Идеологический просчет
Зачем в Казахстане пропагандисты истории чужой страны?
Собственно, в Советском Союзе не было истории. Была политика, направленная в прошлое. У нас история всегда подменялась ретрополитикой. История предназначена была соответствовать задачам текущего дня.
Михаил Веллер, русский писатель
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ стало известно о том, что в Казахстане открыли представительство Российского военно-исторического общества (РВИО), общественно-государственная организация соседнего государства, чьими задачами является пропаганда кремлевской трактовки истории и действительности. С учетом того, что Кремль сейчас ведет завоевательную войну против Украины, РВИО является важным элементов оправдания агрессивной политики нашего северного соседа и «главного торгового и политического партнера». Впрочем, это - всего лишь полбеды. Возглавляющий РВИО Владимир Мединский, помощник Путина и экс-министр культуры РФ, курирует «идеологически верную» трактовку российской истории, на основе которой пишутся учебники истории России, а также делал провокационные высказывания в адрес в том числе и нашей страны. После подобных заявлений некоторых других российских политиков обычно добавляли в список persona non grata – лиц, которым закрыт въезд в нашу страну, однако Мединского в нашей стране не только не запретили, но и принимают на самом высоком уровне (с ним встречался госсоветник Ерлан Карин). Что касается РВИО, то в 2023 году этой организации даже уже разрешили поставить в Алматы (который в своих документах россияне упрямо называют «Алма-Ата») памятник Александру Невскому. В чем же проблема с открытием представительства РВИО в нашей стране? Во-первых, как уже говорилось выше, в рамках «научных изысканий» глава РВИО почему-то считает, что «великоросские земли оказались на территории… Казахстана», и ничего не известно о том, чтобы он отказался от таких воззрений. Во-вторых, РВИО последовательно противостоит «фальсификации истории» России, которая, с точки зрения российских историков и публицистов, «очерняется» в казахстанских учебниках истории, потому что парадигма истории Казахстана противоречит тем идеям, которые транслируют через историческую пропаганду в России. В-третьих, руководитель РВИО Владимир Мединский прямо говорит, что российская история является «главным оружием в ментальной войне» с Западом, да и вообще находится под персональными санкциями США за распространение дезинформации и пропаганды, используемой для оправдания военных действий против независимого государства – соседа России. Нужен ли нам такой продукт в Казахстане, который старательно избегает принимать чью-то сторону в конфликте России и Запада из-за Украины? К сожалению, едва ли не единственный выступивший с критикой открытия представительства РВИО депутат мажилиса Ермурат Бапи не только не понял, что именно открыли, но и, как оказывается, даже не знает, какие музеи есть в Казахстане, а каких – нет.
Об открытии представительства РВИО сообщили все ведущие медиа Казахстана, но обратимся к первоисточнику – сайту самого Общества. Там указывается, что «уже в ближайшее время начнётся активная работа [представительства РВИО в Казахстане] по формированию плана мероприятий на 2025 год, включающего конференции, монументальную пропаганду и просветительские программы». В тексте новости еще раз подчеркивается, что «РВИО занимается сохранением исторической памяти, изучением военной истории и патриотическим воспитанием». «Открытие представительства в Казахстане подчеркивает важность общего историко-культурного наследия двух стран, - подчеркивается в новостной заметке на сайте РВИО. - Этот шаг способствует дальнейшему сближению России и Казахстана в гуманитарной сфере. Совместные проекты в области истории, культуры и образования укрепляют взаимопонимание между народами. Проведение конференций, установка памятников и просветительские инициативы помогут сохранить правдивую историческую память о ключевых событиях, связывающих две страны».
Вот в этой «правдивой исторической памяти» заключается главная проблема сотрудничества Казахстана с РВИО. Трактовка истории России от Мединского вызывает конфликты даже внутри России. В 2023 году Конгресс народов Кавказа и власти Чеченской республики открыто выступили против формулировки причин депортации ряда народов СССР во время Второй мировой войны в учебнике истории России. В учебнике было написано, что решение о ликвидации ряда республик и коллективном наказании (депортации) народов принималось Кремлем «на основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар».
