«Пользуйтесь только официальной информацией»
27.02.2025 18:22:56
№: 7 (1595)
или Почему высокопоставленные чиновники оказываются выше закона?
Правителя можно сравнить с лодкой, а народ - с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.
Сунь Цзы древнекитайский стратег и мыслитель
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ чиновников и общества в любом государстве являются зеркалом политической зрелости страны. Там, где чиновники ведут себя, как короли, обычно, нет ни демократии, ни законности. Там же, где они – слуги народа, люди, как правило, живут комфортно и благополучно, даже если сама страна – не богата на полезные ископаемые. В Казахстане, где модно делить недавнюю историю и реальность на «Старый» и «Новый», тем не менее, все чаще встречаются правовые коллизии, свойственные обоим «Казахстанам», что особенно заметно в тех случаях, когда высокопоставленные чиновники распространяют ложную информацию или когда они просто пытаются игнорировать реальность, очевидную всем, кроме «рыцарей кресла и бумаги». Особенно это бросается в глаза на фоне того, как жестко власти готовы наказывать тех, кто находится на нижних ступенях системы или простых граждан за тоже самое, за что сами они ответственности, фактически, не несут. Такая ситуация свидетельствует о том, что «Новый Казахстан», по сути, пока реально особенно не отличается от «Старого», как бы того не хотели в Акорде.
Мы не раз писали о том, что уголовная ответственность за клевету из Уголовного кодекса в реальности так до конца не исчезла. Удалили статью «Клевета», но оставили «Распространение заведомо ложной информации». То, есть распространение неверных данных в нашей стране все еще считается общественно опасным деянием и уголовно наказуемым преступлением. Оставим за скобками то, что общественность в принципе ввели в заблуждение этим приемом, напомним лишь то, что статья эта активно применяется. По ней привлекаются к ответственности журналисты, блогеры, да и просто граждане, которые распространили в интернете что-то, что либо не является правдой, либо они не могут этого доказать. «Пользуйтесь только официальной информацией», - назидательно говорят нам власти в таких случаях.
Но что делать, если сами власти распространяют, мягко скажем, неправду? В такой ситуации все чаще оказывается «фронтмен» реформы НДС – вице-премьер и министр национальной экономики Серик Жумангарин. Вначале, он сказанул, что ему позвонил сам Илон Маск, предложивший услуги по реформированию госслужбы, но там его прикрыла пресс-служба МНЭ, предложившая считать эту дезинформацию следствием сложностей прямого общения министра с журналистами. В общем, предложили считать этот эпизод «недоразумением», хотя налицо практически классический «фейк-ньюс». Ну, да ладно, человеку приходится защищать крайне непопулярную идею, мог и оговорится. Однако, ошибиться один раз – случайность, а два – уже нет.
Новое расхождение реальности со словами г-на Жумангарина нашли наши коллеги, журналисты с сайта Exclusive. Причем речь идет не о второстепенных деталях, но об аргументах в пользу того, что в Казахстане хотят понижать порог обложения НДС. Позвольте цитату. «Предлагается снизить порог постановки на учет до Т15 млн. В таком случае 80% предпринимателей с доходом до Т15 млн подпадают под категорию микро- и малого бизнеса. Для сравнения: В России этот порог составляет Т10 млн, в Узбекистане – Т30 млн, в Кыргызстане – также около 30 млн», - заявил Жумангарин, поясняя уместность инициативы правительства по поводу НДС. Журналисты Exclusive не поленились проверить эту информацию и выяснили, что министр сообщил неправильные цифры по всем трем странам, и пороги применения НДС там совсем иные. После публикации в Exclusive текст интервью Жумангарина на сайте «Казправды» был изменен, и ложные данные были удалены.
В этот раз недоразумением случившееся объяснить было сложно, и вину на себя взяла советница министра, Алия Рахимова. «Я занималась организацией интервью вице-премьера – министра национальной экономики для «Казправды». В связи с его плотным графиком работы, интервью готовили удаленно, предоставили ответы на вопросы журналиста в письменном виде. Итоговое интервью я просмотрела, это нормальная практика, когда интервьюируемому направляют проект интервью предварительно, для просмотра цифр, акцентов и так далее. Когда речь шла о порогах по НДС в соседних странах, первым шли данные по РФ, там действительно порог составляет порядка Т10 млн, в зависимости от курса валют. Т30,1 млн это порог в Беларуси, но я проглядела и оставила, что это в Узбекистане. Хотя действительно в Узбекистане порог по постановке на учет по НДС составляет Т39 млн, в Кыргызстане – Т46,9 млн. Эти цифры были везде в презентациях МНЭ на расширенном заседании правительства под председательством главы государства, на брифингах, на экспертных площадках, при презентации в НПП «Атамекен». Но я это пропустила, а с вице-премьером последнюю версию интервью не успела согласовать», - прокомментировала Рахимова редакции КазТАГ в среду.
