100 дней войны | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

100 дней войны

03.06.2022 09:58:11
№: 20 (1470)
Наступление России на украинский Донбасс продолжается

«ДН»

СЕГОДНЯ – 100-й день войны в Украине или того, что в России, развязавшей ее, называется официально «специальной военной операцией». К этому сроку самой горячей точкой на тысячекилометровой «дуге» российско-украинского фронта от Херсона до Харькова остается маленький городок Северодонецк. На овладение им (вернее, тем, что от него в результате постоянных обстрелов осталось) россияне бросают все, что у них есть. Украинские войска из последних сил удерживают последние 20% территории городка, избегая при этом окружения своих сил в этом районе, которое еще на прошлой неделе казалось неизбежным.

Чтобы компенсировать свое отступление в Северодонецке и треугольнике Славянск-Бахмут-Лисичанск, вооруженные силы Украины (ВСУ) провели тактические наступления на крайних флангах российско-украинского фронта – в районе Херсона и Харькова. Успехи сторон пока измеряются весьма скромно – небольшими городками, километрами дорог и отдельными домами. Однако, если ВСУ удерживает от контрнаступления задержка с поставками самого современного западного оружия на линию фронта, прежде всего реактивных систем залпового огня (HIMARS) с дальностью действия до 80 км, то россияне, похоже готовы тратить последние боеспособные резервы для того, чтобы выполнить свою «программу-минимум» - захват Донецкой и Луганской областей (по версии Кремля, это земля суверенных ЛДНР), а также удержание Херсонской и части Запорожской областей под своим контролем. На счет последних двух регионов Украины мнения разделились – пока часть чиновников Кремля озвучивает планы по их аннексии, главный представитель Путина Песков выражает сомнения в скором референдуме, который бы мог придать такому захвату черты хотя бы какой-то легитимности. Тем временем, переговоры между сторонами конфликта остаются замороженными…

Война глазами Украины

О статистике и восприятии войны украинской стороной на этой неделе в интервью и обращении к парламенту Люксембурга рассказал сам президент Владимир Зеленский. «Российские войска заняли 3 620 населенных пунктов Украины. 1017 из них уже удалось освободить. Еще 2 тысячи 603 – предстоит освободить», – заявил президент в видеообращении к законодательному собранию этой маленькой европейской страны. «По состоянию на сегодняшний день под контролем оккупантов находится около 20 процентов нашей территории. Почти 125 тысяч квадратных километров. Это значительно больше, чем площадь всех стран Бенилюкса вместе взятых, - сказал Зеленский. - Около 300 тысяч квадратных километров загрязнены неразорвавшимися минами и снарядами». «Бои продолжаются на огромной территории от Харькова на востоке нашей страны до Николаева на юге. По прямой между ними – 454 километра. Но если посмотреть на всю линию фронта, а она, конечно, проходит не прямой, то эта линия - длиной более чем в тысячу километров», - обрисовал ситуацию глава Украины. По его словам, за почти 100 дней войны Россия выпустила по Украине 2 478 ракет, и только накануне, 1 июня, Украину обстреляли 15 ракетами.

Дополнительные данные Зеленский раскрыл в интервью американскому сайту Newsmax. Согласно его словам, «Украина теряет 60-100 военных убитыми и около 500 ранеными ежедневно». Судя по всему, эта страшная статистика очень близка к тому, что происходит на полях сражений. Самые тяжелые потери сегодня несет украинский гарнизон Северодонецка, который с прошлой недели обороняется от превосходящих сил РФ.

Стратегия на уничтожение

Наступление на Северодонецк принципиально отличается от предыдущих попыток атак россиян в Украине. «Падение (населенного пункта) Рубежного демонстрирует важный поворот в стратегии путинских войск. Нет больше ни длинных колонн бронетанковой техники, ни танковых и пехотных атак первых военных месяцев - теперь подавлением украинского сопротивления занимается артиллерия. На Рубежное, задолго до задействования наземных войск, в день падало порядка полутора тысяч снарядов», - сообщает сайт Русской службы агентства Би-Би-Си. Его журналисты также цитируют солдат, сражающихся в этом районе: [русские] «просто сравнивают с землей все, что не могут захватить пехотой.

