Белорусская развязка | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Белорусская развязка

От того, чем завершится противостояние официального Минска и оппозиции зависит будущее всех постсоветских объединений

05.01.2021 11:08:24
№: 01(1404)
От того, чем завершится противостояние официального Минска и оппозиции, зависит будущее всех постсоветских объединений

Юрий Сигов, Вашингтон

В прошедшем, заразно-вирусном году чего только не происходило – военные перевороты, выборы без начала и конца, карантины и запреты на авиаполеты с круизными судами. А еще поотменяли кучу всяких никому не нужных саммитов, летнюю Олимпиаду, международные тусовки-массовки и прочее, где имели тенденцию встречаться и обмениваться мнениями люди, считающие себя вершителями судеб всей планеты. И все же на этом фоне одно событие, на мой взгляд, очень даже сильно выделялось.

Вполне возможно, что для жителей США, Австралии или острова Питкерн в Тихом океане происходившее в далекой от них и никому по большому счету не нужной (кроме себя самой) Белоруссии не представляет вообще никакого значения. Как и непринципиально, кто там, сколько лет, и каким образом сидит во власти, да и намеревается сидеть, пока совсем не устанет. Важно другое. Происходившее в этой республике напрямую касалось всех без исключения постсоветских стран. А уж тех, кто входит с Белоруссией в одни и те же объединения-союзы - так и подавно (как Казахстан, так и Россия). 

Как известно, в начале августа прошлого года в Белоруссии прошли очередные президентские выборы, итог которых вроде как был заранее - и в очередной раз предопределен. Но что-то там пошло не так, и это «не так» продолжается по настоящее время. И, скорее всего, именно в первой половине нынешнего года в республике просто неизбежно произойдут большие изменения. Которые будут иметь последствия очень даже серьезные не только для окрестных стран, но и для всего постсоветского пространства. 

Важно и то, что нынче происходит и явно произойдет в Белоруссии потому, что полностью может оказаться перерисованной вся политическая территория Восточной Европы и самого ближнего подбрюшья России. А это уже неизбежно повлияет на то, будет ли дальше существовать тот же Евразийский союз (напомню, что президенты РФ и Казахстана были одними из первых, кто поздравил с очередным переизбранием на президентский пост А. Лукашенко), ОДКБ и все остальное, где у Минска была роль отнюдь не младшего брата при «больших хозяевах». 

Что в Белоруссии происходило, происходит и, весьма вероятно, произойдет 

Итак, что же такого случилось в Белоруссии в августе прошлого года, чтобы столь кардинально влиять на очень многие как международные в целом, так и постсоветские процессы в частности? Да, президентские выборы там прошли, действующий президент был объявлен избирательной комиссией победителем с довольно странным и явно не соответствовавшим действительности результатом. По этому поводу не просто возмутились, а очень сильно запротестовали сотни тысяч граждан Белоруссии. 

Можно сколько угодно твердить о каких-то американских наймитах, ставленниках Сороса или «польско-украинских агентах», якобы наводнивших республику перед самыми выборами. На самом деле все было до банального просто. Подавляющее большинство, прежде всего молодежи фактически заявило открыто, что не желает жить ни при той социальной системе, которая в республике сформировалась с момента распада СССР, ни при том первом лице, которое бессменно остается у власти, умело используя, прежде всего административный ресурс. Помимо молодежи недовольными оказались и другие слои населения республики, что по большому счету повергло в очень даже большие раздумья президента А. Лукашенко. 

Что было дальше? С самого момента объявления результатов выборов вот уже шестой месяц в республике не стихают протесты. Какие-то дни они собирали десятки тысяч манифестантов, какие-то – сотни, но факт остается фактом: как в крупных, так и средних размеров городах значительное количество населения выступает против ныне действующей власти. И чем дальше, тем раскол и противостояние будут только усиливаться. А общая экономическая ситуация в Белоруссии только ухудшаться. 