Отдельно она подчеркнула, что «данные по порогам [НДС]в соседних странах не оказывают никакого влияния на расчеты, проводимые в рамках бюджетно-налоговой реформы». Тут хочется сказать: «Секундочку!». Эти цифры, конечно, не должны влиять на наши расчеты, но они приводились для того, чтобы обосновать саму уместность столь радикального снижения порога НДС с 73,8 млн тенге до 15 млн. И подтасовка этих цифр (осознанная или нет - неважно) для убеждения населения в том, что наше правительство не предлагает ничего из ряда вон выходящего, как раз-таки непосредственно влияет на обсуждение налоговой реформы. Можно понять желание советницы Жумангарина смягчить тяжесть вины, свалившейся на нее, но продолжать при этом играть в игры с жонглированием смыслами – это, значит, продолжать те же игры с введением населения в заблуждение. Ну, а в сухом остатке – министр дважды соврамши и никакой ответственности, в итоге, не понес. Там – недоразумение, тут – советница. Впрочем, даже ее, кажется, никуда не уволили. А ведь заведомо ложная информация уже разлетелась по СМИ, кого-то обманула, ввела в заблуждение, подорвала общественное доверие к государственным служащим, в конце концов. Иными словами, ущерб уже имеет место быть.
Однако, почему-то никакой принципиальной реакции нет – ни от силовиков, ни от руководства Кабмина. Зато на нижнем уровне нам показывают, что чуть ли не за три колоска готовы наказывать. На неделе сообщили, что в области Улытау оштрафовали акима сельского округа - за «Несвоевременный ответ на представление об устранении нарушений». Оказывается, чиновнику прислали письмо об устранении нарушений законодательства, на которое он не успел ответить в месячный срок. «В ходе судебного заседания аким полностью признал свою вину, подтвердив, что получил документ вовремя, но из-за частых отключений электроэнергии в селе не смог уделить ему должного внимания и своевременно ответить. Учитывая смягчающие обстоятельства, суд признал его виновным и назначил штраф в размере 27 524 тенге», - говорится в официальном сообщении по этому поводу. Кажется, мы должны были аплодировать принципиальности государственного аппарата, который не позволяет своим сотрудникам нарушать сроки ответа на письма, но после двойного промаха Жумангарина, которому за это ничего не было, никакого особенного восторга почему-то не ощущается. Вспоминается только еще старое, оруэлловское, про то, что «все равны, но некоторые товарищи равнее».
Похожая ситуация сложилась с этим же правительством и скандальным переходом на единый часовой пояс. Кабмин зубами вцепился за эту явно неудачную и непопулярную идею, заставляя подозревать, что все это сделано только, чтобы увеличить закуп электроэнергии в РФ. Упорно отказываясь вернуть время обратно, власти, тем не менее, пока закрывают глаза на то, что отдельные районы Восточно-Казахстанской области уже самостоятельно начали менять свое рабочее время, чтобы работать по старому, отмененному часовому поясу. Если власти готовы разрешать им это, значит, они тоже прекрасно понимают, насколько противоречит единый часовой пояс здравому смыслу и естественной человеческой необходимости. Непонятно, правда, почему при всем этом они стоят на том, чтобы не возвращать старый, более удобный часовой пояс? И это также подрывает доверие к чиновникам, дискредитирует власти нашей страны в глазах населения.
Кстати, в законе «О государственной службе РК», в статье 50, среди дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, есть соответствующее эпизодам с Жумангариным положение: «необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Казахстан, либо ее задержка, передача недостоверной или неполной информации». И согласно этому же закону, «за повторное совершение любого из нижеуказанных дисциплинарных проступков (а приведенный выше проступок указан в этом списке) в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок, влечет увольнение с занимаемой государственной должности». Но тут, как всегда, на помощь высоким господам приходит реальность – чтобы чиновника реально наказали, он не только должен совершить проступок, но и на него должны были наложить дисциплинарное взыскание, а если его нет, то, как говорится, «на нет и суда нет». Это, конечно, очень удобно – избегать ответственности, когда ты сам себе судья. Вот только что делать с тем ущербом, который наносят стране такие «недоразумения» и «промахи»? Списывать на «Старый Казахстан» поведение чиновников «Нового Казахстана» уже не получится, а терпение народное – тоже не бесконечно.
Комментарии
Загрузка комментариев...