Хорошая мина | Деловая неделя
7 ноября 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Хорошая мина

26.09.2025 10:50:13
№: 34(1622)

Министр Шаккалиев решил доказать преимущества ЕАЭС вместо того, чтобы отмолчаться, но прогадал

при плохой игре

при плохой игре

«ДН»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ, видимо, застигнутый журналистами врасплох министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев попытался объяснить казахстанцам плюсы от пребывания в Евразийском экономической союзе (ЕАЭС). Доводы высокопоставленного чиновника заслуживают внимательного рассмотрения, но не ввиду их убедительности, а по более банальной причине – если это реально то, что думает и как планирует свою деятельность правительство, то у нас плохие новости: Кабмин не слишком хорошо взаимодействует с реальностью; или лжет.

Итак, министра спросили – нет ли у страны планов по выходу из ЕАЭС? И вот, что он ответил: «Ни откуда мы не выходим. Мы находимся в интеграционном пространстве – его плюсы очевидны. За последние 10 лет у нас увеличился товарооборот со странами ЕАЭС. Наблюдается очень большая динамика — порядка 20 миллиардов в этом году. Для нас это очень большой рынок сбыта, и мы взаимодополняем друг друга по ряду позиций. Поэтому вопрос о выходе не стоит. Другой вопрос — разновекторная динамика по поддержке: у каждой страны есть свои отрасли, свои механизмы. Но самое главное — мы все участники мировой экономики. Наша задача — увеличивать потенциал и мощность экспорта».

Теперь давайте по пунктам. Первый – товарооборот, торговля внутри ЕАЭС, которая очень растет. Но в эти же годы, точнее, с 2023 года, впервые за, наверное, всю историю, крупнейшим торговым партнером Казахстана стал Китай. «Основными рынками сбыта казахстанских товаров в прошедшем году оказались Китай, Россия и Италия. Товарооборот Казахстана с КНР составил 31,5 млрд долларов США, с Россией - 26 млрд долларов, с Италией - 16,1 млрд долларов. При этом в 2022 году лидировала Россия с 27 млрд долларов, а Китай расположился на втором месте с 24,2 млрд долларов», - сообщило в 2024 году со ссылкой на пресс-службу Центра развития торговой политики QazTrade агентство Синьхуа. Таким образом, «плюс» в виде роста товарооборота со странами ЕАЭС получился несколько неочевидный, а по сути – противоречивый.

На счет того, что страны ЕАЭС, а, чего греха таить, Россия – «очень большой рынок сбыта» - тоже полуправда. Потому как Китай – сильно больше рынок сбыта. Достаточно сравнить население России (143 млн) и Китая (1,409 млрд), то разница – на порядок, то есть – почти в 10 раз (!). И это – не говоря уже о том, что россияне даже в условиях отмены таможенных ограничений активно применяют административные запреты против наших товаров, просто они используют Роспотребнадзор и Россельхознадзор вместо таможни. И, наоборот, вводимые россиянами временные запреты на вывоз отдельных товаров уже приводили к социальным последствиям в Казахстане, как в 2022 году, когда запрет на экспорт сахара вызвал настоящий «сахарный кризис» в нашей стране. Тоже касается сентенции про «взаимодополнение» - мы еще и конкуренты по целому списку ключевых объектов экспорта Казахстана – нефти, газу, металлам, урану. И по этим товарам, главным образом, по нефти и газу из-за международных санкций россияне идут на беспощадный демпинг, что не может не негативно сказаться и на наших торговых перспективах. Где уж тут министр Шаккалиев заметил «увеличение потенциала экспорта», непонятно. Еще хуже по тем товарам, которые мы производим для своего потребления, прежде всего, пищевым – наши производители не получили реальный доступ к рынку россиян и тех же белорусов, но уже сильно подвинулись на нашем внутреннем рынке – свидетельства чего каждый из нас может увидеть в ближайшем супермаркете или молле.

Ну, и раз мы уж заговорили о международных санкциях, то это, собственно, основная проблема, которую упорно игнорирует старший по казахстанской торговле. Он говорит, что в ЕАЭС «мы все участники мировой экономики», но если так еще можно было говорить до февраля 2022 года, то после того, как Путин напал на Украину, эти слова все меньше и меньше соответствуют действительности. Если считать с захвата Крыма в 2014 году, на Россию, по подсчетам российского информационного агентства «Новости», наложено более 30 тысяч санкций (!). Страна давно опередила по количеству запретов таких признанных «чемпионов» по рестрикциям, как Иран и Северную Корею. Даже российский президент Путин был вынужден признать, что по количеству санкций и запретов его страна опережает все остальные страны мира, вместе взятые (!). Вот такой вот наш главный партнер по ЕАЭС «участник мировой экономики»! И, если еще несколько месяцев назад казалось, что Трамп примирит Запад с Путиным ценой сдачи Украины, на полях саммита ООН мы увидели кардинальную трансформацию его позиции по России.

