20 лет спустя | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

20 лет спустя

или Пат для всей Центральной Азии

16.04.2021 10:07:58
№: 14(1417)
или Пат для всей Центральной Азии

Владимир ИВАНОВ

ВЧЕРА президент США Джо Байден официально заявил о том, что американские войска будут выведены из Афганистана до 11 сентября 2021 года, к 20-й годовщине терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, ставших официальной причиной вторжений войск западной коалиции в эту страну 20 лет назад. «Я пришел к выводу о том, что пора завершить самую долгую войну в нашей истории, и настало время американским войскам вернуться домой», - сказал американский лидер в телеобращении к нации. По его словам, вывод войск начнется 1 мая и завершится до 11 сентября.

 Ранее по соглашению, заключенному с движением «Талибан» его предшественником Дональдом Трампом, к началу мая вывод войск должен был, наоборот, уже завершиться, однако, Байден изначально был настроен продлить сроки вывода, и теперь, наконец, поставил четкие рамки. При этом, вывод войск имеет скорее символическое, чем военное значение: текущая численность подразделений США в стране составляет лишь 2,5 тысячи военнослужащих, плюс еще 7,1 тысяч солдат других стран НАТО. Они давно не играют основной роли в столкновениях с талибами на земле, но все еще активно поддерживают войска официального Кабула с воздуха. Без этой поддержки правительственные силы, зачастую, не могут оказывать своим противникам должного сопротивления. Уходя из Афганистана, США оставляют страну без четких перспектив мира, принуждение талибов к компромиссу с правительством Ашрафа Гани пока не привело к какому-либо прогрессу. Прекращение американского военного присутствия окажет влияние на всю Центральную Азию, в том числе и на Казахстан, поскольку, фактически, происходит на фоне нового витка напряженности между Россией и Западом в Украине.

Соглашение о выводе войск из Афганистана досталось «в наследство» президенту Байдену от его политического оппонента и предшественника – Дональда Трампа. Его представители подписали с послами движения «Талибан» мирное соглашение в столице Катара, Дохе, 29 февраля 2020 года. По его условиям, США должны были в течении 14 месяцев вывести свои войска из Афганистана, а талибы приняли на себя обязательство не давать никому использовать их территорию для нападений на США и их союзников. Для США подобный итог войны символизирует отсутствие победы в этом самом затяжном вооруженном конфликте в их истории. Когда в 2001 году они вступали в войну, их целью было свержение режима «Талибан», уничтожение «аль-Каеды» и недопущение использования афганской территории для угрозы Соединенным Штатам. Несмотря на подавляющую мощь западной коалиции, она уходит, оставляя большую часть страны под контролем «Талибана» и в обмен на обещание талибов не допускать у себя больше международных террористов. Даже «Аль-Каеда» распалась по сторонним причинам: сквозь ее оболочку проросло еще более радикальное и враждебное к предшественнице «Исламское государство», которое хотя и потерпело поражение в открытом бою в Ираке и Сирии, но по-прежнему сохраняет свои позиции на Ближнем Востоке и в Африке. В Афганистане с его последователями воюют сами талибы. Менее крупные задачи – убийство самого Усамы бен Ладена, разгром сети лагерей террористов, помощь афганской оппозиции (теперь она официально у власти) – были решены, однако стоили ли всего этого жертвы – более трех тысяч солдат западной антиталибской коалиции и около 110 тысяч афганцев – это большой вопрос.

Соединенные штаты уходят из страны, где нет стабильности, нет мира, нет даже перспектив устойчивого переговорного процесса. Осенью прошлого года только авиаудары США и их союзников остановили очередное наступление талибов на правительственные силы, которые в большинстве своем только обороняются и отступают. Большинство афганцев и иностранных экспертов опасается, что вывод американцев – это пролог к новому раунду гражданской войны и даже восстановлению власти «Талибана» в Афганистане. Даже анонсируя вывод войск, президенту Байдену приходится угрожать талибам, чтобы они не нападали на отступающие силы. «Талибан» должен знать: если они атакуют нас во время нашего вывода, мы будем защищаться и защищать наших партнеров всеми доступными нам средствами», - сказал Джо Байден. Это вообще не похоже на победу, и больше всего напоминает ситуацию с выводом 40-й армии СССР из этой страны в 1989 году, после которого режим президента Наджибуллы продержался только 2 года, а затем пал под ударами моджахедских группировок, немедленно начавших собственные разборки на руинах страны.

