Рост без развития и качества | Деловая неделя
7 ноября 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Рост без развития и качества

23.09.2025 11:13:49
№: 34(1622)

Ускорение экономического роста, разумеется, радует нашу власть. Однако качественные показатели развития остаются противоречивыми, вызывают скорее тревогу у населения, нежели позитивные эмоции

Нигмат РАМАЗАНОВ

Истекший период года для экономики и финансовых рынков Казахстана сложился противоречивым. Согласно данным официальной статистики, отмечены высокие темпы роста ВВП, однако качественные показатели экономического развития характеризовались отсутствием значимых изменений, сохранением структурных проблем.

Отчетный период года характеризовался снижением мировых цен на наши основные экспортные товары – нефть и металлы. Котировки сорта Brent на Лондонской товарной бирже в среднем за первую половину года не дотянули до уровня 72 доллара, сложились ниже прогнозов казахстанского правительства на этот год (75 доллара за баррель). Движение нефтяных котировок вниз продолжилось и в начале второй половины года. Торги нефтью в июле открылись в районе 67 доллара, после чего котировки начали постепенно повышаться и месяц завершился на отметке порядка 72 доллара за бочку. В августе цены держались преимущественно в районе 66-68 доллара за бочку, в результате в среднем за январь-август цены на наш основной экспортный товар остались ниже уровня, ожидаемого правительством.

Ухудшение ценовой конъюнктуры на нефть сопровождалось снижением котировок на металлы, являющиеся вторым по значимости экспортным товаром страны. Снижение цен и влияние геополитических факторов, судя по официальной статистике, не отразилось на динамике основного сектора отечественной экономики, где в отчетном периоде отмечалось ускорение темпов роста в реальном измерении относительно начала текущего и аналогичного периода прошлого года. Согласно данным Бюро национальной статистики, производство промышленной продукции в январе-августе выросло на 7,6% против 3,0% по результатам аналогичного периода прошлого года.

Темпы прироста в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров ускорились до 9,6% против 1% годом ранее. Ускорение роста физических объемов в добывающей отрасли было обусловлено в основном увеличением добычи углеводородов, но не только. Достаточно высокая динамика сохранилась и в обрабатывающем секторе. Показатели прироста в обрабатывающей промышленности в январе-августе составили 6,5% (против 4,9% за 8 месяцев 2024 года), хотя и снизились по сравнению с началом текущего года. Темпы прироста добычи нефти и природного газа измерялись двузначными процентами, в несырьевом секторе показатели роста сложились в пределах 7-10%.

Снижение мировых цен на наши основные экспортные товары по сравнению с предыдущим годом не отразилось на динамике стоимостного показателя промышленного производства. Объем промышленной продукции в денежном выражении составил в августе 5,2 трлн., за январь-август – 39,4 трлн. тенге. Объем промышленной продукции в действующих ценах по сравнению с тем же периодом 2024 года увеличился на 23,9%, или примерно на 7,6 трлн. тенге. Падение цен на нефть и металлы было компенсировано за счет роста физических объемов производства нефти, а также возросших темпов роста производства продукции несырьевого сектора.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-августе составил в текущих ценах около 3,56 трлн. тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 3,4% в реальном измерении. Рост в отчетном периоде был обусловлен увеличением производства продукции животноводства на 3,2%, растениеводства - на 4,0%. Динамика роста производства продукции сельского хозяйства сопровождалась увеличением численности поголовья скота и птицы, за исключением овец, коз и свиней. Производство мяса и молока выросло на 1,7% и 6,0% соответственно, яиц – на 1,2%.

Вместе с тем отметим, что в аграрном секторе много лет декларировалась положительная динамика роста. На бумаге все было вроде бы хорошо, но в реальной жизни эти успехи не ощущались. Казахстану не удалось достичь продовольственной безопасности по большинству основных продуктов питания, цены на сельскохозяйственную продукцию не только не снижаются, а стремительно растут. Оставалось только гадать, куда деваются миллиарды на поддержку аграрного сектора и почему цены не реагируют адекватно на рост поголовья скота и увеличение производства продуктов питания.

Причины такого несоответствия в определенной мере прояснились в прошлом году. Как было заявлено, в результате выявленных приписок были списаны миллионы голов скота и птицы, миллионы тонн несуществующей продукции сельского хозяйства. Очевидно, в результате этого объем валовой продукции в действующих ценах по результатам 8 месяцев прошлого года снизился почти на 20% в сравнении с показателем января-августа предыдущего года.

Высокие темпы роста сохраняются в строительной отрасли. Объем строительно-монтажных работ по итогам восьми месяцев превысил 4 трлн. тенге, увеличился на 16,2% относительно аналогичного периода предыдущего года. Ввод жилья в эксплуатацию по сравнению с январем-августом 2024 года увеличился на 4,5%, превысил 10,9 млн. кв. метров. Инвестиции в основной капитал в отчетном периоде превысили 11,5 трлн. тенге, выросли на 14,3% по сравнению с январем-августом прошлого года. Основными источниками финансирования капитальных вложений по-прежнему являются собственные средства предприятий и населения, а также средства государственного бюджета.

