Ханституция
Жапаров возвращает президентскую республику
Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в Кыргызстане вновь ломаются копья, на этот раз вокруг новой редакции основного закона, представленной фаворитом приближающихся президентских выборов. Часть гражданских активистов и политиков обвиняют бывшего и.о. президента и зарегистрированного кандидата на должность главы государства Садыра Жапарова в стремлении узурпировать власть и вернуть режим суперпрезидентской республики, в которой он мог бы спокойно править более полутора десятилетий.
Как Вы, наверное, помните, на прошлой неделе мы писали о том, что 18 человек зарегистрировались, как кандидаты на президентских выборах 10 января. Как мы и предполагали, их количество на финишном этапе подачи документов оказалось куда выше - аж 63. Кто-то скажет, что это очень много. Но в истории Кыргызстана были случаи и куда более многочисленной президентской гонки, в которой принимали участие 89 (!) кандидатов. И зафиксирован сей факт был в 2011 году. Те выборы девять лет назад выиграл Алмазбек Атамбаев, сейчас его судят и он сидит в тюрьме. А кто выиграет эти выборы и куда он попадет в итоге, сказать пока еще трудно. Если, как и ожидается, это будет Садыр Жапаров, то у него будет все наоборот - не пост, а потом уголовное дело, а вначале тюрьма, а потом уже удобное кресло во главе страны. Но не будем забегать вперед.
Компания жаждущих власти подобралась разношерстная - от неоднократных кандидатов на президентское кресло, до безработных и эстрадных комиков. Лишь один кандидат выдвинулся от политической партии - это женщина, лидер партии «Реформы» Клара Сооронкулова. Все остальные - самовыдвиженцы. И это не странно, партийная система в стране переживает очередной кризис доверия избирателей, а результаты последних парламентских выборов не только стали поводом к свержению предыдущего президента, но и были официально отменены. Кстати, борьба за президентство в этот раз не слишком порадует феминисток, ведь в этом списке из 63 фамилий всего четыре представительницы «слабого пола». А ведь еще им предстоит собрать 30 тысяч подписей в свою пользу, сдать экзамен на знание государственного, кыргызского языка и предоставить залог в размере одного миллиона сомов. На сегодня миллион в национальной валюте эквивалентен примерно $12,2 тысячи. Кажется, на этом этапе будет больше всего отсеявшихся.
Кстати, «главный кандидат в президенты» Садыр Жапаров подал свои документы в числе последних. При этом, не обошлось без казусов. В первый свой заход в Центризбирком Садыр Нуркожоевич формально не сдал полномочия и.о. президента и премьер-министра. А когда пресса подняла шум на эту тему, ему пришлось объявить о передаче своих прав и обязанностей спикеру парламента Таланту Мамытову - новому и.о. президента, а руководить кабмином теперь придется Артему Новикову. Ну, и пришлось для вида сходить в ЦИК по-новому.
Из любопытного можно еще отметить и такой факт, что в выборах пожелал участвовать бывший деверь Алмазбека Атамбаева, экс-председатель Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Абдиль Сегизбаев. Причем сделал он это, как и подобает разведчику - тихо и без лишнего шума.
Пользуясь своим предыдущим статусом, объединявшим полномочия президента и премьера, Садыр Жапаров предолжил стране новые реформы. Одним из его первых шагов стало объединение Пограничной службы Кыргызстана с ГКНБ, как это было еще во времена СССР. Но главный пункт его программы - Конституционная реформа, которая уже начала обсуждаться, хотя выборы он еще не выиграл. Но не зря говорят: поспешишь - людей насмешишь. Вокруг быстро и тихо подготовленной новой редакции основного закона немедленно началась шумиха. И, прежде всего, потому что в ней опознали старые версии Конституции, от которых страна уходила все эти годы, да, как оказалось, по кругу.
