Второй «Херсон» в Курской области
Одним из главных успехов наступления в Курской области для ВСУ стало пленение большого количества российских военнослужащих, общее число которых оценивается от нескольких сотен до двух тысяч
ВСУ изолировали целый район, откуда выдавливают армию РФ
«ДН»
ЕСЛИ первоначальный успех ВСУ в Курской области был достигнут благодаря «харьковской» тактике – быстрому продвижению легких подразделений, обходящих, не теряя темпа, укрепленные пункты, чтобы пройти как можно дальше, перерезая коммуникации врага, то второй этап наступления украинцев на российской территории, видимо, будет проходить по «херсонскому» сценарию. С постепенным выдавливанием противника с территории, ограниченной с тыла рекой, оборона которой становится все более бессмысленной по мере уничтожения мостов, соединяющих его со снабжением. Впрочем, в стратегическом плане Курская операция ВСУ пока добилась лишь половинчатого успеха: война была перенесена на собственно российскую территорию, армии РФ был нанесено обидное поражение, достигнуты важные тактические цели, однако удар по Курску пока не привел к ослаблению давления российской армии на Донецком направлении, где ценой невероятных потерь Москве удается все глубже вгрызаться в украинские позиции. Судя по всему, Генштаб РФ с подачи политического руководства в Кремле решил не ослаблять свое наступление на Донбассе, несмотря на крайний дефицит войск в Курской области, разменивая территорию лесистой Курщины на развалины населенных пунктов Донеччины, в надежде добиться решительного успеха и рассечь обороняющую ее группировку ВСУ на части. Непрерывным «мясным штурмам» и разрушительным бомбовым ударам на Покровском направлении украинцы пока противопоставляют точные удары беспилотниками по тылам, уничтожая места базирования фронтовой и стратегической авиации и запасы горючего для российской армии.
Вот уже больше двух недель украинские войска продвигаются в Курской области, расширяя зону контроля на собственно российской территории. Несмотря на воинственные заявления руководителя чеченских подразделений «Ахмат» Апти Алаутдинова, российским войскам не только не удалось выбить ВСУ со своей территории, но они даже не смогли создать непрерывной оборонной линии, прикрыв лишь главные направления – дороги на Курск, Курчатов и далее вглубь РФ. В итоге, части украинской армии замедлили свое продвижение от границы, но продолжают расширять свой плацдарм по флангам – главным образом на запад, в сторону Брянской области. Районный центр – город Суджа – давно и прочно находится под контролем украинцев, и теперь самые ожесточенные бои разворачиваются в районе другого райцентра - Коренево. Его восточная часть, отделенная небольшой речкой, притоком реки Сейм, находится под ВСУ, а западную часть удерживают ВС РФ. Впрочем, главной тактической целью украинских вооруженных сил является следующий от Кореневского района на юго-запад – Глушковский район. Расположенный вдоль границы с Украиной, он делится на 2 части вышеупомянутой рекой Сейм, и южная связана с северной (и далее – остальной Россией) лишь тремя мостами, уничтожение которых изолирует территорию между Сеймом с севера, украинскими землями на западе и юге, а также занятой ВСУ территорией Судженского и Кореневского районов на востоке. Таким образом, Глушковский район южнее Сейма будет сильно напоминать российский плацдарм на Правобережье Днепра в Херсонской области, который россиянам под давлением ВСУ и после разрушения мостов через Днепр пришлось спешно оставить вместе с областным центром – городом Херсон. Сейчас в условном «мешке» между украинцами и Сеймом находятся подразделения пограничников и части министерства обороны, набранные из солдат срочной службы, боеспособность которых, как показали последние две недели – весьма условна. Численность изолированной группировки оценивается в примерно 2-3 тысячи военнослужащих.
«Срочники», молодые солдаты, пришедшие в армию по обязательному призыву, часто 18-19 лет, согласно заявлению российского президента Владимира Путина, не должны были участвовать в военных действиях против Украины, были размещены вдоль границы с ней. Именно их украинские военные буквально смяли, ворвавшись в Судженский район Курской области. Деморализованные и необстрелянные, срочники начали массово сдаваться в плен ВСУ. На кадрах нескольких роликов видно, как руки поднимают целые группы, от нескольких десятков до сотни военнослужащих. В отличие от них, находившиеся в тылу срочников бойцы чеченского «Ахмата» старались любыми путями отступить, чтобы не попасть в плен, который их командир Апти Алаутдинов считает позором. Дошло до смешного: командир чеченского спецназа, российский генерал, Алаутдинов сказал, что кадыровцы не сдаются в плен, а те, кто сдался – уже не кадыровцы. За время операции в Курской области ВСУ сумели очень существенно пополнить обменный фонд, взяв в плен, по некоторым данным, от нескольких сотен до двух тысяч российских солдат.
