Алматы опять проголосовал ногами | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Алматы опять проголосовал ногами

24.11.2022 15:13:37
№: 43 (1493)

Алматы поставил рекорд по количеству проголосовавших «против всех» и антирекорд по самой низкой явке на выборах

а Запад покритиковал, но продолжит сотрудничать с Астаной

Махамбет АУЕЗОВ

ПРОШЛОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ вряд ли войдет в историю Казахстана, как какой-то выдающийся день. Действующий президент страны переизбрался на второй и, как теперь выходит на ходу подправленной Конституции, единственный срок. При том, что для него это, все же, второе пришествие, поскольку первый раз Касым-Жомарт Токаев выиграл выборы в 2019, но вот до января этого года он был как бы английским королем – правил, но не управлял. После известных кровавых событий глава государства, наконец, стал тем, кем он является по Конституции, которую он немедленно поправил, чтобы удалить излишние полномочия своего предшественника, до января делавшего вид, что он пенсионер и никак в дела государства не вмешивается. Поправки в основной закон страны были приняты на всенародном референдуме этим летом, на котором, видимо, было отрепетировано нынешнее голосование. Кроме этого плебисцит как бы подчеркивал стремление нового-старого лидера к демократизму, правда, вскоре это было успешно перечеркнуто принятой «на бегу» новой поправкой о единственном президентском сроке, которая и стала обоснованием для досрочных выборов. В сухом остатке у нас выборы, на которых кандидат «Против всех» набрал больше, чем любой из допущенных конкурентов фаворита (из которых граждане запомнили только одного, потому что его имя ассоциируется с пивом и автомобилем советского периода). Впрочем, похоже, оппозиция и сама не слишком рвалась конкурировать с Токаевым: настолько она ослаблена или подкуплена возможным участием в выборах парламентских, что никаких митингов протеста, вроде тех, что были в 2019 году, в этот раз и близко не наблюдалось.  

Сумрачная погода в Алматы соответствовала настроению многих избирателей, небо было белесого серого цвета, солнце не прорывалось даже высоко в горах. Автор этих строк начал свое утро с мучительного обдумывания вопроса – идти все же на выборы или нет. Накануне ночью в дружеском чате было высказано общее мнение: ничего не меняется, нечего и участвовать. Однако, материал этот нужно было писать и допивая утренний чай я начал собираться. Благо избирательный участок был прямо под окном, в местной школе. Правда с лета в ее дворе шла масштабная стройка, план которой, кажется, меняли на ходу. Дело, в том, что в начале лета на месте спортплощадки вырыли котлован под дополнительный корпус школы (количество домов в районе резко растет, строятся огромные человейники, но новых учебных заведений никто не возводит), потом почти все лето котлован простоял памятником самому себе, а к осени, как раз, когда зарядили дожди, его начали засыпать. Мы было подумали, что деньги у акимата ушли на что-то другое (на те же выборы, например), но затем стало ясно, что просто меняется конфигурация будущего строения. В итоге, к первому снегу начали заливать бетон в фундамент, а дети с начала сентября ходят в школу через черный ход, поскольку основной выходит прямо на стройку и ходить там нельзя. Зато в школе, как обычно работает сразу два избирательных участка, куда с утра шла тоненькая струйка желающих отдать свои голоса и, наверное, забыться.

Людей было довольно прилично, примерно по 3-5 человек в минуту, но опять же это был общий поток для двух участков, поэтому на «моем» бюллетень был выдан за минуту, никаких очередей не было, а наблюдателей было примерно 2,5 человека. Внутренний бунтарь в авторе этих строк заставил поставить галочку напротив кандидата «Против всех», после чего бюллетень отправился в урну. Она была заполнена лишь на 10-15%, и все бюллетени были завернуты или заброшены явно по отдельности, никаких пачек, выдававших бы массовый вброс не было. Сложилось такое впечатление, что власти страны примерно уже представляли себе настроения в обществе и ничего не ждали от алматинцев – ни явки, ни массовой поддержки фаворита. Забегая вперед, скажу, что так оно и вышло. Именно в самом крупном мегаполисе страны случилась самая низкая явка по стране (28,72%), здесь же было отдано больше всех голосов за «против всех» (14,37%).

