Президент требует перемен
в системе защиты здоровья казахстанцев
«ДН»
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ президент Касым-Жомарт Токаев принял министра здравоохранения Акмарал Альназарову, заслушал ее доклад, а также вновь потребовал перестройки всей системы здравоохранения, необходимой для повышения ее эффективности. Сразу за этим в Минздраве начались перестановки – новым вице-министром стал выходец из финансовой среды Ардак Амангельдиев, а буквально на следующий день своей должности - вице-министра здравоохранения – главного государственного санитарного врача РК – лишилась Айжан Есмагамбетова. Ранее, в этом году президент уже жестко высказывался о недостаточной эффективности системы здравоохранения, несмотря на рост финансирования отрасли.
Информация о том, что Токаев принял Акмарал Альназарову 9 июля была распространена пресс-службой Акорды. Министр заняла свою должность только в феврале этого года, перейдя в Минздрав из сената, на фоне жесткой критики президента всей государственной медицинской отрасли. Глава государства тогда указал, что за пять лет работы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) нет улучшения качества и повышения доступности медицины в Казахстане, хотя бюджет здравоохранения вырос вдвое.
«В 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 трлн тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Более того, имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли. Правительству нужно взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования. Данный инструмент должен быть простым и понятным», - отметил тогда президент Токаев. Кроме этого новой главе Минздрава были даны поручения сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счет отчислений работодателей и самих граждан.
Критика со стороны главы государства была сосредоточена, в основном, на исполнении планов – на всех уровнях, вплоть до местных властей. «Большое значение имеет развитие медицинской инфраструктуры. Однако в рамках реализации национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения» из запланированных 655 объектов сданы в эксплуатацию только 85. В числе причин столь низкой эффективности называются длительный процесс подготовки проектно-сметной документации, затягивание сроков строительных работ, завышение стоимости проектов. Очевидно, что все это – банальные отговорки. Министр и акимы, если захотят, могут оперативно решить эти проблемы, но, видимо, не хотят», – жестко высказался Касым-Жомарт Токаев.
Теперь, видимо, президент решил лично заслушать министра о том прогрессе, который удалось достичь за прошедшие с ее назначения 6 месяцев. В пресс-релизе Акорды сообщается, что «Касым-Жомарт Токаев заслушал доклад о работе ведомства и планах по дальнейшему развитию системы здравоохранения». Из больших цифр и показателей «президенту было доложено о том, что на текущий момент показатель ожидаемой продолжительности жизни превысил 75 лет», а «с начала года снижены показатели заболеваемости по 21 инфекции, в том числе коронавирусной» и «продолжается работа по проведению вакцинации и профилактических мероприятий».
Далее, Акмарал Альназарова рассказала о работе министерства по исполнению поручений главы государства. Особое внимание уделяется повышению качества и доступности медицинских услуг, отметила она. Пересматриваются подходы к организации первичной и стационарной медицинской помощи, обновляются стандарты диагностики и лечения, укрепляется кадровый потенциал отрасли. «По словам министра, обеспечивается эффективность и прозрачность системы закупок лекарственных средств и медицинских изделий. Кроме того, разрабатываются и внедряются современные цифровые технологии для повышения уровня эффективности работы медицинских учреждений, а также для улучшения контроля за системой обязательного социального медицинского страхования», - сообщает Акорда.
Также глава Минздрава сообщила президенту о стратегических планах по развитию инфраструктуры здравоохранения на 2025-2030 годы, включающие строительство новых медицинских объектов и дальнейшее повышение качества медицинских услуг. «В рамках принятой Концепции планируется реализация 34 якорных проектов, направленных на построение оптимальной и эффективной сети организаций здравоохранения», - сообщает пресс-служба резиденции главы государства. Со своей стороны президент «отметил необходимость продолжения работы по снижению показателей материнской и младенческой смертности». Главное же, что было произнесено на этой встрече – это то, что президент поставил задачи по качественной перестройке системы здравоохранения с акцентом на пациентоориентированность оказания медицинской помощи. Также он потребовал обеспечить прозрачность и эффективность выделяемых средств, в том числе на лекарственное обеспечение.
