Шевеление в районе нижних палат
Выборы в мажилис и маслихаты пока вряд ли что изменят
— Видишь суслика?..
— Нет...
— И я не вижу... А он есть!
— Понятно...
Из кинофильма «ДМБ»
ВЫБОРЫ в мажилис и маслихаты пройдут через два месяца, 19 марта. На момент написания этого материала их только-только объявили. Сигналы о том, что на этой неделе нижняя палата парламента будет распущена и объявлены новые выборы, шли довольно давно. О том, что они состоятся в первой половине этого года, говорил еще в прошлом году президент Токаев. Правда, вперед провели сенатские выборы. Верхняя половина парламента обновилась аж на 20 человек буквально на прошлой неделе, 14 января – Вы заметили? Мы – нет.
И вот вслед за одним пиром демократии, начинается ее буквально разгул – ждем первые выборы в мажилис по смешанной системе (и с партсписками, и с одномандатниками) и, одновременно, в маслихаты – по той же схеме. Об уровне подготовки к ним можно судить по поведению Минфина: 17 января вице-премьер-министр-министр финансов Ерулан Жамаубаев говорил, что денег на выборы в мажилис и маслихаты еще не запланировано в бюджете и чтобы их запланировать, надо в марте рассмотреть поправки к основному платежному документу страны, а спустя всего два дня, 19-го, его же ведомство сообщило, что на эти цели уже готовы 33,4 млрд тенге. То ли Жамаубаев не в курсе бюджета (и это поднимает вопрос о его профпригодности), то ли это был такой страшный секрет Полишинеля, сохранить который чиновник пытался методом развешивания лапши (и тогда вопрос: не является ли его действия «распространением заведомо ложной информации» по статье 274 УК РК?). Впрочем, есть еще один вариант: Жамаубаев не врал, но бюджетом на выборы распоряжается не парламент и правительство, а другие структуры, которые «волевым образом» внесли туда нужные статьи. Это, правда, ставит под вопрос значимость выборов в мажилис вообще, если он ничего особого-то и не решает…
Но вернемся к странностям. Итак, чтобы не быть голословными, обратимся к цитате Ерулана Жамаубаева, которого 17 января прямо спросили, сколько средств планируется затратить на предстоящие парламентские выборы. Вот его ответ: «В республиканском бюджете текущего года денег на проведение выборов в мажилис и маслихаты не предусмотрено. Если будет необходимо, то мы при уточнении рассмотрим. Мы ожидаем уточнение бюджета в марте». Он, правда, еще уточнил, что в случае, если поправками в бюджет выделить необходимые средства на проведение выборов в правительстве не успеют, то Центризбирком направит свою заявку, и деньги будут выделены из резерва правительства. «Если успеем, то будем уточнять в республиканском бюджете, заложим по программе ЦИКа. Если не успеем, со стороны ЦИКа будет заявка, мы рассмотрим из резерва правительства», - отметил глава Минфина.
Теперь позвольте еще одну цитату – за 19 января от пресс-службы того же Минфина: «В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РК, главой государства в Послании от 1 сентября 2022 года поручено провести внеочередные выборы в мажилис и маслихаты всех уровней в первой половине 2023 года. При рассмотрении проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы в парламенте расходы на проведение выборов в сумме 33,4 млрд тенге включены на 2023 год. Ранее зарезервированы в проекте бюджета на 2025 год».
Получается, что-то странное. Минфин говорит, что деньги в бюджете на этот год уже давно есть, и это рассмотрено в парламенте, а его глава утверждает, что их там нет, а чтобы появились, надо в марте опять уточняться по бюджету (с парламентом же?). Мы, конечно, не чемпионы по бюрократии, как наши чиновники и депутаты, но черным по белому вроде бы понимаем, но никак не можем эти два заявления соединить между собой. Ведь правы одновременно и Минфин, и финминистр не могут же? А по отдельности получается, что кто-то соврал. Хорошего объяснения просто нет. Реалистичное – деньги нашлись, когда понадобились – срывает покрывало влиятельности с мажилиса, потому что выходит участие парламента в обсуждении бюджета скорее формальность, чем условие его реализации. В Минфине, конечно, могли бы сказать, что деньги были выделены из резерва правительства по запросу ЦИКа, но почему-то не стали. Вот такая-вот получилась петрушка про деньги и будущие выборы.
