Рейс Баку - Париж отменяется… | Деловая неделя
8 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Рейс Баку - Париж отменяется…

29.07.2024 11:32:29
№: 28 (1570)
Постсоветские республики давно уже независимые государства, но не все это пока понимают

Юрий Сигов, Вашингтон

Помню, что когда распадался Советский Союз, многие и в Москве, и в бывших уже советских республиках были уверены: дело это временное, не сегодня-завтра граждане большие политики одумаются, вновь соберутся все вместе, и единая некогда страна будет восстановлена. Потом прошло несколько лет, еще 15-20-25, и стало ясно, что не будет не только никакого единства в рамках бывшего СССР, но и каждая республика (понятно, что со своей национальной спецификой) вполне состоялась как независимое государство. Которому меньше всего надо думать об объединении с кем-то, а куда больше об укреплении собственных независимых позиций.

17 июля в Баку прошел Съезд движений за независимость колонизированных Францией территорий

Постсоветские республики давно уже независимые государства, но не все это пока понимают

Юрий Сигов, Вашингтон

Помню, что когда распадался Советский Союз, многие и в Москве, и в бывших уже советских республиках были уверены: дело это временное, не сегодня-завтра граждане большие политики одумаются, вновь соберутся все вместе, и единая некогда страна будет восстановлена. Потом прошло несколько лет, еще 15-20-25, и стало ясно, что не будет не только никакого единства в рамках бывшего СССР, но и каждая республика (понятно, что со своей национальной спецификой) вполне состоялась как независимое государство. Которому меньше всего надо думать об объединении с кем-то, а куда больше об укреплении собственных независимых позиций.

Это проявлялось и в экономическом развитии, и в ориентировке на новые для себя рынки для имевшихся товаров и услуг. И в поиске внешнеполитических партнеров, перечень которых отнюдь не ограничивался только ближайшими географическими соседями, и уж тем более - только постсоветскими структурами, созданными взамен СССР Россией. Целый ряд постсоветских стран вступили в новые для себя международные и региональные объединения, а главное - стали реально демонстрировать, что у них имеются свои национальные интересы (а точнее – интересы правящих в республиках элит), которые очень даже могут не совпадать с интересами влиятельных мировых игроков.

Разумеется, эти самые игроки очень бы хотели, чтобы постсоветские страны дружили и сотрудничали только с ними (особенно ревностно к этому относится российское руководство). Но вот только заставить каждую из этих республик ориентироваться только на какое-то одно, пусть даже сильное и влиятельное государство, очень непросто. Более того: если такая республика посчитает, что ее национальные интересы даже влиятельными с виду государствами по какой-то причине ущемляются, то они могут найти немало способов, как такому вызову противостоять.

Может быть, модное нынче слово «ассиметрично» лингвистически мало что обозначает на практике, но вариантов имеется действительно сразу несколько. Причем таких, о которых тот самый «большой и сильный» раньше и не задумывался. Да и вроде как весовые категории международного влияния и экономического потенциала кажутся на первый взгляд несопоставимыми. Однако в практике современных международных отношений далеко не все определяется именно этими критериями. А вот в каком виде одна страна в знак «большой обиды» может противнику ответить – здесь уж все зависит от политической сметки ее лидеров.

Франция - за Армению. А кто тогда за Азербайджан?

Как известно, сравнительно недавно фактически завершилась длительная – начавшаяся еще в 1992 году – война между Арменией и Азербайджаном, которая в 1994 году привела к созданию никем непризнанной республики Нагорного Карабаха. Интересно, что не признали ее, как и не включили в свой состав, даже армянские власти. То есть ставка была сделана на то, что это – вроде как самостоятельное государство, со своими властями и всеми атрибутами независимой страны, но находящаяся под фактически полным патронатом Армении.

Шло время, в Армении произошли важные политические изменения, да и Азербайджан никогда не отказывался от возвращения земель Нагорного Карабаха под свою юрисдикцию. В результате в 2020 году вспыхнули военные действия, которые не столько определили судьбу самого Нагорного Карабаха, сколько общую конфигурацию границ в Закавказье. Тогда Азербайджан отвоевал большую часть Карабаха, а оставшуюся часть под армянским контролем фактически блокировал.

