Рост цен ускорился | Деловая неделя
18 марта 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Рост цен ускорился

11.02.2025 12:33:13
№: 5 (1593)

Традиционные меры борьбы с инфляцией в Казахстане приносят мало пользы

Нигмат РАМАЗАНОВ

 Начало года характеризовалось стабилизацией мировых цен на энергоносители. На внутреннем рынке наблюдалось ослабление тенге, но во второй половине января национальная валюта вернула утраченные позиции к валютам основных торговых партнеров, за исключением российского рубля. При этом в ценовой сфере наблюдалось ускорение роста цен на потребительские товары в месячном и годовом измерении.

Согласно прогнозам экспертов, в конце прошлого года ожидалось, что нет оснований для роста котировок нефти в текущем году. Неплохим вариантом предполагалось сохранение их в коридоре 70-75 доллара за баррель, но допускалась вероятность их снижения до уровня 65-70 доллара. Выход за пределы 80 или падения ниже 65 считался возможным только в случае каких-либо непредсказуемых факторов. Вероятность снижения цены гораздо выше вероятности их роста, утверждали аналитики и эксперты. Такие прогнозы обосновывались в первую очередь предположениями о том, что предложение нефти в 2025 году будет превышать спрос.

Но начало января оказалось для цены на нефть одним из самых успешных периодов за достаточно продолжительное время. После двух лет падения котировки пошли вверх. Торги нефтью сорта Brent открылись в районе 74 долларов, а в конце первой декады января достигли 80 доллара за баррель. Во второй декаде цена нефти эталонной марки практически не опускалась ниже этой отметки, а в отдельные дни повышалась еще на 1-2 доллара за бочку. Стоит отметить, что цены стали расти именно с момента, когда было объявлено о скором принятии новых санкций США в отношении России.

В то же время ряд экспертов высказали предположение, что если не возникнет новых факторов роста цены, то нефть эталонной марки задержится выше 80 долларов, но не очень долго, после чего начнется очередное снижение. Пока что, по их мнению, текущий рост цен вполне укладывается в картину технической коррекции, но никак не в картину нового растущего тренда. Эффект новых санкций США против ТЭК российской экономики уже отыгран, утверждали эксперты в середине января.

Влияние на цены, возможно, оказала и смена власти в США. Как бы то ни было, котировки в конце второй декады пошли вниз, а 21 числа опускались в моменте ниже 79 доллара за баррель. Снижение цен наблюдалось до конца января. Котировки в последней декаде снижались до 78-76, а в отдельные дни – ниже 76 доллара за баррель. В последний день января торги завершились в районе выше 76 доллара, цена указанной марки нефти в среднем за месяц сложилась выше прогноза правительства на текущий год (75 доллара), но ниже, чем в январе предыдущего года. Для сравнения, средняя стоимость нефти в январе 2024 года составляла около 80 долларов за бочку.

Несколько лет назад цены на нефть оказывали основное влияние на формирование курса тенге к доллару США. Даже небольшое снижение мировых цен на нефть сопровождалось ослаблением тенге по отношению к доллару, а рост цен оказывал поддержку национальной валюте. Однако в последнее время это правило перестало работать. Так, 2023 год завершился пусть небольшим, но укреплением тенге в условиях заметного снижения нефтяных котировок. Цены на нефть, конечно, продолжают отражаться на формировании курса тенге, но влияние этого фактора сказывается на стоимости тенге не напрямую, а в результате изменения макроэкономических параметров отечественной экономики: баланса внешней торговли, состояния текущего счета и других показателей.

Такой процесс на внутреннем валютном рынке наблюдался и в начале текущего года. В первой половине января на фоне сравнительно высоких котировок нефти средневзвешенный биржевой курс доллара вырос до уровня выше 530 тенге (против 525,10 на начало года), но в середине месяца тенге полностью вернул утраченные позиции, несмотря на снижение нефтяных котировок. Средневзвешенный биржевой курс доллара по состоянию на 22 число упал ниже 521 тенге, а 24 января – ниже 518 тенге.

