Пробка в спину?
Россияне винят в заторах на российско-казахстанской границе Казахстан
«ДН»
ОКОЛО СЕМИ ТЫСЯЧ грузовых автомобилей, в основном российских, скопились на нескольких автомобильных пограничных переходах между Казахстаном и Россией. Причины «логистического коллапса», начавшегося еще в середине сентября, называют самые разные, вплоть до обвинений со стороны прокремлевских пропагандистов в том, что казахстанская сторона резко ужесточила контроль за «серым импортом» в Россию, чтобы продемонстрировать свою прозападную ориентацию и, соответственно, нанести Москве пресловутый «удар в спину». При этом, на официальном уровне представители властей обеих стран выдвигают куда более дипломатичные версии, хотя тоже не прочь «кивнуть» на соседа.
Внимание к ситуации на общей границе со стороны российских медиа на порядок выше, чем с нашей стороны. Это легко объяснимо – большая часть ждущих сутками и неделями фур является российскими или везет грузы из Китая, предназначенные для клиентов в РФ. И, судя по всему, ситуация с этими заторами в ближайшее время не разрешится, а еще больше обострится из-за ожидаемой в Китае праздничной недели (1-8 октября). Сама же проблема с пробками на границе, похоже, стала следствием целого ряда причин.
С одной стороны, ужесточили правила «серого импорта» в самой России, где от импортеров начали требовать более полно отчитываться перед государством и, главное, платить пошлины. Как отмечают журналисты телеканала «Мир», как минимум часть очереди искусственно создают не совсем честные российские импортеры: «Въезжать фурам в Россию запрещают бизнесмены — владельцы товара. Границу пересекать не собираются, останавливаются вдоль трасс и на парковках рядом — ждут команды от работодателя. После пункта пропуска машины могут проверить мобильные группы таможенной службы. Если товар сочтут «серым» импортом или контрабандой — конфискуют. Бизнесмены пытаются уклониться от уплаты таможенных платежей или сэкономить на них. Например, когда товары попадают в Россию через Казахстан, нет необходимости платить таможенные сборы, а вместо строгой декларации подается документ на перемещение товара. Страны входят в Евразийский экономический союз, правила такие же, как если бы участники сделки находились на одной территории. Для этого бизнесмены и подделывают документы таможенной идентификации. По ним уже «нелегальный груз» следует в Россию через Казахстан. На границе проходит «растаможку» и въезжает в Россию. А если документы не в порядке и товар не из Казахстана, начисляются НДС и пошлины. Борются с «серыми» схемами мобильные группы ФТС (Федеральной таможенной службы)».
Аналогичным образом описывается ситуация и в официальном заявлении ФТС РФ, опубликованном на сайте РИА «Новости»: «Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности из РФ создали пробку на границе Казахстаном, опасаясь быть пойманными на «сером» импорте или контрабанде после ужесточения там мер таможенного контроля». «В настоящее время скопления на пунктах пропуска происходят из-за российских недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые не дают команду перевозчику ехать, поскольку остерегаются, что их поймают на «сером» импорте или даже контрабанде», - рассказали в ведомстве.
Впрочем, в ФТС также заявили, что отмечается скопление транспорта и на выезд из России в Казахстан, и происходит это «в связи с проведением дополнительных проверочных мероприятий казахстанской стороной». «На въезд в РФ скоплений не зафиксировано», - отметили представители российской таможни, указывая на то, что основная проблема сейчас сложилась из-за того, что многокилометровые очереди на казахстанском маршруте из Китая в Россию наблюдается до казахстанских пограничных пунктов на казахстанской территории, где нечистоплотные российские перевозчики прячутся от казахстанских же таможенников.
В ответ власти Казахстана указывают, что причина этих пробок – это ужесточение таможенного контроля именно со стороны российских таможенников, а основные очереди не в Казахстане, а на нейтральной территории между погранпостами двух стран. С российской стороны «усилены процедуры проверки грузов, увеличено время досмотра транспортных средств, а также введены дополнительные меры по проверке документов и соблюдению санитарных и фитосанитарных требований», сообщали в Минтранспорта РК.
На этом фоне российские таможенники затем скорректировали свою позицию и в другом своем заявлении ФТС указали, что «скопления грузовых фур на границе Казахстана с Россией не связаны с таможенными ограничениями» и «таможенные органы обеих стран не создают препятствий при перемещении товаров». Сами же импортеры в комментариях российскому Forbes заявили, что причина проблем это, «таможенные досмотры фур с грузами двойного назначения, попадающими под санкции, [которые] происходят в 99% случаев». То есть, ужесточение все-таки есть и оно – со стороны Казахстана.
Российские импортеры жалуются, что «погранпереходы перегружены, машины заняли все ближайшие парковки, стоят на обочинах», а каждый день простоя оборачивается потерями в среднем в 20 000–25 000 рублей. Еще в июне они говорили, что из-за ужесточения правил досмотра со стороны Казахстана время прохождения границы фурами, следующими из Казахстана в Россию, достигло трех суток. «99% грузов, следующих в Россию, подвергаются досмотру на пунктах пропуска, и процедура, обычно не превышающая десяти минут, растягивается на 72 часа, - отмечают представители транспортных компаний РФ. - Таким образом таможня Казахстана контролирует соблюдение требований к обязательному оформлению сопроводительных накладных на товары и ограничения на перевозку отдельных товарных групп без специальных разрешений».