Частично продолжению военных действий между Баку и Ереваном препятствовали российские миротворцы, но было изначально понятно, что их пребывание в зоне разъединения войск Армении и Азербайджана - чисто временное явление. И в 2022 году Азербайджан завершил начатое - Нагорно-Карабахская республика прекратила свое существование, все земли Карабаха были возвращены Азербайджаном под свой контроль. А официальный Ереван не просто признал прекращение существования армянской самопровозглашенной республики в Нагорном Карабахе, но и добровольно передал целый ряд спорных ранее территорий в этом регионе под азербайджанский контроль.

Замечу, что в ходе противостояния Баку и Еревана Франция, страна, где проживает третья по численности армянская диаспора в мире (после России и США) всегда поддерживала Армению. Связано это и с большим политическим влиянием армянского лобби во Франции, и с финансовыми возможностями армянской диаспоры в этой стране. Именно там собирались самые крупные финансовые пожертвования (на втором месте – США, на третьем - Аргентина) для осуществления целого ряда инфраструктурных проектов в Нагорно-Карабахской республике.

Азербайджан по этому поводу делал французам некие дипломатические представления, официально выражал свое неудовольствие тем, что Париж поддерживает Армению, но определенные нормы межгосударственного приличия между Францией и Азербайджаном все же сохранялись. Когда начались военные действия вокруг Нагорного Карабаха в 2020 году (а в это время в мире свирепствовала пандемия ковида), Франция поставила Армении некоторые виды вооружений и боеприпасов, которые, правда, уже никак не могли повлиять на их ход.

Однако Азербайджан посчитал это своего рода вызовом, и резко выразил свой протест Парижу. Тем временем Армения стала активно идти на сворачивание любых отношений с Россией, включая и военное сотрудничество. Это привело к тому, что с Францией Ереван заключил несколько соглашений об оборонном сотрудничестве, плюс к этому сотрудничеству присоединились Соединенные Штаты. И хотя теоретически Армения все еще состоит в ОДКБ (куда входят также Россия и Казахстан), на самом деле ставка Ереваном делается теперь на военное взаимодействие со странами НАТО, и Франция среди них – в первых рядах.

Хотя вся военная эпопея вокруг Нагорного Карабаха вроде бы завершена, а поставки оружия, техники и боеприпасов со стороны Франции Армении не играют никакой существенной роли для сохранения определенного военного баланса сил в Закавказье, Азербайджан посчитал, что ведет себя официальный Париж в отношении главного противника Баку на Кавказе – Армении слишком уж вызывающе.

Чем может в таких условиях ответить небольшое государство одному из влиятельных в Европе? Дипломатические ноты, протесты на уровне администрации президента, обсуждение этого вопроса в рамках каких-то или постсоветских структур по типу СНГ, либо в рамках Организации тюркоязычных государств. Да, все это можно устроить, и у азербайджанской дипломатии на это есть и определенные рычаги влияния, и финансовые ресурсы.

Но Баку решил действовать по-иному, и это, кстати – первый опыт внешнеполитического проведения уже не только в региональном, но и глобальном масштабе, когда бывшая постсоветская страна в отстаивании своих национальных интересов бросает определенный вызов государству, привыкшему, что перед ним (как ядерной державой) разного рода «партнеры по сотрудничеству» относятся все-таки со взвешенным уважением и пиететом.

Показательно, что вроде бы особых причин как-то «поставить на место французов» у Азербайджана нет. Между тем тут, видимо, все-таки сыграло свою роль дело принципа. Баку посчитал, что надо показать даже ядерной державе, что в отношениях с независимыми странами надо соблюдать определенный уровень уважения и принятия во внимание других, отличных от французских региональных интересов.