Чеченские чиновники и кавказские общественники посчитали, что эти слова являются «повторением клеветы сталинских времен». А председатель парламента Чечни Магомед Даудов вообще заявил, что весь тираж учебников истории России 10-11 классов в республике был изъят из школ «по поручению Рамзана Ахматовича [Кадырова]». В итоге, Владимиру Мединскому, которого Даудов прямо назвал автором учебника, пришлось в срочном порядке переписывать и переиздавать учебник. Он сослался на то, что оскорбившие кавказцев формулировки якобы были взяты без изменений из предыдущих изданий, однако, почему-то к предыдущим изданиям у Кадырова никаких претензий не было. Есть, конечно, вероятность того, что старые учебники глава Чечни просто не читал, но куда более вероятно, что Мединский намеренно продвигает нарративы о том, что ни Российская империя, ни СССР «не были империями» и никого не угнетали.
Во всяком случае, такие заявления делает президент России Владимир Путин. В том же 2023 году, выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, он заявил, что власти России «не были никогда колонизаторами нигде». По информации российского журналиста Михаила Зыгаря, исторические тексты для Владимира Путина пишет именно Мединский. По его информации, самоизолировавшись от коронавируса летом в 2020 года в резиденции на Валдае российский лидер, всегда интересовавшийся историей, из-за большого количества свободного времени стал «заметно этим одержим» ею. В связи с этим ему понадобился человек, который помог бы выразить связанные с историей идеи, им и стал Мединский. Одним из итогов их сотрудничества стала вышедшая в 2021 году статья «Об историческом единстве русских и украинцев», где независимая Украина называется «анти-Россией».
Смысл статьи – в том, что «исторической основы» для формирования отдельного украинского народа на самом деле нет, Украина была искусственно создана большевиками «за счет исторической России», которая была «ограблена» ими. Там же прямо говорится, что «русских на Украине заставляют отречься от своих корней», а само государство (где перед этим на выборах победил русскоязычный еврей) потакает неонацистам и милитаризируется. В последствии текст статьи был отправлен для ознакомления во все военные части армии РФ, которые в 2022 году вторглись на украинскую территорию, начав войну, которая продолжается до сих пор. Получается, что идеи Мединского (или сформулированные с его помощью) стали основанием для военной агрессии против Украины.
Для нас важно еще и то, что в этой же статье была высказана идея о том, что союзные республики должны были выходить из СССР «с чем пришли», то есть в границах 1922 года, а также о том, что национальные элиты новых независимых государств (речь, правда, конкретно об украинских, но это вполне экстраполируется и на наши) «решили обосновать независимость своей страны через отрицание её прошлого» и «стали мифологизировать и переписывать историю, вымарывать из неё всё, что нас объединяет, говорить о периоде пребывания… в составе Российской империи и СССР как об оккупации». Собственно, такой подход и объясняет пафос Мединского, который 30 марта 2021 года, выступая в верхней палате российского парламента предложил депутатам подумать, «как так получилось, что великоросские земли оказались на территории Украины, Казахстана и даже Белоруссии».
В попытке снять претензии со стороны этих стран, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил: «На повестке дня нет такого вопроса. Это научные изыскания». Через 11 месяцев после этих слов российская армия вторглась в Украину, а в ходе продолжающейся войны Кремль аннексировал 4 полностью или частично оккупированные области – Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую.
Кстати, сам Мединский никогда свои слова о том, что Казахстан к его неудовольствию владеет «великоросскими землями», не опровергал и не пояснял. Последнее, возможно просто потому, что с тезисом «уходите из СССР с тем, что имели на 1922 год» это на самом деле плохо «бьется». Дело в том, что в 1922 году Киргизская (с 1925 года – Казахская) Автономная Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР и СССР владела территорией, ныне входящей в состав РФ. То есть в направлении России, территория Казахстана с вхождением в СССР не увеличилась, а уменьшилась. В состав Республики до 1925 года входил, например, Оренбург, который был ее столицей, и прилегающая территория современных Оренбургской и Курганской области РФ. То есть те, кто предлагает выходить из СССР, вернув «подарки», на самом деле по этой логике должны отдать нам обратно этот самый Оренбург, а не мы им - что-то. Все это, кстати, говорит о реальном уровне исторической грамотности в том числе и Мединского, который старательно подтягивает историю на идеологию Кремля, а не наоборот.
