Тогызкумалак - игра, которую невозможно не полюбить-2
Продолжение, начало в номере 31 от 30.08.24
Есть некоторые условия установки туздыка:
1. Во-первых, это должен быть ваш первый туздык. Двух и более туздыков иметь не разрешается правилами.
2. Во-вторых, лунка соперника не должна быть последней (девятой).
3. И в-третьих, у соперника не должен быть туздык с таким же номером лунки. То есть если противник уже установил в вашем лагере свой туздык в, скажем, третьей лунке, то вы не можете поставить туздык в его третьей лунке. В первой, второй, четвертой, пятой, шестой, седьмой или восьмой лунках - пожалуйста.
Пример создания туздыка.
Рассмотрим следующую позицию (ход черных):
Черные замечают, что в шестой лунке белых аппетитно лежат 2 шара, а из лунки 3 до нее можно дотянуться (13+3-10 как раз равняется 6), и они делают ход из нее, устанавливая туздык:
Запишем ход: 1... 36x (x в нотации означает, что установлен туздык).
На самом деле это не зевок белых, не грубый просчёт, а одно из популярнейших дебютных продолжений. Как видим, белые пожертвовали туздык, но взамен приобрели 27 шаров. Позиция игровая, явного преимущества нет ни у одной из сторон, вся борьба впереди. Споры, в чью же пользу данная позиция, не утихают по сей день.
Пример работы туздыка.
Взглянем на следующую позицию (ход белых):
Белые вынужденно ходят из пятой лунки: один шар в ней оставляют, а остальные два раскладывают по соседним лункам против часовой стрелки. Один из этих двух шаров попадает в туздык соперника (лунка N6) и сгорает там, а второй идет в седьмую лунку:
Обратите внимание, что количество выигранных шаров в казане черных увеличилось на единицу и стало 79, хотя они даже не делали хода (говоря современным языком, это как пассивный доход). Вот почему так выгодно иметь в своем арсенале туздык. Есть еще одна важнейшая причина, почему обладание туздыком может помочь выиграть - это количество сокращаемых ходов противника в эндшпиле. Туздык в центре доски сравнивают с клином, вбитым в расположение сил противника и нарушающим взаимодействие его шариков.
И, наконец, последнее правило игры.
В самом конце игры (обычно в районе 80-го хода, но партия может продлиться и больше) силы сторон истощаются и неизбежно возникает ситуация, когда у одной из сторон все лунки оказываются пустыми. Если у игрока, чья очередь хода, все лунки пустые (эта ситуация называется “атсырау”), то противоположная сторона с довольным лицом складывает все находящиеся в игре шарики в свой казан, и игра заканчивается (обычно она заканчивается в пользу того, у кого в лунках были шарики, однако если у другой стороны уже был 81 шар в казане, то тогда фиксируется ничья).
Вот, собственно, все правила. Еще раз кратко повторим:
1. Ход делается из любой своей непустой лунки. Если там был один шар, то он просто перекладывается в следующую лунку. Если больше, то один шар в лунке оставляется, а остальные раскладываются слева направо у себя и справа налево на стороне противника, то есть против часовой стрелки (в литературе по манкале это называется “посев”, потому что в африканских вариациях игры раскладывают не камни, а зёрна, то есть как бы засеивают игровое поле).
2. Если последний раскладываемый камень попадает в лунку соперника и доводит число шаров в нем до четного количества (2, 4, 6, 8, 10,...), то они все захватываются (то есть выигрываются) и складываются в свой казан.
3. В лагере противника можно установить туздык (есть три правила его выигрыша). Все попадающие в него шары достаются обладателю туздыка.
4. Если у игрока, чья очередь хода, все лунки оказываются пустыми, то противник складывает все находящиеся в игре шарики в свой казан.
5. Выигрывает тот, у кого в казане оказывается более 81 шара. Иначе - ничья (81:81, кстати, не такое уже редкое явление в тогызкумалаке)
У каждой из лунок имеется свое название, но они сложны для запоминания и редко используются даже среди профессиональных игроков, поэтому не будем заострять на этом внимание. Говорят: “играет четверку” (играет дебют 1. 43), “сходил из двойки” (сделал ход из второй лунки) и т.п.
Необходимо отметить, что по богатству комбинаций и тактических приемов тогызкумалак не сильно уступит шахматам. Связки, ловушки, жертвы, скрытые угрозы, защита, нападение, отвлечение, завлечение - всё, что душа пожелает.
Как и шахматная партия, партия в тогызкумалаке делится на три стадии: дебют, миттельшпиль (середину) и эндшпиль (концовку).
Самый распространенный и, видимо, лучший дебют - это 1. 76. Но крайне неприятен для черных и ход 1. 43. Заслуживают внимания также ходы 1. 87 и 1. 21. Существуют и менее сильные ходы, такие как 1. 32, 1. 54, 1. 65, 1. 98, но черные должны быть постоянно начеку и действовать предельно точно и четко, так как даже малейшая неточность может привести к ухудшению позиции и поражению.
Важно отметить, что все первые ходы белых в тогызкумалаке являются ударными, за исключением хода 1. 19, который почти сразу проигрывает. Любой дебют, кроме 1. 19, таит массу опасностей при небрежной игре.
