У Черного моря… | Деловая неделя
8 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

У Черного моря…

19.08.2024 10:46:31
№: 30 (1572)

Быстроходные украинские морские дроны победили флот РФ на Черном море

Кому завершающийся курортный сезон, кому пуски ракет и беспилотных катеров

Юрий Сигов, Вашингтон

Был такой популярный в свое время советский певец Леонид Утесов, уроженец Одессы (тогда это была еще Херсонская губерния Российской империи, а самого его звали в действительности Лазарь Вайсбен), знаменитый своими задушевными песнями, одна из которых – «У Черного моря» была самой популярной в народе на протяжении многих лет. Тогда никто себе и представить не мог, что живущие по его берегам некогда обитатели одного государства будут не просто воевать друг с другом, а безжалостно уничтожать все, что создавалось десятилетиями их отцами и дедами.

Сегодня некогда всесоюзная здравница, зона отдыха, почти что «братский водоем», по берегам которого располагались когда-то три государства, входивших в Варшавский договор и вполне знавшая свое место и в НАТО, и в отношениях со своими соседями Турция превратилась фактически в зону боевых действий. Где о свободном, без каких-либо ограничений плавании, кажется, уже давно все забыли. И хотя курорты Крыма и Черноморского побережья Кавказа по-прежнему функционируют, та атмосфера вокруг всего этого «отдыха для рядовых граждан» становится все более напряженной и взрывоопасной.

Надо отметить, что регион Черного моря и проходящие через него морские коммуникации давно является одним из важнейших транспортных узлов для стран Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа и Передней Азии после начала военных операций на Ближнем Востоке с 2010 года и до сих пор. Связано это и с близостью этого региона к продолжающимся вооруженным конфликтам в Сирии, Ливии, Ираке и до недавнего времени Нагорном Карабахе (Армения-Азербайджан), размещением пусковых установок противоракетной обороны и крылатых ракет США средней дальности в городке Девеселу (территория Румынии) и по многим другим причинам.

Максимально это напряжение усилилось после начала крупнейшего в истории Европы после окончания Второй мировой войны вооруженного конфликта между Россией и Украиной. После фактического уничтожения флота Украины в первые месяцы войны с Россией в феврале-апреле 2022 года, на сегодняшний день в Черном море обстановка остается крайне напряженной и сложной при значительном усилении роли флотов Турции и других стран НАТО. А также в связи с активными попытками Украины возродить с помощью Турции хотя бы частично свою прежнюю военно-морскую мощь.

Турция – главный часовой Черного моря. А Россия – пока еще номинальный его хозяин

Как бы не была зона побережья Черного моря привлекательна для курортников, его основное значение сегодня – торгово-экономическое. Возросшая значимость региона Черного моря обусловлена активной торговлей и существующими морскими путями – как традиционными, так и проектируемыми. Также важно учитывать наличие здесь нефтяных и газовых месторождений и стратегических газопроводов (которые проходят из региона Кавказа и Центральной Азии к берегам Турции и Болгарии), плюс значительными масштабами рыбного промысла. При этом наибольшее военно-политическое значение для стран Европы, Ближнего и Среднего Востока Черноморский регион имеет приоритетно из-за своего срединного географического положения между Европой и Азией.

Как показал опыт применения Военно-морским флотом России в 2015–2019 годах в Сирии для защиты сторонников президента страны Б. Асада, несмотря на то что Черное море является географически закрытым водоемом, контроль над ним дает возможность вести военные действия любой стране на Кавказе, в Малой Азии и Восточной Европе, а также в западной части Средний Азии, Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

Вместе с тем особенности захода что военных, что гражданских судов в Черное море, его «закрытость» от океанского сообщения, плюс специфический юридический статус позволяют, к примеру, Турции ограничивать проход военно-морских судов государств, не прилегающих к этому региону (США, Китая или Великобритании). Согласно Конвенции Монтрё, через турецкий проливы Босфор и Дарданеллы не могут беспрепятственно проходить крупные корабли военно-морских сил нечерноморских государств, что делает зависимость других государств от желаний Анкары и президента Турции весьма существенной.

На сегодняшний день к региону Черноморского бассейна относятся Россия, Турция, Болгария, Румыния, Украина, Грузия и Абхазия. Что касается последней, то она официально не признана ни одним причерноморским государством кроме России (при этом Сухуми признает Венесуэла, Никарагуа и остров Науру), но на ее территории находится около 15 тысяч российских войск плюс российская военно-морская база в городе Гудаута.

Выходящая также на Черное море Грузия в данный момент не имеет своих военно-морских сил – после войны с Россией в августе 2008 года она их упразднила (а точнее потеряла все свои суда). А оставшуюся материальную часть своего бывшего флота она передала малочисленной морской охране.

