читать бумажную прессу
… функция газеты тем не менее остается той же — создать целостную картину мира, чтобы увидеть, куда он движется. И это каждодневное просвещение человечества — каждодневная задача газеты, она делает газету необходимейшим инструментом современного развития. Не случайно сегодня каждая страна, которая хочет продвинуться, создать высокую культуру, овладеть достижениями новейшей техники, заботится о том, чтобы ее граждане могли читать ежедневную газету и успевать за темпом жизни, который растет и в условиях современного общества знаний становится действительно космическим. И здесь газета выполняет свою важнейшую роль: она дает кругозор для понимания развития человеческого мира. Кроме того, она дает направление не только мыслям, но и действиям людей. И в этом смысле журналистика и, прежде всего, газета, является важнейшим институтом современного общества. И не случайно даже сейчас, когда так легко говорят о смерти газет, появляется все больше мнений о том, что газета — это не только и не столько бумага, хотя многие противники газетного дела говорят о том, что бумага теперь не важна, что все есть в компьютерах, в «цифре». И это правильно, компьютеры, «цифра» позволяют хранить множество важных сведений, знаний, и общество знаний развивается благодаря этому очень быстро. Но повседневный мониторинг не может быть ограничен только Интернетом или электронным письмом. Дело в том, что мониторинг требует осмысления этих событий, и здесь нужны аналитики: это газетчики, это журналисты, это люди, которые не просто следят за событиями, но умеют и оценивать и делать выводы для человечества.
Ясен Засурский, российский журналист, профессор, доктор филологических наук
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ мы, как еще около 20 других изданий в Алматы, получили письмо о том, что наше издательство - ТОО «Республиканский полиграфическо-издательский комплекс «Дәуір» - с 1 января 2025 года прекращает печать периодических изданий газетного формата. Сказать, что мы были в шоке, значит – ничего не сказать. «Дәуір» - это не только крупнейшая, но и старейшая типография в Казахстане. Остановка печати газет в ней – практически приговор бумажным периодическим изданиям в Казахстане. Конечно, есть и другие мелкие типографии, но заменить собой крупнейший полиграфический комплекс они не смогут. Объединившись с нашими коллегами, мы составили открытое обращение к руководству страны с просьбой вмешаться в эту ситуацию, чтобы сохранить печатное наследие Казахстана, вы можете ознакомиться с ним на второй странице этого номера. Здесь же мы хотели вновь напомнить о том, почему же очень важно сохранить традицию читать с бумажных носителей в нашем обществе.
Конуспаев Сапаркали, д.х.н., профессор
Казахский народ в своей многовековой истории пережил различные периоды, видел и взлеты, и падения. Было время в период Золотой орды, когда она управляла большей частью известного мира, а затем были века полной колониальной зависимости от Российской империи в XVIII-XX веках. Современный мир изменился, времена, когда одни народы покоряли другие силой оружия и отбирали все достижения и ресурсы, остались в прошлом. Наличие ядерного оружия сделала мир хрупким, применение которого гарантирует практически уничтожение человечества на Земле. Поэтому покорить мир силой оружия невозможно, остается единственный способ доминирования — силой разума, организации, управления. Все это собрано в сфере образования и науки. Без них не может сносно существовать ни одно государство мира. У нас же было время, когда экс-президент Казахстана практически перестал опираться на науку, и сделал Академию наук общественной организацией, лишив ее статуса научного штаба, определяющего перспективные пути развития и нужды страны. То же самое было с ВУЗами, где ректоров начали назначать просто своими указами. В первые годы суверенитета наука и образование были отпущены на самотек и управлялись не очень хорошо, хотя инвестирование в науку и образование является залогом успешного развития любой страны.
Нигмат РАМАЗАНОВ
Минувший месяц ознаменовался разнонаправленным изменением курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров, стабилизацией мировых цен на нефть в районе выше отметки 72 доллара за баррель. Ценовая конъюнктура на наш основной экспортный товар и изменение курса тенге, похоже, оказали лишь ограниченное влияние на рынок потребительских товаров, где инфляция в ноябре сложилась на уровне предыдущего месяца, немного замедлилась в годовом выражении.
Хомс и Дамаск – в уме
«ДН»
ВСЮ ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ мы наблюдаем резкую эскалацию боевых действий в Сирии, где ранее, с 2020 года, действовало пусть и шаткое перемирие между режимом президента Асада, поддерживаемым Ираном и Россией, и повстанцами-суннитами, большинство которых ориентировались на Турцию. Это перемирие в основном завершило начавшееся в 2011 году вооруженное восстание против власти семьи президента Башара Асада, унаследовавшего власть от своего отца, Хафеза, правившегося Сирией с 1970 года. Неожиданно успешное наступление повстанцев смешало карты сложившегося «расклада», вновь поставив под вопрос выживание правящего режима, который срочно запросил помощи у России и Ирана. Вслед за падением Алеппо, войска антиасадовской коалиции двинулись к следующему крупному городу – Хаме, которая вчера вечером также была покинута правительственными силами.
Одни стреляют в других, эти другие просят защиты, и никто не знает, что дальше делать. Почему?
Юрий Сигов, Вашингтон
Чувствуется, что до окончания срока – то бишь до конца января будущего года -президентства в США Дж. Байдена скучно в мире никому не будет. Невероятные события происходят в этом самом мире буквально ежедневно, успевать реагировать (хотя бы как-то) на них – дело совершенно гиблое. А последствия всего нынче происходящего просчитать не способны, вне всякого сомнения, не только многочисленные политологи и им подобные, но даже самые высокопоставленные политики.
Вот и сейчас один день все удивляются ударам натовских ракет украинской армией по российской территории. На другой день - прилетает «ответка» от России новой, ранее не использовавшейся ракетой. Которая то ли должна окончательно запугать Украину, то ли послать какой-то «новый сигнал» коллективному Западу, то ли сделать одно и другое вместе. А, может быть, и вовсе стать предвестником чего-то такого, чего с самого начала военного конфликта Москвы и Киева не бывало.