Тогызкумалак - игра, которую невозможно не полюбить | Деловая неделя
8 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Тогызкумалак - игра, которую невозможно не полюбить

05.09.2024 11:54:51
№: 31 (1573)

Ернар Шамбаев

В этой статье я бы хотел рассказать вам об одной увлекательной настольной логической игре, про которую вы вряд ли слышали, несмотря на то, что в нее играют сотни тысяч человек по всей планете и по ней проводятся даже чемпионаты мира, Европы и Азии. Надеюсь, после прочтения данной статьи количество поклонников этой игры увеличится.

Трудно сказать, какая настольная игра является древнейшей на Земле. Споры не утихают по сей день. Кто-то говорит, что самой древней игрой является египетский сенет, кто-то настаивает, что древнейшая игра - это ур из Месопотамии, кто-то считает таковой го, кто-то - игры семейства манкала. А может, банальные игральные кости - древнейшая игра? Думаю, точка в этом вопросе не будет поставлена никогда. В любом случае не оспаривается, что игры семейства манкала (к ним относится тогызкумалак, которому посвящена статья) - это крайне древние игры, и им насчитывается несколько тысяч лет.

Человеку нужен не только хлеб, человеку нужны и зрелища. Ему нужна пища для ума, какой-то способ времяпровождения, который скрасит быт и рутину. Такой пищей для ума кочевников, которые пасли скот в бескрайних степях на территориях, сейчас относящихся к Казахстану, стала игра тогызкумалак (в переводе с казахского - “девять шариков”). Число 9 было священным у тюркских народностей. Российский исследователь игр А.П. Шиляев полагает, что казахская игра - это свидетельство зарождения десятеричной системы счисления. Считается, что тогызкумалаку около 4 тысяч лет (возможно, цифра завышена). Тогда, естественно, никто не мог предположить, что игра станет настоящим вызовом в эпоху компьютеров и нейросетей.

Большим любителем игры был в свое время известный поэт-просветитель Абай Кунанбаев. Помимо развлекательного момента, игра несет в себе образовательный и практический аспект (игра развивает математические способности, которые необходимы были чабанам для подсчета скота, поэтому ее нередко называют “алгеброй чабанов” и “степными шахматами”). А теперь, не задерживаясь на истории игры и археологических раскопках, описание которых может потребовать отдельной книги, перейдем к правилам игры.


Доска для игры великого поэта и просветителя Абая Кунанбаева, XIX век

Правила игры

Тот, кто уже играл в игру калах (на телефонах “Нокиа” она шла под названием “бантуми”), легко разберется в правилах тогызкумалака. Впрочем, в них несложно разобраться и тем, кто никогда не сталкивался с играми семейства манкала (принцип которых заключается в раскладывании камней или шариков по лункам и захвате вражеских сил). Но за этой простотой правил скрывается множество тонкостей и нюансов, знание которых отличает сильного игрока от слабого. А знания эти приходят не только с книгами, которых ничтожно мало (на русском языке литературы по теории игры можно пересчитать на пальцах одной руки), но и с опытом. Поэтому, несмотря на то, что в игру играют на всех концах Земли, лучшими на сегодняшний день считаются игроки Казахстана, где регулярно проводится множество турниров, официальных и неофициальных. Практика - лучший двигатель прогресса.

Первое наиболее полное описание игры было осуществлено в 1906 году российским этнографом Н.Н. Пантусовым в статье “Киргизская игра “Тогуз-кумалак” (в России до революции и некоторое время после нее казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками). “Тогуз-кумалак основан на расчете и играется людьми степенными, умеющими думать и считать”, - писал он.

В тогызкумалак играют двое на специальной доске. У каждого игрока имеется по 9 лунок (“отау”), в каждой лунке в начале игры лежит по 9 шариков. Итого у каждого игрока вначале имеется по 81 шарику (или кумалаку; иногда говорят, что у каждого по 81 камешку, хотя камешками уже давным-давно никто не играет. Играют только шариками). Кроме этого, в середине доски располагаются две большие лунки для сбора выигранных шариков (их называют казанами).

Игровые доски бывают такими:


Такими:


Такими:


И даже такими (лично мне в такие круглые доски было играть не очень комфортно и непривычно; они, скорее, больше для красоты или в качестве сувенира):


Интерфейс мобильного приложения “Мастер тогызкумалака”:


В дальнейшем позиции мы будем отображать в виде таких диаграмм (начальная позиция):


На диаграммах принято считать нижнюю сторону - белыми, а верхнюю - черными. Казан (то есть место, где собираются выигранные шарики) белых на диаграммах располагается справа, казан черных - слева. Белыми в тогызкумалаке называют начинающего партию, все шарики на самом деле одного цвета. Нумерация лунок доски начинается слева направо. Каждой лунке присвоен порядковый номер от 1 до 9.