При этом численность украинской группировки в Курской области, по самым скромным подсчетам, составляет 6 тысяч солдат, а вместе с резервами второй линии, может быть оценена в 10-12 тысяч. Одна эта оценка демонстрирует, что заявления российской пропаганды о сорванном намерении украинцев захватить города Курск (450 тысяч населения) или Курчатов (40 тысяч) – абсурдны: для этого выделено слишком мало сил. Судя по всему, главная задача ВСУ «на земле» - это захватить и оборудовать для обороны плацдарм в прилегающих к границе районах Курской области, в надежде на то, что российское командование отвлечет на его атаки резервы с остальных направлений. Этого украинцы достигли лишь отчасти – на курское направление были переброшены части с харьковского направления (и бои там в значительной мере стихли), а также с юга – из Херсонской области, однако не трогает силы в центре своего наступления – на Донеччине. Впрочем, об этом – позже.
Возвращаясь к Глушковскому «Херсону», можно отметить, что ВСУ уже сумели дойти до берега Сейма в районе села Комаровка, а ударами HIMARS все три моста за прошедшую неделю были или уничтожены полностью, или выведены из строя – в результате чего ими не может пользоваться автотранспорт и техника. «Всё более сложным становится положение российской группировки, обороняющей приграничье к югу от реки Сейм. После вывода из строя всех трех мостов через реку российские части на левом берегу оказались в изоляции, попытки наладить понтонные переправы терпят неудачу. Пока что украинская армия не проводит активных наступательных действий в этом районе, но в случае начала наземной операции со стороны границы или с востока, где ВСУ уверенно удерживают позиции, вопрос снабжения изолированных российских подразделений может встать особенно остро», - отмечается в военной сводке на сайте Британской вещательной корпорации.
По мнению редакции украинского Forbes, «ВСУ изолировали часть Курской области и готовятся к следующему шагу», не позволяя «россиянам наладить временные переправы». «Украинские вооруженные силы в Курской области взорвали все три моста через реку Сейм, изолировав в результате около 300 миль территории и отрезав находящиеся там российские подразделения от основных сил. Как пишет Forbes, с 16 по 21 августа ВСУ уничтожили три моста - в Глушково, Званном и Карыже. Россияне попытались наладить временные понтонные переправы, однако ВСУ не дали им этого сделать - украинские беспилотники перехватили некоторые из мостов, когда они еще находились в пути, а ракеты M30/31 обстреляли один из понтонов «сотнями гранат-бомб», пишет Forbes. В результате за шесть дней речной кампании огромный участок Курской области - и все российские войска, находящиеся там, - фактически отрезан от сухопутных поставок и подкреплений».
«То, что украинцы так решительно настроены изолировать Курскую область слева от Сейма, является сильным сигналом к тому, что их следующим шагом может стать наземная атака через Сейм в тот регион, который они только что изолировали», - делает логичные выводы украинский Forbes. Теперь россияне больше не могут легко добраться в эту часть Курской области, в отличие от украинцев, которые могут попасть в этот район, просто пересекая границу или с захваченной ими территории в Судженском районе. Также, по данным украинских журналистов, «россияне также не могут пополнить запасы и укрепить свои войска между Сеймом и границей с помощью поставок по воздуху - украинцы сделали небо над Курской областью крайне «неблагоприятным» для российских вертолетов, сбив несколько из них с момента начала вторжения 6 августа». Перенаправление беспилотников для атак на вертолеты стало одной из инноваций курского наступления ВСУ.
