Тысяча и один день войны
и призрак «похабного» мира
«ДН»
ВОЕННОЕ ВТОРЖЕНИЕ России в Украину продолжается уже более тысячи дней. Начавшееся 24 февраля 2022 года, оно резко перевернуло ситуацию не только в пространстве бывшего СССР, но и по всей Европе, а также в мире. Явная, ничем неспровоцированная, жестокая агрессия против соседней страны под насквозь лживыми и циничными лозунгами, а также ответная реакция мирового сообщества, соседних стран, региональных держав – все это стало мощнейшим вызовом для сложившихся после развала СССР международных отношений. В известной мере Кремль продемонстрировал тоже самое, что делали США при Буше-младшем, напав на основании выдуманных причин на Ирак. Если тогда это ознаменовало кризис идей ООН и идеологии мирного сосуществования, дипломатического разрешения конфликтов, то нынешний конфликт в известной степени хоронит эти идеи и Организацию объединенных наций в целом.
Сегодня на долю ООН остается только верифицировать (подтвердить) цифры – количество убитых мирных жителей (12,162), среди них – детей (659), сколько – получили ранения (26,919), в том числе дети (1,747). Помимо этого были разрушены десятки тысяч домов – среди них не только жилые, но и больницы, театры, электростанции; превращены в развалины, практически стерты с лица земли десятки городов и деревень – от Бахмута, Авдеевки, Волновахи, Угледара и других остались только горы битого кирпича и призраки зданий. Сломаны миллионы судеб – 8 миллионов украинцев стали беженцами за пределами своей страны, еще миллионы – 4,6 млн внутри нее. Треть всех жителей Украины покинули свои дома из-за нападения России на их страну.
Десятки тысяч мужчин и женщин в форме погибли, защищая свою страну от агрессии; официально Киев не раскрывает свои потери, но западные эксперты оценивают их в 80 тысяч убитыми и 400 тысяч ранеными. Россия, страна-агрессор, понесла еще большие военные потери – до 200 тысяч убитыми и 400 тысяч – ранеными. И хотя россияне продолжают свое наступление на Донбассе, эта война, похоже, развеяла миф о победоносности армии РФ, начинавшей войну под лозунгом «Киев за три дня», а сегодня буквально забрасывающей врага телами своих солдат.
Точно также, вместо «приращения» «русского мира» за счет территории и десятков миллионов «искусственно выдуманных украинцев», Владимир Путин получил разорительный конфликт на истощение, В результате него война пришла и в саму Россию – часть Курской области удерживается ВСУ, которые вдобавок научились наносить удары дронами по объектам на большей части России к западу от Уральского хребта.
В то время как военные действия приобрели характер позиционной войны, смена хозяина Белого дома в США, похоже, может стать прологом к тому, что сторонам будет навязано замораживание конфликта на одинаково неприемлемых для обеих сторон условиях. А значит впереди – в лучшем случае – еще один «похабный мир», как охарактеризовал геополитическую ситуации после 1991 года Владислав Сурков, один из архитекторов войны против Украины, буквально за неделю до вторжения РФ в Украину.
В этой статье, озаглавленной «Туманное будущее похабного мира» он рассуждает о том, что потом, задним умом, мы уже понимаем было оправданием вооруженного нападения на Украину. Сурков, опытный кремлевский царедворец с чеченскими корнями, цинично и образно пишет о геополитике, которой он объясняет невозможность для России оставаться в рамках официальных границ. Для него геополитика – естественная причина, объясняющая необходимость для России захватывать и контролировать обширные пространства, не умея по сути их развивать и окультуривать. «Похабным» Сурков называет «оскорбительный мир» РСФСР с кайзеровской Германией в 1918 году, по которому «Россия отказывалась от огромных прежде принадлежавших ей территорий Прибалтики, Белоруссии, Украины». «Западная граница откатилась далеко на восток, задвинув страну в пределы допетровских, можно даже сказать, доромановских времен. Похабнее некуда», - отметил в статье Сурков, для которого украинская авантюра потом обернулась личным фиаско, так как именно он был «ответственным за Украину в Кремле», а значит, сформировал у Путина ошибочное представление о том, что в этой стране возможен блицкриг.