Да, и в целом, по стране, согласно официальной информации, к избирательным урнам пришло только 69,44% или 8,3 млн избирателей из 11,9 млн, что также является антирекордом. Обычно цифра рисуется все же побольше. В этот раз, Астана, видимо, решила все же реально «сушить явку», сделав избирательную кампанию настолько неинтересной, насколько это вообще возможно, что, видимо, и отвратило 30% совершеннолетних граждан от прихода на выборы. А может и больше, поскольку, если в Алматы мы еще как-то можем говорить о прозрачности оценок количества пришедших на выборы, то, что творилось в регионах, отсюда не видно и не слышно. Этому содействовало также и отсутствие консенсуса в рядах недовольных, которые до самого последнего дня вели дискуссии между собой, как выразить свое «фе!» - проигнорировав выборы или проголосовав «против всех». На счет последнего «игнористы» говорили, что мы даже не узнаем, сколько голосов будет подано таким образом, но в итоге ЦИК все же распространил эту информацию, так что правы, скорее, оказались «противвсехники». Некоторые даже подсчитали, что с учетом явки и количества официально поданных за Токаева голосов, он был избран президентом лишь 56% процентами избирателей (официально он набрал 81,31% голосов).

Сторонний наблюдатель может не понять, почему наши оба президента на текущий момент всегда стремятся к тому, чтобы показывать запредельные для реальной демократии проценты голосов в свою пользу. Тут, наверное, вопрос даже не в том, чтобы изобразить перед гражданами свою популярность (граждане, собственно, сами знают все итак), а в том, чтобы не допускать через выборы роста популярности альтернативных кандидатов, даже, если они прошли строгий «фейсконтроль». Просто потому, что человек, который набрал 30-40% избирателей, пусть и проиграл, это – уже целый лидер, который может начать говорить и делать не совсем то, что его просят. А с учетом того, что у нас на носу парламентские выборы, то решение Астаны выставить против своего фаворита лишь кандидатов-лилипутов выглядит совершенно оправданным. Правда, лишь с точки зрения «реальной политики» из кабинета в Акорде. Нам же, простым гражданам, будет что спросить у желающих завтра поучаствовать в гонке за парламентскими местами. Например, почему они были столь пассивны во время президентских выборов?

Но вернемся обратно к голосованию. Поскольку свой голос я отдал около 11 часов, то успел прочитать в интернете, что явка по стране бьет все рекорды – на 10:00 утра проголосовали уже около четверти избирателей. Впрочем, по Алматы всего этого не наблюдалось и чиновники поспешили начать оправдываться. После того, как в 12:00 по Алматы было зарегистрировано всего лишь около 17% пришедших, выступила председатель территориальной избирательной комиссии (ТИК) Алматы Жанна Асанова. На вопрос о том, почему так мало проголосовало алматинцев (на фоне того, что к тому часу по официальной информации проголосовали уже 64% жителей Туркестанской области) она успокаивающе заявила: «Сегодня воскресенье и все хотят выспаться. Алматинцы не торопятся. К тому же, сегодня дождливая погода, прохладно. Дождемся вечера. Посмотрим, как завершится голосование, но я призываю всех алматинцев активно голосовать». Алматинцы ее не услышали. Если до обеда перед школами еще было видно желающих выполнить свой гражданский долг, то часов около трех автор этих строк прошел мимо нескольких школ, где также располагались участки для голосования, и там снаружи вообще не было ни одного человека. Правда днем я также прочел про один участок в городе, где была зафиксирована 100% явка, но, для голосующих там проблемой было не прийти, а уйти, потому что участок №281 был расположен в центральной городской больнице. Там не только стояла урна, но ее еще и возили по палатам, вследствие чего ни один пациент не отказался отдавать свой гражданский долг, хотя один из руководителей персонала заявил, что «отказ [голосовать] – это тоже право пациента». Вот этим правом, почему-то никто не воспользовался. Зато огромное количество алматинцев воспользовались своим правом посетить Медео, где наблюдался аврал и парковочный кризис, утром еще возникла дикая очередь на каток, а днем – на фуникулер. Так что сказать, что жители крупнейшего города столица не пошли на выборы, потому что была плохая погода и они остались дома, тоже нельзя, они массово гуляли и отдыхали в этот день. Просто в Алматы традиционно не верят выборам. И ничего из того, что могло бы сломить это недоверие, не произошло.

