Ядерная гонка | Деловая неделя
7 ноября 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Ядерная гонка

31.10.2025 11:03:36
№: 39 (1627)

Размеры ядерных фугасов небольшие - с обычный туристический рюкзак

Возобновилась?

«ДН»

В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ крупнейшие ядерные державы возобновили испытания вооружений с использованием ядерных технологий. Два месяца назад на параде в Пекине Китай продемонстрировал новые образцы ядерного оружия на вооружении НОАК. На днях Россия, устами своего президента Владимира Путина, сообщила об испытаниях ракеты «Буревестник» с ядерной силовой установкой, а также подводного «беспилотника» «Посейдон» также с ядерным «сердцем». В ответ президент США Дональд Трамп заявил, что США возобновят испытания ядерного оружия, чтобы не отставать от остальных стран. Кажется, старая добрая ядерная гонка вновь возвращается. В целом, это вполне объяснимо: в условиях текущих военных кризисов, только наличие и готовность применять оружие массового уничтожения гарантирует безопасность и неприкосновенность государственных границ. Мы, в Казахстане, наблюдаем за всем этим с двойной печалью. Во-первых, потому что у нас было, а мы добровольно отказались от ядерного оружия. Во-вторых, потому что обменяли его на гарантии безопасности, которые, как оказалось, не стоят ничего. Что же нам делать в условиях этого качающегося мира, где снова правят не переговоры и компромисс, а сила и вооружение?

В 1991 году, когда Советский Союз распался (не в последнюю очередь по причине тяжести гонки вооружений для его экономики), казалось, что век ядерного оружия уже уходит в прошлое. Тогда, в целом, все будущее человечества виделось через розовые очки. На этом фоне сдача Казахстаном оставшегося на его территории ядерного арсенала выглядела вполне обоснованным и мудрым шагом. Тем более, что ведущие державы давали письменные гарантии безопасности странам, которые придут к решению отказаться от ядерного потенциала. Украина и Казахстан поверили в такую перспективу и в обмен на отказ от претензий на роль ядерной державы, получили Будапештский меморандум.

И хотя в нем четко заявлено, что страны гаранты (Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки) подтверждают свое обязательство «уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины», а также «воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны», в реальности Меморандум был нарушен Москвой, нарушившей территориальную целостность Украины и открыто напавшей на нее.

В итоге, лежащий где-то в архивах МИДа или Акорды аналогичный Меморандум с гарантиями уже Казахстану также не стоит ровным счетом ничего. Причем, не только в глазах Кремля, но и Вашингтона, который также пытается (правда на уровне дискуссии) говорить о том, что на нем тоже нет никаких реальных обязательств помогать Украине оборонятся.

Более того, в ходе этого противостояния в Украине, непосредственной угрозе подвергались и другие ядерные объекты – законсервированный после аварии реактор Чернобыльной АЭС, а также АЭС в Запорожье. Ну, и на этом фоне почти все встречные обязательства США и РФ по ограничению испытаний и арсеналов ядерного оружия также были отменены.

Что, в итоге, и приводит к тому, что Россия и Китай вновь бросились укреплять свои ядерные арсеналы, а США готовятся возобновить ядерные испытания. Все это, фактически, означает конец процесса разоружения, который должен был уберечь человечество от массовой гибели от ядерного оружия. Крупные страны все еще следят за тем, чтобы более мелкие не обзавелись аналогичными арсеналами. За это Запад «наказывает» Иран, к примеру. Аналогичным образом обстоят дела с Северной Кореей, но атаковать ее, как израильтяне иранцев, никто не рискует, потому что у Пхеньяна, в отличие от Тегерана, ядерные боеголовки и ракеты точно есть.

Однако, проблема-то никуда не делась. Альтернативы наличию ядерного оружия «хорошие страны» предложить уже не могут. Раньше, речь могла идти о вступлении в оборонительные союзы, но сейчас тот же Трамп явно тяготится обязанностями защищать членов НАТО. Что до ОДКБ, то уже нам бы как-то из такого военного союза с воюющей против Запада страной выйти. Так что, как и в Украине, в Казахстане периодически ставятся вопросы о необходимости и возможностях вернуть стране ядерный статус. Правда, если в случае воюющей Украины, это мера может быть оправдана чрезвычайными обстоятельствами, то в случае с Казахстаном, наверное, было бы правильным поискать какие-то дипломатические и многосторонние решения.

И тут позвольте вставить свои пять тиын. Может быть Астане, учитывая уязвимость нашей обороноспособности (будем честными: наша армия не способна сопротивляться армиям восточных и северных соседей), предложить новые механизмы сдерживания и предотвращения военных конфликтов?

С учетом того, что целый ряд средних и мелких стран вполне очевидно опасается нарушения своего суверенитета и территориальной целостности с вполне определенных направлений, может быть есть смысл устанавливать там оборонительное ядерное оружие под контролем МАГАТЭ? Концепция ядерного фугаса была довольно неплохо расписана и даже применялась в подготовительных мероприятиях НАТО в Европе. Можно было бы продолжить ее таким образом, чтобы устанавливать ядерный заряд под контролем Международного агентства по атомной энергии на некоторой глубине в ключевых точках?

Тем более, что Казахстан уже выполняет для МАГАТЭ роль хранилища ядерного топлива «про запас». Банк низкообогащённого урана (БНОУ) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) расположен на территории Ульбинского металлургического завода в Усть-Каменогорске. Цель БНОУ - создать гарантированный международный запас низкообогащённого урана для производства ядерного топлива, который может быть использован странами-членами МАГАТЭ в случае перебоев с поставками. Официально считается, что этот банк служит «стратегическим резервом» и «способствует укреплению режима нераспространения ядерного оружия, поскольку находится под контролем МАГАТЭ». Так вот, если все, что находится под контролем МАГАТЭ – может существовать как бы в поле нераспространения режима ядерного оружия, то может быть и пара небольших тактических зарядов – например, чтобы обеспечивать безопасность того же самого банка ядерного топлива, можно было бы установить под землей, чтобы снизить угрозу тому же самому БНОУ? А вместе с ними – на основных направлениях транспортной инфраструктуры, идущей, например, на Астану. Свой уран для боевой части у нас есть, обогатить его можно где-нибудь в другой стране – под наблюдением той же МАГАТЭ.

Мы отдаем себе отчет в том, насколько маловероятно, что руководство Казахстана прислушается к такого рода инициативе. Но выдвигая ее, мы бы хотели поставить вопрос обороноспособности и безопасности Казахстана ребром. Мы чуть ли не еженедельно видим новые случаи суицида в частях Минобороны, Погранслужбы, Нацгвардии. Мы видим, как мало модернизируется наша армия, какие порядки царят в ней, и какие угрозы возникают у наших границ. На таком фоне действительно хочется найти какие-то радикальные способы обеспечения безопасности нашей страны, чтобы всем нам можно было бы беспрепятственно развиваться и укрепляться…

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...