Цифры не бьются | Деловая неделя
7 ноября 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Цифры не бьются

02.10.2025 12:42:56
№: 35 (1577)

в атомных планах Казахстана

Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения.

Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана

В ТО ВРЕМЯ как в Агентстве по атомной энергии скрупулезно подсчитывают («более 20 тысяч»!) и даже ранжируют по группам поступившие на конкурс предложения по названию первой атомной электростанции (АЭС), мы перестали понимать, сколько и где собираются строить их в Казахстане. На этой неделе глава агентства, Алмасадам Саткалиев, сообщил, что в Жамбылском районе Алматинской области будут построены уже 2 АЭС. Кроме этого, он сообщил, что третья станция планируется на западе страны, но МАГАТЭ дало положительное заключение еще по одной площадке – в городе Курчатов в области Абай. Два плюс один и плюс один получается уже не три АЭС, как планировалось, а четыре. Получается, государство опять внесло изменения в планы развития атомной энергетики, не советуясь с гражданами? Или «все идет по плану», но его детали нам «мудро» показывают постепенно, чтобы не шокировать? Подобная непрозрачность в такой чувствительной сфере оставляет крайне тревожное ощущение по поводу честности или уровня планирования в области, которая имеет очень мрачное прошлое в истории нашей страны. Чтобы побороть этот негативный имидж, недостаточно устроить для населения конкурс названий, важно вести с обществом честный и открытый диалог, действуя с максимальной прозрачностью и предупредительностью. Но этого пока, к сожалению, мы как раз и не видим…

Итак, начнем, пожалуй, со слов самого Алмасадама Саткалиева, чтобы не быть голословными. «Прошло заседание государственной комиссии по развитию атомной отрасли, которая определила вторую перспективную площадку для строительства атомной станции в Республике Казахстан. Туда вошли все заинтересованные государственные органы, безусловно, учитывается мнение национального оператора электрических сетей, учитывается мнение министерства энергетики, как я уже говорил, прогнозный баланс, и следующая площадка для строительства атомной станции определена тоже – это Жамбылский район Алматинской области. То есть у нас вторая станция тоже будет на юге страны, потому что юг у нас дефицитный, как вы знаете, сейчас пока передается электроэнергия по транзиту Север-Юг, то есть это создаст надежность, создаст стабильность энергоснабжения», - цитирует агентство «КазТАГ» его слова, сказанные «в кулуарах мажилиса в среду».

Далее идет немного странная сентенция про то, что еще до конца не решено, будет ли Китай строить вторую АЭС. «То есть окончательное решение выбора в пользу Китайской Народной Республики компанией CNNC не принято, но мы как всегда говорили, что мы рассматриваем компанию CNNC как приоритетного подрядчика для строительства атомной станции, исходя из тех предложений, которые они сделали в рамках участия в строительстве первой АЭС. Все вопросы, связанные с работой подрядчика, техническими решениями, отношением граждан Казахстана к тому или иному вендору будут полностью учтены при принятии решений», - сказал Алмасадам Саткалиев. Просто сравните эти слова с заголовком пресс-релиза его ведомства от 14 июня: «Китайская СNNC станет лидером консорциума по строительству еще одной АЭС в Казахстане». Создается ощущение, что, то ли в июне наши чиновники погорячились, то ли переговоры с китайской стороной пошли неожиданно тяжело. Почему китайцы вдруг решили между строк напомнить партнерам, что все еще можно переиграть. Но вернемся к цитатам.

«Будет рассматриваться вопрос строительства атомного энергетического объекта – это будет дополнение к нынешнему объекту или базовая станция, возможно, это будет, как я уже говорил, станция малой или средней мощности для обеспечения нужд Наукаграда, для научных целей, в том числе для обеспечения нужд региона электроэнергией», - сказал Саткалиев, комментируя возможность строительства АЭС в Курчатове. Также он добавил, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) уже одобрило строительство атомной электростанции (АЭС) в Курчатове области Абай, однако «конкретных планов по строительству на этой площадке у Казахстана еще нет». «МАГАТЭ дал уже одобрение по данной площадке. Но без мнения местного населения строительство атомных станций нигде в Казахстане вестись не будет. Пока конкретных планов по строительству атомной станции в Курчатове нет», - заявил он.

