А в это время на китайско-китайской границе | Деловая неделя
8 мая 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

А в это время на китайско-китайской границе

07.03.2022 11:11:03
№: 09 (1459)
Что будет делать Пекин в отношении Тайваня не знает никто. Тем более - сами китайцы в двух государствах

Юрий Сигов, Вашингтон

Драматические события, развернувшиеся вокруг Украины, несколько отодвинули мировое внимание от целого ряд других, не менее принципиальных международных конфликтов, разрешение которых ожидается уже не первый год и даже десятилетия. Кстати, один конфликт российско-украинским противостоянием уже разрешен. Практически весь мир забыл про ковид, а российскому президенту уже заочно предлагается присудить Нобелевскую премию по медицине за этот год (вирус из новостей полностью за день-два оказался вычеркнутым именно украинскими реалиями).
Так вот одним из таких конфликтов являются взаимоотношения континентального Китая и острова Тайвань. Который официально, между прочим, именуется «Китайской республикой» в отличии от КНР – Китайской Народной Республики. Именно сейчас в ведущих западных СМИ высказываются якобы опасения насчет вероятности силового разрешения тайваньского вопроса со стороны Пекина. В столице острова Тайвань, городе Тайбэе резко повышен уровень боеготовности своих вооруженных сил после того, как тайваньские военные неоднократно фиксировали нарушения воздушного пространства китайскими истребителями с континента.

Совершенно очевидно, что как официальные лица в Пекине, так и китайские военные внимательно наблюдают за ситуацией, складывающейся вокруг России и на территории Украины, чтобы просчитать – по крайней мере предварительно попробовать - потенциальные риски проведения возможной операции на Тайване по его как называют в Пекине «возвращения под родную крышу».

Разумеется, в китайском руководстве не желают разрушений и разгрома Тайваня военным образом, потому как что там, что здесь живут китайцы. А восстанавливать разрушенное в случае возникновения военного конфликта придется именно им и никому другому. К тому же Тайвань и без Китая – 12-я экономика мира, и по многим параметрам - ведущая технологическая держава не только Азии, но и мира. Так зачем, и ради чего все это уничтожать и разрушать?

 Наблюдают все, а решение примут единицы

Можно с уверенностью сказать, что за развитием событий в российско-украинском противостоянии внимательно и пристально наблюдают не только в Пекине, но и тайваньские как политики, так и военные. Тайваньское руководство не исключает, что Пекин может воспользоваться текущей ситуацией в Европе и совершить нечто подобное военной специальной операции с атакой на остров, который считает частью своей территории.

Опасения эти вызваны якобы участившимися нарушениями воздушного пространства Тайваня китайскими истребителями и самолетами разведки. Да и в политическом плане именно сейчас разрешить десятилетиями неурегулированный конфликт вроде бы как очень удобно. Пока все внимание так называемой «международной общественности» сосредоточено на Европе, заниматься Азией (ну, кроме разве что США) никто не станет. И уж тем более ни сама единая Европа, ни те же ведущие азиатские «демократы», расположенные сравнительно неподалеку (по типу Японии или Индии).

Важна в этот момент и позиция прежде всего Соединенных Штатов. В рамках общей стратегии противостояния любым китайским инициативам, давлению, сотрудничеству с любой страной американское руководство серьезно опасается, что «под шумок Украины» Пекин попытается разрешить точно такой же «специальной военной операцией» и проблему Тайваня.

Здесь надо прежде всего учитывать тот факт, что статус Тайваня — один из самых болезненных для официального Пекина, и от идеи присоединения «мятежного острова» к континентальной части страны ни одно китайское правительство не откажется. Несмотря на то что большинство государств мира провозгласили политику так называемого «Одного Китая», то есть суверенитета Пекина над Тайбэем, с момента окончания по сути дела классической гражданской войны в 1949 году, Тайвань (который по-прежнему именует себя Китайской Республикой) — независимое государство, признаваемое чуть больше десятка государств. 

Пекин же считает Тайвань неотъемлемой частью КНР, и упорно и настойчиво ведет кампанию не только по дискредитации всего того, что пытается в независимом статусе делать Тайвань, но и подталкивает те государства, которые с Тайбэем продолжают поддерживать дипломатические отношения, разорвать их. Достаточно упомянуть, что только за последние десять лет число признающих Тайвань стран сократилось вдвое, а когда я впервые попал на этот остров в 1992 году, то их было целых 46.

Интересно, что бывший президент США Д. Трамп, который, судя по всему, может вновь побороться за этот пост в 2024 году, уверен, что нынешние власти в Пекине могут воспользоваться кризисом вокруг Украины как сигналом к действиям против Тайваня. Он так и сказал: «Китай будет следующим. Если бы я был по-прежнему президентом Соединенных Штатов, Китай бы даже не осмелился это сделать». Теперь же после завершения Зимней Олимпиады официальным властям КНР вроде как ничто не мешает разрешить «тайваньский вопрос» силовым методом.

