Юбилей несбывшейся реабилитации
35 лет Декларации, осудившей сталинские депортации
«ДН»
ВЧЕРА исполнилось 35 лет с того момента, как Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Это произошло 14 ноября 1989 года, и данный символический шаг должен был, наконец, перечеркнуть последствия и восстановить в правах народы, подвергшиеся во времена правления Иосифа Сталина массовым депортациям. Корейцы Приморья, немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, поляки, литовцы, карачаевцы, балкарцы, турки-месхетинцы, крымские татары, курды, понтийские греки, калмыки, хемшилы, финны-ингерманландцы выселялись из районов традиционного проживания даже не за конкретные «преступления против советской власти», но исключительно по национальному признаку и, зачастую, в качестве «превентивной меры» или в наказание за «поведение» во время Второй мировой войны. Эти народы поголовно (!) выселены в Сибирь и Центральную Азию. Но больше всего – в Казахстан, ставший «благодаря» этим бесчеловечным акциям вначале «тюрьмой народов», а уже потом – «лабораторией» их дружбы. Конец СССР ознаменовался, видимо, пиком демократизма в историческом пространстве России, когда открыто говорили и осуждали преступления тоталитаризма, но и тогда далеко не все народы получили реальную реабилитацию. Сейчас же мы видим, что на фоне войны с Украиной в России пошла обратная тенденция – суды отменяют решения о реабилитации. Пока речь идет о приговорах отдельным личностям, но и в целом, мы видим, что уже сталинизм получает свою реабилитацию – по всей России (по данным на конец прошлого года) установлены 110 памятников усатому палачу, причем подавляющее большинство из них – 95 – были установлены в период правления Владимира Путина. На этом фоне вопрос о национальном самоопределении отдельных народов России вновь ставится бегущими за рубеж активистами, которые на теме «сепаратизма» вступили в словесное противостояние даже с непримиримой антипутинской оппозицией.
Сама декларация – это довольно короткий текст:
Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».
«Сегодня, в период революционного обновления советского общества, когда начат процесс демократизации, очищения всех сторон нашей жизни от деформаций и искажений общечеловеческих принципов гуманизма, в стране усиливается стремление знать всю правду о прошлом, чтобы усвоить его уроки во имя будущего. Память с особой горечью возвращает нас в трагические годы сталинских репрессий. Беззаконие и произвол не обошли стороной ни одну республику, ни один народ. Допущенные в прошлом массовые аресты, лагерное мученичество, обездоленные женщины, старики и дети в переселенческих зонах продолжают взывать к нашей совести, оскорбляют нравственное чувство. Об этом забыть нельзя. Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов. Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик гарантирует, что попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится в нашей стране. Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям”.
Опубликовано: Ведомости народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. 15 ноября. № 23. С. 607.
Вчитываясь в его строки, понимаешь, насколько далеко ушла современная политическая действительность северного соседа Казахстана от того, какой климат был в позднем СССР. Сейчас там куда более уместно говорить о том, какой сильной и передовой была советская страна, а на счет репрессий – «не все так однозначно». И это – в лучшем случае, доля тех, кто говорит, что «так и надо было», за последние годы уверенно выросла – как среди политиков, так и «в народе». С учетом того, что Кремль ведет войну с одной из бывших советских республик, многие россияне всерьез говорят о некоем «праве» Москвы на «восстановление» СССР в его «исторических границах».
О том, что репрессии против народов в СССР при Сталине признавались актом геноцида, как это было закреплено 26 апреля 1991 года в законе РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», сегодня предпочитают не вспоминать. Наоборот, даже осуждая депортации, современные российские историки предпочитают не использовать не только термин «геноцид», но даже и обосновывают, почему это не было «этноцидом». Якобы, если бы планировали уничтожить всем народом – уничтожили бы. А если они выжили, так и геноцида-этноцида, значит, не было.
Так, в материале на эту тему на российском сайте Lenta.ru, цитируется «известный этнолог Сергей Чешко», который считает, что «этнические депортации выражали определенный комплекс целей и субъективных побуждений режима». «В целом же они представляли собой перенос в этническую сферу тоталитаристской и репрессивной внутренней политики. Но нет достаточных оснований полагать, что ее целью был этноцид», - подчеркивает он. «Режим уничтожил миллионы людей, но при этом не уничтожил ни одного народа, — считает этнолог. — Трудно сомневаться в том, что если бы такая цель была поставлена, то она была бы осуществлена: эффективность государственной машины, репрессивного аппарата при Сталине хорошо известны». Логика, конечно, просто поразительная. Согласно ей, и гитлеровский Холокост тогда вовсе не геноцид – не всех евреев же убили.
Думается, что откат в деле осуждения тоталитаризма и советской идеологии, происшедший в РФ, в итоге, стал одним из катализаторов событий, начавшихся в феврале 2022 года. Ну а на фоне текущей войны с Украиной начался уже новый резкий рост межэтнической розни, которая выражается в травле всего украинского, «стихийных» «Русских маршах», а также появлении новых черносотенцев под флагами «Русской общины». На этом фоне в глаза бросается и тот факт, что «национальные республики» дают наибольший процент «добровольцев» и призывников в ряды российской армии, воюющей в Украине. На них же приходится самый высокий процент потерь.