Непонятно, правда, почему, если нет «конкретных планов» строительства там АЭС, наша страна уже успела получить по ней одобрение на уровне МАГАТЭ, что явно требует определенной подготовки, переговорного процесса и бюрократической волокиты, которой ведомство г-на Саткалиева явно должно было серьезно озаботиться. Также, кстати, уже было – когда в ноябре 2023 года эксперты МАГАТЭ уже дали положительное заключение по площадке первой планируемой АЭС в поселке Улкен в Алматинской области, а референдум по тому – строить в Казахстане атомную электростанцию или нет – состоялся почти через год – в октябре 2024 года. А если бы он выявил отрицательное отношение к планам по АЭС? Но нет, наши чиновники действовали так, будто заранее знали результаты народного волеизъявления.

Кстати, на этот референдум, как мы помним, был вынесен вопрос: «Согласны ли вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?». То есть, изначально у народа Казахстана спрашивали о строительстве всего одной АЭС, а потом, как сказал тот же Саткалиев, референдум по второй и третьей станции не нужен. «Нет необходимости в проведении референдума. В соответствии с законодательством, данная станция будет строиться по решению правительства», - заявил он в январе этого года еще в качестве главы Минэнерго.

Почему тогда граждан спрашивали про строительство первой АЭС на референдуме, если их мнение вообще не нужно и все можно было делать решением правительства, он не пояснил. Видимо, речь шла о том, что с первой АЭС власти пошли на некий добровольный, но необязательный шаг, а мы должны были оценить и больше не встревать. Но ценить и не встревать не получается, особенно потому, что чиновники теперь говорят о строительстве АЭС в какой-то новой, ранее никем открыто не упомянутой, локации в Жамбылском районе.

Напомним, на роль первой площадки под АЭС рассматривали Курчатов и Улкен, а теперь говорится, что в Жамбылском районе (где и находится поселок Улкен) будет строиться еще одна АЭС. Но где? Это вроде как нигде в открытом формате не обсуждалось. Да, и где в этом регионе, кроме как рядом с Балхашом можно строить такое? Значит ли это, что в Улкене будут впритык строиться две АЭС? А в таком случае, не означает ли это все, что Астана особенно не ожидает прыти от российской стороны, которой, выходит, подарили первый подряд лишь по политическим причинам, и она уже готова пустить на ту же или рядом площадку китайцев, чтобы АЭС там построили быстро и без проблем? А проблемы с этими вещами у россиян уже давно наблюдаются из-за санкций Запада, что мы видим на примере скандалов вокруг строительство турецкой АЭС Аккую.

Ну, и позвольте еще одну цитату Саткалиева по поводу возможности строительства атомной электростанции на западе страны, которая также рассматривается Агентством по атомной энергии Казахстана. «Западный Казахстан, побережье Каспия - пока ещё площадка не определена конкретно - рассматривается как потенциальное место для размещения атомной станции с реакторами малой и средней мощности. Соответствующее исследование будет произведено в ближайшее время», – заявил Алмасадам Саткалиев. В итоге, и получается, что планируемых участков, где утвердили, а также планируют строительство станций с реакторами на атоме, не три, а четыре. Объяснить логику такого непрозрачного роста можно, опять же, лишь, если предположить, что «вторая перспективная площадка» под АЭС в Жамбылском районе Алматинской области совпадает или будет непосредственно граничить с первой, подряд на которую отдали РФ.

А вот то, что мы так гадаем, пытаясь понять все эти переобувания на лету и изменения планов, на которые власти как бы хотели вначале получить народное одобрение, это очень плохо. Это означает, что после того, как государство решило продемонстрировать гражданам, что оно «справедливое» и «слышащее», оно быстро свернуло этот балаган и в привычном закулисном формате решает эти вопросы в подковерных интригах, где геополитика мешается с интересами конкретных чиновников. Нельзя забывать, что мы говорим не о месторождениях и чистой энергетике, а том, что исторически связано с мрачными и даже трагичными страницами истории Казахстана в виде Семипалатинского полигона. В свое время движение «Невада-Семипалатинск» стало одним из первых организованных протестных проявлений воли народа нашей страны, объединившегося именно на теме антиядерной тематики, и игнорировать это было бы не просто недальновидно, но и максимально безответственно. Особенно после того, как в нашей стране прошел Кантар…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...