Беларусь продолжает кипеть | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Беларусь продолжает кипеть

Лукашенко не уходит, несмотря на массовый протест

20.08.2020 21:08:10
№: 27(1384)
Лукашенко не уходит, несмотря на массовый протест
Владимир ИВАНОВ
СИТУАЦИИ в Беларуси продолжает оставаться напряженной. На прошедшей неделе оппозиция провела рекордный митинг в центре Минска, заткнув за пояс малочисленное собрание в пользу Александра Лукашенко. Президент Беларуси получил особенно болезненный удар, когда не смог склонить на свою сторону митинг рабочих одного из заводов, своего «традиционного электората». Впрочем, он довольно быстро отошел от шока, и, судя по всему, готовит контрнаступление на оппозицию, давая карт-бланш силовикам. Видимо, его уверенность подкрепилась неформальной поддержкой со стороны Кремля: об этом можно судить по тому, как резко белорусский лидер сменил риторику с антироссийской на антизападную. В ответ Запад постепенно начинает формулировать единую позицию, направленную на изоляцию Лукашенко. Судя по всему, обе стороны противостояния выложили на стол свои основные козыри, и весь вопрос в том, как они будут использованы.

Владимир ИВАНОВ

СИТУАЦИИ в Беларуси продолжает оставаться напряженной. На прошедшей неделе оппозиция провела рекордный митинг в центре Минска, заткнув за пояс малочисленное собрание в пользу Александра Лукашенко. Президент Беларуси получил особенно болезненный удар, когда не смог склонить на свою сторону митинг рабочих одного из заводов, своего «традиционного электората». Впрочем, он довольно быстро отошел от шока, и, судя по всему, готовит контрнаступление на оппозицию, давая карт-бланш силовикам. Видимо, его уверенность подкрепилась неформальной поддержкой со стороны Кремля: об этом можно судить по тому, как резко белорусский лидер сменил риторику с антироссийской на антизападную. В ответ Запад постепенно начинает формулировать единую позицию, направленную на изоляцию Лукашенко. Судя по всему, обе стороны противостояния выложили на стол свои основные козыри, и весь вопрос в том, как они будут использованы.

К выходным прошлой недели Александр Лукашенко постарался продемонстрировать свою силу, собрав в центре Минска митинг своих сторонников, заручившись перед этим поддержкой своего восточного соседа. В субботу и воскресенье он поговорил с Владимиром Путиным по телефону, как официально сообщается, дважды. Белорусский лидер, позабыв о том, что обвинял в организации провокаций до выборов именно российские круги, отправившие в Беларусь «вагнеровцев», начал говорить про сценарий прозападной «цветной революции». 14 августа официальный Минск тихо передал задержанных вагнеровцев России, а 15-го Путин и Лукашенко уже отмечали «важность предотвращения попыток деструктивных сил нанести ущерб взаимовыгодному сотрудничеству Москвы и Минска». После этого белорусский лидер дал понять, что заручился обещаниями военной помощи со стороны Кремля.

«Когда речь идет о военной составляющей, у нас есть договор с Российской Федерацией в рамках Союзного государства и ОДКБ. Как раз эти моменты подходят под этот договор. Поэтому сегодня с президентом России у меня состоялся длительный, обстоятельный разговор о ситуации. Должен сказать, меня даже несколько удивило - абсолютно посвящен в то, что происходит. И мы с ним договорились: при первом же нашем запросе будет оказана всесторонняя помощь по обеспечению безопасности Республики Беларусь», - заявил Лукашенко на заседании в министерстве обороны в Минске в субботу. Впрочем, одного разговора, чтобы обо всем договориться, видимо, не хватило, и после второго разговора уже обе стороны распространили заявления о том, что они обсудили и о чем договорились.

«Продолжено обсуждение сложившейся после президентских выборов ситуации в Белоруссии, в том числе с учетом оказываемого на республику давления извне.

С российской стороны подтверждена готовность оказать необходимое содействие в разрешении возникших проблем на основе принципов Договора о создании Союзного государства, а также в случае необходимости по линии Организации Договора о коллективной безопасности», - заявила пресс-служба Кремля. Пресс-служба Лукашенко отметила: «Главы государств провели основательные консультации по всем вопросам. Лидеры стран еще раз подтвердили договоренность, что в случае обострения ситуации в части внешних угроз стороны будут реагировать совместно в соответствии с положениями, предусмотренными Договором о коллективной безопасности».

После того, как поддержка со стороны России была получена (интересно, правда, в обмен, на что она была обещана?), Лукашенко и решил собрать лояльный митинг. Возможно, чтобы у общества не складывалось впечатление, что он теперь рассчитывает исключительно на иностранные штыки. На воскресенье назначила свой «Марш за свободу» и оппозиция, приободрившаяся благодаря тому, что, казалось бы, выбывшая из борьбы кандидат от нее на выборах Светлана Тихановская снова включилась в борьбу. «С учетом происходящего в стране и необходимости принятия неотложных мер для восстановления законности в Беларуси я, Светлана Тихановская, инициирую создание координационного совета для обеспечения трансфера власти», - говорится в сообщении, опубликованном в Telegram-канале оппозиции. Ранее она бежала из страны после того, как была принуждена произнести капитулянтскую речь в кабинете главы ЦИК.