Последняя неделя января на внутреннем валютном рынке характеризовалась разнонаправленным изменением курса основной пары. До локального минимума биржевой курс доллара опускался на утренних торгах во вторник, 28 числа, достигнув 516,13 тенге. После этого доллар вернул часть потерь. В последний день января курс доллара на вечерних торгах составил 518,20 тенге. Средневзвешенный биржевой курс доллара за месяц снизился на 6,90 тенге, национальная валюта по отношению к доллару укрепилась на 1,31% в номинальном измерении. Но при этом официальный курс американской валюты в среднем за январь составил 524,67 тенге. Стоимость американской валюты повысилась более чем на 5 тенге по отношению к декабрю предыдущего года, а более значительно - к показателю в среднем за 2024 год (469,44 тенге).

Стоимость европейской валюты на внутреннем рынке в январе определялась преимущественно изменением его курса к доллару на мировых рынках и тенге к доллару – на внутреннем валютном рынке. Официальный курс европейской валюты на протяжении большей части месяца держался выше отметки в 540 тенге (против 546,47 тенге на начало года). Курс пары по состоянию на 31 января составил 540,05 тенге за евро. Единая валюта подешевела за месяц на 6,42 тенге, национальная валюта по отношению к евро укрепилась почти на 1,17%. В среднем за месяц курс евро составил 543,19 тенге, снизился относительно декабря 2024 года немногим более чем на 1 тенге.

Официальный курс российской валюты на внутреннем рынке в минувшем месяце менялся в коридоре 4,76-5,33 тенге против 4,99 тенге на начало текущего года. Понижение стоимости рубля наблюдалось в начале января, было обусловлено ухудшением позиции российской валюты по отношению к доллару США. Но уже в конце первой декады официальный курс рубля на внутреннем рынке превысил отметку в 5 тенге и до конца января оставался выше этого рубежа. Поддержку российской валюте оказали как ослабление тенге к доллару в середине января, так и заметное укрепление курса рубля к последнему.

По состоянию на последний день января официальный курс рубля, установленный Национальным банком, составил 5,31 тенге. Национальная валюта девальвировала по отношению к рублю за месяц более чем на 6,4%. При этом в среднем за январь официальный курс рубля повысился до 5,16 против 5,06 тенге в декабре предыдущего года. Отметим, что на стоимость рубля на внутреннем рынке по-прежнему оказывало влияние изменение курса первого по отношению к доллару на российском валютном рынке, которое в январе происходило в коридоре от 104 до 97 рубля за единицу американской валюты. На последний день января курс доллара сложился в районе 98 рубля.

Таким образом, судя по динамике курсов в среднем за месяц, более объективно отражающим ситуацию на рынке, начало года нельзя назвать удачным для национальной валюты. В январе стоимость тенге упала по отношению к трем из четырех валют основных торговых партнеров: доллару США, китайскому юаню и российскому рублю. И только к евро курс тенге в среднем за месяц укрепился немногим более чем на 0,2%.

Ослабление позиции тенге в январе, разумеется, не способствовало торможению роста цен потребительских товаров. По информации Бюро национальной статистики, инфляция в январе составила 1,1% против 0,8% годом ранее. Цены на продовольственные товары за месяц увеличились на 1,4%, непродовольственные товары - 0,6%, платные услуги населению – 1,1%. По сравнению с январем прошлого года ускорился рост цен на все классы товаров. Несмотря на декларируемый богатый урожай прошлого года, основной вклад в ускорение месячной инфляции внесли продовольственные товары.

