Предварительные результаты | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Предварительные результаты

22.12.2020 11:05:58
№: 45(1402)
Нигмат РАМАЗАНОВ

До конца года остаются считанные дни и по традиции редакция «ДН» предлагает читателям краткий обзор предварительных результатов социально-экономического развития страны.  Отличительной особенностью уходящего года стал тот факт, что он прошел и завершается под влиянием коронавируса, ухудшения внешних и внутренних условий, что оказало негативное влияние на динамику показателей реального сектора отечественной экономики, уровня жизни населения, финансового рынка.

Такого года еще не было. Он прошел и завершается под знаком пандемии и мирового кризиса, карантинов и ограничений. Американский журнал Time назвал 2020 год худшим в мировой истории для ныне живущих. Автором статьи стала американский кинокритик Стефани Зачарек. Она отметила, что большинство из ныне живущих людей не сталкивались с настолько ужасным годом. Добавила при этом, что в истории США и всего мира были годы и похуже, но это было давно и в живых осталось мало людей, которые помнят страшные годы мировых войн, пандемии гриппа и Великой депрессии. 

Для нашей страны, экономика которой отличается высокой сырьевой зависимостью, ситуация усугубилась ухудшением ценовой конъюнктуры на сырьевые товары, связанным с падением спроса на полезные ископаемые. Эти и другие события, которыми был богат уходящий год, прямо или косвенно отразились на жизни наших сограждан, затронули казахстанскую экономику. Многие предприятия и компании, работающие в первую очередь в сфере услуг, столкнулись с негативными последствиями распространения вируса в стране и мире. 

Внешние условия для Казахстана с точки зрения ценовой конъюнктуры оказались менее благоприятными, чем в предыдущем году. Уходящий год характеризовался понижением мировых цен на нефть и ряд других, сырьевых товаров, снижением объема добычи углеводородов в связи с падением спроса. Цена нефти сорта Brent значительно превысит пересмотренные весной в сторону снижения прогнозы правительства (20 доллара за баррель), но сложится примерно на 20 долларов ниже показателя прошлого года, составит порядка 43 доллара за бочку. 

Карантинные ограничения, падение цен и спроса на сырьевые товары и другие факторы в совокупности негативно отразились на динамике производства и товаров, и услуг в Казахстане. Влияние пандемии на динамику производства промышленной продукции в начале года было ограниченным. На фоне увеличения добычи нефти, благоприятной ценовой конъюнктуры и ускорения несырьевого сектора темпы прироста промышленности по результатам четырех месяцев повысились до 5,9%. Падение цен, сокращение добычи нефти, замедление роста обрабатывающей промышленности негативно отразились в дальнейшем на динамике основного сектора экономики. По итогам 9 месяцев был зафиксирован нулевой рост, а за январь-ноябрь падение производства промышленной продукции ускорилось до минус 0,8%. Отрицательная динамика была обусловлена как сокращением объема добычи нефти, в том числе за счет ограничений в рамках соглашения экспортеров, так и замедления темпов роста несырьевого сектора. 

На протяжении 11 месяцев уходящего года положительная динамика наблюдалась в аграрном секторе и сфере строительства. Показатель роста производства продукции сельского хозяйства за январь-ноябрь составил 5,3%, превысил 5,9 трлн. тенге. Увеличилось поголовье скота, выросло производство мяса и молока, сократилось - яиц. Меры поддержки со стороны государства способствовали сохранению высоких темпов роста в строительной отрасли. Объем строительно-монтажных работ вырос за январь-ноябрь на 12,1% до уровня около 4,2 трлн. тенге. Объемы ввода жилья в эксплуатацию увеличились на 9,3%, превысил 12,1 млн. кв. метров. 

Ухудшение внешних и внутренних условий негативно отразилось на объемах инвестиций в основной капитал. Темпы прироста капвложений по итогам 5 месяцев упали почти до нуля, а затем ушли в отрицательную зону. Объем инвестиций в основной капитал за январь-ноябрь по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократился на 3,9%, составил 10,6 трлн. тенге. В результате низкой инвестиционной активности в предыдущие годы, объем капитальных вложений в абсолютных цифрах по отношению к ВВП по-прежнему остается значительно ниже уровня, необходимого для развивающейся экономики. Этот показатель в последние годы упал до уровня 20%, в то время как по оценке Всемирного банка для реальной модернизации экономики Казахстана требуются инвестиции в размере 60% ВВП. 

Снижение мировых цен на углеводороды и другие полезные ископаемые негативно отразилось на показателях внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот Казахстана за январь-октябрь составил около 70,5 млрд. долларов, по сравнению с тем же периодом предыдущего года уменьшился на 13,2%. При этом стоимостные объемы экспорта и импорта снизились на 18,6% и 5,2% до уровня порядка 39,2 млрд. и 31,3 млрд. долларов соответственно. В результате опережающего падения экспорта по сравнению с импортом снизился профицит баланса внешней торговли. Судя по результатам 9 месяцев, ухудшение положительного сальдо торговли негативно сказалось на состоянии текущего счета платежного баланса. 

Если верить данным официальной статистики, пандемия и падение экономики оказало лишь ограниченное влияние на благосостояние наших сограждан. Так, по итогам 10 месяцев уходящего года декларируется рост заработной платы и денежных доходов населения не только в номинальном, но и реальном измерении. Правда, при этом делается ссылка, что эти показатели составлены без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Достаточно оптимистично выглядит и ситуация на рынке труда, где уровень безработицы оценивается в 5% против порядка 4,8% в предыдущие годы. Однако объективность этих цифр в условиях падения экономической активности вызывает сомнения. 

