«Ак жол»: Партия перемен | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

«Ак жол»: Партия перемен

16.03.2023 15:46:55
№: 10 (1506)
Интервью

Уважаемый Азат Турлыбекулы! Демпартия «Ак жол» идет на выборы не только с сильной программой, но и с успешным опытом работы в парламенте. Многое из того, о чем годами говорил «Ак жол», за что боролась партия в стенах законодательной власти, нашло свое отражение в конституционной реформе и принятых законах. Какие достижения ДПК «Ак жол» за время работы крайнего, 7-го созыва мажилиса Вы можете выделить?

Наверное, самым известным достижением фракции «Ак жол» в мажилисе 7-го созыва можно назвать принятие закона «О банкротстве физических лиц». Это огромный шаг вперед для рыночного общества и, одновременно, устранение несправедливости и почвы для многих острых конфликтов. Наша партия требовала принять этот закон еще с 2014 года, когда после строительного бума и последовавшего экономического кризиса 2008-2012 годов тысячи граждан оказались не в состоянии оплачивать кредиты. И многих из них коллекторы просто выбрасывали на улицу, отбирая всё имущество, включая единственное жильё. Изучив международный опыт, мы предложили три взаимосвязанных решения для таких безнадёжных должников: остановить начисление процентов, предоставить дополнительный срок для погашения зафиксированной задолженности, а главное – запретить изымать единственное жильё должников.

К сожалению, все 8 лет правительство блокировало разработку такого закона, как и два законопроекта, разработанных самой партией «Ак жол» на эту тему.
Но пару лет назад вся страна была потрясена тем, как должник расстрелял пятерых человек, пришедших выселять его семью. Через короткое время произошла и другая трагедия, когда мать от отчаяния выбросила с многоэтажки собственных детей. Лишь тогда госорганы осознали остроту проблемы. Но и при этом потребовалось личное поручение президента К.Токаева правительству и Нацбанку принять наконец этот закон.

Наша фракция направила в Нацбанк свой проект, затем в парламенте рабочую группу над ним возглавила депутат «Ак жола» Дания Еспаева, и в конце 2022 года закон наконец был принят.
О том, насколько этот закон актуален, свидетельствует уже тот факт, что в первый же день (3 марта т.г.) заявки на его применение подали около 3 тысяч граждан. 

К сожалению, правительство и Нацбанк лишь наполовину согласились с нашим требованием по запрету изъятия у должников единственного жилья, и сохранили такое право банков по ипотечным кредитам. Однако в любом случае, закон «О банкротстве физлиц» стал важным инструментом для облегчения долгового бремени заемщиков. Он окажет реальную помощь тысячам и тысячам наших граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, мы не можем подсчитать, сколько тысяч наших сограждан полностью разорились, не дождавшись облегчения долгов за те 8 лет, которые правительство и Нацбанк волокитили требования депутатов «Ак жола». Однако теперь у людей появляется надежда на какой-то приемлемый выход, и достижение этого результата – реальный вклад Демпартии «Ак жол» в социальную справедливость и внедрение современных практик в рыночное развитие страны.

Какие ещё есть примеры реализации ваших инициатив за последнее время?

В 2019 году фракция «Ак жол» потребовала запретить акимам возглавлять филиалы партии власти. Тогда поднялся скандал, пресс-служба «Нур Отана» выступила с заявлением и т.д., а в прошлом году эта норму инициировал сам президент Токаев, и она вошла в Конституцию.
С 2016 года мы предлагали упростить регистрацию новых партий, а также понизить порог их прохождения в мажилис с 7 до 5 процентов. Этот подход также был реализован в ходе прошлогодней конституционной реформы.
С 2013 года Демпартия «Ак жол» поднимала в парламенте вопросы возвращения в страну капиталов, незаконно выведенных коррупционерами, а также ряд связанных с этим инициатив – таких, как отмена банковской тайны в отношении зарубежных банковских счетов министров, акимов и руководителей нацкомпаний; запрет на досрочный выход осужденных коррупционеров из тюрьмы, принятие закона о богатстве необъяснимого происхождения (по аналогии с британским) и др.
Как мы и требовали, запрет на УДО для тяжких коррупционных преступлений был введён в 2020 г.; по остальным мерам, включая необходимость обоснования происхождения крупных сумм – в прошлом году по поручению президента был подготовлен отдельный законопроект о возврате средств полученных незаконным путём, который нынче должен поступить в парламент.

Из наиболее значимых для нас я бы отметил поручение К.Токаева, данное в послании 1 сентября – о введении дифференцированных отраслевых ставок налогов. Эту систему, по примеру Евросоюза, партия «Ак жол» постоянно предлагала с 2011 года. Но раз за разом чиновники блокировали переход к гибкой системе налогообложения. Президент поставил точку в нашем 12-летнем споре с правительством на эту тему. Но не исключаю и попыток бюрократии спустить столь важную для экономики реформу на тормозах. Поэтому крайне важно принять прямое участие в обсуждении нового Налогового кодекса.  

