Акаев снова улетел | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Акаев снова улетел

13.08.2021 09:55:00
№: 29 (1432)
Но обещал вернуться

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

ПЕРВЫЙ президент в истории Кыргызстана Аскар Акаев (он же – первый свергнутый президент Кыргызстана) недавно совершенно неожиданно побывал на родине, впервые за 16 лет. Судя по всему, приезжал он не для «почетной капитуляции», а для вполне делового соглашения. Цель которого – вернуть под контроль политических элит страны золоторудное месторождение Кумтор, а также усилить позиции северных политиков в региональной межклановой возне с южанами. Ну, и усилить влияние Кремля на политические процессы в Кыргызстане. Ближайшее время покажет, справился ли Аскар Акаевич с поставленной задачей.

Экс вернулся!

В середине дня 2 августа на лентах информационных агентств появилась информация о скором возвращении в Кыргызстан Аскара Акаева. Мол, прилетит и сразу пойдет на допрос по делу Кумтора. Все стали гадать – в наручниках или добровольно? Возник и второй вопрос: как Москва сдала его или он прилетит на ее условиях? Впрочем, и особой веры в подобную возможность у большинства граждан страны не было. Ведь сколько родственников беглого президента скончалось за время его отсутствия в стране, и он ни разу не прилетал с ними проститься. Оно и понятно, уголовные дела против него не закрыты, и визит должен быстро закончиться в камере и наручниках. Впрочем, его старшая дочь, Бермет, оказалась смелее и даже приняла участие в парламентских выборах 2008 года, когда режим Курманбека Бакиева только ценой больших усилий смог нейтрализовать ее в родном для нее Кеминском районе Чуйской области. Похороны ее брата, старшего отпрыска Акаевых, Айдара (кстати, бывшего зятя Нурсултана Назарбаева) скончавшегося в прошлом году, состоялись в Подмосковье. Тем не менее, как оказалось, надежды на посещение родины Аскар Акаевич, инициатор пятикратного изменения конституции страны, не терял.

Через пару часов после первых сообщений в интернете появились и первые кадры пребывания Аскара Акаева и его младшего сына Илима в Бишкеке. Экс-президента и его сына «приняли» сотрудники Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) и сразу же доставили к себе на допрос. В Бишкек с берегов Иссык-Куля немедленно прибыли действующий глава государства Садыр Жапаров и председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев. Чуть позже выяснится, что первый немедленно прибыл к себе в госрезиденцию, чтобы организовать торжественный обед в честь своего предшественника. А второй направился в свое ведомство, где как раз происходил допрос бывшего главы государства.

Как оказалось, Акаев общался со следователями ГКНБ в рамках уголовного дела, связанного с коррупцией вокруг золоторудного месторождения Кумтор. На все ушло не более пяти часов. Как ни странно, чекисты постарались дело подать так, что экс-президент «был доставлен в Бишкек и отправлен в ГКНБ». Что сразу же по завершении допроса опроверг сам Акаев, отметивший, что прибыл «в Бишкек в рамках договоренностей с действующим президентом Жапаровым, чтобы внести ясность вокруг соглашений с канадской компанией «Камеко». Судя по тому, что Акаев держался свободно, его уже перевели в свидетели из обвиняемых по этому делу. Было видно, что ему были даны гарантии неприкосновенности. И давал их, судя по всему, не официальный Бишкек, а Москва.

Уголовное дело вокруг Кумтора имеет принципиальный характер для официального Бишкека, так как именно им он обосновывает фактическую экспроприацию золотоносного месторождения, являющегося крупнейшим донором республиканского бюджета. Для президента Жапарова захват и национализация Кумтора является не только принципиальным вопросом, но и способом решить экономические проблемы страны. Centerra Gold Inc, владеющая месторождением, является канадской публичной компанией, чьи акции торгуются на фондовой бирже в Торонто. 26% ее акций контролируются правительством Кыргызстана, однако Садыр Жапаров стоит на том, что его страна должна была владеть большинством акций собственника Кумтора, и их переход в руки иностранцев стал итогом коррупционных сделок.