Почему же президент А. Лукашенко до сих пор остается у власти? Потому же, что и в Венесуэле во власти остается президент Н. Мадуро, хотя против него выступает примерно половина населения страны. А именно: благодаря поддержке со стороны силовиков, воспитанных в крепких советских традициях не предавать главу государства. Тем более, если в случае его свержения не поздоровится не только ему, но и тебе. В любом случае протестующие (та же молодежь) оружия не имеют, и с голыми руками штурмовать правительственные здания не решатся ни при каких условиях. 

В экономическом и финансовом плане Белоруссия не просто пострадала за эти месяцы хаоса и неопределенности (добавьте к этому еще вирусную истерию, в которой у Минска был свой взгляд на то, существует ли вся эта зараза, или все это - происки проклятого то ли Запада, то ли коварного Востока). Ее положение является критическим, и существует она нынче лишь благодаря российским кредитам и поддержке в обеспечении республики энергоресурсами. 

Сколько подобное будет продолжаться? Все зависит от умения А. Лукашенко уворачиваться от какого-либо политического единства и объединения с Россией. И от неумения его российского коллеги добиваться от ближайших соседей не просто каких-то ничего не значащих уступок, а кардинального изменения курса развития. Который цинично именуемый «многовекторностью» позволяет и, видимо, будет и дальше позволять Минску заигрывать со всеми, кто сможет подкинуть ему и денежек, и оказать военно-политическую поддержку. 

Какова же реакция на происходящее в Белоруссии так называемого «обеспокоенного международного сообщества»? Ближайшие соседи – Польша, Литва, Германия, другие страны ЕС, а также США и Канада категорически против А. Лукашенко и его нахождения во власти. Все «игры в демократию» Запад с ним закончил, и никаких иных вариантов, кроме ухода у белорусского президента нет. Минск будут прессовать дальше не только различными санкциями (требование лишения права Белоруссии проводить чемпионат мира по хоккею в этом году - лишь незначительный нюанс в подобной кампании), но и поддерживать там оппозицию. 

Которая хотя нынче и находится главным образом за границами Белоруссии, тем не менее, по оценкам европейских и североамериканских руководителей – вполне легитимна. Чтобы иметь с ней дело, приглашать на различные саммиты-заседания (вплоть до Генассамблеи ООН), и только с этими представителями вести какие-либо переговоры. В свою очередь у А. Лукашенко в качестве альтернативы «сочувствующих» находятся Россия и Китай. Которые какое-то время могут обеспечивать нахождение его у власти (кредитами и льготным поставками энергоресурсов), но самой проблемы - смены власти в республике это никак не решает. 

Есть ли шансы у оппозиции все же добиться смены власти и самой начать управлять Белоруссией? Они есть по одной причине - те молодые люди (которых многие сторонники А.Лукашенко почему-то именуют не иначе, как бездельниками, безработными, продавшимися польским панам предателями) уже никогда не захотят жить в той Белоруссии, которая существовала до середины августа прошлого года. Они либо уедут, либо свергнут нынешнюю власть в конечном итоге. Поскольку их все-таки очень много, и всем уехать не получится, то, видимо, борьба будет идти за смену власти. И вряд ли оппозиция от своего откажется, какие бы действия правительство Белоруссии против них не предпринимало. 

Пока А.Лукашенко не уйдет со своего поста, не угомонится и коллективный Запад. А с учетом того, что очень многие схемы поставок товаров и услуг в Россию в обход санкций европейские страны использовали именно через белорусскую территорию (на чем официальный Минск очень даже неплохо зарабатывал), то у Белоруссии фактически нет никаких иных вариантов, кроме как начать процесс полной политической и экономической интеграции с Россией. Вопрос только на каких условиях это может быть осуществлено, и согласится ли на подобное привыкший править единолично нынешний белорусский президент. 

«Коллективный Запад» для Белоруссии тем и опасен, что он – «коллективный» 

А теперь - поподробнее о позиции ведущих европейских стран, а также США и Канады в отношении нынешней власти в Белоруссии.  Если отбросить в сторону какие-то высокопарные игры в большую политику, и отметить явное нежелание первого лица Белоруссии становиться ради собственного выживания обычным губернатором обычного российского региона, то «западный расклад» относительно Белоруссии выглядит примерно так.  

