Промежуточные, грустные результаты
Надежды на то, что инфляция наконец-то затормозится, пока не подтверждается
Нигмат РАМАЗАНОВ
Несмотря на снижение мировых цен на углеводороды, ухудшение внешних условий, рост отечественной экономики в истекшем периоде текущего года ускорился. Темпы прироста ВВП в январе-мае, согласно предварительным данным, составили 6%. Относительно неплохие показатели наблюдались на финансовом рынке, при этом остаются высокими показатели инфляции. Дополнительное влияние на экономику в дальнейшем может оказать очередной кризис на Ближнем Востоке, последствия которого сегодня сложно предсказать.
Начало текущего года ознаменовалось снижением мировых цен на энергоносители и ряд других сырьевых товаров. Торги нефтью на Лондонской товарной бирже начинались с отметки в районе 76 долларов, повышались в январе до 80 доллара за баррель и выше. В феврале цены эталонной марки менялись в интервале 76-73 доллара, после чего продолжили движение вниз. В марте котировки нефти опускались в моменте ниже 70 доллара, но в конце квартала вернули часть потерь, в последний день квартала приблизились к отметке 75 доллара за бочку.
В апреле и мае нефть торговалась преимущественно в диапазоне 60-65 доллара, и только в начале апреля цены повышались до 70 доллара за баррель и выше. В результате за отчетный период года котировки нефти сложились существенно ниже, чем в январе-мае предыдущего года. При этом стоимость в среднем за пять месяцев, возможно, сложилась на уровне прогноза казахстанского правительства на текущий год (75 доллара за баррель). Кроме того, на мировых биржах под давлением слабого спроса и перепроизводства подешевели основные промышленные металлы.
Дополнительное давление на экономику и рынки оказывали неопределенность относительно перспектив мировой экономики, высокие темпы инфляции в Казахстане, санкционные ограничения коллективного Запада в отношении России. Ухудшение ценовой конъюнктуры и в целом внешних условий в совокупности отразились на отдельных отраслях экономики, несмотря на это показатели реального сектора продемонстрировали ускорение темпов роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поддержку отечественной экономике оказали наращивание добычи нефти и газового конденсата, ускорение роста других отраслей реального сектора. Возможно, росту способствовали также изменения структуры ВВП.
По предварительным данным статистиков, валовой внутренний продукт Казахстана за январь-май вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Как было заявлено на совещании у вице-премьера-министра национальной экономики Жумангарина, промышленность остается основным драйвером экономического роста. За январь-май отрасль выросла на 6,4%. Объемы производства промышленной продукции в номинальном измерении выросли по сравнению с прошлым годом более чем на 22%, превысили 23,8 трлн. тенге. Лидерами по динамике роста стали Жамбылская, Туркестанская область, Жетысу, города Шымкент и Алматы.
Однако, как было отмечено на совещании, темпы роста основного сектора снизились с 6,6% месяц назад. При этом темпы прироста в сырьевом секторе повысились до 7,8%, а в обрабатывающей промышленности, наоборот, замедлились до 6% против 8,7% в первом квартале этого года. По оценке правительства, отставание в несырьевом секторе связано прежде всего с металлургией, на которую приходится 40% в структуре обрабатывающей промышленности. Металлургическая промышленность в отчетном периоде продемонстрировала нулевой рост, снизилось производство бумаги и бумажной продукции, основных фармацевтических препаратов. При этом выросло производство продукции нефтепереработки, химической промышленности, строительных материалов и пластмассовых изделий.
Ускорение роста экономики было обусловлено не только увеличением добычи нефти и газового конденсата, динамикой несырьевого сектора, но и показателями прироста других отраслей производства товаров и услуг. Наиболее высокие темпы прироста, измеряемые двузначными процентами, наблюдались в отчетном периоде в сфере строительства и транспорта, составившие 15,4% и 23,1% соответственно. Ввод жилья в эксплуатацию увеличился на 5,7%, превысил 6 млн. кв. метров. Инвестиции в основной капитал на фоне низкой базы сравнения прошлого года и увеличения доли бюджетных ассигнований выросли на 18,2%, превысили 5,9 трлн. тенге.
Производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 4% до 1,31 трлн. тенге за счет роста продукции животноводства. Выросло поголовье скота и птицы за исключением коз и свиней, возросло производство мяса, молока и яиц. До 6,5% повысились объемы розничной торговли, составившие за январь-май около 7,9 трлн. тенге. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года улучшились показатели в сфере производства услуг. Повысились объемы грузо- и пассажирооборота, услуг связи.
На этом фоне темпы прироста краткосрочного экономического индикатора по итогам января-мая выросли до рекордного уровня, составили 8,6%. Судя по предварительным данным, валовой внутренний продукт (ВВП) в реальном измерении в отчетном периоде увеличился на 6% (против 3,2% в январе-мае 2024 года). Напомним, что по итогам четырех месяцев рост ВВП оценивался правительством также на уровне порядка 6%. Было заявлено, что правительство намерено удержать темпы роста экономики в районе 6% и в целом за текущий год.