Несмотря на то, что США всячески подталкивают «Талибан» к достижению мирных переговоров с официальным Кабулом, фактически прогресса в них нет. Крупнейшим достижением в этом плане является разве только сам факт, что талибы согласились контактировать с администрацией Ашрафа Гани, чего они отказывались делать с начала переговорного процесса в Катаре. Однако, в целом оценки перспектив этих переговоров пока более чем сдержанные. «Американо-талибское соглашение открыло путь к мирным переговорам между Талибаном и правительством в Кабуле. Их начало в прошлом месяце считается историческим достижением, поскольку талибы долгие годы были готовы контактировать только с американцами, отказываясь иметь дело с внутриафганскими оппонентами. Появилась надежда, что стороны, по крайней мере, сосредоточатся на переговорах за столом, а не на поле боя. Но дискуссия по процедурным вопросам, а более того, о введении в стране исламского законодательства, зашла в тупик, усиливая опасение, что диалог ни к чему не приведет», - так характеризует этот диалог сайт Би-Би-Си.

Уже известно, что из-за того, что срок вывода последних войск США сдвинут с мая на сентябрь, еще накануне выступления Байдена представители «Талибана» заявили, что не будут принимать участие в переговорах о будущем Афганистана, которые должны вскоре состояться в Турции. «По словам представителя талибов в Катаре, движение не будет участвовать в подобных конференциях, «пока все иностранные войска полностью не покинут нашу родину», - сообщает Би-Би-Си. «Конференция, о которой идет речь - это «всеобъемлющая конференция на высоком уровне», организованная Турцией, Катаром и ООН, которая должна пройти в Стамбуле 24 апреля. Эта конференция считается главным элементом новой афганской головоломки администрации Байдена. Центральное место в ней должна занять ООН на фоне возобновившихся усилий с целью сдвинуть с мертвой точки мирные переговоры и добиться консенсуса среди региональных держав, у каждой из которых в Афганистане имеются свои посредники», - сообщает Би-Би-Си.

Хотя по соглашениям в Дохе талибы обещали участвовать в мирном процессе с Кабулом, их условие к правительству Гани – выпустить всех пленных представителей движения – тоже не выполнено. Видимо, официальный Кабул в деле налаживания диалога больше надеялся на давление Соединенных Штатов на талибов, но, кажется, Вашингтон больше озабочен выходом из самого затяжного и дорогого конфликта в своей истории, чем налаживанием ситуации в регионе после него. «Президент решил, что уход на конкретных условиях, который обсуждался два последних десятилетия, - это прямой путь к тому, чтобы остаться в Афганистане навсегда», - так прокомментировал источник в Вашингтоне вопрос о том, не будут ли США настаивать на каких-то дополнительных обязательствах для талибов в связи с выводом своих сил, о чем, очевидно, их настоятельно просят в Кабуле.

«Некоторые представители властей Афганистана надеялись, что администрация Байдена во время переговоров с талибами потребует от них выполнения новых условий. Но в Вашингтоне подобный подход исключили. Пока переговоры между правительством Афганистана и «Талибаном» идут медленно, поэтому трудно надеяться на достижение соглашения о разделе власти до вывода войск США. Возможно, желание талибов добиться международного признания заставит их пойти на компромиссы. Но многие опасаются, что талибы попросту дождутся вывода американских войск, а потом попытаются добиться военной победы - или хотя бы подавляющего преимущества. До нынешнего момента правительство Афганистана отражает атаки исламистов, во многом благодаря воздушным ударам американских сил. Согласно оценкам афганской разведки, правительство страны может сдерживать «Талибан» в течение нескольких лет. Но международная поддержка в этой войне оставалась для Кабула важнейшим фактором, поэтому теперь появляется угроза, что конфликт разрастется и станет еще более кровавым», - пишет по этому поводу Би-Би-Си.