Наиболее активно на Черном море обновляет свой флот Россия. В период с 2014 года до начала войны с Украиной было поставлено более 30 новейших боевых кораблей и катеров, включая несущие крылатые ракеты средней дальности «Калибр». Российский Черноморский флот получил тогда несколько фрегатов, малых ракетных кораблей, патрульные корабли, шесть подводных лодок, а также морские тральщики. Плюс на Черное море были переведены истребители Су-30СМ, противодиверсионные, десантные катера и суда поддержки, а на суше размещены береговые комплексы противокорабельных ракет.

Интересно, что только с 2014 года Россия отменила свои обязательства согласовывать действия своего флота на Черном море с Украиной. Напомню, что ранее, согласно соглашению от 1997 года, Россия не имела права обновлять боевой состав своего Черноморского флота без согласования с Украиной. Важно также, что с развитием и укреплением Черноморского флота Россия стала наращивать присутствие своих войск на Крымском полуострове, создавая там помимо всего прочего новые производственные мощности для постройки необходимого количества новых кораблей.

Наряду с российским в Черном море действуют также флоты двух соседних стран НАТО - Румынии и Болгарии. Однако они страдают от недостаточного финансирования, что не позволяет им осуществить закупку новых и проводить модернизацию действующих военных кораблей. У болгарских ВМС есть несколько фрегатов (один из них еще старый советской, а два – бельгийских, постройки 80-х годов), противолодочных советских корветов и минные тральщики. Самостоятельно еще сравнительно недавно производила свои военные корабли Румыния. Но ее флот чисто символичен - одна подводная лодка, три фрегата и несколько ракетных катеров, плюс минные тральщики.

Однако здесь важно учесть, что как члены НАТО Румыния и Болгария имеют современные военно-морские базы и пункты обеспечения на Черном море (порт Варна в Болгарии и порт Констанца в Румынии), которые используются американскими, французскими, итальянскими или британскими военно-морскими силами – причем особенно активно после начала военных действий России и Украины. Также в Румынии есть наземные пусковые установки и системы обнаружения, а военно-воздушные силы страны имеют американские самолеты F-16A, купленные у Португалии.

Что будет, если турки закупорят Черное море для России?

Совершенно иная картина наблюдается с усилением мощи военно-морских сил Турции на Черном море. Анкара контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, и выход из Черного моря в Средиземное. Конвенция Монтрё дает турецким властям право фактически по своему усмотрению регулировать передвижение любых гражданских и военных кораблей по черноморским проливам. Поэтому вне зависимости от реальной численности и мощи своих военно-морских сил Турция имеет очень мощные рычаги давления на все черноморские и нечерноморские державы, включая и Украину, и Россию.

На сегодняшний день в состав ВМФ Турции входя 12 подводных лодок, 16 фрегатов, 10 корветов с управляемым ракетным оружием и 19 ракетных катеров. В 2016 году был спущен на воду первый универсальный десантный корабль турецкой постройки. Несмотря на внушительный корабельный состав и высокие затраты на оборону, Турция по-прежнему имеет множество конфликтов с соседними странами как на Черном, так и на Средиземном морях. Это Сирия, Ирак, Украина, территориальные споры с Грецией и Израилем.

В каких-то конфликтах Турция участвует напрямую, в каких-то – опосредованно, но надо помнить, что практически вся территория Турции окружена морями. А сил для удержания своего морского побережья у Анкары на самом деле не так уж и много. И по этой причине военное прикрытие всей протяженности морских границ для турецкого флота крайне проблематично.

Наиболее запутанной и сложной выглядит ситуация с флотом Украины. После распада СССР в результате раздела его Черноморского флота Украина получила большое число кораблей, которые постепенно устаревали, списывались со службы, а большая часть была продана на металлолом в третьи страны. В 2014 году, под контролем России в Крыму оказались переданные ранее Киеву более 50 кораблей и судов флота Украины. Часть из них была возвращена Украине, а большая часть тогда осталась в распоряжении российского Черноморского флота.

В итоге с тех пор единственным пополнением флотского состава Украины стали малые бронированные речные катера «Гюрза-М», а также десантно-штурмовые катера класса «Кентавр» и американские патрульные корабли «Айленд». Затем с начала военного конфликта с Россией в феврале 2022 года российскими войсками были уничтожены все крупные корабли украинского флота, а в данный момент единственная надежда Киева - постройка военных судов для своего Черноморского флота в Турции.

Если война между Россией и Украиной будет продолжаться такими же темпами, как сейчас, Черное море будет опасным не только для торговли, но и для курортников

Для того, чтобы попытаться предсказать, как будут выглядеть ситуация с безопасностью отдельных стран Черноморского бассейна, следует учесть два фактора. Первый – это наличие финансирования (Россия и Турция будут очевидно и дальше наращивать свои силы) для укрепления своего прежде всего военно-морского присутствия. А вот Болгария и Румыния, не говоря уже об Украине вряд ли будут в состоянии финансировать свои военно-морские силы на обозримую перспективу.