Зато в WhatsApp пришло веселое сообщение: якобы «оперативники КНБ обнаружили схроны с 20 000 поддельных бюллетеней». Не стал проверять, фейк или нет, но позубоскалили, конечно, с одночатовцами про то, что это могли забыть январские 20 тысяч террористов. Впрочем, с трона «шутки дня» это сообщение быстро было свергнуто заявлением Нурсултана Назарбаева, которого спросили про Масимова на избирательном участке. «В столице начался суд на Каримом Масимовым. Все-таки это ваш человек, что вы можете сказать по суду и кто мог за ним стоять, если он все-таки виноват в этом?», - спросили журналисты. «Меня тоже это очень интересует. Я тоже жду окончания следствия и суда. Что явилось причиной, и кто за этим стоит, очень трудно... Масимов много лет работал со мной, но откуда узнаешь. Разве Иисус Христос про рядом сидящего Иуду знал, что он предатель? Мы же не боги. Поэтому посмотрим окончание суда, и все мы, я думаю, узнаем истину», - ответил Назарбаев. Тут, конечно, все вспомнили, что даже согласно половине Евангелий Иисус знал, что его предадут и кто это сделает. Впрочем, какой с пенсионера спрос? Он вообще мог не приходить на выборы, но вот посчитал нужным, пришел, отдал голос и даже, кажется, самый первый поздравил Токаева с победой. Жизнь-то идет, всем приходится подстраиваться.

Судя по всему, битой оказалась и ставка несогласных на наблюдателей. Никаких особенных поводов для возмущений в соцсетях сообщения от них не дали. Где-то кого-то не пустили в туалет, кого-то выставили без протокола, кому-то нагрубили, кто-то где-то нашел, что за него уже проголосовали. Но ничего похожего на то, что было в 2019 году, когда именно данные от независимых наблюдателей начали ломать сценарий триумфального избрания Токаева, и только «своевременная капитуляция» его визави в лице Косанова спасла ситуацию. А тогда множество протоколов буквально выставили в интернете, описали множество примеров нарушений, плюс по зову из-за рубежа на площади вышли тысячи людей. Фотографии и видео разгона протестантов против итогов тех выборов облетели весь мир, но сильнее всего, видимо, запечатлелись в памяти хозяев Акорды, которые сделали все, чтобы ничего подобного не повторилось. И это не было легкой задачей, особенно после января этого года с сотнями погибших, однако, власть дает множество возможностей, а откровенно популистская программа Токаева, плюс административный ресурс сделали свое дело. Введение графы «против всех», вкупе с «пересушенной» выхолощенной избирательной кампанией, показали – никакого организованного протеста на выборах не было. И несчастные 10-15 активистов, задержанные на площади, не в счет – страшно далеки они были от народа.

Единственный достаточно громкий голос против, как обычно, был от западных наблюдателей. Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и содействию в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) сделала уже традиционное заявление: «Внеочередные выборы президента Республики Казахстан 20 ноября прошли в политической обстановке, лишенной конкуренции, и, несмотря на эффективную подготовку, выборы подчеркнули необходимость дальнейших реформ для приведения соответствующего законодательства и его реализации в соответствие с обязательствами ОБСЕ по обеспечению подлинного плюрализма. Действующий президент баллотировался в качестве совместного кандидата от всех парламентских партий, и, по сути, ему не было брошено серьезного вызова в ходе сдержанной избирательной кампании». Вторая претензия – непрозрачность процедур подсчета голосов: «Голосование было организовано эффективно, и процедуры в целом соблюдались. Тем не менее, МНВ БДИПЧ негативно оценила процедуры подсчета голосов более чем в половине наблюдений, поскольку часто упускались важные процедурные гарантии, что вызывало вопросы о том, были ли подсчитаны бюллетени и честно ли они были представлены в соответствии с пунктом 7.4 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года. Часто не обеспечивалось содержательное наблюдение, поскольку как международные, так и гражданские наблюдатели не имели возможности наблюдать за процедурами подсчета голосов и подведения итогов без ограничений, что подрывало прозрачность выборов». Заметили западные наблюдатели и «сушку явки»: «Онлайн и очные агитационные мероприятия были сдержанными, что вызвало ограниченное участие со стороны общественности и отсутствие подлинно конкурентного характера избирательной кампании. Ни один из соперников убедительно не оспорил политику действующего президента, ограничив выбор избирателей».

В ответ на эти очевидно достаточно мягкие претензии наше министерство иностранных дел выступило с жесткой отповедью. «Заявление о предварительных выводах и заключениях Миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами в Казахстане, состоявшимися 20 ноября 2022 года, страдает отсутствием объективности и ставит под вопрос эффективность БДИПЧ как важного института организации, который до настоящего времени пользовался поддержкой нашей республики», – говорится в заявлении МИД РК. Выдержанное в духе советской дипломатии заявление нашего Форин офиса указывает на то, что «в заявлении же содержится набор типичных для БДИПЧ ОБСЕ трафаретных и предвзятых выводов, демонстрируется полное нежелание воспринять развитие внутренней ситуации в нашей стране», и иностранцам ставится на вид то, что «явно прослеживалось недоверие к проводимым президентом Казахстана реформам, направленным на трансформацию страны, превращение ее в передовое общество, основанное на верховенстве закона».

