Девальвация тенге ускорилась 2 | Деловая неделя
20 апреля 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Девальвация тенге ускорилась 2

24.07.2024 11:33:05
№: 27 (1569)

Нигмат РАМАЗАНОВ

Первая половина текущего года завершилась ослаблением курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Признаки снижения курса наметились в мае, а в июне и июле процесс значительно ускорился, несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру на наш основной экспортный товар. Не лучшим образом сложилась обстановка и в реальном секторе экономики. В то же время девальвация тенге в первой половине года не оказала заметного влияния на динамику инфляции.

Благоприятная ценовая конъюнктура на сырьевые товары, как правило, оказывала положительное влияние на показатели денежного и финансового рынка Казахстана и экономику в целом. Комфортные мировые цены на нефть оказывали поддержку тенге и в начале текущего года, ситуация на внутреннем валютном рынке в январе-апреле складывалась в пользу национальной валюты, что, кроме прочего, способствовало торможению роста цен на потребительские товары и услуги. Однако затем ситуация на валютном рынке изменилась и характеризовалась ослаблением тенге.

Отличительной особенностью мая и июня этого года стал тот факт, что высокие мировые цены на нефть, превышающие прогнозы правительства (80 долларов за баррель в среднем за год), перестали адекватно отражаться на формировании курса тенге, показателях роста экономики. Более того, на этом фоне произошло существенное ослабление тенге по отношению к основным мировым валютам, наблюдался процесс замедления отечественной экономики, налоговых поступлений в республиканский бюджет. По результатам первой половины года позиция тенге заметно ослабла по отношению к доллару США, российскому рублю, китайскому юаню.

Что касается других показателей монетарной политики в первой половине года, там наблюдалась разнонаправленная динамика. В ценовой сфере на протяжении отчетного периода отмечалось замедление инфляции, показатель которой в годовом измерении по итогам полугодия составил 8,4% против 9,8% в декабре 2023 года. Основной вклад в замедление роста цен внесла более низкая инфляция продовольственных товаров, а также снизившиеся темпы реализации тарифной реформы, отмечает регулятор.

Валовые международные резервы Национального банка выросли за отчетный период на 11% (почти на 4 млрд.), превысили 39,9 млрд. долларов США. Запасы в свободно конвертируемой валюте увеличились за полугодие более чем на 6,8%, составили более 17,55 млрд. долларов. Активы в золоте повысились на 14,6% (на 2,85млрд.), до уровня 22,36 млрд. долларов. Активы Национального фонда в иностранной валюте увеличились на 1,4 млрд. (на 2,3%) до уровня 61,4 млрд. доллара. Согласно информации Национального банка, увеличение его резервов было связано преимущественно с ростом цены на золото, а активов Нацфонда – с увеличением инвестиционного дохода.

На рынке государственных долговых ценных бумаг, где на протяжении последних лет наблюдался устойчивый рост объема бумаг в обращении, сохранилась тенденция роста, связанная с необходимостью финансирования дефицита республиканского бюджета. Объем в обращении облигаций Минфина по состоянию на начало июля составил более 18,93 трлн. тенге, вырос с начала года на 11,5%. При этом объем краткосрочных нот Национального банка, используемый для изъятия «избыточной» ликвидности, составил на конец полугодия более 400,6 млрд. тенге, сократился за полгода почти в три раза. Суммарный объем ГЦБ в обращении увеличился за январь-июнь на 5,7%, превысил 20,3 трлн. тенге. Высокие темпы роста бумаг Минфина и сокращение объема нот связаны, надо полагать, с дефицитом республиканского бюджета и снижением так называемой «избыточной» ликвидности казахстанских банков.

Благоприятная ценовая конъюнктура, повышение котировок на наш основной экспортный товар наряду с другими факторами по-прежнему не оказывают адекватного влияния на объемы денежного предложения, депозитного и кредитного рынка. Показатели денежных агрегатов в первом полугодии повысились, что позволило компенсировать часть потерь начала года. Однако их динамика в сравнении с другими странами остается на низком уровне. Денежная база в широком определении в первом полугодии расширилась на 1,74 трлн. (на 15%) до 13,28 трлн. тенге. В узком выражении денежная база сжалась на 3,6% до 6,9 трлн. тенге. Объем денежной массы за январь-июнь увеличился примерно на 1,4 трлн. почти до 39,66 трлн. тенге.

Таким образом, влияние нефтяных цен на показатели монетарной политики в отчетном периоде можно считать более умеренным, чем можно было ожидать. Отдельные показатели денежно-кредитной политики в начале текущего года продемонстрировали положительную динамику, в то время как по другим наблюдался обратный отсчет. Выросли международные резервы Национального банка, активы Национального фонда. Темпы роста денежного предложения, объема депозитов сложились в отрицательной зоне, ниже фактического уровня инфляции. Низкие темпы роста денежных агрегатов отражаются на показателе монетизации экономики, остаются препятствием на пути ускорения роста экономики.

Как известно, предыдущий год характеризовался ускорением роста отечественной экономики. По оценке экспертов международного рейтингового агентства, рост ВВП на 5% в 2023 году был обусловлен высокой деловой активностью в секторе строительства, горнорудной отрасли, оптовой торговле, коммуникаций и секторе связи и информации. Поэтому зависимость экономики от нефтяного сектора подвергает ее риску высокой волатильности от цен на нефть, несмотря на продолжающиеся действия по диверсификации, заявляют эксперты.