Второй фактор - это позиционирование военно-морских сил и оценка каждым государством роли Черноморского бассейна в обеспечении своих как экономических интересов, так и в целом национальной безопасности. И здесь важнейшее значение будет иметь фактор продолжения военных действий между Украиной и Россией. Потеряв все свои крупные суда, Украина при помощи прежде всего Великобритании и Турции активно использует против российского флота беспилотные катера.

Постоянные украинские атаки с их применением уже вынудили Черноморский флот России столкнуться с серьезными проблемами в западной части Черного моря. Также Украина активно использует противокорабельные ракеты, ведя огонь из района Одессы и Николаева по российским надводным целям. Что уже привело к потере Россией нескольких крупных судов, включая флагман флота крейсер «Москва».

По этой причине на Черноморском флоте России сейчас создается единая система борьбы с беспилотными судами, причем подобного в мире никто еще раньше не делал. А главной целью для российских войск в этом регионе является порт Одесса, который обеспечивает выход Украины к Черному морю. Этот город президент России неоднократно называл «русским» и давал понять, что его занятие – одна из основных целей конфликта с Украиной. Между тем штурм российскими войсками с моря этого города путем высадки десанта маловероятен по причине неизбежных больших потерь и разрушений. Поэтому, скорее всего, взятия города (если до этого вообще дело дойдет) будет осуществлено, очевидно, путем наземной операции с суши.

И здесь отдельно хотелось бы остановиться на потерях российского флота на Черном море, чего российское военно-морское командование явно по началу военных действий против Украины не ожидало. Потому как даже при отсутствии своего флота украинская армия по-прежнему представляет для него большую опасность. Как известно, с февраля 2022 года Черноморский флот России активно участвует в вооруженном конфликте с Украиной. Его корабли используются в основном для пусков крылатых ракет «Калибр», а подразделения морской пехоты принимают участие в боях на суше.

Между тем в ходе конфликта ракетным ударом с суши комплексом «Нептун» был выведен из строя флагман Черноморского флота России ракетный крейсер «Москва» (затонул при буксировке), а всего затонули или получили серьёзные повреждения уже 17 кораблей и катеров, а также 1 подводная лодка из его состава.

Во время боевых действий погибли по официальным сообщениям заместитель командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга А. Палий и командир бригады морской пехоты Черноморского флота полковник Алексей Шаров. В сентябре 2023 года в результате ракетного удара с территории Украины были серьёзно повреждены подлодка и большой десантный корабль «Минск». А чуть позднее по штабу Черноморского флота в Севастополе был нанесен ракетный удар, в результате чего его здание подверглось значительным разрушениям.

Все это привело к тому, что в октябре 2023 года после украинских ударов ракетами значительная часть российского Черноморского фота была выведена из Севастополя в порты Феодосии на востоке Крыма и Новороссийска на северо-востоке российского побережья Чёрного моря. Хотя если российское руководство планирует реально контролировать черноморское побережье Украины, и осуществлять какие-то десантные операции на побережье, то ему придется вновь прибегать к услугам Черноморского флота для нанесения ударов по украинской территории с моря.

Думаю, что стоит упомянуть и о еще одном важном событии военного конфликта Украины и России – захвата острова Змеиный у берегов Украины с участием российского крейсера «Москва» и патрульного корвета «Василий Быков». Высадка десанта российской стороной была осуществлена без потерь, и на острове были размещены тогда гарнизон и батарея ракет класса «земля-земля». Однако затем российское командование по до сих пор неясным причинам посчитало нецелесообразным удерживать этот остров, а после удара турецким беспилотником «Байрактар» ТВ-2 был потоплен российский десантный катер проекта 11770 и буксир «Спасатель Василий Бех».

Дальнейшие перспективы военно-морского противостояния России и Украины, которое практически парализовало нормальное судоходство в Черном море, по оценкам ведущих мировых экспертов выглядят очень туманными. Теоретически сильнейшим в регионе остается Черноморский флот России, но из-за угрозы ракетных атак с суши со стороны как Украины, так и стран НАТО (Румыния, Болгария, в перспективе - Турция) он не может полностью обеспечивать безопасность и интересы России. Если страны НАТО продолжат эскалацию конфликта и разместят здесь самолеты F-16 (что уже негласно происходит), то корабли Черноморского флота России будут находиться там еще в большей опасности.

Неясным остается и будущий статус российских войск в Сирии, которые на 90 процентов поддерживаются и снабжаются Черноморским флотом и его кораблями. Если Турция закроет проливы для прохода этих судов в акваторию Средиземного моря из Черного моря (а это возможно в случае ухудшения отношений Москвы и Анкары и эскалации конфликта между Украиной и Россией), то российская военно-морская и военно-воздушная базы в Сирии просто не смогут существовать.

В целом же пока военный конфликт между Россией и Украиной будет продолжаться (а его реальное окончание маловероятно в обозримой перспективе), обстановка на Черном море и прилегающих районах будет оставаться крайне напряженной. А это гарантировано не позволит восстановить нормальное судоходство в Черноморском бассейне как для военных, так и для гражданских судов любых стран мира.

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...