«Заявление Миссии БДИПЧ ОБСЕ, содержащее голословные и неподтвержденные фактами обвинения, диссонирует с выводами миссий всех авторитетных международных организаций, также наблюдавших за выборами, что вновь показывает его предвзятость. Заявление БДИПЧ ОБСЕ по своему содержанию свидетельствует об отсутствии стремления к развитию долгосрочного и конструктивного сотрудничества с казахстанскими властями, что, несомненно, будет принято во внимание», – отмечено в сообщении, где почему-то не указывается что это за «авторитетные международные организации», которые одобрили казахстанские выборы. Опасаясь ошибиться, лишь предположим, что эти «авторитеты» - это СНГ или ЕАЭС. Больше всего жаль, что на составление отповеди ОБСЕ ушли все интеллектуальные силы и энергия наших дипломатов, которых видимо просто не осталось на то, чтобы достойно среагировать на слова российских пропагандистов, которые в эфире демонстрируемых в Казахстане каналов открыто говорят, что наша страна – «следующая проблема после Украины».

Впрочем, особенных последствий и у обмена колкостями с Западом тоже, похоже, не будет. То есть, если Европа и США, конечно, поддержали заявление ОБСЕ, но они же дали понять, что никаких особенных последствий для Астаны в виде санкций или иных ограничений не будет. Так Евросоюз призвал Казахстан полностью выполнить рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ по выборам, но гораздо мягче охарактеризовал наш внутренний климат и токаевские полуреформы: «Европейский союз принимает к сведению предварительные результаты президентских выборов в Казахстане 20 ноября. Мы приветствуем их эффективную подготовку, а также более широкие политические и социально-экономические реформы, инициированные президентом Токаевым после трагических январских событий. Развитие устойчивых демократических институтов и сильного гражданского общества является ключом к стабильности и развитию Казахстана. ЕС принимает к сведению предварительные выводы БДИПЧ/ОБСЕ о том, что выборы проходили в политической среде, лишенной конкуренции. Мы призываем власти Казахстана усилить процесс реформ для повышения политического плюрализма и участия граждан в политической жизни. Забегая вперед, Казахстану будет крайне важно полностью выполнить рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ». Ну, и дальше европейцы добавили, что «продолжат работать с Казахстаном в соответствии с соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) и поддерживать реализацию важных реформ, чтобы обеспечить полностью прозрачную и конкурентную политическую среду в качестве ключевых шагов на пути к новому демократическому и справедливому Казахстану».

Собственно говоря, иностранцы тут поддержали Астану даже в деле ответа на инсинуации российского федерального ТВ больше, как сама Астана сумела себя поддержать перед лицом Кремля. «Казахстан является важным и ценным партнером ЕС. Мы разделяем заинтересованность в дальнейшем развитии нашего сотрудничества в рамках подготовки к празднованию 30-летия установления дипломатических отношений в феврале 2023 года. Мы по-прежнему привержены универсальным принципам суверенитета и территориальной целостности в соответствии с принципами ООН, а также международной безопасности, основных свобод и прав человека», - говорится в сообщении ЕС. Точно также и США указали на «ограничения свободы слова и мирных собраний», но заверили Астану, что «США рассчитывают на сотрудничество с президентом Токаевым и его правительством для достижения общих целей». И опять же Запад четко выделил свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Казахстана, главная угроза которым сегодня исходит от тех, кто так и не смирился с распадом СССР.

Вот так и прошли очередные внеочередные выборы главы государства в Казахстане, где, кажется, никогда не выбирали президента вовремя, согласно букве закона. Впрочем, и законы у нас – это скорее переменная, чем константа. И меняются они, к сожалению, вовсе не по запросам общества, а для того, чтобы обеспечить политическую стабильность, под которой все эти годы подразумевается сохранение власти в руках тех, у кого она находится. Так и идем дальше, пока остальной мир быстро развивается вперед или, наоборот, тонет в болоте авторитаризма, развязывая войны и кризисы. Ну, а нам, как всегда, проскользнуть бы между больших бед, вытерпеть беды малые и ради этого большая часть граждан, кажется, и готова отдавать свои голоса так, чтобы никаких особых перемен в стране и не было. Во всяком случае, именно такое ощущение остается от этих выборов. Нам уже обещали пир демократии и прохождение оппозиции в парламент на выборах в мажилис, но обещать в нашей стране – не значит жениться. Поэтому – будем посмотреть.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...