Как отмечает украинский военный портал Defence Express, «украинские дроны стали угрозой для российских вертолетов» за счет того, что ВСУ установили на них приборы для «машинного зрения, которое нивелирует РЭБ (средства радиоэлектронной борьбы, глушащие или перехватывающие сигнал управления дроном)», что создает большие проблемы для россиян. Авторы Defence Express со ссылкой на российский Z-канал Fighterbomber отмечают, что «украинские зенитные FPV-дроны стали большей угрозой для вертолетов, чем зенитные ракеты». «Учитывая стоимость и сложность цели, вполне логично, что зенитные FPV-дроны могут отличаться использованием более дорогих комплектующих и оснащением. Поэтому, например, установка на них машинного зрения, который нивелирует РЭБ, является целесообразным и логичным решением. Поэтому и разработки любых средств борьбы в радиоспектре могут оказаться беспомощными. И таким образом сейчас зенитные FPV-дроны вполне могут стать довольно эффективным средством противодействия вертолетам», - отмечают в Defence Express. Судя по всему, этими разработками занимается Центр спецопераций «А» Службы безопасности Украины. Именно его военнослужащие сбили российский вертолет 6 августа над Курской областью. 9 августа стало известно, что в Курской области Российской Федерации поражен еще один российский вертолет с помощью FPV-дрона СБУ.
О готовящемся захвате Глушковского района пишет и Би-Би-Си: «Спустя две недели после вторжения ВСУ в Курскую область российская армия так и не смогла полностью купировать прорыв. Украинские войска не только окапываются и расширяют оккупированную территорию, подтягивая резервы, но и, что особенно важно, вероятно, готовят новый район боевых действий, перерезая российские линии снабжения в Глушковском районе Курской области. Одним из недостатков территории, которую сумели захватить ВСУ в Курской области, было то, что она, по сути, представляла собой клин, окруженный с трех сторон зоной, подконтрольной России. Потенциально это было невыгодно для украинцев, поскольку этот клин простреливался с трех сторон артиллерией. За две недели боев ВСУ не углубили прорыв, а расширяли его, атакуя на флангах. Теперь это уже не клин, вбитый в российскую территорию, а довольно широкая зона, протянувшаяся вдоль границы с Украиной».
Британские журналисты отмечают, что на второй неделе операции ВСУ на российской территории, «быстрое продвижение, характерное для первых дней после начала украинского вторжения в Курскую область, сменилось наступлением, темпы которого заметно ниже».
Однако, анализ сводок российского и украинского военного командования показывает, что «ВСУ стремятся двигаться вдоль границы на запад — из Суджанского района вглубь Глушковского». «Движение вдоль границы удобно тем, что позволяет не сильно растягивать линии снабжения. Сложно сказать, что явилось причиной изменения направления движения украинских войск: с одной стороны, ВСУ выгодно расширять территорию, делая более защищенными фланги, с другой — России удалось довольно быстро подвести резервы и остановить украинское продвижение вглубь в центре украинского прорыва. Бои в районе села Мартыновка, например, идут с первых дней украинского вторжения. Это село находится всего в пяти километрах от Суджи. То есть продвижение вглубь территории России было довольно быстро остановлено. Поэтому причины расширения зоны, подконтрольной ВСУ, остаются неизвестными. Оно могло стать и результатом действий россиян, и частью заранее подготовленного плана», - отмечает Би-Би-Си.
Что касается действий ВСУ в Глушковском районе, то украинцы не только разрушили коммуникации РФ по реке Сейм, но и активно обстреливают находящуюся значительно севернее дорогу между городами Рыльск и Льгов, которые расположены в российском тылу, которая «идет практически параллельно границе на этом участке и вполне может считаться рокадной, то есть дорогой, которая идет вдоль линии фронта и по которой можно быстро и удобно перебрасывать подкрепления». По мнению экспертов Би-Би-Си, «само по себе это стремление перерезать или хотя бы взять под огневой контроль рокадную дорогу (а также удары по мостам на Сейме) очень похоже на то, что в западной военной теории называется «изоляцией района боевых действий». «Этот термин означает комплекс мер по недопущению снабжения группировки противника. Таким образом, можно сильно снизить ее боеспособность. Так ВСУ поступили осенью 2022 года в Херсоне, когда после разрушения мостов в тылу Россия отвела войска с правого берега Днепра на левый», - отмечают они.
Впрочем, даже попадание в плен 3 тысяч солдат или утрата большей части приграничного района Курской области, похоже, пока не заставляет Кремль идти на широкомасштабные меры по защите своей территории, включая переброску резервов с направления своего главного удара на Донеччине. «Совершив неожиданный удар в Курской области хорошо подготовленными соединениями, ВСУ смогли добиться тактического успеха. Теперь, когда шок от первого удара прошел, Россия пытается выстроить оборону в Курской области. О том, чтобы активно вытеснить части ВСУ обратно, речь сейчас не идет, поскольку для этого, очевидно, пришлось бы снимать части с других участков фронта. Судя по тому, как Россия собирает войска для обороны Курской области, ослаблять фронтовые части в Украине она явно не хочет», - отмечает Би-Би-Си, анализируя то, какие подкрепления Кремль отправляет на Курское направление.