Впрочем, голову кремлевскому старцу могли вскружить не только «эксперты по Украине», олимпийская чемпионка и идеология реваншизма, которую описал Сурков, но и… Казахстан. Слишком легко Кремлю удалось провести операцию в Казахстане, в результате которой вместо «двоевластия», в рамках которого Путин должен был мириться со статусом «не отвечаю, но решаю» у своего старого и хитрого партнера Назарбаева, он получил на порядок более лояльного России президента, сильно обязанного ему лично за то, что он оказался у власти. Запад не успел никак отреагировать вначале на массовые беспорядки, а потом и на «приглашение контингента ОДКБ» для борьбы с ними, и только Китай письмом попросил российские войска в Казахстане не задерживаться. Да, они, вероятно, сильно не собирались. Те же части из десантников шли в первом эшелоне вторжения в Украину, высаживались на Гостомеле, а потом захлебнулись кровью под Киевом. Как бы то ни было, нельзя недооценивать то, как «успех ОДКБ» в Казахстане заставил руководство России поверить в то, что в Украине российские войска ждет такая же легкая прогулка.
И не сказать, что не было трезвых голов. Опять же накануне войны, один из российских «патриотов-державников», председатель «Общероссийского офицерского Собрания», генерал-полковник Леонид Ивашов опубликовал открытое обращение к президенту и гражданам Российской Федерации, весьма откровенно названное - «Канун войны». Надо признать, что не в пример провластных z-патриотов, Ивашов резал самую, что ни на есть правду-матку: «Сегодня человечество живет в ожидании войны. А война это неизбежные человеческие жертвы, разрушения, страдания больших масс людей, уничтожение привычного образа жизни, нарушение систем жизнедеятельности государств и народов. Большая война – это огромная трагедия, чье-то тяжелое преступление». Кто бы мог подумать, что именно русский военный, генерал, назовет своими именами то, что до сих пор не видит большая часть населения его страны, что война это - преступление.
Вице-президент Академии геополитических наук генерал-полковник Леонид Ивашов, 2005 год
И Ивашов не юлит, указывая, откуда идет угроза: «Так случилось, что в центре этой грозящей катастрофы оказалась Россия. И, пожалуй, это впервые в ее истории. Ранее Россия (СССР) вела вынужденные (справедливые) войны, и, как правило, когда иного выхода не оставалось, когда жизненно важные интересы государства и общества оказывались под угрозой. А что сегодня угрожает существованию самой России, и есть ли такие угрозы? Можно утверждать, что действительно угрозы налицо – страна на грани завершения своей истории. Все жизненно важные сферы, включая демографию, устойчиво деградируют, а темпы вымирания населения бьют мировые рекорды. И деградация носит системный характер, а в любой сложной системе разрушение одного из элементов, может привести к обрушению всей системы. И это, на наш взгляд, главная угроза Российской Федерации. Но это угроза внутреннего характера, исходящая от модели государства, качества власти и состояния общества. И причины ее формирования внутренние: нежизнеспособность модели государства, полная недееспособность и непрофессионализм системы власти и управления, пассивность и неорганизованность общества».
Генерал Ивашов отмечал, что «для того, чтобы Украина осталась дружественным соседом для России, необходимо было для нее продемонстрировать привлекательность российской модели государства и системы власти… Но РФ таковой не стала, ее модель развития и внешнеполитический механизм международного сотрудничества отталкивают практически всех соседей, и не только». Также он отметил, что «обретение Россией Крыма и Севастополя и непризнание их российскими со стороны международного сообщества (а, значит подавляющее число государств мира по-прежнему считают их принадлежностью к Украине) убедительно показывает несостоятельность российской внешней политики, и непривлекательность внутренней». «Попытки через ультиматум и угрозы применения силы заставить «полюбить» РФ и ее руководство, бессмысленно и крайне опасно», - предупреждал генерал, как оказалось - напрасно…
Интересно, что некоторые его прогнозы сбылись буквально до деталей: «Применение военной силы против Украины, во-первых, поставит под вопрос существование самой России как государства; во-вторых, навсегда сделает русских и украинцев смертельными врагами. В-третьих, будут с одной и с другой стороны тысячи (десятки тысяч) погибших молодых, здоровых ребят, что безусловно скажется на будущей демографической ситуации в наших вымирающих странах. На поле боя, если это случится, российские войска столкнутся не только с украинскими военнослужащими, среди которых будет много русских ребят, но и с военнослужащими и техникой многих стран НАТО». Он правда, ошибся в плане того, что члены НАТО «обязаны будут объявить России войну», а Турция будет открыто воевать против Москвы (произошло наоборот, Анкара стала едва ли не последним западным партнером РФ, не порвавшим с ней связи).
