Дела соседские
16.05.2025 11:30:41
№: 17 (1605)
от розыска - до криптовалюты
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ самые яркие новости Кыргызстана, как на подбор, касаются взаимоотношений с ближайшими соседями страны. Впрочем, если одни настраивают на добрососедский лад, то другие – скорее отражают ворох накопившихся проблем.
Снова в розыске
На этой неделе Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ) Кыргызской республики выступил с неожиданным заявлением: мол, по факту финансирования ОПГ Кольбаева объявлен в розыск казахский предприниматель. По сообщению ГКНБ, «установлены факты финансирования деятельности ОПГ так называемого вора в законе Камчыбека Асанбека (Кольбаева), входившего в международную преступную группировку «Братский круг» со стороны одного из крупных бизнесменов соседнего Казахстана – Ерканата Жумабекова».
«Так, Е. Жумабеков, зная о преступной деятельности К. Асанбека, установил личную тесную связь с ним, а также неоднократно проводил досуг и встречи [с ним] на территории центра отдыха «Барс» в Иссык-Кульской области. Он также оказывал всяческую финансовую помощь близким родственникам лидера ОПГ К. Асанбека при посещении последними города Алматы», – говорится в сообщении.
В отношении Жумабекова постановлением Октябрьского районного суда города Бишкека заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также он объявлен в розыск. Официальные представители властей Казахстана пока никак не комментируют объявление в розыск своего гражданина в Кыргызстане.
Между тем, о том, кто такой Камчи Кольбаев всегда прекрасно знали и сами чекисты, которые все эти годы не мешали ему заниматься противоправной деятельностью. Более того, по некоторым данным, благодаря заступничеству Кольбаева нынешний президент Садыр Жапаров во время нахождения в тюрьме получил защиту и матпомощь. Да, и в ходе последней революции, вознесшей Жапарова в президентское кресло прямо с тюремных нар, криминальный авторитет сыграл не последнюю роль. О его связях и влиянии знали и бизнесмены не только в Кыргызстане, но и за его пределами. Хочешь вести дела в республике – наладь отношения с «Колей-Киргизом», а уж потом – с властями. Соответственно, претензии ГКНБ к Жумабекову выглядят несколько натянуто – такие же можно предъявить почти всему отечественному бизнесу и половине политической элиты.
Ранее «контора» уже объявляла в подобный розыск пару казахстанских бизнесменов. Всё заканчивалось просто и банально. После объявления в розыск, они приезжали сами, через день-два, заходили в ГКНБ, общались пару-тройку часов и всё разрешалось. При этом, чекисты даже выпускали официальное опровержение своих же ранее сделанных заявлений. Мол, вышло недоразумение. Меняли ли при этом некие денежные знаки свое географические положение, нам, конечно, не известно, но злые языки говорят, что в ближайшее время история может повториться и выйти так, что Жумабеков вовсе ни в чем не виноват.
Тем более, что казахско-кыргызские отношения имеют и более эмоционально-окрашенные темы, омрачающие их. На одну из них на днях высказался сам президент.
О Кенесары
По данной теме, которая периодически всплывает и «охлаждает» отношения между Бишкеком и Астаной, на неделе пришлось высказаться самому Садыру Жапарову. В этот раз тему поднял Ютуб-канал «ПолитПрогноз», с роликом про то, что «скрывают русские и кыргызы», а «казахи имеют право знать».
Странно со стороны главы государства реагировать на подобного рода вбросы в Интернет-пространстве, но вот он посчитал важным сделать обширный комментарий.
«К сожалению, всегда найдутся провокаторы, которые не в силах смириться с исконным единством двух народов и стремятся вбить клин, между нами. Они, как правило, пытаются исказить историю и посеять раздор между народами. Одна из тем, которую чаще всего выбирают для провокации, — трагические страницы нашей истории XIX века, в особенности вторжение хана Кенесары на кыргызскую землю и события, завершившиеся его гибелью, - заявил Жапаров.
- Я давно наблюдаю за теми, кто пытается раскачать эту тему и использовать ее в своих целях. Отмечу особо: я хорошо знаком с этим периодом истории, лично изучал его. Мой покойный отец Нургожо ажы был санжырачы, историком. Я многое слышал от него и многому у него научился. Факты, связанные с этим периодом, также освещены в трудах кыргызских историков Белека Солтоноева, Бегималы Жамгерчинова и других.
Особенно важно отметить, что Белек Солтоноев записал множество свидетельств очевидцев тех событий, а также воспоминания людей, которые лично встречались с ханом Кенесары, Наурызбай-батыром и другими казахскими султанами и батырами, а также знали Ормон хана, Жантай манапа, Жангарач манапа, Торогелди батыра и других кыргызских манапов и батыров. Нет сомнений в том, что хан Кенесары поднялся на борьбу против колониализма. Он был настоящим батыром. Однако нельзя отрицать, что он пришел на кыргызскую землю и получил соответствующий отпор».
Далее президент Кыргызстана рассказал про переговоры между Кенесары и Ормон ханом, а также про несколько кровопролитных кыргызско-казахских столкновений в Чуйской долине, которые завершились тем, что благодаря «проявленной Ормон ханом военной смекалке («Ормонская угроза»)… войско Кенесары было разгромлено». «Иначе говоря, Ормон хан в открытом сражении, где сошлись достойные воины степи и гор, одержал настоящую победу над своим противником. Он не совершал подлости, сражение было открытым, с обеих сторон выступили достойные батыры», - отметил президент КР, но как-то не очень умело объяснил, почему кыргызские лидеры отрубили казахскому хану голову и отослали ее российским властям.
