Америка все еще помнит о Центральной Азии | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Америка все еще помнит о Центральной Азии

25.09.2023 10:10:19
№: 34 (1530)

А президенты стран региона по-прежнему ждут от США реальной экономической и финансовой поддержки

Юрий Сигов, Вашингтон

Традиционно раз в году в Соединенных Штатах, а точнее - в их внешнеполитических кругах вспоминают о далекой от здешних краев Центральной Азии. Как и в прошлые годы, лишь очень ограниченная прослойка невысокого уровня чиновников, различных неправительственных организаций и кормящихся на гранты правительства мелких и средних компаний намечают очередные планы по расширению своего присутствия в этом регионе.

Однако проходит год, за ним - другой, и выясняется, что хотя в общих цифрах сотрудничество Америки с центральноазиатскими государствами вроде как укрепляется, реальной отдачи для стран региона по большому счету от этого не особо заметно. Но поскольку географически Центральная Азия – это своего рода территориальная прокладка между Россией и Китаем, а и с теми, и с другими Вашингтон находится, мягко говоря, не в самых дружественных отношениях, американское руководство вновь решило попытаться разыграть «региональную карту» в борьбе как с Москвой, так и Пекином.

На этот раз президент США Дж. Байден в ходе очередной сессии Генассамблеи ООН в Нью Йорке встретился (кстати, впервые) с президентами стран Центральной Азии, принимавшими участие в заседаниях так называемой Недели высокого уровня. Замечу, что подобные переговоры на уровне глав государств прошли в личном формате первых лиц государств, хотя до этого обычно подобным образом контактировали между собой лишь министры иностранных дел.

Дежурной была и повестка дня подобной встречи – американцам надо, чтобы страны региона полностью присоединились к американским антироссийским санкциям, вместе с США противодействовали в области безопасности «расширяющемуся проникновению Китая в регион», а также приняли на себя повышенные обязательства в области охраны окружающей среды и внедрения целого комплекса мер в развитии так называемой «зеленой энергетики» и альтернативной экономики.

Встречи на высшем уровне хороши и полезны только в том случае, если в них есть взаимный интерес

Сразу стоит отметить, что интересы Соединенных Штатов именно на данном этапе в регионе абсолютно прозрачны и понятны – и прежде всего для лидеров центральноазиатских государств. Американцам нужно, чтобы они стали еще дальше от России, не помогали ей обходить американцами же введенные против Москвы санкции, и одновременно не особо «ложились» под Китай. Теоретически за это Вашингтон может оказать весьма незначительную финансовую помощь странам региона, а также опять-таки не особо много инвестировать в ряд тамошних проектов.
Сами руководители стран региона к подобным встречам и заигрываниям с ними со стороны американцев относятся предельно прагматично, и прежде всего видят в них некий предупреждающий сигнал для Москвы и Пекина. Дескать, будете нас к себе слишком тесно прижимать - мы тут же сыграем свою партию с американцами. И наоборот: стоит США выразить желание укреплять связи с Центральной Азией, как тут же раздаются грозные предупреждения не делать этого из Пекина и Москвы.

Больше других беспокоятся по данному поводу в российском руководстве, хотя влияние Соединенных Штатов в регионе и не стоило бы так уж преувеличивать. И здесь вот что показательно. Российская сторона обвиняет американцев в попытках угрозами и шантажом заставить ее соседей (я бы не стал так уж козырять термином «союзники», как это делает МИД РФ) отказаться от сотрудничества с Москвой. Но кто мешает ей самой так наладить отношения с этим регионом, чтобы ни американцы, ни кто иной не смог бы в них даже рискнуть вмешаться?

Постоянные ссылки на то, что американцы якобы «отстыковывают» Центральную Азию от российской экономики также вызывают удивление. Ведь прошло 30 лет после распада СССР, и если за эти годы Россия не смогла сохранить в регионе свое прежнее влияние, тем более - в экономической сфере, то говорить о том, что расположенная за тысячи миль от региона страна это каким-то неведомым образом умудряется делать, прямо скажем, не совсем уместно.

Надо также учитывать и весьма специфические изменения, которые произошли за последние полтора года после начала российско-украинского военного конфликта в двухсторонней торговле РФ и стран Центральной Азии. Так, в прошлом году товарооборот России и Казахстана увеличился на 2 млрд. долларов и достиг цифры в 26 млрд. долларов. При этом изменилась и структура этой торговли. Кратно, к примеру, возросли поставки продукции из Казахстана в Россию, которой ранее не было в номенклатуре.

А произошло это по причине резко возросшего параллельного импорта – завоз в РФ промышленного оборудования, компьютерной техники, автомобилей, продукции с высокой добавленной стоимостью. Все это идет в Россию через Казахстан из все тех же западных стран, которые якобы ввели против Москвы санкции. Наряду с Казахстаном на параллельном импорте в РФ очень неплохо наживается Кыргызстан, и чуть меньше – Узбекистан. А Таджикистан держит пальму первенства по банковским услугам российским гражданам, которые потеряли возможность взаимодействовать с западными банками после начала российско-украинского военного конфликта.