Но в чем Ивашов был бесконечно прав, так это в том, что «Россия однозначно будет занесена в категорию стран, угрожающих миру и международной безопасности, обложена тяжелейшими санкциями, превратится в изгоя мирового сообщества». Он опасался, что в итоге она «вероятно, будет лишена статуса независимого государства», но этого мы пока не видим, зато опасаются в самом Кремле. Особенно отмечал Ивашов и то, что «не понимать таковых последствий президент и правительство, министерство обороны не могут, не настолько они глупы». Он посчитал, что война – это способ сохранения власти путинскими элитами, правда, конечной их целью он назвал уничтожение России.
«По нашему мнению, руководство страны, понимая, что вывести страну из системного кризиса оно не способно, а это может привести к восстанию народа и смене власти в стране, при поддержке олигархата, коррумпированного чиновничества, прикормленных СМИ и силовиков, решило активизировать политическую линию на окончательное разрушение российской государственности и истребление коренного населения страны. И война является тем средством, которое решит эту задачу с целью удержать на некоторое время свою антинациональную власть и сохранить награбленные у народа богатства. Другого объяснения мы предположить не можем», - написал Ивашов за 24 дня до начала российского вторжения в Украину.
Что интересно, после того, как война началась, внутри России начались жесточайшие репрессии против всех несогласных и противников войны (одно время даже за само слово «война» можно было получить судебный приговор), но генерала Ивашова они почему-то не коснулись. Он только ушел с поста председателя «Общероссийского офицерского Собрания». Долгое время не трогали и настаивавшего на необходимости начала «реальной войны» с целью уничтожения украинской государственности Игоря Стрелкова (Гиркина), признавшегося, что в 2014 году именно его действия зажгли огонь военных действий на Донбассе, а все действия «сепаратистов» координировались из Кремля, снабжавшего их оружием и войсками.
Впрочем, по мере того, как война начала развиваться неудачно для России, вначале в тюрьму попал Гиркин, а потом на самолете разбился Евгений Пригожин, лидер ЧВК «Вагнер» - неформальной кремлевской армии наемников, который вначале ценой дичайших потерь взял украинский Бахмут, а потом – неслыханное! – пошел походом на Москву. Войти в российскую столицу у Пригожина не хватило духу, но его мятеж и совершенная неспособность остановить его боевиков силой, выдали страшный раскол в архитектуре путинской пирамиды. Пригожин ненадолго пережил апогей своего влияния, и вряд ли погиб по случайному стечению обстоятельств. Однако, его мятеж, вероятно, сыграл важную роль в том, как Кремль предпочитает вести эту войну – без передачи полномочий, экономики и даже реальной мобилизации в пользу военных.
Сегодня Москва боится бунта военных, наверное, не меньше, чем просто проиграть в войне против Украины, чем, вероятно, можно объяснить ее манеру ведения военных действий – через набор наемников по всей стране за баснословные деньги, но с совершенно коррумпированным офицерством и генералитетом. В итоге, мы видим, что российские войска воюют путем заваливания украинцев своими телами, получая дымящиеся развалины сел и городков в обмен на тысячи погибших зеков и наемников. Если информация о привлечении северокорейского контингента верна, то это красноречивое свидетельство в пользу того, что Кремль опасается расширять вовлеченность своей общественности в войну, помня, чем аналогичная ситуация завершилась для царского правительства в 1917 году, после чего и был подписан тот самый «похабный мир», о котором так сильно переживал Сурков.
Аналогично, и для Украины то, как складываются обстоятельства после выигрыша Дональдом Трампом выборов в США, все также грозит «похабным миром». Правда, в случае Киева, речь будет идти о том, что под угрозой отказа в военной помощи его могут принудить признать (хотя бы в форме перемирия) положение «на земле» - по текущей линии фронта - и оставить конфликт в «замороженной фазе». Для украинцев это означает очень большую угрозу того, что Москва сумеет воспользоваться паузой и восстановит армию, после чего – через сколько-то лет – попытается возобновить нападение на Украину. Также это может означать фактическое согласие на оккупацию более четверти своей территории, а также резкое снижение шансов на то, что эти территории получится вернуть в ближайшем будущем. Однако, в текущей ситуации Владимиру Путину как раз уже заморозка конфликта более предпочтительна для сохранения его власти в России, поэтому, с учетом настроений Дональда Трампа, можно предполагать, что интересы Киева будут никому не интересны ни в Вашингтоне, ни в Москве. И тогда в Восточной Европе вновь может установиться «похабный мир», но «похабность» его будет не в том, что мнящие себя крупными державами не получат «старые границы империй», а в том, что такой мир будет только прологом к новой войне…