Впрочем, эти поручения в значительной степени повторяют его слова на расширенном заседании правительства в феврале, где он отметил, что «существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит». Судя по всему, у Токаева остались вопросы к финансовой дисциплине Минздрава. В феврале он отмечал, что «имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьёзной финансовой перегрузке отрасли», а в июле правительство, видимо, с его подачи направило в Минздрав новым заместителем министра профессионального финансиста.
Назначенный постановлением правительства РК Амангельдиев Ардак Амангельдиевич перешел в Минздрав из Международного финансового центра «Астана», где он работал с 2016 по 2023 год вначале советником управляющего, а потом - управляющим директором МФЦА. В пресс-релизе Кабмина прямо указывается, что «на новой должности Амангельдиев будет курировать вопросы стратегии, экономики и финансов». Видимо, за прошедшие полгода Минздраву так и не удалось пока, как говорил президент в феврале, «взять на жёсткий контроль функционирование системы медстрахования».
В феврале Акмарал Альназарова анонсировала комплекс мер по обеспечению финансовой устойчивости государственных медицинских организаций которые необходимо принять в ближайшее время, также пообещала разобраться с причинами образования хронической кредиторской задолженности более 400 медицинских организаций на сумму 82 млрд тенге. Кстати, как раз полгода и были заявлены в качестве контрольного срока для налаживания финансовой дисциплины. Г-жа министр в феврале пообещала в течение первого полугодия провести оптимизацию лечебно-диагностических процессов с перераспределением высвобожденных средств на приоритетные направления, а также вернуть ряд государственных функций планирования объемов медицинской помощи, расходов и тарифной политики в ведение министерства здравоохранения. Также ее ведомством должна была быть решена задача рентабельности медицинских организаций. За шесть месяцев все случаи образования кредиторской задолженности должны были быть детально разобраны, а виновные лица должны понести за это ответственность. О том, насколько Минздрав успешен во всем этом, мы и можем судить по тому, что в это ведомство было отправлено «подкрепление» в лице Амангельдиева.
Вот с чем Минздрав справился за 6 месяцев, так это с оптимизацией системы амбулаторного лекарственного обеспечения. Накануне встречи Акмарал Альназаровой с президентом ее ведомство подготовило поправки в «Перечень лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного или льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан РК с определенными заболеваниями (состояниями)» из которого предполагается исключить сразу 38 препаратов, предназначенных для лечения 32 заболеваний. То есть казахстанцы не будут получать бесплатные препараты на лечение таких заболеваний, как язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, пневмония, гастроэзофагальная рефлюксная болезнь, поражение черепных нервов, острые/хронические синусит и кератит, эритема многоформная, доброкачественная дисплазия молочной железы, эндометриоз, хронические инфекции мочеполовой системы, гастрит, дуоденит, хронический панкреотит, холецистит, желчекаменная болезнь, мигрень и другие.
Таким образом, министерство, похоже, сокращает затраты, поскольку в феврале глава Минздрава как раз выразила серьезную обеспокоенность ростом затрат на амбулаторное лекарственное обеспечение (АЛО) «за последние годы… более чем в 2 раза». Видимо, выдача лекарств населению была признана неэффективной, поскольку, по словам министра, «несмотря на рост в целом объемов лекарственного обеспечения, к сожалению, не снижается уровень госпитализации пациентов, получающих амбулаторное лекарственное обеспечение».
Об успешности выполнения еще одной из приоритетных задач Минздрава - снижения бремени неинфекционных заболеваний через создание системы эпидемиологического надзора за факторами риска и общим бременем заболеваний, включая прогноз, профилактику, диагностику и лечение – можно судить опять же по отставке главного санитарного врача.