Глава Луганской областной госадминистрации Сергей Гайдай вчера заявил, что «ситуация остается сложной, поскольку российская армия пытается прорвать нашу линию обороны со всех сторон». «Но они не добились там успеха в одночасье. Они контролируют большую часть города, но не весь город, как они заявляли ранее, - добавил Гайдай. - Бои продолжаются, вчера наши ребята провели контратаки, оттеснив врага на некоторых улицах и взяв несколько пленных», - рассказал он. По его словам, атакующие также пытаются завязать бои за находящийся через реку Северский Донецк город Лисичанск.

С этим соглашаются и источники британской разведки. По их данным, Россия установила контроль над большей частью Северодонецка. Однако, дорога на соседний город Лисичанск, вероятнее всего, остается под украинским контролем, правда российские войска, благодаря сильной концентрации артиллерии, все равно продолжают постепенное продвижение, хотя и ценой значительных потерь. «Для закрепления контроля над Луганской областью и переключения усилий на Донецкую российской армии жизненно необходимо форсировать реку Северский Донец, которая представляет собой естественный барьер для осей ее наступления. Потенциальные переправы - между Северодонецком и Лисичанском и в недавно захваченном Лимане, - отмечает британская разведка. - Однако украинская армия, вероятнее всего, продолжает контролировать берег реки и взорвала мосты. Вероятно, что России потребуется как минимум тактическая пауза для подготовки переправ через реку в условиях противодействия противника, который подготовил оборону в Донецкой области. Это, в свою очередь, грозит потерей темпа, который российская армия набрала за последнюю неделю».

Один из косвенных признаков истощения российских сил - беспилотные аппараты, сбитые украинцами в последние дни, принадлежащие министерству чрезвычайных ситуаций, что обусловлено потерями беспилотников на всех направлениях.

Задержки поставок

Постепенное отступление украинцев на направлении главного удара россиян вынуждает их со все большим раздражением требовать от Запада поставок современного ракетного оружия и артиллерийских комплексов, чья дальность превышала бы российские аналоги. «Подавляющая российская огневая мощь, особенно артиллерийская, подчеркивает, как говорят украинские командиры, острую потребность обороняющихся в более совершенном западном вооружении, без которого будет очень непросто остановить продвижение врага», - отмечает Би-Би-Си.

Без серьезной артиллерийской поддержки даже атакующие действия украинцев на направлениях, где у них появилось численное преимущество, не продолжаются сколько-нибудь долго. Так, на этой неделе наступление ВСУ на юге, в Херсонской области, развивавшееся поначалу успешно, остановилось до того, как сумело надежно перерезать коммуникации противника в этом районе. По данным американского института изучения войны (ISW), российские войска взорвали наведенные украинцами понтонные мосты через реку Ингулец. Надежда украинцев в этом районе на то, что их силы остаются достаточно близко от дороги Т2205, по которой снабжается российская группировка на северо-востоке Херсонской области. «Дорога проходит всего в километре от реки, и если украинские войска остаются на другом ее берегу, они в состоянии перерезать ее. А это в свою очередь делает уязвимой российскую группировку на севере Херсонщины», - отмечает ISW.

Заминка в поставках западного вооружения в Украину связана с реактивными системами залпового огня (HIMARS), возможная поставка которых вызвала крайне жесткую реакцию России. Вот что отмечает Фрэнк Гарднер, корреспондент Би-Би-Си по вопросам безопасности: «Первоначально Вашингтон опасался посылать в Украину тяжелые вооружения, чтобы лишний раз не провоцировать Москву. Но зверства российских военных в сочетании с их недавними успехами на поле боя заставили американские власти пересмотреть эту позицию. Украина уже пообещала Вашингтону, что не будет использовать полученные системы для поражения целей на территории России. Однако Кремль отреагировал на это гневно и резко: Москва объявила серию стратегических ядерных учений в Подмосковье, призванных напомнить Западу, что поставлено на карту».