Хотите стать независимыми от Франции? Баку спешит к вам на помощь

Как известно, Франция - одна из самых старых, и в то же время очень гибких и, я бы сказал, хитрых экс-колониальных держав мира. Контролируя большую часть Западной Африки, а также многочисленные острова по всему свету, Франция даже после так называемой деколонизации, пришедшейся на начало и середину 60-х годов прошлого столетия, сумела теми или иными способами сохранить свое влияние в глобальном масштабе.

Какие-то страны получили от Франции полную независимость, какие-то ее с оружием в руках отвоевали (тот же Алжир). А целый ряд островов в Карибском бассейне, в Индийском и Тихом океане Франция оставила за собой в формате «департаментов дутрмер», то есть заморских территорий, управляемых из Парижа и живущих по французским законам). Жители этих территорий - французские граждане, а из центра все они получают существенные дотации и разнообразную экономическую помощь.

Вы спросите: а хотят ли эти заморские департаменты стать независимыми странами? Может быть, где-то в душе отдельно взятых политиков такие мысли и присутствуют. Но для этого надо, чтобы прежде всего широкие местные массы к этому реально местных же политиков подбивали. С другой стороны, надо ведь еще, чтобы Париж на подобный статус независимых государств согласился, и отказался от собственного контроля над этими территориями.

Периодически отдельно взятые политики в рамках то местных национальных движений, то глядя на независимость других соседних территорий призывают к объявлению этих департаментов независимыми государствами. Но Франция и политическими, и самое главное - экономическими методами такие поползновения быстренько нивелирует. Поскольку получать существенные субсидии от Парижа в обмен на громкие крики о независимости не всегда бывает разумным, и главное - по результатам эффективным.

И вот здесь Баку решило сыграть в свою игру «в независимость французских территорий». Сначала Азербайджан выразил свою поддержку народу Новой Каледонии (архипелаг островов в Тихом океане с примерно миллионным населением) в его стремлении к независимости от Франции. Дошло до того, что в момент недавних беспорядков в столице Новой Каледонии Нуамеа местная молодежь протестовала против французского присутствия, размахивая… азербайджанскими государственными флагами.

Затем Азербайджан предложил вроде как «на частном уровне» всем территориям, стремящимся к независимости от Франции, объединиться, а саму Францию привлечь к ответственности за ее позорное колониальное прошлое. Причем одними призывами дело не обошлось. Азербайджан стал активно поддерживать французские территории, желающие получить от Парижа независимость. И что интересно: поскольку сформировался теперь вроде как единый международный координирующий в лице Баку центр, то желающих стать независимыми от Франции стало намного больше, и действовать они стали намного решительнее и активнее.

Кроме форума – деньги, политическая поддержка, или что-то еще?

Недавно в Баку прошел форум политических партий и движений, борющихся за независимость заморских территорий Франции от метрополии. Вроде бы они сами
- лидеры более 15 политических партий и движений, борющихся за независимость Корсики, островов Меланезии и Полинезии в Тихом океане, группы Карибских и Антильских островов, острова Реюньон в Индийском океане якобы пострадавших от французского колониализма. И все они вдруг решили бороться с помощью Азербайджана с официальным Парижем за свою «свободу».

Сам форум был организован Народным союзом освобождения острова Гваделупа на Карибах при поддержке так называемой Бакинской инициативной группы.

В работе этого форума в качестве почетных гостей приняли участие «не только недовольные Францией», но еще и три организации с островов Бонайр, Кюрасао и Сен-Мартен, которые на данный момент являются заморскими территориями Нидерландов. И жители которых, насколько мне известно, совершенно точно не планируют отделяться от метрополии. В итоге на встрече в Баку якобы рвущиеся к независимости от Парижа участники обсудили варианты своей деятельности по ликвидации последствий французского колониализма путем создания единого объединения для ведения организованной борьбы за независимость. Также Азербайджан пообещал помочь нынешним французским территориям в просвещении международного сообщества о многочисленных преступлениях и незаконных действиях, совершаемых французским правительством против коренных народов, являющихся исконными хозяевами ныне французских территорий, а также привлечению мирового внимания к проблеме колониализма в целом.  Интересно, что та самая Бакинская инициативная группа была создана участниками международной конференции «На пути к полной ликвидации колониализма» в июле прошлого года в Баку в рамках Координационного бюро Движения неприсоединения под председательством Азербайджана. В документах сказано, что Бакинская инициативная группа поддерживает справедливую борьбу за свободу народов, страдающих от колониализма, и Франция с ее заморскими территориями тут один из основных объектов критики.