Сами же официальные лица Тайваня вроде как успокаивают себя тем, что пока Китай не готов именно военным путем присоединить к себе их мятежный остров. Но вот лет через десять после существенной модернизации своих вооруженных сил Пекин вполне будет в состоянии осуществить военную операцию по типу российской в конфликте с Украиной. Опять-таки оставлю в этом случае в стороне морально-этический аспект проблемы, поскольку Китаю ну никак не нужен разрушенный и разбитый Тайвань. А все потому, что они его считают исконно своим, и уж никак не американским, и тем более - независимым.

Подливают масла в огонь и многочисленные военные эксперты как из КНР, так и из Тайваня, а также сотрудники различных мозговых центров Соединенных Штатов. Они из пустого в порожнее пересчитывают количество с обеих сторон кораблей, самолетов, ракет и военнослужащих. И пытаются просчитать десятки вариантов высадки то китайского десанта на остров, то организацию массированной атаки ракетными средствами со стороны континентального Китая по Тайваню.

Приводится даже утверждение о том, что якобы в данный момент явного перевеса сил на стороне вооруженных сил КНР нет. При этом как-то забывается тот факт, что для решения той или иной военной задачи не нужен бывает какой-то особенный в чем-то перевес. Важно бывает атаковать внезапно, на каком-то отдельном стратегически важном направлении, решить какую-то принципиальную, а не общую задачу – и противник даже при приличном военном бюджете, и с вполне боеспособными вооруженными силами может капитулировать, не оказав должного сопротивления.

Продолжается гадание и насчет якобы тайного желания Пекина как-то улучшить свои отношения с США, тем более в тот момент, когда контакты Москвы и Вашингтона практически полностью демонтированы. А если вроде как на этом фоне попытаться присоединять Тайвань, то Соединенные Штаты в той или иной форме все равно непременно постараются защитить остров. И тогда двусторонние китайско-американские отношения еще по идее больше испортятся.

На Соединенные Штаты в Пекине в случае принятия решения по Тайваню будут смотреть в самую последнюю очередь

И здесь вот что хотелось бы отметить. Подавляющее большинство американских и европейских экспертов по Китаю сами знающими китаистами и этническими китайцами не являются. Соответственно все их оценки, прикиды и предположения основываются на исключительно западного разлива понимании любого возможного международного конфликта. В том числе и между народами совершенно иной цивилизации, другого полностью мировоззрения, и иного подхода к такому вроде бы ясному и четкому понятию, как межгосударственный конфликт.

Так вот в отношениях США с Китаем постоянно, причем согласно имеющимся цифрам разных Всемирных банков с МВФ, утверждается, что по совокупности экономического и военного потенциала американцы вроде как все еще на первом месте в мире. Поэтому Пекину именно сейчас вроде как важно и выгодно снизить уровень напряженности в отношениях с Вашингтоном. Тем временем Китай сможет сохранить темпы своего экономического роста, и лет через 10-15 достичь своей цели – превратиться в сильнейшую экономику мира.

Замечу также, что в той же американской прессе обсуждение возможных действий Пекина против Тайваня напрямую связано с тем, как будут дальше развиваться события в российско-украинском конфликте. Пойдет ли Китай на силовое решение проблемы Тайваня или ограничится мирными средствами зависит якобы от того, как США (прежде всего) и коллективный Запад в целом отреагируют на действия России. Здесь вопрос не только состоит в том, когда могут закончиться там военные столкновения, но и что будет после этого. Что конкретно будет дальше делать Москва, да и как на это прореагируют те же американцы.

К примеру, для Китая очень любопытно, зачем Россия все время соглашается на какие-то странные переговоры с людьми, которых она считает незаконными правителями Украины. По китайским понятиям, если уж перед тобой враг, то у него можно принимать только полную капитуляцию. Если же ты продолжаешь вести с врагами переговоры, значит в твоей голове имеются какие-то иные мысли, нежели полный разгром врага. Какие? Вот китайская сторона и выжидает, оценивает возможные риски, следит и за действиями Запада с тем, чтобы в случае принятия решения по Тайваню не оказаться в проигрыше.

Не совсем пока ясен и тот факт, по каким причинам Соединенные Штаты никогда не подтверждали, что в случае конфликта Тайваня и КНР они якобы не станут защищать Тайбэй. А вот в отношении Украины Вашингтон много раз доводил до сведения и Киева, и мирового сообщества, что воевать из-за Украины с Россией американцы не намерены. В этой связи и сами руководители Тайваня не уверены, что США их в случае атаки с континента защитят. Да и в самих Соединенных Штатах – особенно в Конгрессе - существует определенная неопределенность в этом вопросе.