В итоге воскресные митинги сторон стали своего рода соревнованием для оппозиции и президента, стремившихся продемонстрировать свою социальную поддержку. И этот раунд Лукашенко проиграл почти вчистую. На его митинг со всей страны административный ресурс (подвоз бюджетников на автобусах с милицейским сопровождением) собралось всего несколько тысяч человек. Официально сообщалось, что этот митинг собрал 65 тысяч человек, но фотографии с квадрокоптеров показали куда более скромные масштабы. Выступая перед своими сторонниками, Лукашенко говорил про «лязгающие гусеницами войска НАТО» у западных границ страны, про угрозу гибели Беларуси «как государства, народа, нации». После этого он поблагодарил пришедших и поклонился им.

Оппозиция же собрала в центре белорусской столицы намного более внушительное число сторонников, одевшихся в цвета старого государственного флага страны - белый и красный. Благодаря этому цветовому решению, толпа людей была очень хорошо различима с высоты, откуда было видно, что собралось до 200 тысяч (!) человек. На митинге оппозиция вновь заявила о том, что не признает официальные результаты выборов президента, считает их подтасованными, и требует проведения новых - теперь уже честных - выборов. Столь широкие масштабы поддержки оппозиции вызвали ощущение бархатной революции, однако лидеры протеста не стали прибегать к активным мерам. Не стали в этот раз и разгонять их белорусские силовики, ранее жестоко подавлявшие любые протестные собрания после выборов 9 августа. Пока наиболее заметным шагом вне мирной митинговой активности с ее стороны стало создание Координационного совета по передаче власти.

Разозленный Александр Лукашенко немедленно объявил формирование этого совета попыткой захвата власти «со всеми вытекающими последствиями», обвинив объединение оппозиционеров в том, что в него вошли «откровенно отвязанные нацисты». «Я хочу предупредить тех, кто вошел в этот штаб, что мы будем принимать адекватные меры... У нас достаточно этих мер, чтобы остудить некоторые горячие головы», - пригрозил он его членам. Также президент отдал приказ привести вооруженные силы Беларуси в полную боевую готовность и развернуть их вдоль западной границы страны. Особенно тяжелым эмоциональным моментом для Лукашенко, уже четверть века возглавляющего Беларусь, стало посещение митинга на Минском заводе колесных тягачей 17 августа. Традиционно считается, что рабочие крупных индустриальных производств - это последовательные сторонники Лукашенко, который очень внимательно следил за уровнем их доходов и их достаточностью для «советского» уровня потребления. В этот раз его ждало жестокое разочарование. Фактически, Лукашенко, который хотел сказать, что не допустит перевыборов, не дали говорить, выкрикивали «Уходи!». В итоге, в конце он в сердцах бросил: «Спасибо. Я сказал все . Теперь можете мне кричать «Уходи!».

Светлана Тихановская же выступила в понедельник с заявлением о том, что она готова стать временным лидером страны, чтобы обеспечить транзит к демократии. «Я готова принять на себя ответственность и выступить в этот период в качестве национального лидера, чтобы страна успокоилась, вошла в нормальный ритм. Чтобы мы освободили всех политзаключенных и в кратчайшие сроки подготовили законодательную базу и условия для организации новых президентских выборов. Реальных - честных и прозрачных выборов, которые будут безоговорочно приняты мировым сообществом», - заявила она.

В ответ Лукашенко вновь потребовал от своего МВД пресекать «беспорядки… особенно в Минске», а от КГБ Беларуси - «выявлять и пресекать действия организаторов уличных беспорядков, вскрывать каналы финансирования беспорядков». «Если кто-то думает, что тут власть наклонилась и зашаталась, ошибаетесь. И хочу сказать, что власти есть на кого опереться. Поэтому мы не дрогнем. Власть не находится в одиночестве. Мы абсолютно не одни», - отметил президент. Нескольким сотням сотрудников белорусского ОМОНа, жестоко разгонявшим оппозиционные митинги после выборов, были выданы медали «За безупречную службу». Большинство наблюдателей оценивают эти слова и меры, как признак подготовки к ответному «наступлению» на позиции оппозиционеров.

Что касается реакции стран Запада на события в Беларуси, то она пока остается весьма сдержанной. Активно комментируют их в основном соседи страны - Литва, Польша. Остальная Европа пока обсуждает санкции против белорусских чиновников, ответственных за силовое подавление оппозиции. «Мы хотим серьезно усилить давление на Беларусь. Те, кто арестовывал, насиловал, подвергал репрессиям мирных демонстрантов, должен попасть под санкции... Мы хотим ввести санкции против тех, кто замешан в фальсификации выборов и в насилии в отношении протестующих. Список находится на стадии утверждения», - заявил на этой неделе министр иностранных дел Германии Хайко Маас в интервью итальянской газете La Stampa. Глава правительства этой страны Ангела Меркель не смогла дозвониться до Лукашенко, после чего звонила уже Путину. В итоге все - и Меркель, и Путин, и Лукашенко предостерегли от иностранного вмешательства в дела Беларуси, хотя и имели ввиду друг друга.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...