Российские бизнесмены осторожно предположили, что «возможно, ужесточившиеся досмотры связаны с усилением экспортного контроля и необходимостью соблюдения новых нормативных требований». В «группе риска», по данным россиян, прежде всего товары двойного назначения, на которые распространяются антироссийские санкции. «Существует перечень грузов, которые рискованно везти через Казахстан: их развернут в 100% случаев — это микросхемы и любые станки», цитируют жалобы импортеров российские медиа.
Они же распространяют слухи о том, что «из-за разногласий между правительствами Казахстана и России по поводу соглашения о Таможенном союзе временно приостановлен въезд и выезд через казахстанско-российские пограничные пункты». Российское издание «КоммерсантЪ» дает обе позиции – и про то, что российское «государство запустило жесткий контроль серного импорта» из-за чего «перевозчики просто боятся ехать «в жерло вулкана», и про то, что многое свидетельствует об «ужесточении контроля и все большем соблюдении санкций западных стран» со стороны Казахстана. Также журналисты этого издания сообщили, что «большое количество грузовиков китайских перевозчиков простаивает на казахстанско-российской границе в ожидании российских дозволов (разовый документ, разрешающий перевозчику проезд по территории иностранного государства)».
Более взвешенный анализ сделали журналисты сайта: ««РЖД-Партнер»: «Ситуация на границе РФ и Казахстана складывается под влиянием сразу нескольких факторов: повышенного контроля, нехватки полос и технических ограничений. В обзоре – аргументы всех заинтересованных сторон.
На прошлой неделе Минтранс Казахстана сообщал, что очереди из грузовиков возникают «на нейтральной полосе в сторону России». Причиной называли ужесточение контроля со стороны РФ: более тщательные проверки грузов, увеличение времени досмотра машин и введение новых требований к документам и соблюдению санитарных норм. А в ФТС вчера отмечали, что наблюдается скопление транспорта на выезд из России в Казахстан в связи с проведением дополнительных проверочных мероприятий казахстанской стороной… Получается, очень быстро проблема стала обоюдосторонней».
Жестче всего среагировал на пробки на казахско-российской границе «дочерний» Телеграм-канал российского пропагандистского канала «Рыбарь» под названием «Рыбарь-стан» (специализируется на комментариях к новостям по Центральной Азии). Его авторы охарактеризовали ситуацию словами - «надежный партнер наносит новый удар» - подразумевая, очевидно, что в спину. «Санкции важнее дружбы, - упрекают Астану российские пропагандисты. - Казахстан ищет запрещенку на границе… Казахстанские таможенники стали обыскивать фуры, следующие из Китая в РФ, в которых якобы может находиться «санкционка». Это является частью, сознательно проводимой кабинетом Токаева политики «следования санкциям».
«Похоже, в Астане отдают приоритет поддержке западной санкционной стратегии вместо соблюдения своих обязательств как члена ЕАЭС, участие в котором предполагает свободное перемещение грузов. Тем более что фуры следовали в Россию, а не в Казахстан, - пишут авторы «Рыбаря». - Причина, по которой руководство Казахстана открыто пошло на обострение в торговых отношениях с Россией, может быть связана с иллюзией транзитной самодостаточности. После открытия новых транспортных узлов на Каспии и Кавказе в Астане, кажется, «расправили плечи» и посчитали, что диверсификация собственных экспортных маршрутов в обход России уже достигла высокого уровня». Z-патриоты напоминают, что «у руководства России ещё остаётся несколько «рычагов» воздействия на своих коллег в Казахстане, которые могут заставить их «одуматься», «однако по мере развития проекта ТМТМ это влияние будет снижаться». «На повестке стоит вопрос о том, насколько актуально считать нынешнее руководство Казахстана надёжными партнёрами?», - заканчивают пропагандисты свой опус риторическим вопросом.
Сложно судить, насколько справедливы претензии кремлевских боевых пропагандистов. О том, что власти ЕС впервые за всё время с начала российско-украинской войны рассматривает возможность ввести косвенные санкции (точнее «инструмент противодействия обходу санкций»), затрагивающие Казахстан, сообщил в начале сентября Bloomberg. «По словам источников, стране могут запретить импорт определённых машин и оборудования, которое, по данным торговой статистики блока, всё ещё поставляются в Россию в больших объёмах. Эти машины используются при производстве оружия, сообщили источники», - отмечает Bloomberg. Однако, их же «источники предупредили, что использование такого механизма потребует солидных доказательств, а также, как и все другие санкции ЕС, общего одобрения стран-участниц союза». Тогда же, в министерстве торговли и интеграции Казахстана заявили, что Астана не получала «каких-либо официальных уведомлений или сообщений от Европейского союза относительно применения так называемого инструмента по борьбе с обходом санкций». При этом, в ведомстве подчеркнули, что Казахстан последовательно «принимает меры по недопущению использования своей территории для обхода ограничительных мер». Осталось только понять, в действительности ли Астана пошла на ухудшение отношений с РФ или все происходящее – способ сохранить самый удобный канал для «серого импорта» в РФ и представляет собой всего лишь «операцию по прикрытию».