Скандал же начался с того, что, как стало известно, 80 депутатов действующего созыва подписались под новой редакцией Конституции и с определением даты референдума по новой версии основного закона в какой-то дикой спешке, без соблюдения даже простейших формальностей. По идее, такой серьезный документ, как новая редакция Конституции должна пройти общественное обсуждение и т.п. Как минимум, на данный процесс - от первого заседания экспертов до принятия окончательной версии - должно уйти хотя бы полгода. Но не здесь. Здесь Жапаров, фактически, продавил совмещение выборов главы государства с плебисцитом по Конституции в один день - 10 января 2021 года. Что очень многих не устраивает и их возмущение вполне понятно.
Но это еще полбеды. Вскоре стало известно, что как минимум трое депутатов жогорку кенеша отозвали свои подписи под проектом Конституции, а одна народная избранница и вовсе заявила, что не подписывала никакого документа, но ее автограф под ним почему-то стоит. Естественно, послышались голоса против редактирования основной закона. «Нынешняя власть и депутаты, которые подписались под законопроектом о проведении конституционной реформы, толкают страну к очередному правовому хаосу и беспределу», - заявил прессе, бывший спикер парламента Канат Исаев. «Ныне действующая редакция главного документа страны имеет недостатки. К ней есть претензии и у меня, но это не повод для вероломного конституционного переворота. Необходимость конституционной реформы никто и не оспаривает. Но она должна быть продуманной и основательной, с соблюдением всех законных процедур и регламентов. Закон должен служить прогрессу и развитию», - подчеркнул он.
Лидер партии «Кыргызстан» и кандидат в президенты отметил, что «Конституция - это общественный договор между гражданами и властью». «Это основной закон, соблюдение которого святая обязанность каждого гражданина и, прежде всего, нас - депутатов ЖК. Государство - не частная лавочка, если кто-то забывает об этом, то народ быстро напомнит», - сделал на этом акцент Исаев, один из главных пострадавших от событий 5 октября. Его партия «Кыргызстан» тогда уверенно проходила в новый созыв парламента, но не случилось. «Не забывайте Аксыйские события 2002 года, революцию 2005-го, свергнувшую семейный режим Акаева, народную революцию 2010-го и изгнание кровавого режима Бакиева. Разве жертвы были напрасными?» - патетически заявил Канат Кедейканович, который во времена «кровавого режима» был мэром прекрасного города Токмок.
Но политик не будет обсуждать себя, если есть более интересные темы, так и Исаев поставил ребром вопрос о том, где власти намерены изыскать полмиллиарда сомов на выборы и референдум. «Пандемия коронавируса набирает обороты. Мы находимся в глубоком экономическом и политическом кризисе, бюджет трещит по швам, нет денег даже для первоочередных выплат. А мы, депутаты, собрались проводить пир во время чумы», - отметил кандидат в президенты-депутат. В итоге, он пришел к тому, что необходимо распустить действующий созыв парламента немедленно. «Легитимность парламента и власти стоит под большим вопросом. Срок истек. Жогорку кенеш (ЖК) в нынешнем составе не имеет ни юридического, ни морального права замахиваться на конституционную реформу. Давайте будем честными и признаем, что под видом недовольства результатами выборов был произведен криминальный захват власти. Давление на каждого депутата было тогда, продолжается и сейчас. На волне эйфории, в то время, когда надо думать о стабильности, когда люди пытаются выжить, кто-то хочет протащить антинародную Конституцию», - продолжил Исаев. И призвал депутатов отказаться от инициативы, а «все прогрессивные силы» - «объединиться против произвола и беззакония».
Ну, и, когда специалисты добрались до проекта Конституции, стало еще смешнее. О качестве подготовки новой редакции Конституции говорит хотя бы тот факт, что в кыргызскоязычной версии отмечается, что один человек может быть избран дважды на пост президента, а в русскоязычной - лишь однажды. И какая из них будет иметь законную силу? Из других инноваций - предлагается полностью отказаться от формирования парламента на партийной основе, и вернуться к одномандатным округам. Президент будет являться главой не только страны, но еще и руководителем исполнительской власти. Зачем нужен будет премьер-министр, чей пост предполагается оставить, никто пока не говорит.