В первом квартале этого года темпы роста ВВП сбавили обороты после рекордных значений предыдущего года. Этот процесс продолжился и во втором квартале. Основной причиной, очевидно, стали стагнация, а затем и падение объемов нефтедобычи. Замедление по сравнению с предыдущим годом связано, по оценке правительства, и с влиянием последствий паводков, негативно отразившихся на развитии большинства секторов экономики. К этому, кроме прочего, можно добавить еще и высокую базу сравнения прошлого года, и ряд других факторов.

Как бы то ни было, согласно оперативным данным, рост ВВП в первом полугодии составил 3,3%. Темпы прироста заметно снизились не только с аналогичным периодом прошлого (5,1%), но и началом этого года. Впрочем, чиновники и здесь пытаются отыскать позитивные моменты. Министерство национальной экономики в январе-апреле и январе-мае не публиковало данные по росту ВВП. Теперь сообщает, что рост по полугодию ускорился до 3,3% с 3,2% в январе-мае.

Нисходящая динамика в реальном секторе обусловлена снижением темпов прироста практически по всем базовым отраслям по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за исключением производства продукции в сельском хозяйстве. Причем замедление роста произошло не только относительно показателей аналогичного периода прошлого года, но и по сравнению с первым кварталом нынешнего года. Похоже, наибольшее давление на торможение экономики оказала ситуация в горнодобывающей промышленности, связанная с сокращением объема добычи нефти.

Рост промышленности продолжается, но его темпы по результатам полугодия снизились до 2,8% против 3-4% в начале года. Замедление в основном секторе экономики было обусловлено преимущественно снижением темпов роста в горнодобывающей промышленности до 0,3%. Замедляются и показатели роста обрабатывающей промышленности. Впрочем, они пока держатся на достаточно высоком уровне и за январь-июнь составили 5,1%. Динамика несырьевого сектора была поддержана за счет роста производства металлургической и химической промышленности, машиностроения, производства фармацевтической продукции.

Торможение наблюдается и в строительной отрасли. Темпы прироста объема строительно-монтажных работ за первую половину года составили 8%, в то время как в начале года этот показатель измерялся двузначным числом. Ввод жилья в эксплуатацию превысил в отчетном периоде 7,4 млн. кв. метров, увеличился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В отрицательной зоне остаются показатели прироста инвестиций в основной капитал, снизившиеся за полугодие на 3,5%.

В сторону улучшения изменились, похоже, только показатели аграрного сектора, где рост выпуска валовой продукции ускорился до 3,4%. Впрочем, пока не ясно, добились аграрии реального роста продукции животноводства и растениеводства, или же рост достигнут за счет корректировки показателей предыдущего периода, о необходимости чего заявлял министр сельского хозяйства. Еще одним позитивным изменением можно назвать ситуацию во внешнеэкономической деятельности, где по результатам пяти месяцев отмечается улучшение баланса внешней торговли за счет сокращения объемов импорта.

В меньшей степени замедлись в отчетном периоде темпы прироста в сфере производства услуг. Тем не менее, торможение практически во всех базовых отраслях экономики как по сравнению с прошлым, так и началом текущего года не могло не отразиться на динамике краткосрочного индикатора и ВВП. Темпы прироста экономического индикатора и экономики по результатам января-июня замедлились до 3,9 и 3,3% против 5,6 и 5,1% соответственно в аналогичном периоде предыдущего года.

Что касается текущей ситуации на нефтяном и внутреннем валютном рынке, здесь произошли определенные изменения. Стоимость эталонной марки нефти на Лондонской товарной бирже в первой половине июля снизились с уровня порядка 86 долларов в начале месяца до отметки 84 доллара за баррель к середине июля. А в начале третьей декады июля стоимость нефти упала ниже отметки 83 доллара. Изменение котировок нефти практически не отразилось на формировании курса основной пары на внутреннем валютном рынке, как это часто происходит в последнее время.

Биржевой курс основной пары в первой половине июля менялся разнонаправленно. В первый день месяца стоимость американской валюты выросла и превысила отметку 475 тенге, а на следующий день опустилась ниже 472 тенге. После этого курс доллара вновь пошел вверх, 9 июля превысил отметку в 480 тенге, несмотря на высокие цены на нефть в районе 86 доллара за баррель. Достигнув многомесячного максимума, биржевой курс доллара скорректировался вниз до отметки ниже 473 по состоянию на 15 число. Начало второй половины июля ознаменовалось усилением доллара до уровня выше 478 тенге по состоянию на 19 число, а затем снижением до 473,16 тенге 22 июля.

Ослабление тенге к доллару аналогичным образом отразилось на стоимости единой европейской валюты, официальный курс которой поднимался в моменте выше 520 тенге против 498,20 на конец июня. Повысился также курс китайского юаня. При этом снизилась волатильность курса российской валюты, котировки которой в первой и второй декадах июля изменялись в коридоре 5,53-5,39 тенге. На динамику курса пары рубль-тенге заметное влияние оказывала стабилизация стоимости российской валюты по отношению к американской, вопреки дополнительным санкциям в отношении России со стороны коллективного Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...