Отметим, что снижение мировых цен на нефть не оказало пока значительного влияния и на формирование стоимости национальной валюты к доллару США. Курс основной пары на внутреннем валютном рынке в январе-мае и первой половине июня менялся разнонаправленно, мало реагировал на изменение нефтяных котировок. По итогам пяти месяцев тенге к доллару США укрепился на 2,7% до уровня 510,8 тенге. Правда, при этом на внутреннем рынке вырос курс евро, и намного более значительно повысилась стоимость российского рубля. Несколько снизилась также позиция тенге по отношению к валюте еще одного ключевого торгового партнера – китайского юаня.
На формирование стоимости евро основное влияние в последнее время оказала динамика курса пары евро-доллар на международных валютных рынках. Усиление единой валюты поддержало ее стоимость на внутреннем рынке. Продолжился в минувшем месяце процесс ослабления позиции тенге по отношению к российскому рублю, наметившийся еще в начале года. Официальный курс пары, установленный Национальным банком по состоянию на 30 мая, составил 6,46 тенге. Национальная валюта по отношению к рублю по результатам января-мая девальвировала почти на 29,5% против 6,4% в январе. Ускорение скорости девальвации тенге обусловлено преимущественно укреплением рубля к доллару США до уровня порядка 78-79 рублей за доллар в последние дни мая.
Как водится, не обошлось и без негативной статистики, связанной, помимо прочего, с ухудшением внешних условий. Надежды на то, что инфляция наконец-то затормозится, пока не подтверждается. Данные статистиков зафиксировали повышение потребительских цен в мае на 0,9%. Можно, конечно, поискать повод для оптимизма в том, что в апреле цены выросли еще сильнее - на 1,2%. Но инфляция в годовом выражении продолжила свой рост на протяжении всего периода: по итогам мая она ускорилась до 11,3% против 8,6% в декабре предыдущего года. Ситуация в ценовой сфере складывается пока таким образом, что достижение запланированных параметров на текущий год представляется невозможным.
В последние годы не происходит адекватного темпам роста экономики улучшения показателей, характеризующих уровень жизни населения. Согласно информации статистиков, денежные доходы населения в январе-апреле выросли всего на 1% в реальном измерении. Но даже эти цифры вряд ли отражают реальное состояние качества жизни населения в стране. Хотя бы потому, что показатели заработной платы приводятся статистиками без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.
По сообщениям в СМИ, республиканский бюджет за пять месяцев недобрал 1,2 трлн. тенге. Доходы за этот период составили 8,8 трлн., что на 12% ниже прогноза в 10 трлн. тенге. Затраты бюджета также оказались меньше плана на 10,3% - 9,8 трлн. вместо 10,9 трлн. тенге. Властям удалось сократить свои расходы более чем на 1 трлн. и снизить дефицит бюджета на 28 млрд. тенге. В результате дефицит сложился в размере 1,032 трлн., хотя ожидался в размере 1,060 трлн. тенге.
Снижение мировых цен на сырьевые товары напрямую отразилось на стоимостных объемах экспорта. Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-апреле (без учета неорганизованной торговли) составил около 41,2 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 6%. Стоимостные объемы экспорта сократились на 11,5% до уровня 22,74 млрд. долларов. При этом объемы импорта выросли на 1,9%, составили более 18,4 млрд. долларов. В результате положительное сальдо торговли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось более чем в полтора раза, составило порядка 4,3 млрд. долларов США.
Снижение цен на нефть, масштабные изъятия, несмотря на рекордный объем добычи нефти, отразились на показателях Национального фонда. Согласно информации регулятора, за январь-май валютные активы фонда повысились менее чем на полтора процента до уровня 59,7 млрд. долларов. При этом продолжалось изъятие гарантированных и целевых трансфертов. Изъятия из Нацфонда по-прежнему связаны с проблемами поступления налогов в республиканский бюджет. Кроме того, продолжается рост внутреннего долга правительства, рост инвестиций в основной капитал, несмотря на ускорение, остается намного ниже уровня, чем это необходимо для модернизации экономики.
Что касается роста экономики в ближайшей перспективе. В июне фактором, способным оказать влияние на развитие отечественного реального сектора и финансовых рынков может стать новый виток израильско-иранского противостояния. Если не учитывать гуманитарные аспекты, то эскалация в Ближневосточном регионе приведет к росту цен на углеводороды, увеличению притока валюты в нашу страну. Многое будет определяться тем, как долго будет длиться кризис, какие государства окажутся втянуты в войну. Отметим, что при определенном варианте развития событий эксперты не исключают возможность роста нефтяных цен выше 100 и даже 200-250 долларов за баррель. Пока, по истечении пяти дней войны, цены на нефть выросли до уровня 73-75 долларов после повышения до отметки 78 доллара за баррель 13 июня.