Тем временем, может быть изменена и ситуация в парламенте. Члены Конституционной палаты, в которую обратились представители партии «Реформа», чтобы оспорить решение ЖК КР от 22 октября о переносе повторных выборов, направили запрос в Венецианскую комиссию (ВК) с просьбой дать свое заключение. В качестве причины в заявлении «Реформы» указано, что жогорку кенеш проигнорировал пункт 8 статьи 10 регламента ЖК. Он устанавливает, что стабилизация социально-экономической ситуации должна быть обусловлена введением чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или обстоятельств непреодолимой силы. Но 22 октября, в день принятия закона, государство не находилось ни в одном из этих состояний.
Ответ из Венецианской комиссии не заставил себя долго ждать. Международные эксперты уточнили, что Конституционная палата Верховного суда КР задала им четыре вопроса. В качестве общего замечания Венецианская комиссия отмечает, что, несмотря на отсутствие национальной практики в таких областях, как перенос выборов уходящим парламентом, существует несколько контрольных показателей, которые должны соблюдаться для обеспечения международных принципов и передовой демократической практики. Члены комиссии подчеркивают, что в Конституции Кыргызской Республики нет четких ограничений с точки зрения общепринятых демократических принципов, насколько широкими могут быть полномочия парламента в период между истечением срока его полномочий и первой сессией вновь избранного парламента. В частности, в какой степени это соответствует общепринятым демократическим принципам проведения конституционной реформы в период между отменой результатов выборов и проведением повторных/новых парламентских выборов.
Однако перенос парламентских выборов на более поздний срок, определяемый конституционной продолжительностью мандата уходящего парламента, следовательно,пророгацией его полномочий, должен быть подкреплен специальными обоснованиями и чрезвычайными обстоятельствами. Конституционный закон, утвержденный парламентом 22 октября, не отражает истинных демократических принципов, хотя и не нарушает открыто никаких конституционных положений, заключили юристы. «Но перенос выборов нового законодательного органа на июнь 2021-го представляет собой длительный период времени, намного превышающий обычные несколько недель, необходимых для проведения избирательного процесса», - отметили в ВК.
По мнению экспертов ВК, в период пророгации, то есть при уменьшении полномочий, парламент может выполнять лишь некоторые обычные функции, то есть он не должен утверждать чрезвычайные меры, в том числе конституционные реформы. То есть все, что было сделано в ЖК в последние дни, когда действующий парламент приостановил действие конституционного закона и изменил правила демократической игры, а также инициировал конституционную реформу, выглядит довольно сомнительно. Процесс инициирования и проведения конституционной реформы требует всестороннего анализа и публичного обсуждения как внутри, так и вне законодательной власти, уверены международные юристы. «Венецианская комиссия отмечает, что процесс конституционной реформы требует специального мандата для конституционного собрания или проведения специальных выборов до принятия изменений. Этот процесс выходит за рамки полномочий в переходный период. В любом случае необходимо соблюдать конституционную процедуру и сроки внесения конституционных поправок», - говорится в заключении Венецианской комиссии. Кроме того, в ответе экспертов ВК указывается, что «принятие важных изменений в избирательном законодательстве вне процедур, установленных Конституцией и действующим законодательством, подрывает принципы парламентской демократии. Парламент обязан соблюдать то, что можно назвать «надлежащим законотворческим процессом», или требования к форме и порядку действий, установленных Конституцией».
Но, г-н Жапаров, кажется, просто игнорирует все эти сомнения. Зато местная пресса раскопала, что автором этой версии Конституции является советник беглого президента Курманбека Бакиева Бектур Зулпиев. Тогда бесконечное усиление президентской власти привело ко второй революции 2010 года. Теперь Зулпиев, кажется, предлагает тот же самый вариант Жапарову, который совершенно случайно был его коллегой по офису Бакиева. Все это очень расстраивает многих кыргызстанцев, которые уже организовали митинги протеста под лозунгом «Нет ханституции!». Правда, Садыр Жапаров, кажется, легко будет игнорировать и их тоже…