А есть ли у партии «Ак жол» еще какие-то инициативы, которые пока не нашли должного понимания?

Да, конечно. Например, мы считаем, что логическим продолжением либерализации выборного законодательства должно стать введение официального видеомониторинга на всех избирательных участках за ходом голосования и подсчётом голосов, с прямой трансляцией в интернет. Тогда, даже после уничтожения бюллетеней, можно будет при необходимости произвести пересчёт голосов. В Кыргызстане такую систему внедрили 10 лет назад, а наш Центризбирком сопротивляется под разными предлогами.

  Мы также полагаем необходимым запретить фотографирование и пересылку снимков заполненных бюллетеней с документами избирателя, как иногда делают для контроля голосования студентов. В ряде стран за такое нарушение тайны голосования предусмотрена уголовная ответственность инициатора.
Наиболее обширный блок наших инициатив охватывает экономические вопросы – налоговую, инвестиционную, денежно-кредитную, регуляторную политики в отношении предпринимателей. В частности, Демпартия «Ак жол» требует принять комплексную программу либерализации экономики, которая бы сломала нынешнюю квазигосударственную монополию в конкурентных секторах.

Составной частью этой программы должно стать сокращение госучастия в экономике, ликвидация излишних «дочек» нацкомпаний. Важная роль отводится снижению процентов по кредитам для МСБ до адекватного уровня (3-4%), повышению порога НДС до 30 тыс. МРП. Необходимо освободить от налогов реинвестиции предприятий в расширение и основные средства (здание и оборудование), ввести отнесение в зачёт по налогам до половины суммы сделанных инвестиций в новые проекты или модернизацию прежних.

Партия «Ак жол» требует перевести весь малый бизнес на патенты, чтобы доходы предпринимателей МСБ хотя бы догнали среднюю зарплату по стране. Сегодня патент может применяться при отсутствии наёмных работников и при оборотах до 2 млн тг./год, т.е. 167 тыс. тг./мес. При средней рентабельности малого бизнеса в 15-20% это означает, что чистая прибыль по патенту должна быть не более 33 тыс. тенге в месяц, т.е. в 10 раз меньше официальной средней зарплаты по стране! Это же не предприниматель, а нищий. Кроме того, любой маленький бизнес – магазин, кафе, парикмахерская, СТО – невозможен без помощников.
Чтобы доход малого бизнеса был хотя бы на уровне средней зарплаты, нужно увеличить патент в 10 раз, и разрешить содержать до 3-5 сотрудников. Одно это решение создаст столько рабочих мест, сколько не создала ни одна госпрограмма занятости, деньги от которых зачастую разворовываются. На самом деле, нужно не тратить десятки миллиардов на эти программы – а просто перевести весь малый бизнес на патенты и сократить чиновников, которые сегодня кошмарят предпринимателей.   

Будучи реалистами понимаем, что прежние проблемы, начиная с коррупции, разрыва между богатыми и бедными, монополии в экономике и политике - сами по себе не исчезнут. Их преодоление требует постоянных усилий, чтобы перемены обрели сквозной характер и дошли до каждой организации и каждого лица.
Для этого мы годами отстаиваем свою позицию в парламенте – в постоянных спорах с правительством и другими фракциями. И как видите, последние годы, с избранием президента К.Токаева, целый ряд вопросов находит должное восприятие. Для доказательства очевидных вещей, для победы здравого смысла сегодня не нужно стучаться в глухую стену по 5 или 10 лет, решения принимаются быстрее. Процесс перемен обретает не только ускорение, но и необратимый характер. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

И тем не менее, выступаете за парламентскую республику, хотя сами признаёте, что именно президент К.Токаев оказался главным провайдером этих реформ?

Не вижу противоречий. Более того – в послании 1 сентября сам президент Токаев подчеркнул, что основным содержанием конституционной реформы является развитие парламентаризма и формирование баланса сдержек и противовесов между ветвями власти.
Это – базовые принципы демократии, которая опирается на продвижение общественных интересов через представительные органы – парламент и местные маслихаты.
Демократия в каком-то смысле и есть парламентаризм. По этой причине Демократическая партия «Акжол» выступает за усиление институтов парламентаризма и поэтапный переход к парламентской республике. Хотелось бы подчеркнуть, что образцом парламентаризма для всего мира служит европейская, шире говоря - западная политическая модель, поэтому партия «Ак жол» выступает за европейский путь развития, европейские подходы в отношениях между обществом и государством, европейские стандарты качества жизни.
Мы не должны забывать, что реформа Конституции – как и отметил президент, это только начало работы. Партия «Ак жол» подготовила свои предложения по продолжению перемен, целью которых является развитие взаимодействия общества и государства, формирование действительно рыночной, конкурентоспособной экономики, высвобождение предпринимательской и гражданской инициативы, а главное - недопущение саботажа начатых реформ консервативной частью чиновников и олигархатом.