По мнению этого аналитика, «поставки из США реактивных систем залпового огня (HIMARS) с дальностью действия до 80 км, позволят украинской армии на более равных условиях вести борьбу с российской дальнобойной артиллерией, которая в последние недели успешно обстреливала восточные районы страны». «Однако проблема в том, что прибывает эта военная помощь с большим опозданием: российские войска уже вытеснили обороняющихся украинцев с большей части территории Донбасса, - отмечает Гарднер. - Даже если украинским военным удастся удержать эту территорию, нужно будет переходить в контрнаступление, а это потребует серьезного пересмотра всей стратегии. В этой точке и может произойти эскалация [между Западом и Россией]».

Видимо, чтобы снизить страхи в связи с этой поставкой вооружения, о нем высказался сам президента США Джо Байден. «Мы не призываем Украину наносить удары за пределами своих границ и не даем ей своим решением такой возможности. Мы не хотим продолжать войну только для того, чтобы причинить ущерб России. Моим принципом на протяжении этого кризиса было не принимать решений об Украине без участия самой Украины. Я не буду оказывать на украинское правительство никакого давления - ни публично, ни в частном порядке - с целью убедить его пойти на территориальные уступки, - отметил он в специальной колонке, опубликованной The New York Times. - Я знаю, что многие в мире обеспокоены возможностью применения ядерного оружия. Сейчас мы не видим признаков, что Россия готова его применить в Украине, хотя ее периодическое размахивание ядерной дубинкой само по себе опасно и предельно безответственно. Я хочу выразиться ясно: любое применение ядерного оружия будет совершенно неприемлемым для нас и для остального мира, и приведет к тяжелым последствиям». «Мы не добиваемся войны НАТО с Россией. Как бы я ни был не согласен с господином Путиным, какой бы дикостью мне ни казались его действия, США не будет добиваться его свержения в Москве. Пока США или их союзники не подвергнутся нападению, мы не будем принимать прямого участия в этом конфликте, ни посылая американских солдат воевать в Украину, ни атакуя российские силы», - отметил американский лидер.

Его позицию уточнил заместитель министра обороны США Колин Кал, подтвердивший, что США предоставят Украине четыре реактивных системы залпового огня HIMARS. В обмен Вашингтон получил от Украины заверения, что эти системы не будут использоваться для ударов по территории России. Тонкость ситуации заключается в том, что, к примеру, Крым, по мнению Кремля, является российской территорией, а по мнению Киева и мирового сообщества – украинским. Представитель министерства обороны США так видит позицию своей страны: «Украина защищает свою территорию, все, что они делают на территории Украины, в этом контексте оборонительное. Формальное заверение - что они не будут использовать эти системы по целям на российской территории».

Где теперь будет граница?

Тем временем, Крым может стать не единственной территорией, военные действия на которой будут считаться Москвой покушением на ее территорию. На территории оккупированных Херсонской и Запорожской областей коллаборационистская администрация в последнее время встречала несколько представителей Кремля, заявивших, что они будут присоединены к России. Так, к примеру, секретарь генерального совета путинской партии «Единая Россия» Андрей Турчак прямо заявил: «Решение должны принимать сами жители, и я уверен, что они его примут. Поэтому у меня сомнений в том, что этот регион будет в составе Российской Федерации, нет никаких». Ему вторил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, по информации которого референдум на захваченных Россией территориях может пройти уже в июле.

Впрочем, в руководстве России есть и более осторожная позиция. Так пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что референдум на оккупированных украинских территориях вряд ли возможен в нынешних обстоятельствах. «Не в Кремле должны принимать решения о референдумах. Мы уже неоднократно говорили, что свою судьбу должны решать сами люди, которые живут на этих территориях. Именно они. Первое - это должно быть решение этих людей. И второе - для этого необходимо, конечно же, создать соответствующие условия», - сказал Песков.

Анализируя обстановку на фронтах войны в Украине, аналитики прогнозирует затягивание конфликта. «[В Украине] мы видим конфликт, который потенциально может продлиться по меньшей мере до конца текущего года», - сообщил журналистам на условиях анонимности один из высокопоставленных чиновников стран Запада. «Операция будет затяжной, а это лишь подчеркивает важность выполнения того обязательства, что мы на себя взяли: поддерживать украинцев на всем протяжении этой затягивающейся борьбы», - отметил неназванный, но высокопоставленный источник.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...