В итоге получается, что если по каким-то соображениям США захотят, то они могут вмешаться и провести свою военную операцию по защите Тайваня. К этому тандему в борьбе с Китаем может подключиться и Япония, которая не раз высказывала желание «сдержать» Пекин на Тихом океане. Хотя здесь надо обязательно учитывать то, что по большей части проведения политики Япония в таких вопросах все-таки очень зависимый от США участник возможного конфликта. И без американской отмашки на высшем уровне Токио в такие разборки Пекина и Тайбэя не полезет.

Невозможное возможно. Особенно когда может случиться конфликт двух китайских государств

Так воспользуется ли Китай украинским конфликтом, чтобы «под шумок» воссоединиться с Тайванем? Как известно, участие в этом возможном столкновении Соединенных Штатов связано с соглашениями, подписанными Вашингтоном и Пекином в начале 1970-х годов, по которым американцы разорвали дипломатические отношения с Тайбэем, и установили их с Пекином, признав остров частью континентального Китая.

Правда, этот закон по-прежнему позволяет Соединенным Штатам помогать Тайваню поставками боеприпасов и оружия, однако не предусматривает обязательства посылать американских солдат для защиты острова. Что, тем не менее, не мешает посещать Тайвань высокопоставленным американским чиновникам и делать там в защиту острова резкие антикитайские заявления.

Понимая, что Америка может, грубо говоря, в случае конфликта с Пекином и не «вписаться» за Тайвань, в Тайбэе законодательный Юань (это местный парламент) одобрил специальный военный бюджет с тем, чтобы наладить массовое производство 18 передовых видов вооружений и военной техники. Закончить подобное перевооружение планируется к 2026 году. Что касается ракет класса «земля – земля», которые управляются искусственным интеллектом, и ракет «земля – воздух», предназначенных для того, чтобы сбивать воздушные цели (прежде всего вертолеты и транспортные самолеты армии КНР), то они должны быть готовы для передачи тайваньским войскам к 2025 году.


И в Пекине, и в Тайбэе осознают, что любые попытки воссоединить Тайвань с континентальным Китаем с помощью силы обойдется дорогой ценой. В чем важен и для КНР, и Тайваня при этом украинский опыт – так это в оценке степени того сопротивления, которое оказывают российским войскам местные военные части, а также наличие быстрого и скоординированного в международном масштабе экономического давления на Россию со стороны США и их союзников. Аналогичные меры могут быть применимы американцами и их союзниками против Китая. Но тогда все может закончиться уже полным крахом всей мировой что экономической, что финансовой системы.

По данным китайской печати, в Пекине уже усвоили первый урок российско-украинского противостояния, которое еще далеко не закончено. А именно: для решающей и быстрой победы надо перед наступлением с различных направлений обязательно наносить ошеломляющий первый удар. И только потом бросать в бой массированные силы, координируя их продвижение. Если же либо пожалеть боеприпасы (в данном случае - ракеты высокой точности), либо не иметь их в достаточном количестве (что, скорее всего, и происходит с российской стороной), то операция по времени может затянуться или привести к неоправданным потерям в рядах наступающих.

На украинском примере китайские генералы видят, что если атакующий не смог добиться капитуляции противника в первые три-четыре дня, то весьма вероятна дальше длительная изматывающая кампания, которая чревата серьезными международными издержками (те же новые санкции, заседания Совбеза ООН и прочее). Да и сопротивление армии Тайваня в этом случае будет возрастать, а разрушать остров и его инфраструктуру китайские политики не намерены. Ведь ее потом самим же надо будет восстанавливать, да и сам Тайвань нужен не уничтоженный, и «добровольно присоединившийся».

Кстати, ряд американских экспертов считает, что тайваньцы в своей основной массе якобы хотят воссоединения, поскольку КНР могла бы обеспечить рост экономической мощи острова и рост уровня жизни в единой стране (на это, между прочим, понадеялись и в российском руководстве относительно возможной реакции граждан Украины при приходе российской армии). Однако тут надо учитывать тот факт, что те же тайваньцы очень хотят сохранить свою идентичность, они тотально привержены демократическим нормам и правилам западного либерального мира, и вряд ли согласятся подчиняться «коммунистическому Пекину».

Также тайваньцам внушает местная пресса, что в случае атаки со стороны континентального Китая 7-й флот США, который базируется в Японии, придет к ним на помощь (опять-таки напрашивается параллель с Украиной: там тоже считали, что на помощь ей придут войска НАТО, но надежды эти могут оказаться тщетными – в том числе и для Тайваня насчет американской защиты).

Важен здесь, думаю, и чисто медийный аспект проблемы. Как только началась военная составляющая украинско-российского конфликта, одновременно началась и самая настоящая глобальная информационная война. Как между двумя противниками-участниками противостояния, так и в общемировом масштабе. Соответственно нельзя зачастую вообще ничего понять: кто кого побеждает, кто у кого больше или меньше убил или ранил солдат, какие есть разрушения и прочее. То есть четко и ясно оценить происходящее, чтобы на основании имеющейся информации (или во многих случаях дезинформации) сделать какие-то разумные выводы оказывается просто невозможно.


 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...