Растет и товарооборот России с Узбекистаном (он в прошлом году составил 9,6 млрд. долларов), а в этом году он может превысить 12 млрд. долларов. Россия и Кыргызстан торгуют тоже прилично - на 3,4 млрд. долларов. При этом в Казахстане на 70% выросло число компаний с российским капиталом, в Узбекистане работает более двух тысяч совместных предприятий с российским капиталом, а в Кыргызстане таких компаний более трехсот и действуют порядка 300 компаний с чистым российским капиталом.

В целом страны Центральной Азии очень активно используют возможности, которые для их экономического роста оказались созданными нынешним противостоянием коллективного Запада и России. Вряд ли на обозримую перспективу Россия сможет вернуться на привлекательные и платежеспособные рынки стран Европы. А поскольку стратегия Москвы работать больше на восточные рынки, да еще имея соседом такого экономического и торгового гиганта, как Китай, страны региона вряд ли захотят нанести самим себе непоправимый ущерб, присоединившись безоглядно к западным санкциями против РФ.

Понятное дело, что Соединенные Штаты намерены и дальше давить на все страны (а не только Центральной Азии), чтобы они до минимума сократили контакты с Россией. Вашингтон уже ввел летом санкции против четырех кыргызских компаний, которые поставляли РФ запрещенные американцами по санкционному режиму технологии. Затем Соединенные Штаты таким же образом наказали одну казахстанскую компанию. Запрещает министерство финансов США использование российских банковских карт "Мир", и после этого все крупнейшие банки региона перестали работать с этой российской платежной системой.
За все это Вашингтон пообещал Центральной Азии по 5 млн. долларов компенсации на каждую страну, что просто копейки по сравнению с теми потерями, которые могут понести государства региона, если они будут следовать американским рекомендациям. К тому же Соединенные Штаты никогда за время независимого существования государств Центральной Азии не намеревались серьезно туда инвестировать. А посему у стран региона есть только два варианта: либо выкручиваться, как это они делают сейчас, и избегать исполнения американских санкций против РФ.

Либо если они все-таки будут следовать курсом на тесное сотрудничество с США против России, тем самым они неизбежно нанесут своей собственной экономике непоправимый урон. И это не учитывая огромной массы временных рабочих из трех стран региона, которые не первый год трудятся в РФ, а для того же Таджикистана денежные переводы из России составляют более половины всех поступлений в бюджет.

Америка предлагает региону только дружбу. А в обмен - разрыв отношений с Китаем и Россией. Кого такое устроит?

Нынешняя международная обстановка, в том числе – стратегическое противостояние России и коллективного Запада во главе с США по времени может вполне продолжаться никем неопределенное время. Тем самым либо страны той же Центральной Азии как можно быстрее адаптируются к этому, либо они и дальше будут постоянно находиться между двух горящих огней. С одной стороны, давящие на них американцы, а с другой - находящиеся под боком крупнейшие торговые и экономические партнеры в лице Пекина и Москвы.

Соответственно первые лица стран Центральной Азии на встрече с президентом США в Нью Йорке надеялись получить некие заверения в конкретных, ощущаемых реально населением региона проектах, которые бы при американском финансовом участии могли бы на самом деле составить конкуренцию их взаимодействию с Китаем и Россией. Одним из таких конкретных пунктов была идея, высказанная еще в прошлом году одним из высокопоставленных чиновников Госдепартамента о том, что в качестве пилотного проекта можно было бы завезти в Соединенные Штаты несколько тысяч временных рабочих прежде всего из Таджикистана и Узбекистана.

Теоретически подобное вполне осуществимо. Но у Америки со странами региона установлен очень жесткий визовый режим. А технических средств четко и гарантировано проверить на принадлежность к тем же террористическим или радикальным исламистским группировкам граждан этих двух республик (как, впрочем, и других) у американцев нет. Да и наличие рядом неспокойного при любой власти Афганистана не даст, скорее всего, довести подобную затею до какого-то практического решения.

А за «просто так» руководство стран Центральной Азии явно не планирует становиться на «правильную сторону истории» по просьбе США, и по примеру европейских стран разрывать отношения со своими двумя соседями-гигантами просто потому, что кто-то этого захочет в далекой от них Америке. Точно также не намерены страны Центральной Азии и их руководство даже минимально вредить своим связям с Пекином. Тем более, что влияние китайцев в регионе намного существеннее и долгосрочнее, чем не только России, но и любой другой страны.