Во-первых, после встречи с Зеленским он заявил, что «Украина с помощью Европы может отвоевать все захваченные Россией территории». «Узнав и полностью поняв военную и экономическую ситуацию с Украиной/Россией и увидев экономические проблемы, которые это приносит России, я думаю, что Украина при поддержке Европейского Союза способна воевать и отбить всю Украину в ее изначальной форме», — написал американский президент в своей сети Truth Social. Там же, днем ранее, Дональд Трамп заявил, что «Россия безуспешно воюет три с половиной года» там, где «настоящая военная держава» победила бы за неделю. По мнению американского президента «Россия выглядит бумажным тигром». «Нужно время, терпение и финансовая поддержка Европы и в частности НАТО, и тогда изначальные границы, откуда началась эта война — вполне вариант», — считает он.

«Когда жители Москвы и других прекрасных городов, поселков и районов по всей России узнают, что на самом деле происходит с этой войной, что им почти невозможно добыть бензин из-за длинных очередей, и обо всех других вещах, что происходят в их военной экономике, когда большая часть денег уходит на войну с Украиной, у которой есть великий дух, и он становится только лучше, Украина сможет вернуть страну в ее изначальном виде и, кто знает, может быть даже пойти дальше!» - резюмировал хозяин Белого дома. Он же усилил давление и на европейцев, призывая их отказаться от закупа российской нефти. Президент США Дональд Трамп, выступая на 80- сессии Генассамблее ОНН, в очередной раз призвал страны Европы немедленно отказаться от покупки российской нефти и, наконец, пригрозил ввести в действие «мощные» пошлины для России, если та не согласится закончить войну против Украины.

Не очень хорошая перспектива для «участника мировой экономики», согласитесь.

Но «украинская» проблематика для ЕАЭС этим не исчерпывается. В последние дни и недели беспилотный воздушный флот Украины активно атакует объекты инфраструктуры и производство российского нефтегазового сектора. Были атакованы важные нефтеналивные порты - Усть-Луг, Приморск и Новороссийск, нефтепровод «Дружба», Астраханский газоперерабатывающий завод и «Газпром Нефтехим Салават» в Башкортостане. По некоторым оценкам в результате этих атак уровень нефтепереработки в России снизился от 13% до 17%, что уже вызвало дефицит и ажиотаж вокруг бензина и автогаза в нескольких регионах Российской Федерации.

Владельцы АЗС ограничивают покупателей «квотами» в 10-20 литров на один автомобиль, и такие лимиты наблюдаются в целом ряде областей, включая Московскую, Ленинградскую, Рязанскую и Нижегородскую, Ставрополье, Поволжье и на Дальнем Востоке. И хотя официальные власти и российские эксперты объясняют перебои «поставками сезонным увеличением спроса в период уборочных работ и отпусков, запланированными ремонтными работами на нефтеперерабатывающих заводах», они вынуждены признавать и роль «атак беспилотников на топливную инфраструктуру». Падение производства топлива неизбежно вызовет рост цен, которые, как заявило наше правительство в феврале, планируется сровнять с соседними странами (прежде всего, ЕАЭС). Но это полбеды – вторая половина в том, что российский дефицит будет покрываться закупками в Казахстане, порождая нехватку бензина и автогаза уже у нас.

И такие проблемы – неизбежны, поскольку российская экономика просто в силу своих размеров доминирует в ЕАЭС, вынуждая менее крупные – подстраиваться под ее интересы. И чему хуже чувствует себя эта экономика, тем хуже всем остальным. О том, насколько российской экономике становится тяжелее нести бремя войны, мы видим по запланированному увеличению НДС на 2% до 22%. В итоге, даже не являясь целью санкций против России, Казахстан вынужденно страдает от них.

И это – не говоря уже о прямых потерях и проблемах в области внешнеторговой деятельности, вызванных необходимостью согласовывать тарифы, квоты и правила торговли с остальными членами ЕАЭС. О том, насколько эффективна такая бюрократия, можно судить хотя бы по тому, что наша страна на третий год войны и санкций, после введения которых большинство товаров в ЕАЭС поступает через нашу территорию, до сих пор не может добиться пересмотра пропорции распределения таможенных пошлин, 85% которых идет в российский бюджет и только 7% - в наш. Заседания рабочей группы по пересмотру этих выплат идут, а воз стоит на своем месте и денежный поток идет мимо нашего прохудившегося бюджета, вынуждая коллег г-на Шаккалиева досуха выжимать отечественного налогоплательщика. И это мы перечисляем только самые явные проблемы, которые доставляет нам ЕАЭС!

Мы, конечно, понимаем, что вопрос невыхода Казахстана из ЕАЭС находится не в экономической, а в политической плоскости, и член правительства не мог открыто говорить об этом. Но он же мог хотя бы не выдавать черное за белое, справедливо вызывая у казахстанцев сомнения в адекватности членов Кабмина. Сказал бы коротко: «Такой вопрос не стоит на повестке дня». Таким образом, он, конечно, не спасся бы от расспросов, но хотя бы не выдавал одно за другое, глядя людям в глаза. Мог сказать бы, что вопросы такого характера решаются на уровне глав государств, либо указать, что мы вынужденно несем груз обязательств – хотя бы признал, что правительство тоже не в восторге от пребывания в ЕАЭС, но ничего не поделаешь. Но г-н Шаккалиев выбрал худший из вариантов и, пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре, выставил себя и коллег по Кабмину в худшем свете. Впрочем, главную тяжесть этих политических обязательств, в итоге, все равно понесут не чиновники, живущие на государственных харчах, а предприниматели и простые казахстанцы, которые и оплатят все издержки интеграции с «участником мировой экономики»…


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...