Также, вчера, перед тем, как принять решение о роспуске мажилиса и маслихатов, Токаев уже открыто провел консультации с председателями палат парламента и премьер-министром по роспуску парламента и местных ассамблей. На сайте Акорды цитируются слова президента про то, что «народ Казахстана на референдуме поддержал политические преобразования, в том числе направленные на обновление порядка формирования парламента и маслихатов» и теперь «нам предстоит провести выборы в мажилис и маслихаты». Сообщается, что «во время консультаций, проводимых главой государства, выступили председатель сената Ашимбаев, председатель мажилиса Кошанов и премьер-министр Смаилов», но никаких подробностей не приводится. «По итогам встречи президент сообщил, что примет итоговое решение с учётом высказанных предложений», - резюмирует сайт Акорды. Через пару часов решение было принято и Токаев подписал указ «О роспуске мажилиса парламента Республики Казахстан седьмого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан», согласно которому инициатива очередного досрочного роспуска мажилиса (депутаты проработали всего два года из положенных пяти) исходит именно от президента. Почему-то ожидалось, что парламент сможет сделать политическое сеппуку самостоятельно (такой прецедент был еще при Назарбаеве), просто в рамках президентских планов, но не случилось: Токаев предпочел демократизировать политическую систему железной рукой и вести народ к свободе без разговорчиков в строю. Тоже, кстати, показательный момент по поводу самостоятельности парламента.
Впрочем, все это ожидалось давно, и еще накануне роспуска мажилиса партийная жизнь ожидаемо закипела. Накануне была зарегистрирована новая – седьмая по счету - партия, а в одной из «старых» случился международный скандал. Парламентская оппозиция – ДПК «Ак жол» - вначале отметилась интересным заделом на избирательную кампанию, а потом обнаружила в своих рядах откровенного «ватника». Начнем с креатива – акжоловский депутат Ерлик Омиргали предложил ограничить время работы акимов одним пятилетним сроком. И это выглядит довольно привлекательно, особенно на фоне откровенных долгожителей, вроде Даниала Ахметова, который только в Восточно-Казахстанской области правит уже девятый год. Как минимум с этим можно выходить на выборы и даже тащить своих людей на миноритариев по территориальным округам.
Но такой «задел» был совершенно неожиданно «нейтрализован» демаршем другого акжоловского мажилисмена – Азамата Абильдаева. Неожиданно он оказался пламенным сторонником президента, но не Казахстана, а… России, и зачем-то решил заявить журналистам «Азаттык», что поддерживает российскую «специальную военную операцию», считает руководство Украины «нацистами», а также уверен в скорой победе Москвы над Киевом. К чести лидера «Ак жола» Азата Перуашева, он буквально на следующий день добился исключения Абильдаева из партии, но сказанного – тем более его непосредственным заместителем – не вернешь. Скандал, конечно, это тоже «реклама», но именно эта тема способна отпугнуть от правых либералов их традиционный электорат, тем более, что на этот сегмент сегодня покушаются свежезарегистрированные новые партии.
В сухом остатке скорых выборов в нижнюю палату парламента, куда теперь могут попасть не только «партийные», но и «независимые» депутаты, ожидание, к сожалению, не перемен. И случай с путаницей по поводу финансирования выборов только лишний раз подтверждает, сколь ограничены реальные возможности мажилиса влиять на страну и исполнительную власть. Ко всему прочему, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что опять будет включено отсеивание неудобных кандидатов, а также высока вероятность прямого влияния местных исполнительных властей на выборы депутатов-одномандатников, своих потенциальных первых критиков. Мы уже видим все это по той избирательности, с которой Минюст подходит к вопросу регистрации новых партий. Так что важность происходящего для судьбы здания казахстанской государственности пока не больше, чем замена штукатурки. Да, можно сделать «внешний фасад» более цветастым, с большим количеством оттенков-партий, но чтобы мы поверили, что преобразуется все здание, надо было реально менять, а не перекрашивать «крышу»…