Рост цен, связанный, в том числе с сезонным фактором, отмечен на ряд продуктов питания. Выросли цены в январе на помидоры, огурцы, перец сладкий. Снизились - на масло подсолнечное, сахар-песок, лук репчатый. Более умеренными темпами повышались цены на непродовольственные товары. В сфере платных услуг заметно выросли цены на юридические услуги, автострахование, услуги железнодорожного пассажирского транспорта, менее значительно – на услуги детских дошкольных учреждений, здравоохранения.

Ускорение роста цен по сравнению с январем прошлого года соответствующим образом отразилось на показателе инфляции в годовом выражении. Темпы прироста цен за 12 месяцев составили 8,9% против 8,6% в декабре прошлого года. Наиболее быстро за последние 12 месяцев росли цены и тарифы на платные услуги населению (на 13,8%). При этом цены на непродовольственные товары повысились на 8,4%, на продовольственные товары – на 5,8%. Уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в 12 регионах. Из них наибольший -в городе Астана (11,2%). Наименьший – в Алматинской области (6,6%).

Согласно информации статистиков, наиболее высокие темпы прироста цен в группе продовольственных товаров наблюдались в годовом измерении на картофель (на 47,7%), лук репчатый (25,1%), двузначным числом измерялся рост и на ряд других продуктов питания. Лидерами по темпам роста цен на непродовольственные товары стали аудиовизуальное оборудование, ювелирные изделия и часы, легковые автомобили отечественной сборки. На десятки процентов повысились также тарифы и цены на многие виды жилищно-коммунальных услуг, организаций комплексного отдыха, связи, проезд железнодорожным пассажирским транспортом и ряд других услуг.

Год еще только начался и, очевидно, еще рано говорить о возможных изменениях в ценовой сфере. Тем не менее можно ожидать небольшого замедления инфляции, но она все равно будет оставаться выше цели, пересмотренной властями. Прогнозы на текущий год (5,5-7,5%), скорее всего, также не подтвердятся. Во всяком случае Национальный банк уже в декабре прогноз по инфляции на текущий год пересмотрел до уровня 6,5-8,5%. Кроме того, регулятор сохранил базовую ставку на уровня 15,25%, что связывается с нарастающим инфляционным давлением.

Ускорение инфляции в январе сопровождалось новостями о мерах властей, которые способны двигать потребительские цены вверх. Это, в частности, отказ от государственного регулирования цен на ГСМ и газ, продолжения повышения тарифов на коммунальные услуги. Кроме того, предполагается повышение ставки НДС, что в совокупности может привести не к замедлению, а ускорению инфляции. Свою лепту может внести и ослабление курса тенге к валютам основных торговых партнеров, и множество других факторов, о которых рассказывалось в «ДН».

Что до борьбы властей с инфляцией, то традиционные макроэкономические инструменты приносят мало пользы. Изменение ключевой ставки не дает ожидаемых результатов, так как инфляция в Казахстане обусловлена преимущественно немонетарными факторами. Попытки влиять на динамику инфляции нерыночными способами позволяют также лишь на какое-то время затормозить рост цен, но эффект оказывается краткосрочным. Поэтому добиться устойчивого снижения цен при таком подходе практически невозможно. Подтверждением сказанному служит и нашумевшая история с картофелем, цены на которую в отдельных регионах недавно резко выросли, несмотря на декларируемый богатый урожай прошлого года.

Повторим, что Казахстан слишком сильно зависит от импорта, соответственно, и от цен на товары иностранного производства, курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. С учетом этого нужно реализовать эффективные меры противодействия инфляции. Основной акцент необходимо сделать на увеличение предложения товаров отечественного производства, в первую очередь – продовольственных товаров. Что до непродовольственных товаров, потребность в которых едва ли не на 100% удовлетворяется за счет импорта, здесь в обозримой перспективе невозможно нарастить производство собственных товаров. Поэтому снизить влияние роста цен этой группы товаров на инфляцию можно лишь за счет стабилизации курса национальной валюты. Кроме того, надо не допускать опережающего роста тарифов на платные услуги населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...