И с точки зрения кремлевской истории России, пропагандируемой РВИО, парадигма истории независимого Казахстана тоже представляет собой «отрицание» и «вымарывание истории». Об этом можно судить хотя бы по скандальному исследованию Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), который в прошлом году решил вчитаться в учебники истории соседних стран. Как отметил соавтор исследования, младший научный сотрудник отдела Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров, «в учебниках стран постсоветского пространства Россия представлена как колониальное государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях, что нанесло урон их культуре». По его словам, это представляет собой «продвижение в учебниках истории ложных и искаженных событий» и якобы «формирует негатив по отношению к России, а в будущем может стать базой для развития ксенофобии и русофобии».
Российских ученых не устраивает то, что «авторы казахских учебников [по истории Казахстана] для 8-х классов рассматривают Российскую империю в качестве страны, которая стремилась использовать Казахстан как платформу для своих военных и экономических интересов», и прямо говорят о «военно-колониальной экспансии Российской империи». Не нравится им и наша критика советского периода истории, раскрытие информации про Ашаршылык, сталинские репрессии и депортацию народов в Казахстан. Наши установки в этом плане прямо и очевидно противоречат тому взгляду, который пропагандирует РВИО Мединского и Кремль внутри России.
Соответственно, открывая представительство РВИО, либо Астана демонстрирует, что собирается пересмотреть независимый государственный взгляд на нашу историю, либо организация Мединского должна не отсвечивать и не вмешиваться в то, как мы интерпретируем прошлое соответственно интересам нашей собственной национальной и государственной идентичности. Впрочем, велика вероятность того, что власти страны просто стремятся усидеть на двух стульях, демонстрируя разным аудиториям разный подход – для внутренней один, для внешней – другой. Правда, остается важный момент – риск сидения на двух стульях всегда велик и чреват тем, что пятая точка может упасть с обоих.
Ну, и «достойным украшением» всей этой истории стало вчерашнее выступление в мажилисе депутата Ермурата Бапи, который высказался по поводу открытия представительства РВИО, но, видимо, не до конца понял, что это. «Недавно в Казахстане открылся филиал Российского военно-исторического музея. Что это за нужда такая?» - задался вопросом мажилисмен. «Новость об открытии в Казахстане иностранного военного музея вызвала негативную реакцию у тех, кто считает себя патриотами, и породила шквал критики в адрес президента Касым-Жомарта Токаева и депутатов парламента. Но действительно ли нам нужна такая общественная шумиха? Откуда вдруг появилась необходимость в таком военном музее, когда геополитическая ситуация с соседними странами находится в шатком равновесии?». Далее он обратился к правительству: «Исходя из вышеуказанных вопросов, прошу вас оценить возможности открытия Национального музея оружия в Казахстане и дать аргументированный ответ депутатам парламента. Считаю, что этот ответ должен способствовать снижению ненужного общественного напряжения, возникшего в связи с филиалом российского музея», - заявил Бапи.
То, что депутат парламента не разобрался с тем, что представительство РВИО – это не музей, это полбеды. Другая печаль в том, что человек, считающий себя патриотом Казахстана, оказывается, не знает, что в Астане давно существует Государственный военно-исторический музей Вооруженных сил РК, расположенный по адресу: проспект Республики 2, на пересечении с улицей Александра Бараева. Там целых 7 выставочных залов с оружием от Средневековья до современности (всего в фонде – 20 тысяч экспонатов!), а вокруг музея – постоянно действующая экспозиция образцов современной бронетехники, авиации и артиллерии. Внутри и снаружи музея стоят ростовые скульптуры воинов – от саков, скифов до кипчаков и казахских батыров, там есть даже древние боевые колесницы и всадники. Как можно после этого говорить, что «у нас, в независимом Казахстане, музея оружия с национальным колоритом нет вовсе»? Самое же печальное во всем этом – что такой уровень осведомленности о собственной истории и действительности свидетельствует о крайне низкой укорененности исторических установок нашей Независимости. Если даже «патриоты и депутаты» не в курсе того, что у нас есть, то для простых, обычных граждан под внешним воздействием пересмотреть взгляды на историю вообще ничего не стоит. Что делает сам факт присутствия РВИО в Казахстане еще более неоднозначным и угрожающим…