По идее подтверждать это не совсем в интересах Акаева, подписывавшего как минимум часть этих невыгодных стране соглашений, но он неожиданно открыто взял на себя вину, видимо, не сколько не беспокоясь об ответственности.

«Находясь вдали от родины и наблюдая за событиями происходящими вокруг «Кумтора», особенно решительных мер, принимаемых после октябрьских событий 2020 года, я не мог оставаться в стороне. Невзирая на то что в Кыргызстане я привлечен к ответственности и был объявлен в розыск, я приехал, чтобы дать показания по делу «Кумтора», — заявил бывший президент. «К сожалению, не всё [в случае с разработкой Кумтора] получилось так, как нам хотелось. Со дня подписания генерального соглашения кыргызская сторона шла на многочисленные уступки, в том числе и на нарушения в интересах канадской стороны, в ущерб национальным интересам», — сказал Аскар Акаев, приведя в пример «незаконное освобождение правительством КР корпорации «Камеко» от налогов и передачу управления проектом «Кумтор» канадской стороне.

«Это является преступной ошибкой не только правительства. Это и моя ошибка, как главы государства, поскольку я принимал решения по проекту «Кумтор», слепо доверяя правительству... А самой главной моей ошибкой является дача согласия правительству на реструктуризацию проекта «Кумтор» в 2003 году, — сказал Аскар Акаевич. - В тот момент правительство меня убедило в том, что это необходимо». В заключение он попросил прощения «за допущенные ошибки и за то, что не оправдал надежд кыргызского народа по проекту «Кумтор». «Отсутствие должного контроля с моей стороны за правительством позволило канадским инвесторам получить полный контроль над рудником», - повинился он.

Затем, экс-президент сообщил, что побудет немного в Кыргызстане, посетит родственников и готов продолжать давать все необходимые для следствия показания. После чего он сел в машину и уехал в сопровождении небольшого кортежа. Как выяснилось позже, Аскар Акаевич поехал в президентскую госрезиденцию, где его уже ждал Садыр Жапаров и накрытый достархан.

Кто следующий?

Буквально через сутки после возвращения первого президента был арестован экс-премьер-министр Темир Сариев. Инициатором задержания выступил ГКНБ. В своем заявлении чекисты указали следующее: «Следствием установлено, что, будучи министром экономики и одновременно являясь председателем соответствующей госкомиссии, он занизил сумму экологического ущерба от работы рудника «Кумтор» на несколько миллиардов сомов, в результате чего государству был причинен колоссальный ущерб». На следующий день, уже 4 августа суд избрал для него меру пресечения в виде двух месяцев в СИЗО.

О том, кто может быть следующим, можно судить по интервью, которое дал Акаев телепрограмме «Вечер трудного дня». В нем он задался вопросом: почему нынешний министр экономики и развития Акылбек Жапаров не находится под следствием? Однофамилец нынешнего президента Жапаров, будучи еще депутатом Жогорку кенеша, участвовал во всех переговорах по Кумтору, и последовательно выступал в защиту всех проектов соглашений с канадцами. А сегодня он же возглавляет комиссию по национализации золоторудного месторождения. Сам Жапаров с трибуны парламента 18 мая обвинил всех бывших президентов Кыргызстана в «предательстве интересов государства в рамках данного проекта».

После одного допроса Аскар Акаев съездил на малую родину – в Кеминский район Чуйской области, далее он встретился со своей тещей в Таласской области, она достигла почтенного 105-летнего возраста. 8 августа известно, что он уже покинул территорию страны и вылетел в Москву обычным рейсом.

Многие наблюдатели отметили, что в словах экс-президента о вине правительства за Кумтор он не указал имя тогдашнего замминистра финансов КР, которым был его покойный сын - Айдар Акаев. Впрочем, он не единственный, с кого уже ничего не спросишь за это дело. В прошлом году скончался бывший в 2002-2005 годах главой Кабмина Николай Танаев. Также скончался президент ОАО «Кыргызалтын» Камчибек Кудайбергенов. Эти люди считаются общественностью виновными в том, что канадцы получили от проекта Кумтор $11,5 миллиарда, а Кыргызстан - лишь $1,5 миллиарда.