В дебюте очень важно выиграть наиболее выгодный туздык (если он выигрывается на ровном месте и без жертв, то это практически гарантированная победа) или получить противостояние туздыков (обмен туздыками) при выгодном материальном соотношении. Наиболее сильные туздыки находятся в центре, в лунках 5, 6 и 7. Затем следуют туздыки в лунках 3 и 4. Затем - в лунках 2 и 8. Самый слабый туздык — это туздык в лунке 1. Но это не догма, так как в тогызкумалаке из каждого правила есть исключения. Если вы жертвуете туздык, то должны за него получить солидное материальное вознаграждение (вплоть до 25-30 шариков), иначе материала может не хватить для победы.
В середине игры важно получить позиционное либо материальное преимущество для перехода в приемлемый эндшпиль.
Эндшпиль требует предельно точной игры, иначе все предыдущие героические усилия мгновенно обесценятся. Сколько было проиграно в эндшпиле выигранных партий из-за одной-единственной ошибки! Не вовремя раздал бай (лунка, где накапливались шарики; обычно это последняя, девятая лунка или лунка, находящаяся перед туздыком соперника), где-то замешкался, не успел расположить в ударной лунке необходимое количество шаров, не успел создать перегруз - и всё, пиши пропало. Тогызкумалак очень жесток и не прощает ошибок в эндшпиле. Без умения играть эту стадию партии невозможно рассчитывать на высокие результаты. С другой стороны, имеется масса примеров, когда проигранные позиции вытаскивались и выигрывались в концовке. Поэтому важно на протяжении всей партии сохранять концентрацию, не расслабляться, быть предельно собранным, постоянно вести расчет вариантов. А уж про недооценку соперника вообще говорить не приходится, за этим незамедлительно следует расплата. И важно никогда не падать духом. Неоднократно имел возможность видеть, как спасались даже безнадежные, на первый взгляд, позиции за счет умения обострить игру, найти скрытые резервы в позиции, заставить противника ошибиться.
Особенностью, отличительной чертой тогызкумалака является то, что нередко даже мастер спорта после поражения не может понять, где именно он допустил решающую ошибку. Нередко после партии он ошеломленно смотрит на доску, на которой разразилась буря, силясь понять, что же только что произошло, где выскользнуло верное, где искать причину катастрофы. Хитроумные сочетания лунок, кумалаков (шариков) и туздыков способны сбить с толку любого.
Рассмотрим некоторые эндшпильные позиции, которые помогут ощутить важность этой фазы игры.
Как думаете, в чью пользу нижеприведенная позиция?
Ответ: проигрывает тот, чья очередь хода.
Связано это с тем, что данная позиция неизбежно приведет к следующей:
Здесь партия продолжается следующим образом (если ход - за белыми):
1. 91 12
2. 91 12
Очередь хода за белыми, у них нет ходов, черные счастливо складывают 4 шарика в свой казан, и партия заканчивается со счетом 83:79 в их пользу.
Всё решил один лишний ход. Очень частое явление в партиях тогызкумалачников. А был бы в исходной позиции ход черных, всё повторилось бы с точностью до наоборот.
“Шахматы — это трагедия одного темпа”, - сказал однажды Савелий Тартаковер. Если бы он знал игру тогызкумалак, то высказался бы в подобном духе.
А вот позиция, когда даже несмотря на меньшее количество ходов до лунки накопления (обычно это последняя, девятая лунка), партию удается выиграть.
Ход белых. Что же делать? Если накапливать шарики в девятой лунке, то на это уйдет 6 ходов, а ходов у черных гораздо больше. Партия окончится со счетом 80:82 в пользу черных?
1. 89 59
2. 78 91
3. 78 89
Белые добились именно такого расположения:
Дальше решают этюдные ходы.
1. 81 91 (нельзя играть 4... 12 из-за простого 5. 92 с победой)
2. 92 78
3. 89 89
4. 91 13
5. 91. Победа!
В одной статье невозможно рассказать и о сотой доли возможностей игры тогызкумалак, на это потребуется целая книга или отдельный курс (об этом - далее).
Где поиграть
Если вам непросто найти противника для игры, то всегда на помощь придет великий Интернет.
Где можно поиграть в тогызкумалак в Интернете:
1. PlayOK https://www.playok.com/ru/togyzkumalak/
Незатейливая доска, но зато на этом сайте можно играть гостем (то есть без регистрации) и там практически в любое время суток можно найти соперника любого уровня и попрактиковаться в игре. Есть возможность организации турниров.
2. IgGameCenter https://www.iggamecenter.com/ru/
Тут доска поприятнее, но соперников будет намного меньше (когда-то их было гораздо больше, но постепенно произошла их миграция на PlayOK). Возможности организации турниров в автоматическом режиме нет.
3. PlayStrategy https://playstrategy.org/
Сайт для тех, кому привычен интерфейс сайта lichess.org. Есть возможность организации турниров (включая арену) и ряд других плюшек. Но самый главный минус сайта: соперника придется ждать, как у моря погоды. Поэтому рекомендовать его пока не могу.
Значение игры
Пользу игры трудно переоценить. Она развивает логическое мышление, память, математические способности, выдержку, а детям полезна для мелкой моторики. В 2020 году ЮНЕСКО включил игру тогызкумалак в список нематериального культурного наследия человечества.
На текущий момент уже было проведено шесть чемпионатов мира (в которых участвовали спортсмены из более, чем 20 стран), шесть чемпионатов Азии и пять чемпионатов Европы.
Окончание в следующем номере