Согласно последним прогнозам правительства, падение экономики в реальном измерении ожидалось на уровне 0,9%. При этом предполагалось, что цены на нефть, пересмотренные в сторону повышения, составят порядка 40 доллара за баррель, несколько сократятся объемы ее добычи. Однако, судя по показателю истекшего периода, объем реального ВВП по году сложится в районе порядка минус 3%. Темпы падения экономики окажутся значительно выше, чем это планировалось властями при значительно более низких ценах на нефть, которые весной этого года ожидались правительством в районе 20 доллара за баррель. 

Точки роста и падения 

Ухудшение ценовой конъюнктуры, состояния текущего счета платежного баланса оказало отрицательное влияние на динамику курса тенге по отношению к основным мировым валютам. Обменный курс доллара в течение года менял направление движения как в одну, так и другую сторону. В марте и апреле, в период обвала мировых цен на нефть, биржевой курс доллара на внутреннем рынке приближался к отметке 450 тенге. По мере стабилизации нефтяных цен тенге удалось вернуть часть потерь, понесенных ранее. В конце июля стоимость доллара снизилась до 418 тенге. Затем направление движения основной пары вновь изменилось, и биржевой курс доллара в конце октября превысил 432 тенге. 

В ноябре и декабре поддержку сырьевым валютам оказали повысившиеся цены на нефть. Курс доллара в ноябре опустился почти до 425 тенге, а в конце первой половины декабря – ниже 419 тенге. 20 декабря на фоне роста цен на нефть стоимость доллара на бирже падала ниже 418 тенге, но уже на следующий день вновь подорожала более чем на 1 тенге. Если до конца года курс пары останется в интервале 420-425 тенге за доллар, темпы девальвации сложатся в районе 10-11%. Курс пары в среднем за год, более объективно характеризующий ситуацию на рынке, при любом раскладе сложится выше 413 тенге против 382,75 тенге за 2019 год. Темпы девальвации тенге к доллару по среднему показателю составят порядка 8%. 

Ослабление тенге к доллару США сопровождалось еще более высокими темпами падения курса первого по отношению к единой европейской валюте. В последние три месяца официальный курс евро держится выше 500 тенге, в то время как прошлый год завершился на отметке ниже 427 тенге. Вместе с тем в уходящем году укрепилась позиция тенге по отношению к российскому рублю. Официальный курс рубля в конце сентября опускался до 5,42 против 6,17 тенге в конце декабря предыдущего года. Правда, после этого рублю удалось вернуть часть потерь. Так, официальный курс рубля в первой половине декабря менялся в интервале 5,58-5,77 тенге. 

Девальвация тенге к доллару и евро отразилась на ускорении инфляции, показатель которой сложится заметно выше, чем в предыдущем году. Как было отмечено, сокращение притока экспортной выручки оказало влияние на ухудшение состояния текущего счета платежного баланса, а также на динамику международных резервов Казахстана. Активы Национального фонда в иностранной валюте по состоянию на начало декабря составили немногим более 58 млрд., по сравнению с началом года сократились на 3,7 млрд. долларов или на 6%. Сокращение было обусловлено снижением поступлений из-за падения мировых цен на нефть, увеличением объема изъятий из фонда. Международные резервы Национального банка выросли за 11 месяцев на 12,2%. Рост запасов регулятора был обеспечен в основном за счет повышения мировой цены на золото, покупки драгоценного металла на внутреннем рынке. 

Последние несколько лет характеризовались стагнацией показателей монетарной политики. Ни улучшение ценовой конъюнктуры, ни сравнительно высокие темпы экономического роста в предыдущие годы не оказывали адекватного влияния на динамику основных показателей денежно-кредитной политики, рынка финансовых услуг. Результаты финансового, денежного рынка и рынка финансовых услуг появятся позже. Судя по данным за месяц-два до конца года, можно предполагать, что рост отдельных показателей монетарной политики в текущем году может сложиться выше уровня динамики номинального ВВП. 

В частности, в январе-октябре двузначным числом измерялись темпы прироста денежных агрегатов и депозитов юридических и физических лиц в банках второго уровня. Заметное влияние на ускорение роста указанных показателей в уходящем году оказала курсовая переоценка в результате ослабления курса тенге к основным мировым валютам. Вместе с тем сохранились низкие темпы роста объемов кредитования экономики, а в реальном и долларовом измерении объемы в указанном периоде года даже снизились, несмотря на низкую базу сравнения. 

В предыдущие годы поддержку отечественной экономике оказывал рост цен на нефть и объемов ее добычи. В этом году снизились и объемы добычи нефти, и цены, хотя котировки черного золота и сложились намного выше, чем это ожидалось властями. Дополнительное влияние на падение ВВП оказало сокращение выпуска продукции сырьевого сектора и промышленности в целом. В условиях пандемии в отрицательной зоне оказались также показатели ряда секторов сферы услуг: транспорта, внутренней торговли. Сыграло свою роль и ухудшение показателей инвестиций в основной капитал, внешней торговли, торгового и платежного баланса. В результате впервые за последние более 20 лет уходящий год завершается падением ВВП на уровне около 3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...