Цель игры: выиграть (захватить) более 81 шарика. Если оба игрока выигрывают по 81 кумалаку (шарику), то фиксируется ничья.

Как осуществляются ходы.

Игроки делают ходы поочерёдно. Начинают в тогызкумалаке, как и в шахматах, белые, получая небольшое преимущество. Собственно говоря, своим первым ходом они задают направление, в котором будет в дальнейшем развиваться партия (что ничуть не означает, что черные являются пассивными зрителями).

Ход заключается в том, что игрок берет шарики из любой своей непустой лунки и раскладывает их по одному, начиная с этой лунки, сначала по своим лункам слева направо, затем, если шарики еще остались в руке, по лункам противника справа налево, затем, если шарики не исчерпаны и на сей раз, вновь по своим лункам слева направо и так далее. Таким образом, лунки обходятся против часовой стрелки независимо от их цвета.

Если в лунке был всего один шарик, то он просто перекладывается в следующую лунку.

Если последний из раскладываемых шариков попадает в лунку противника и при этом количество шариков в ней становится четным (2, 4, 6, 8, ...), то игрок, сделавший ход, забирает все шарики из этой лунки и кладет в свой казан.

Наглядная видеодемонстрация хода:

https://www.youtube.com/watch?v=wiVu1hEu4_M

Пример хода.

Белые в стартовой позиции делают ход из седьмой лунки. В ней, как мы знаем, изначально лежит 9 шариков. Один шарик оставляем в ней, а оставшиеся восемь раскладываем слева направо: сначала в свои последующие лунки - 8 и 9, затем в лунки противника (справа налево): 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Последний из шариков, оказавшись в шестой лунке соперника, доводит число шаров в ней до четного (до 10), а это значит, что мы их выигрываем и забираем в свой казан.



Параллельно ознакомимся с нотацией. Запись партии обязательна на официальных соревнованиях. Кроме того, она полезна и самому игроку для последующего анализа партии (и, допустим, ведения собственной базы партий).

Сделанный ход обозначается так: 1. 76.

Здесь: 1 - номер хода, 7 - номер лунки, из которой был сделан ход, 6 - номер лунки, куда попал последний раскладываемый шарик.

Вот еще один пример.



Ход белых. В их шестой лунке лежит лишь один шарик, они просто перемещают его в следующую (седьмую) лунку:



Зафиксируем сделанный ход: 1. 67 (на самом деле в самой партии это будет, скорее всего, 75. 67, потому что дело движется к окончанию игры).

Чтобы не считать пальцами, куда упадет последний из раскладываемых шариков, игроки давным-давно открыли простой и эффективный способ определения финальной лунки: достаточно просто сложить номер лунки, из которой мы делаем ход, и количество шариков в ней:

1)    если сумма равна 10 или меньше, то вычитаем 1 (единицу). Это будет номер лунки, в которую попадет последний из раскладываемых шаров;

2)    если сумма больше 10 и меньше 20 (то есть от 11 до 19 включительно), то вычитаем 10. В рассматриваемом выше примере мы сыграли из 7-й лунки с 9 шарами в ней (7+9=16, 16-10=6), то есть последний шарик попадает в 6-ю лунку противника;

3)    если сумма от 20 до 28, то вычитаем 19 (шарик попадает на нашу половину);

4)    если сумма от 29 до 37, то вычитаем 28 (шар попадает на половину противника);

5)    и т.д.

Туздык (“священное место в степи”).

Тогызкумалак остался бы просто очередной игрой из семейства манкала (коих наберётся под сотню), если бы не один элемент игры, своего рода изюминка, которая делает эту игру особенной и не похожей на другие. Этот элемент переворачивает все представления об играх класса “sow and capture”.

Если ваш последний раскладываемый шарик попадает в лунку соперника, доводя число шаров в ней до 3 (трех), то вы можете превратить эту лунку в туздык (получить своего рода разведчика в логове врага). Она как бы становится вашей десятой лункой, из которой вы, правда, не сможете сыграть, но зато все попадающие в нее шары (ваш ход это был или не ваш - неважно) выигрываются (захватываются) вами и пополняют ваш казан, приближая вас к вожделенной победе.

Продолжение в следующем номере

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...