Игра в слова
вместо прозрачности перед лицом кризиса
Сомнение есть путь к истине: кто не сомневается — не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — пребывает в слепоте и заблуждении.
Абу Хамид аль-Газали, исламский богослов, правовед, философ
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ правительство по поручению президента Токаева резко сменило курс и представило общественности пакет антикризисных мер, озвученных, как «меры по обеспечению макроэкономической стабильности и нивелированию негативных последствий экономических реформ». В прошлый четверг утром глава государства поручил премьеру «представить план конкретных мер, касающихся упорядочения хода реализации разработанной правительством программы экономических реформ в интересах граждан», а уже вечером тот презентовал то, что должно помочь нам преодолеть хотя бы часть «негативных последствий экономических реформ». Заморозка роста тарифов, цен на бензин и обещание сдерживать цены на продукты – очевидные антикризисные меры, а не какая-то коррекция курса. Самая же важная новация антикризисного плана – «откат» значительной части предложений правительства по принятому недавно новому Налоговому кодексу. Кабмин пообещал поддержать строительный рынок – через увеличение минимум в два раза финансирования дешевой ипотеки, а также по линии холдинга «Байтерек» - начать новые программы для МСБ, ну и также в два раза запланировано увеличить «финансирование отечественных сельхозтоваропроизводителей». Исходя из всего этого, у общества возник закономерный вопрос: а есть ли у государства на все это деньги? К сожалению, одни чиновники предпочли юлить вместо ясных ответов, а другие, видимо, вообще решили, что лучшая оборона – это отказ признавать, что у нас кризис, и делать вид, что все идет, как и шло – вполне успешно. К сожалению, для тех, кто пытается играть в эти игры, большинство казахстанцев совсем не глупые люди и ждут внятных ответов, а не словесной эквилибристики.
Итак, какие меры явно требуют роста бюджетных трат?
Как сообщает пресс-служба правительства, по результатам совещания в правительстве на прошлой неделе было решено «для недопущения роста цен на социально значимые продовольственные товары будет активизирована работа стабилизационных фондов путем двукратного увеличения объемов финансирования отечественных сельхозтоваропроизводителей, что, в свою очередь, приведет к удешевлению продукции, относящейся к категории СЗПТ (социально значимые продовольственные товары)». Хотя точных цифр по этой статье бюджета нет, потому что она, в значительной мере, осуществляется на уровне местных властей, а не республиканских, однако, двукратный рост затрат по ней предполагает, видимо, вмешательство именно на центральном уровне. Маловероятно, что стремящиеся не оставлять неосвоенных средств акиматы смогли вдруг найти под конец года резервы, способные решить задачи такого рода.
Далее, «на фоне сокращения предложений по ипотечным программам со стороны банков второго уровня, связанного с повышением базовой ставки, принято решение поддержать систему жилищно-строительных сбережений». И опять же – речь идет о том, чтобы в два раза увеличить «объем удешевленного ипотечного кредитования для населения». И тут, наконец, есть четкая цифра: «Указанная мера будет реализована через действующие программы «Наурыз» и «Наурыз-Жұмыскер» путем увеличения объемов кредитования до 500 млрд тенге». То есть вместо 250 миллиардов тенге нужно выделить 500 миллиардов.
Кроме этого, как сообщается, «холдингу «Байтерек» поручено в кратчайшие сроки внести предложения по дополнительным мерам поддержки малого и среднего бизнеса». Понятно, что все это потребует дополнительных денег. Сложно сказать, будут ли тратить бюджетные средства в связи с новой программой лизинга, которую должны финансировать «отечественные автопроизводители и банки второго уровня». Однако, безусловно, какие-то траты будут ждать госбюджет из-за заморозки цен на бензин и дизель, а также тарифов на ЖКХ. Первое можно прочесть между строк в следующей цитате: «Премьер-министр поручил министерству энергетики совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции и акиматами регионов обеспечить контроль, а также принять меры по бесперебойному обеспечению внутреннего рынка ГСМ». А во втором случае нам предлагается просто поверить правительству на слово по поводу того, что «сдерживание роста тарифов будет обеспечено за счёт оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий». С учетом того, что под управлением эффективных менеджеров из числа известных олигархов эти объекты сумели стать убыточными, непонятно, как именно чиновники себе все это видят – особенно на фоне начала отопительного сезона, традиционно сопровождающегося авариями на изношенной инфраструктуре жилищно-коммунальных хозяйств по всей стране.