Что впереди? Большинство экспертов уверены, что «Талибан» не будет нападать на войска западной коалиции (после того, как о своем уходе заявили американцы, аналогичные планы анонсировали в Великобритании и других странах НАТО, чьи контингенты все еще остаются в стране), которые будут покидать Афганистан. Однако, после этого они, скорее всего, откроют широкомасштабное наступление на позиции официального Кабула по всей стране. Директор азиатской программы Международной кризисной группы и экс-сотрудница Госдепа США Лорел Миллер в интервью Би-Би-Си выражает сожаление по поводу условий вывода американских войск: «Это просто трагедия, что США всерьез не взялись за налаживание мирного процесса в Афганистане, что надо было сделать гораздо раньше, пока не закончились возможности».

Для сторонников западной модернизации и демократических взглядов вывод западных войск – самая настоящая трагедия. Прозападное правительство Гани, как и его предшественники, погрязло в коррупции и конфликтах между представителями еще старых моджахедских группировок, этнических кланов и партий, которые имеют совершенно разные взгляды на то, какой должна быть страна. Если для одних будущее Афганистана в расширении роли женщин, демократических порядках, эмансипации и модернизации общества по западному образцу, то с этим согласны даже далеко не все внешне лояльные Кабулу полевые командиры, многие из которых воевали еще с СССР. Они создают в своих регионах и возрождают совсем иные обычаи, вроде мальчишеской детской проституции «бача-бази», продолжают патронировать наркопроизводство и не хотят отказываться от своей власти, основанной на том, что местные подразделения национальной армии слушают их больше, чем приказы из Кабула. Эти негативные тенденции сильно способствовали возрождению влияния «Талибана», довольно эффективно боровшегося против наркотиков (правда, лишь когда находился у власти, сейчас командиры талибов точно также получают прибыль от героинового производства), проституции и несправедливости местных царьков.

Особенную остроту уход США из региона приобретает и для стран к северу от Афганистана, в том числе Казахстана. Когда в 1996 году талибы взяли Кабул, Ташкент, Бишкек и Алматы-Астана (столица Казахстана как раз переезжала) задрожали от даже гипотетических перспектив прорыва «Талибана» на север. Это позволило Москве наладить довольно тесное военное сотрудничество с ними и обменять гарантии военной помощи на более тесную консолидацию их в зоне влияния Кремля. События 2001 года несколько изменили расклад сил, и Кремль даже на первых порах не пытался противодействовать расширению военного присутствия Запада в Центральной Азии – военные базы США и Германии открылись не только в Кыргызстане и Узбекистане, но перевалочные пункты действовали даже на нашей и российской территории. Однако, со временем, Москва постаралась сделать все, чтобы выдавить американцев из региона, по крайней мере, в военном смысле. Американские СМИ писали даже, что ГРУ платило талибам за нападения и убийства американских солдат в Афганистане. Часть из кыргызских революций явно была отчасти инспирирована именно геополитическим противостоянием США и России.

Под шумок их «бодания» в регионе активно начал экспансию восточный сосед – Пекин, который недавно добился едва ли не главной своей цели – железной дороги до узбекской Ферганы через кыргызский юг. Сейчас США под руководством Джо Байдена озабочены противостоянием как китайскому экспансионизму, так и украинской политике Владимира Путина. Начавшийся в 2014 году конфликт Кремля с Западом так и не прекратился, а, возможно, обостриться еще сильнее в этом году. В этих условиях для центрально-азиатских стран уход США из Афганистана выглядит, как сдача позиций на второстепенном участке фронта, и оставление их элит наедине с «сухопутными соседями».

В части Казахстана это означает также наше одиночество в странных отношениях с соседом, который вдруг начал словесную кампанию, ставящую под сомнение «историческую справедливость» нашей независимости от него и текущей государственной границы. Надежды на то, что между Западом и Россией все решится либо «мирным» продолжением заморозки отношений, либо «военным» - где-нибудь под Киевом, сегодня становятся едва ли не главными «желаемыми перспективами» в деле обеспечения политической стабильности внутри и вокруг Казахстана. Перспектив на то, что геополитическая игра, идущая на шахматной доске, одной из клеток которой является наш регион, в ближайшее время закончится, не видно. А то, как именно такие игры могут повлиять на «самочувствие» подобных нам «шахматных клеток», мы лучше всего видим именно на примере Афганистана, где с 1978 года, когда коммунисты свергли президента Дауда, продолжается война и нестабильность вот уже 43-й год подряд…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...