Темпы роста капитальных вложений в отчетном периоде ускорились, но произошло это во многом за счет низкой базы сравнения прошлого года. Следует также отметить, что объем инвестиций остается далеко недостаточным для модернизации экономики, обновления оборудования, генерирующих мощностей и инженерной инфраструктуры. Отношение объема инвестиций к ВВП в прошлом году упало до уровня 13%, в то время как этот показатель необходимо повысить как минимум до 25-30%. А по оценке международных финансовых институтов, этот показатель для Казахстана желателен на уровне порядка 60%.

Ускорение экономики сопровождалось улучшением показателей в сфере услуг, где динамика роста остается высокой. Объем розничной торговли (без оборота общественного питания) в отчетном периоде превысил 14,8 трлн. тенге, увеличился на 6,9% по сравнению с январем-августом предыдущего года. В транспортной сфере также наблюдалось повышение темпов роста. Объемы грузооборота в отчетном периоде увеличились на 12,1%, пассажирооборота – на 10,0%. Темпы прироста в сфере услуг связи возросли до 3,8%.

Что касается показателей, которые представляются на месяц позже, то снижение мировых цен на нефть и металлы отразилось на динамике экспорта и торгового баланса. По информации бюро национальной статистики, в январе-июле внешнеторговый оборот страны сократился на 2,6%, составил порядка 78,2 млрд. долларов США. Стоимостные объемы экспорта товаров снизились на 6,4% до уровня порядка 43,6 млрд., импорта – увеличились на 2,6% до 34,6 млрд. долларов. Положительное сальдо внешней торговли составило около 9 млрд. против более 13 млрд. долларов в январе-июле 2024 года.

Изменения в сфере производства товаров и услуг отразились на макроэкономических индикаторах, характеризующих положение дел в экономике. Краткосрочный экономический индикатор в минувшем месяце продолжил движение вверх, достиг многолетнего максимума, составил в январе-августе 109,6%. Расчет индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих свыше 60% от ВВП. Позитивная динамика индикатора аналогичным образом отразилась на динамике ВВП. По оперативным данным правительства, рост экономики в январе-августе оценивается на уровне 6,5%.

Ускорение экономического роста, разумеется, радует нашу власть. Однако качественные показатели развития остаются противоречивыми, вызывают скорее тревогу у населения, нежели позитивные эмоции. Как уже отмечалось, тревожная ситуация сохраняется в инвестиционной сфере, в сельском хозяйстве. К этому следует добавить ряд структурных проблем и диспропорций, сохраняющихся в экономике страны. К сожалению, рост количественных показателей не отражается адекватно на качестве развития, повышении уровня жизни населения, эффективности, конкурентоспособности отечественных товаров.

Что же получили граждане Казахстана от ускорения ВВП? Рост для населения сопровождался ценовым шоком, высоким уровнем инфляции, достигшим в августе 12,3% в годовом измерении. Блицкриг в борьбе с инфляцией не удается. Похоже, в этом году на ценах не отразился даже сезонный фактор. Прошло лето, завершается уборка овощей и фруктов, а цены на многие из них не реагируют на сезонный фактор, держатся вблизи уровня весеннего периода. Ключевая ставка по-прежнему остается на высоком уровне, что продолжает сдерживать выдачу кредитов реальному сектору экономики.

Есть и множество других болезненных тем. Росту цен на рынке потребительских товаров и услуг в значительной мере способствовало ослабление тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Тенге оставался сравнительно крепким в начале года, но затем перешел к резкому ослаблению к валютам торговых партнеров. Причем темпы девальвации к большинству из них измеряются в отчетном периоде десятками процентов.

Узким местом остается дефицит бюджета, рост объема внешних заимствований, внутреннего долга правительства, сохраняются структурные проблемы, остается высокой зависимость от внешней конъюнктуры. Структура экспорта если и меняется, то очень медленно, как и ранее характеризуется высокой долей сырьевых товаров, что отражается на его уязвимости к колебаниям мировых цен на сырьевые товары. Рост отечественной экономики вызывает много других вопросов, связанных с качеством и моделью развития.

Положительные темпы роста экономики не могут быть признаны эффективными, пока они не сопровождаются повышением уровня жизни населения. В последнее время статистика касательно этого вопроса не внушает оптимизма, особенно учитывая рост отечественной экономики. Декларируемый статистиками рост номинальной зарплаты работников съедается инфляцией. Поэтому даже согласно официальным данным, отмечается ухудшение показателя денежных доходов на фоне ускорения роста ВВП. Так, согласно информации за 7 месяцев этого года, реальные доходы населения сократились на 2,4% и продолжают падать.

Рост экономики должен сопровождаться повышением производительности труда, увеличением предложения товаров и услуг, повышением доходов населения. Добиться устойчивого роста можно только за счет изменения модели развития, снижения сырьевой зависимости, решения накопившихся структурных проблем. Масштабные реформы в Казахстане объявлялись не один раз, но не воплощались в жизнь. Кардинально изменить структуру экономики не удалось, а возможно и не было желания. Необходимы реформы, направленные на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Без этого любые другие меры никогда не принесут успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...