Опять-таки давление американцы, скорее всего, будут такое и дальше оказывать, но сколько бы раз не призывал американский президент своих коллег в Центральной Азии не сотрудничать с Китаем, ничего существенного там Вашингтон в этом плане сделать не в состоянии. Разумеется, отдельные проекты могут тормозиться, где-то удастся поссорить местные власти с китайским бизнесом. Но в целом Пекин пришел в этот регион надолго, и вне зависимости от складывающейся международной обстановки что сегодня, что на будущее никуда отсюда уходить не намерен.

Но, главное, как мне кажется, не столько даже вся эта политизированная повестка дня со стороны США для Центральной Азии (дескать, смотрите, ребята, какой мы вам подарок сделали – с вашими лидерами встречается настоящий президент Соединенных Штатов!), сколько отсутствие в ней реально полезной и нужной странам региона конкретики. Ведь им нужны ясные и понятные проекты по созданию инфраструктуры, закупка их товаров и сырья американцами, инвестиции в полезные для них дела, которые могут сравнительно в короткие сроки принести видимые для местного населения плоды.

Консультации по правам человека, гендерное воспитание, зеленая экономика и прочее. Зачем это все президентам странам Центральной Азии?

А теперь о главных приоритетах встречи Дж. Байдена с руководителями пяти центральноазиатских стран. Америке по-прежнему нужно, чтобы регион был против России и во всем исполнял ее пожелания. Китай - второстепенная на данный момент цель США, но и с ним потихоньку американцы намерены отвадить сотрудничать государства региона. Будете слушаться – мы будем вас поддерживать на словах, расхваливать со всех высоких трибун, что у вас там самая настоящая демократия, и иногда выделять вам небольшие средства в долларах, которые мы сами же печатаем.

Что еще может дать на сегодня Америка Центральной Азии? Планируется делать то, что уже не первый год в регионе функционирует. Отправку туда различных неправительственных организаций, учителей английского языка, советников по вопросам гендерного равенства, борьбы с изменением климата, проведение различных семинаров и симпозиумов о том, как вести бизнес женщинам, молодежи и малообеспеченным. Все это будут делать американские представители за американский бюджет, а на местах иногда нанимать из местных жителей вспомогательный персонал.

Разумеется, что никаких заводов, фабрик, тоннелей, дорог и школ с больницами во всей этой помощи региону не предусмотрено. Это будут делать, как уже не первый год принято, представители КНР. Зато они точно не будут поучать высокопоставленных граждан стран региона правам человека и демократии, что вроде как уже по много раз происходило на различных форумах и конференциях, но что пока не очень в этом самом регионе для местного населения приживается. Как и нет пока необходимости у китайской стороны в государствах Центральной Азии накачивать руководство ее стран и их граждан против Америки и ее присутствия в регионе.

А какая польза от Соединенных Штатов может быть странам Центральной Азии на деле? Думаю, что основная – это вовсе не инвестиции и не инфраструктурные проекты, и сам факт присутствия американцев в регионе. Они вместе с Евросоюзом выступают худо-бедно, но неким противовесом Китаю и России там, и дают возможность разыгрывать периодически «американскую карту» каждой центральноазиатской стране как по отдельности, так и всем вместе на встречах по типу «5 плюс1».

Да, можно опять-таки теоретически критиковать США за то, что они лезут везде, куда только можно, и даже в регион, к которому, казалось бы, по целому ряду причин не имеют никакого отношения. Но к Америке тянутся по все той же причине баланса и гарантий безопасности (пусть даже во многом фиктивной) сами центральноазиатские страны. И для них встречи с американскими представителями - да еще на уровне президента страны впервые за всю свою историю как независимые государства, имеет огромное прежде всего имиджевое и моральное значение.

При этом все руководители региона прекрасно понимают, что на практике Соединенные Штаты мало что могут им дать, и мало в чем помочь (бегство американской армии из Афганистана до сих пор у них у всех перед глазами). Но с учетом того, что суть внешней политики каждой из центральноазиатских стран - многовекторность, то есть поддержание дружеских отношений со всеми, с кем это позволяет международная обстановка, взаимодействие с Соединенными Штатами для каждой из них – важный элемент обеспечения государственного суверенитета и «мягкого политического заигрывания» со страной, которая хотя и расположена далековато от границ региона, но уж слишком влиятельна практически во всем, что касается ныне сложившегося миропорядка.

В любом случае формат «5 плюс 1», думаю, будет и дальше сохраняться, поскольку ничем, и никому ни один из участников этой группы не обязан. Послушать, покивать головами, сверить часы и пожать руки – все эти атрибуты высокой дипломатии будут и дальше соблюдаться. Но в связи с тем, что практического, ощущаемого в торгово-экономической сфере и вопросах безопасности ничего не происходит, президенты стран Центральной Азии просто примут подобные реалии к сведению. И по инвестициям и прочим торгово-экономическим сюжетам будут обращаться по другим адресам. Тем более, что они им хорошо и давно известны.




 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...