Надо также отметить, что уже проведены были по данной теме международные конференции с «анти-колониальным содержанием» в штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене, а также в Турции. А поскольку бывших колониальных держав в мире остается все еще немало (все европейские плюс Япония), то обсуждать их «колониальное прошлое» можно на всех уровнях, и по очень большому числу обвинений и списков колониальных преступлений бесконечно.

Вопрос здесь сразу же возникает чисто прагматический: а какой толк может быть от всех этих встреч, заседаний, сотрясений воздуха, если та же Франция если захочет, то может теоретически (даже остров Корсику, находящийся рядышком с французскими берегами) любую свою заморскую территорию отпустить в свободное плавание? Но точно также она может придавить любых протестующих и рвущихся к независимости, как это Париж недавно сделал с недовольными и требовавшими независимость на острове Новая Каледония.

Более того: зачем это сегодня нужно Азербайджану, если Нагорно-Карабахский вопрос решен, Армения не представляет для него никакой угрозы с точки зрения политического и экономического раздрая, имеющего место в этой республике? Ругаться же по-крупному с Францией также, как мне видится, не слишком выгодно для Баку, потому как эта страна играет ведущую роль и в структурах Евросоюза, и НАТО, да и в плане экономического и торгового присутствия является одной из ведущих стран мира (не говоря уже о том, что это - ядерная держава, плюс постоянный член Совета Безопасности ООН с правом вето).

Вряд ли те, кто сегодня на местах требует независимости от Франции, не понимают, что одними призывами и угрозами в адрес Парижа сделать они ничего на практике не смогут. Никаких экономических и иных возможностей у них требовать независимости нет, и даже Новая Каледония, где проживает все-таки как минимум половина населения местного происхождения, будучи финансово и экономически зависимой от Парижа, навряд ли захочет провозглашать собственную независимость в обмен на резкое снижение уровня жизни как коренного населения, так и «пришлых» французов- колонизаторов.

Между тем весьма важные уроки из нынешнего «колониального противостояния» Баку и Парижа сделать можно. Каким бы влиятельным, сильным, и на международном уровне уважаемым игроком не была бы та или иная, страна, ей по нынешним временам (может быть, это правило не особо касается только США, поскольку американцы видят в любом сюжете себя исключительно мировой мессией, которая должна всех спасти и помочь жить так, как живет сама Америка) все же необходимо тонко и грамотно вести себя по отношению к государствам уже независимым. И имеющим точно такое же право на защиту собственных национальных интересов, что и «большие-уважаемые».

И не на каждую такую «недовольную» страну можно надеть, грубо говоря «дипломатический намордник». Да и при наличии финансовой самостоятельности (а Азербайджан такую имеет) эти страны в ответ могут создать немало проблем тому, кто их не уважает или показательно ведет себя с ними заносчиво и вызывающе (а именно так расценивали поведение официального Парижа по Армении в Баку). Здесь, правда, надо тщательно взвешивать насколько конфликтные отношения с одной из стран будут выигрышны в обмен на сближение с другими.

Понятное дело, что никакой независимости Корсики, или Мартиники с Новой Каледонией Азербайджан им не обеспечит. Между тем сам прецедент принятия французского вызова официальным Баку в данном случае весьма показателен. Ведь «нестыковки» между позицией бывших постсоветских республик, а ныне - независимых государств со странами, считающими себя хозяевами всего цивилизованного человечества, могут выйти и на более высокий уровень. И тогда форумами да конференциями «недовольных», и их осуждения колониального прошлого, к примеру, Великобритании, Германии или Бельгии с Испанией и Португалией дело может и не обойтись.
   
Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...