Из установленных поименно журналистами Би-Би-Си и «Медиазоны» на сегодня 77 тысяч убитых солдат РФ (что составляет от 45% до 65% от реального числа погибших военнослужащих, но не включает в себя погибших за Россию жителей оккупированных украинских территорий), наибольшее число приходится на Башкортостан и Татарстан. За ними следуют уральские регионы (Пермская, Челябинская, Свердловская области), Кубань и только потом Московская область. Только недавно из списка лидеров выпала Бурятия. При этом коэффициент смертности – соотношение числа убитых к населению – рекордсменами являются Бурятия и Тыва. Среди бурятов и тувинцев, при подсчетах российских потерь на основе этнической принадлежности, сложился самый высокий процент потерь в соотношение с численностью их народов. Естественно, что на таком фоне за пределами России складывается целая «новая волна» этнических активистов, выступающих не «против войны и Путина», а за политическую независимость своих регионов.
Также во время войны заметно, как часто подвергаются арестам и осуждению крымские татары, на аннексированном Россией полуострове – своей исторической родине. Кстати, они – одни из репрессированных народов, которые не получили какого-то своего административно-территориального субъекта. Да, и их реабилитация состоялась среди последних – в 1967 году, когда был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму». При этом в условиях советской системы массовое возвращение татар в Крым было заблокировано бюрократическими порядками. И только 28 ноября 1989 года вышло новое постановление Верхового Совета СССР № 845-1 - «Выводы и предложения комиссии по проблемам крымско-татарского народа», предусматривавшее полную политическую реабилитацию крымско-татарского народа и «отмену нормативных актов репрессивного и дискриминационного характера». Согласно ему признавалось законное право крымско-татарского народа на возвращение в «места исторического проживания и восстановление национальной целостности». Однако, на фоне развала СССР реального возвращения прав татар на Крым не произошло. Можно сказать, что при Советской власти у них не было автономии, но тогда почему не восстановили имевшуюся до депортации Поволжскую немецкую автономию?
Не вернулись в старые земли и большинство бывших советских корейцев. В Казахстане и Узбекистане их живет в три раза больше, чем в Российской Федерации. Тысячи поляков, греков и немцев покинули Казахстан уже не в рамках реабилитации со стороны СССР, а благодаря специальным программам Варшавы, Афин и Берлина, и переселялись они не в места, откуда были депортированы, а просто на территорию своей исторической родины. Чуть больше повезло северокавказским народам – карачаевцы, балкарцы, ингуши и чеченцы вернулись в свои дома, но на изломе СССР вайнахи вновь перенесли страшнейшие войны, по ущербу, наверное, мало уступавшие сталинской депортации.
Даже заняв «особое место» в системе власти путинской России Чечня в вопросе к депортации своего народа в 1944 году оказывается в ситуации конфликта с федеральной трактовкой. Так, к примеру, в прошлом году, руководители Чеченской республики потребовали переписать целую главу учебника истории РФ для 10-11 классов, где депортации народов чуть ли не оправдываются. Его авторы - экс-министр культуры России Владимир Мединский и политолог Анатолий Торкунов – написали, что чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы и крымские татары во время Великой Отечественной войны массово сотрудничали с фашистами, за что советское правительство решило «подвергнуть их коллективному наказанию». После скандала они пообещали учебник переписать и удалить оттуда эти строки.
Оцените расстояние – между словами Декларации 1989 года о том, что депортации народов были «варварскими акциями сталинского режима» и официальным учебником истории, где говорится, что «на основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943–1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию – насильственному переселению (депортации) в восточные регионы страны».
В этом смысле еще более необычным смотрится конфликт между антипутинской оппозицией, сгруппированной вокруг вдовы Алексея Навального, и активистами из числа представителей национальных республик РФ. После того, как она заявила, что ее сторонники «найдут тех», кто выступает за деколонизацию России. «Надо, якобы, разделить нашу слишком большую страну на пару десятков маленьких и безопасных государств. Правда, объяснить, почему люди с общим бэкграундом и культурным контекстом должны быть искусственно разделены, «деколонизаторы» не могут. И как это вообще должно произойти — не сообщают», — заявила Навальная. Эти слова были расценены, как свидетельство того, что не только власти РФ, но и оппозиция, по сути, не понимают положения малых народов России и не признают их прав на деколонизацию – прежде всего, на расширение пространства их национальной культуры (в области языка, истории, образования) и прав на владение и управление ресурсами своей территории. Все это отчасти свидетельствует о том, что реальной реабилитации депортированных или колонизированных Российской империей и СССР народов так и не произошло. Причем, не только на уровне власти, но и в целом, в публичной политике даже «либерального толка».