«Как же голова Кенесары оказалась у русских: русские не поверили в его гибель и отправили делегацию. Кенесары нападал и на русские гарнизоны в Омбе (ныне Омск), поэтому делегация прибыла с просьбой: «Отдайте нам тело для исследования, мы заберём его в Омск». Так голова Кенесары была увезена сначала в Омск, а затем — в Санкт-Петербург», - довольно коряво объяснил ситуацию президент КР. Ясное дело, что в то время не существовало криминалистики и получать тело хана для «исследования» или «расследования» «нападения на Омск» колониальным властям не было никакой нужды. Кроме этого, отделение головы от тела, после чего останки казахского хана не могли быть должным образом по-мусульмански похоронены, конечно же, не красит кыргызских лидеров того времени.
Но Жапаров попытался сгладить углы: «Теперь это уже история. Из нее мы должны извлекать только уроки. Актуальность этих уроков в современном мире только возрастает. Однако печально, что провокаторы, стремящиеся посеять вражду, до сих пор не могут образумиться. Я наблюдаю за этим давно. Появилась сила, которая намеренно пытается стравить два народа, вызвать взаимную неприязнь. Такие злопыхатели есть по обе стороны. Они, как могут, искажают исторические факты, родословные и предания — так же, как в этом видеоролике, делая немыслимые выводы вроде того, что кыргызы якобы совместно с внешними силами действовали против казахского народа.
При этом они оскорбляют целый народ и, словно подливая масло в огонь, неустанно поднимают эту тему в выгодном для себя ключе — все это наводит на серьезные размышления. Но в истории кыргызский народ никогда не нападал первым. С тех времен, с эпохи кочевников и воинов, утекло много воды, сменились эпохи.
Теперь времена другие. Кыргызам и казахам нужно укреплять национальную государственность и сохранить братство. Мы должны гордиться той близостью, родственно-сватовскими отношениями, которые только крепнут с веками. Я, например, горжусь этим. Женой моего прапрадеда Солтонкула была казашка по имени Нооча (Науша? – «ДН»), а значит, я в какой-то степени племянник казахского народа. В свою очередь, среди казахов немало и наших племянников».
Останки Кенесары, последнего хана казахов, переданные кыргызами российским властям, так и не вернули казахскому народу. Следы черепа теряются в российских музейных хранилищах, и, в отличие от документов на представление отца президента Токаева к званию героя Советского союза, Кремль (к слову, ближайший союзник Астаны, что он не устает подчеркивать) так и не смог найти их.
Криптовалюта
Еще одним событием, связанным с ближайшим соседом КР, стала новость о том, что основатель платформы Binance Чанпен Чжао, осужденный в США к 4,5 годам условно и штрафу в $120 млрд, нашёл тихую гавань в Кыргызстане. Эксперты отмечают, что последние шаги по легализации цифровизации денег страна делала буквально под него. Г-н Чжао во время майских праздников прилетел в Чолпон-Ату, где в госрезиденции его принял президент Садыр Жапаров. Сообщается, что «стороны обсудили перспективы развития виртуальных активов и блокчейн-технологий в КР, а также вопросы кибербезопасности и борьбы с цифровыми угрозами».
«Глава государства подчеркнул, что Кыргызстан предпринимает активные шаги по внедрению цифровых активов и запуску цифрового сома, в поддержку чего недавно подписан соответствующий закон, - отмечает пресс-служба президента. - В свою очередь Ч. Чжао выразил готовность оказывать консультационную и экспертную поддержку, в том числе в вопросах внедрения цифровой национальной валюты и подготовки специалистов через образовательные программы. По итогам встречи С. Жапаров вручил основателю Binance удостоверение общественного советника президента по вопросам развития цифровых активов».
После чего гость сразу же поучаствовал в первом заседании Национального совета по развитию виртуальных активов и блокчейн-технологий при президенте КР. Возили его по территории госрезиденции на конфискованном у погибшего Камчи Кольбаева роскошном «Майбахе».
После этого Binance и новообразованное Национальное агентство по инвестициям подписали меморандум о взаимопонимании. Соглашение направлено на создание долгосрочной устойчивой платформы для развития стратегического партнерства в развивающейся сфере цифровых активов и блокчейна в стране.
По информации властей, меморандум закладывает основу для развития стратегического сотрудничества между Нацагентством по инвестициям и Binance, направленного на развитие сферы криптоактивов в Кыргызстане и за его пределами. Партнерство нацелено на внедрение криптовалютных платежей в КР через Binance Pay, упрощая в первую очередь транзакции для туристов, посещающих республику. Эта инициатива также направлена на «революционизацию трансграничных платежных решений в Центральной Азии и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)», прокладывая путь для более эффективных транзакций во всем регионе.
Далее, во время визита в Кыргызстан основатель криптобиржи Binance Чжао предложил использовать биткоин (BTC) и Binance Coin (BNB) в качестве базовых активов национального крипторезерва. Кроме того, был утверждён закон о цифровом соме, который будет базироваться на технологии блокчейна от Binance. Правда, пока объемов торгов этой криптой на этой платформе Кыргызстан не особо впечатляет. Но для входа криптовалюты в регион и ЕАЭС – и это пойдёт. По крайней мере, так говорят за кулисами переговоров с цифровым финансистов. Злые языки же уверены, что соглашения с Чжао и его статус советника президента должны потешить, прежде всего, самолюбие Жапарова. Если же это еще и поможет кыргызской экономики – то это вообще двойная победа. Win-win!
Комментарии
Загрузка комментариев...