Вполне естественно, что у журналистов возникают вопросы – а откуда мы на все это возьмем деньги, если только-только принятый Налоговый кодекс будет направлен на латание бюджетного дефицита? Это, правда, официально чиновники старались никогда не признавать, но, как минимум одно ответственное лицо - мажилисмен Берик Бейсенгалиев, руководитель рабочей группы по Налоговому кодексу, прямо говорил: «Правительство предлагает единовременно поднять НДС…, как способ восполнить дефицит бюджета». Теперь же, когда «…в целях снижения негативного воздействия нового Налогового кодекса на деятельность малого и среднего бизнеса, принято решение исключить излишние ограничения на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации», путем применения краткого «запретительного списка» ОКЭД только на 44 вида деятельности, вопрос достаточности у государства средств на борьбу с кризисом встает ребром.
Как же отвечают наши не избранные народом функционеры от экономики и финансов? Позвольте процитировать, ничего не меняя, к примеру, сообщение сайта Tengrinews.kz (который сложно заподозрить в оппонировании Кабмину) на эту тему:
«У нас вроде до этого говорили, что в бюджете нет денег, но при этом анонсировали, что будут выделять деньги, будут «держать» тарифы. Хотя до этого нас всех убеждали, что денег нет», - напомнили журналисты в кулуарах мажилиса.
Сулейменов ответил, что инфляция во многом складывается из-за того, что «у нас чересчур много денег», а монетарные агрегаты (показатель, который классифицирует деньги и средства в экономике по степени ликвидности - прим.) растут.
«Они выросли примерно на 18 процентов. Ранее показывали некоторое снижение, сейчас опять показывают повышение, то есть денег в экономику заливается много. Источника два: большие фискальные вливания и потребительское кредитование. То есть в экономике денег много. Выпуск отечественных товаров, работы и услуги не успевают за этим, то есть экономика немножко перегревается», - объяснил Тимур Сулейменов.
Соответственно, когда на стороне спроса много денег, а на стороне предложения мало товаров, растёт инфляция либо импорт.
А импорт — это что? Импорт — это спрос на доллар и опять давление на курс валюты. Поэтому, в первую очередь, фискальная консолидация — это то, что делает правительство. Это Налоговый и Бюджетный кодексы. Второе — определённое регулирование потребительского кредитования, чтобы у нас не было излишнего спроса, который разогревает цены. Наоборот, мы денежную массу планируем ограничить», - добавил глава Нацбанка».
Конец цитаты.
То есть главу Нацбанка прямо спросили, откуда возьмут деньги на антикризисные меры, а он начал описывать, из чего складывается инфляция, а также, что «в экономике денег много», поэтому Нацбанк планирует ограничить денежную массу. Еще, наверное, в глаза спрашивающему смотрел, пока говорил все то, про что у него не спрашивали.
Немного иную стратегию избрал главный лоббист налоговой реформы – вице-премьер Серик Жумангарин. Он решил просто не сознаваться. Ну, или не признавать очевидное. Когда журналисты несколько раз охарактеризовали антикризисные меры, как «откат» от первоначального сценария правительства (и, в частности, внедрения нового Налогового кодекса), он ответил: «Я не считаю это откатом. Это постановление правительства - утверждение списка ОКЭДов. Мы в своё время специально это в законе не закрепляли, для того чтобы быть гибкими. Мы понаблюдаем за ситуацией. Перечень ОКЭДов существовал и до этого, то есть видов деятельности, которые не могут по упрощёнке работать. Например, подакцизные товары, финансовый сектор, торговые рынки. Мы его сейчас сохранили для того, чтобы понаблюдать за ситуацией. Главная проблема остаётся: те, кто работает по специальному налоговому режиму с упрощённой декларацией, не могут учитывать свои расходы, как это делают на общем режиме».