По данным британцев, «в Курскую область попадают не крупные соединения, а, скорее, их части, которые собирают из разных мест», включая «даже такие довольно экзотические части, как мотострелковый полк Воздушно-космических сил». Где Курское наступление все же помогло украинской обороне – это в Харьковской области, которую ВС РФ атакуют в последние несколько месяцев и недель, увязнув в уличных боях в городе Волчанск. Среди частей, направленных для удержания Курской области, «много частей из резервов группы «Север», которая расположена в Белгородской области, географически близко к местам боев под Курском».
«Собранная с миру по нитке группировка не может сразу стать полностью боеспособной — прежде чем она станет слаженной, должно пройти время. В Москве понимают, насколько большой проблемой может стать отсутствие налаженного взаимодействия внутри группировки, и поэтому создали Координационный совет на уровне замминистров обороны, руководителей органов военного управления и представителей Генштаба. Правда, собираться он будет раз в неделю», - отмечает Би-Би-Си.
Кстати, по поводу упомянутого выше мотострелкового полка Воздушно-космических сил РФ. Британская разведка обратила на него особое внимание и считает само его формирование признаком острого дефицита резервов у российского военного командования. По сведениям британского разведывательного сообщества, соединение было создано буквально «на коленке» и вообще является «временным мотострелковым полком Воздушно-космических сил». Полк сформирован из военнослужащих авиации и в роли мотострелков (пехоты) выступают среди прочих, «специалисты узкого профиля, такие как операторы радаров раннего оповещения и личный состав полков тяжелых бомбардировщиков дальней авиации». «Перенаправление личного состава из этих прежде высокоприоритетных областей, вероятно, показывает продолжающуюся нехватку кадров. Задействование их к качестве пехоты также означает, что они используются нецелевым образом, что может снизить способность России вернуть под свой контроль Курскую область», — отмечает британская разведка, предполагая, что на создание таких экзотических подразделений руководство РФ толкают высокие потери, из-за которых «Россия вынуждена постоянно пополнять пехоту, что затрудняет поиск людей для специальностей, требующих более высокой квалификации».
Еще одним направление расширения украинского фронта на собственного российской территории может в ближайшее время стать соседняя с Курской – Брянская область. На этой неделе ее власти отчитались об отражении попытки проникновения на ее территорию «украинской ДРГ» (диверсионно-разведывательной группы – «ДН»), численностью… в 200 бойцов. Это число соответствует не штату диверсионной группы, которая, как правило, редко доходит до 20 бойцов, но целому батальону. Напомним, в начале Курской операции ВСУ руководство Генштаба РФ говорило о том, что это был всего лишь ставший типичный рейд проукраинских формирований, численностью в «300 боевиков», которых как и в этот раз на Брянщине, «успешно отразили», «нанеся тяжелые потери». Неудивительно, если в ближайшие дни в этой области также будет зафиксирован прорыв украинских военных на российскую территорию.
Комментируя ход Курской операции президент Украины Владимир Зеленский отметил, что она показала несерьезность угроз Кремля в отношении пересечения так называемых «красных линий». Глава украинского государства отметил, что ВСУ захватили уже 92 населенных пункта РФ и контролируют территорию в 1250 квадратных километров.
Еще несколько месяцев назад многие в мире считали, что такая операция нереальна и что это пересечение якобы самой красной из всех красных линий, которые есть в России, отметил Зеленский. «Именно поэтому, собственно, никто и не слышал о такой нашей подготовке. И теперь реальный успех наших воинов говорит сам за себя: наши активные защитные действия по ту сторону границы и неспособность Путина уберечь свою территорию от таких наших защитных действий очень красноречивы», – резюмировал глава Украины. «А во-вторых, мы сейчас имеем чрезвычайно важное идеологическое изменение, а именно: вся наивная, иллюзорная концепция так называемых «красных линий» в отношении России, которая царила в оценках войны некоторых партнеров, рассыпалась на днях где-то под Суджей», – отметил Зеленский, подчеркнув, что все в этой войне зависит только от смелости – нашей и партнеров. «Важно, чтобы партнеры были синхронными с нами в этой решимости, и тогда у России не останется никакого другого шага, кроме справедливого мира», – отметил Зеленский, призвав западных партнеров Украины дать разрешение на удары их оружием по территории РФ.