Если можно, немножко поподробнее…

При нашей обширной территории, один человек, даже самый одарённый, физически не может и не должен вникать во все вопросы в стране - от внешней политики, макроэкономики - и до аварий на теплотрассе. То, что президент Токаев недавно проведал оставшихся без тепла жителей в Рудном - показывает его человечность и ответственность за судьбы каждого. Но это исключение, которое только подчёркивает правило: текущими вопросами на местах должны заниматься местные власти.
Функции контролёра в постоянном режиме должен играть коллективный орган, представляющий избирателей - маслихат. А для того, чтобы такой контроль был эффективным - необходим баланс полномочий между исполнительной и представительной ветвями власти, «система сдержек и противовесов».
То же самое и на центральном уровне - полномочия правительства должны быть уравновешены контрольными функциями парламента. Тогда такая система будет работать в автономном режиме, своевременно реагируя на проблемы и регулируя их решение, не дожидаясь команды сверху. Это система парламентаризма, которую давно выработали успешные государства, и именно она лежит в основе демократии.
Отсюда исходит и «формула Токаева»: сильный президент - влиятельный парламент - подотчётное правительство.
Важнейшим критерием парламентаризма является формирование правительства: по нашему мнению, его должна формировать и вносить на утверждение президенту партия, победившая на парламентских выборах. Тогда эта партия будет нести ответственность за все достижения и все провалы своего правительства. 
За предыдущие 30 лет сколько было кризисов, девальваций, коррупционных скандалов среди акимов и министров - ни разу партия власти не взяла политическую ответственность на себя, не распустила своё правительство, не передала власть другой партии. Хотя в демократических странах это железное правило. 

Политическая ответственность партий возникнет тогда, когда правительство будет формироваться парламентской партией и станет подотчетным перед народом. 
Дополнительной мерой, повышающей доверие к правительству, может стать формирование его на основе принципа национального доверия, предполагающего включение в состав кабинета министров не только представителей партии власти, но и от других парламентских партий.
Кроме того мы предлагаем дальнейшее расширение функций парламента, прежде всего, за счет введения парламентских расследований резонансных событий и передачи законодательной власти функций полного контроля государственных финансов. Не секрет, что часть госсредств в стране расходуется вне бюджета и скрытно от общества. Именно там происходят системные нарушения, процветает коррупция. Речь идет, прежде всего, о бюджетах национальных компаний, госхолдингов и компаний, которыми владеет государство.

Для более жесткого контроля над этими структурами мы также предлагаем отправлять всю чистую прибыль нацкомпаний в бюджет страны.
Благодаря 8-летним усилиям нашей партии, в 2020 году был принят закон «О парламентской оппозиции», который усилил позиции парламентских фракций. Думаем, что логичным продолжением этой прогрессивной меры должна стать передача поста главы парламентского комитета по контролю за бюджетом представителям оппозиции, как и принято в европейской традиции. В демократических странах партия власти формирует Кабмин и распоряжается бюджетом, но контроль за его использованием должен быть в других руках, чтобы избежать круговой поруки.
Считаю, что именно перекошенная в пользу исполнительной власти и партийной монополии политическая система является основным источником сегодняшних проблем Казахстана.
Уверен, если бы у парламента были полномочия полного контроля государственных финансов и прямого финансирования наказов избирателей, то, скорее всего, не было бы нынешней остроты многих проблем. Пока таких полномочий нет даже согласно закона «О парламенте и статусе его депутатов» и регламента правительства; а попытки партии «Ак жол» внести изменения в эти документы в прошлом году заблокировали правительство и парламентское большинство.
Но без решения этого дисбаланса парламент не станет реально влиятельным, а реформы рискуют завязнуть в бюрократических дрязгах. И наша задача, как партии прагматиков – добиваться настоящего баланса полномочий, механизма сдержек и противовесов между парламентом и правительством, маслихатами и акиматами.

Азат Турлыбекулы, может есть еще что-то, о чем бы Вы хотели сказать лично каждому избирателю?

Да, конечно. Я бы попросил избирателей внимательно почитать то, что мы с вами сказали выше. Тогда они смогут увидеть, какой большой и упорный труд проделывают депутаты партии «Ак жол» изо дня в день, защищая интересы своих граждан. На многие решения ушли годы споров с чиновниками, но мы ни разу не отказались от своих убеждений и инициатив, которые шаг за шагом становятся реальностью.
Поэтому у избирателей есть все основания 19 марта поддержать Демпартию «Ак жол» не за красивые обещания, а за упорство, неравнодушие и результаты, которые и приносят так нужные нашему народу перемены.
- Спасибо большое за интервью. Успехов Вам и партии на выборах!
 
Оплачено из средств избирательного фонда ДПК «Ак жол»

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...