Благо, депутаты опять не позволили вице-премьеру играть в игры с реальностью прямо на глазах журналистов и общественности. Так, Азат Перуашев, глава фракции партии «Ак жол» в мажилисе, прямо назвал срочный пересмотр запретительного и разрешительного списков по упрощённому режиму налогообложения «абсурдом». «После поручения президента повернуть экономику лицом к интересам граждан правительство отказалось от разрешительного списка по СНР, и оставило в запретительном списке только 44 вида ОКЭД, на чём настаивала фракция «Ак жол». Теперь 1067 видов деятельности малого и среднего бизнеса выпадают из плательщиков НДС. Но корректировки потерь дохода не было. Значит, можно было изначально обойтись без этого абсурда и не будоражить предпринимателей. Однако правительство равнодушно рассуждало, что в случае реализации их планов, закрылись бы 300 тысяч малых предприятий», – заявил он, призвав разобраться, как вообще могла появиться такая идея.
Жумангарин же продолжает пытаться создавать у граждан ощущение, что ничего неординарного не происходит. Что же касается того, как антикризисные меры повлияют на доходы и расходы бюджета главный ответственный за экономику сказал, что «сумма налогов, которую недополучит госбюджет, не будет большой», хотя «окончательные расчёты ещё не сделаны». «Что касается потерь, то расчёты продолжаются. Разные расчёты предлагают, но я бы воздержался сейчас от того, чтобы называть цифры», - отметил вице-премьер. То есть, мы видим, что г-н Жумангарин вообще пытается сделать вид, что в продвигаемой им реформе нет никаких угроз, а перерасчеты по доходам и расходам бюджета нет нужды быстро сообщать общественности, будто бы это – какой-то второстепенный и несрочный вопрос. Более того, чиновник на голубом глазу уверяет, что решение правительства о введении антикризисных мер в Казахстане не было поспешным, хотя мы все видели, что принято оно было за один неполный день. Нет, конечно, возможно, его готовили заранее, а обращение президента к премьеру было просто декоративным формализмом, призванным усилить драматургию. Правда, тогда непонятно, зачем вице-премьер так легко срывает покровы тайн вокруг этих «театральных постановок», куда вовлекают даже президента?
Как бы то ни было, в кулуарах мажилиса вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин на этой неделе заявил: «Недавно мы встретились с представителями бизнеса – в медиацентре собралось около тысячи человек, а по видеоконференции подключились предприниматели со всех регионов. Мы пообещали быть открытыми, учитывать ваши предложения. Государство, как говорится, прислушивается к голосу народа. Никакой спешки (с принятием антикризисных мер – «ДН») не было, потому что всё просчитано – и расходы, и доходы». В итоге, как по-настоящему великий актер, Жумангарин оставил нас и всю страну гадать – «просчитано» ли все – «и расходы, и доходы» или «расчеты продолжаются»? В первом случае, непонятно, почему надо городить тайны, во втором случае выходит, что первое, так сказать, «не совсем» правда.
Тут, конечно, можно сказать, что можно было бы и не будоражить вопрос денег на антикризисные меры, вынуждая чиновников юлить, но это – принципиальный момент. От него зависит, устоит ли экономика перед лицом кризиса или нет, пострадают ли от него простые казахстанцы или нет. Могут ли быть сейчас более важные вопросы? Полагаем, что нет. И здесь правительство с Нацбанком могли бы продемонстрировать свою прозрачность или хотя бы озабоченность, но они решили пойти привычным путем – напуская туман секретности. Проблема тут в том, что это – худшая стратегия в ситуации, когда они должны были демонстрировать населению, что мы все – в одной лодке. Когда кругом штормит, туман на верхней палубе не гасит панику, а заставляет думать, что там, наверху, вообще пожар…