с Уолл-Стрит, который без заезда в посольство США напрямую толково и жестко разъяснит любому мировому лидеру каковы цели Америки. И что будет, если собеседник попытается этим целям как-то помешать…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...