Смерть серого кардинала

Приезд Акаева заслонил собой другое событие - 28 июля умер известный политический деятель, «серый кардинал» и «самый могущественный деятель Юга» Усен Сыдыков. Причиной смерти стала неназванная болезнь, хотя у него и возраст был уже почтенный - почти 80 лет. Считается, что все представители Юга Кыргызстана, дошедшие до президентства, так или иначе зависели от Сыдыкова, а теряли власть, когда начинали конфликтовать лично с ним.

Сыдыков был одним из самых опытных людей в кыргызской политике. В 1990 году, когда случился кровавый межнациональный конфликт в Оше, обкомом партии там рулил именно Усен Сыдыков. Многие были уверены, что кровопролитие случилось во многом из-за националистической позиции, которую занял Сыдыков, но развал СССР уберег его от уголовного наказания.

Считается, что Сыдыков стоял за спиной Курманбека Бакиева во время первой революции 2005 года. Тогда сотни и тысячи людей из южных регионов Кыргызстана садились на автобусы и рвались в Бишкек, чтобы поддержать своего земляка и получить надел земли, который им обещал бывший партийный работник Сыдыков. Ему также приписывается выражение, что «Юг продолжит править Кыргызстаном в течение ближайших 50 лет!». Однако, к середине правления Бакиева Сыдыков был отодвинут от «тела» главы государства, при котором он был советником. Между ними возникли разногласия. После этого случился переворот 2010 года, который привел к власти формального представителя Севера – Алмазбека Атамбаева. Но его тоже поддержал Усен Сыдыков, который знал о его южных корнях. Считается, что именно Сыдыков помог организовать похороны отца Атамбаева, когда тот был в оппозиции Бакиеву. Поэтому Атамбаев освободил от уголовного преследования Сыдыкова, когда тот попытался организовать массовые беспорядки в мае 2010 года на юге страны. После этого южный аксакал ушел в тень, но продолжал держать все нити управления в своих руках – считается, что все кадровые назначения и списки депутатов от Юга согласовывались именно через него.

Когда к власти был приведен «наследник» Алмазбека Шаршеновича - Сооронбай Жээнбеков, южанин, уроженец Ошской области – он и и его брат Асылбек попытались отодвинуть аксакала в сторону. Многие уверены, что именно поэтому в октябре 2020 года Юг не стал особо биться за своих представителей во власти. Считается, что Сыдыков сделал ставку на другого «южанина» - Камчыбека Ташиева.

Политологи пишут, что к своей кончине Усен Сыдыков успел выстроить некую конструкцию, в рамках которой почти все политики Юга были подчинены Ташиеву. Также аксакал стоял за конструкцией парламентских выборов, в ходе которых Юг должен был взять под контроль большинство мест парламента, чтобы иметь возможность давить на Жапарова, угрожая импичментом. Планы «серому кардиналу» смешала только смерть. Многие уверены, что это не может не быть связано и с тем, что в Кыргызстан приехал Аскар Акаев, с которым у него была взаимная ненависть. Будь аксакал жив, мало кто мог гарантировать физическую безопасность бывшего главы государства, считает анонимный источник в кыргызском парламенте.

Судя по всему, смерть Усенова стала неожиданностью для Ташиева, которому теперь придется претворять политические планы в одиночку. Это осложняется его кампанией по борьбе с коррупцией, в рамках которой он успел нажить врагов по всему Кыргызстану. Лояльность остальных южан Ташиеву без Сыдыкова остается под вопросом. В этой ситуации Акаев, кажется, претендует на то, чтобы стать «Усеном Сыдыковым» Севера. И козырем в его рукаве является то, что его визиты согласовываются напрямую в Кремле.

Теперь основным вопросом кыргызской политики вновь может стать региональное противостояние. И перевес в нем получит тот, кто использует расследование по Кумтору в своих целях.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...