У «коллективного Запада» на данном этапе в отношении Белоруссии принят к действию подход ясный, прагматичный, и он только один: либо Минск присоединяется к «здоровым международным силам» в борьбе против России, либо его будут всячески крушить-ломать точно также, как и Москву. Нет, военным путем на Белоруссию никто не станет нападать (все-таки явно боязно). Но сражаться за смену власти в республике Запад будет и дальше с усилением всяческого санкционного давления.

Нынешнему президенту Белоруссии будут давать понять, что исключительно для сохранения им «лица» Европа организует некий "переходный вариант» с обещаниями для А.Лукашенко и его сторонников в Белоруссии неких "гарантий" относительно того, что при смене власти все сделано «не будет так, как на Украине». Да и пообещать якобы учесть экономические интересы Белоруссии и России Европе ничего не стоит. А все эти игры в «уговаривание» будут вестись довольно быстро, и с исключительно односторонней выгодой для противников А.Лукашенко.  

Между тем ни европейцы, ни США в отличии от Украины никаких серьезных денег Минску не дадут. Проблема в том, что так называемой «старой Европе» (Германия, Франция, Италия) сейчас не до Белоруссии. Поэтому эта республика будет в основном отдана на откуп средним и крупным компаниям из Польши и Прибалтики при финансовой поддержке Германии и Швеции (как своего рода сентементальная дань памяти некогда существовавшей империи Карла XII). Готова к дележке Белоруссии «после Лукашенко» присоединиться и Украина – особенно те ее олигархи, которые были выдавлены из Донбасса. 

Что касается нынешней белорусской экспортной продукции, то ни простые и надежные в работе трактора, ни тягачи для армии и контейнерных перевозок, ни продукция оборонного комплекса, ни сельскохозяйственная продукция, ни тем более – белорусский текстиль в единой Европе просто никому не нужны. Там своей продукции завались по горло, да и собственные промышленные мощности загружены в Европе лишь на 60-65 процентов.

Фактически вся современная белорусская промышленность на Западе в целом и в единой Европе - в частности абсолютна не востребована, да плюс технические стандарты Белоруссии с европейскими несовместимы. Посему вся индустрия Белоруссии будет быстро приватизирована, а через год-полтора и вовсе ликвидирована.

Хотя существует большая вероятность того, что белорусских кондитеров скупят хозяева компании «Нестле», предприятия бытовой химии – немецкие «Хейнкель» и «Басф», а производство белорусского пива – компания «Хайнекен». Атомную электростанцию в Белоруссии быстренько закроют, а с российской газовой трубой в Европе устроят новый вариант «украинской рулетки». То есть при прохождении белорусской территории газ будет просто открыто вороваться, чтобы заставить Москву снижать для всей Европы цены на экспортируемые энергоресурсы.

Что будет дальше с Запада - понятно, а вот что будет делать А.Лукашенко и Россия не может предвидеть пока никто

Из этого, что в Белоруссии хотя бы как-то можно будет заставить «трудиться» в интересах западных компаний, полученную прибыль с предприятий, ставших филиалами западных компаний, будут вполне законно вывозить их владельцы в банки Германии и Швейцарии. А вот белорусские колхозы очень еще единой Европе могут и пригодиться. Ведь их общественные земли могут легко скупить крупнейшие западные инвестионные компании. Зато несколько десятков тысяч наиболее продвинутых белорусских компьютерщиков отправятся работать в Варшаву, Прагу и Будапешт, а также восточную часть Гармании – и там они будут вполне востребованы.  

Что же касается военно-стратегических реалий, то после смены власти в Минске на белорусской территории по просьбе «законной власти» будут "на временной основе» размещены военные контингенты ряда стран НАТО. И тем самым граница России уже будет соприкасаться с очень даже для себя враждебным окружением в районе Смоленска. То есть это уже будет не просто прямая угроза существованию Кремлю, а практически - полная ее капитуляция перед «стремящимися установить демократию в Белоруссии» соседними странами.

Что все подобное означает в практическом плане? Прежде всего, при любой смене власти в Минске Белоруссия выйдет из всех постсоветских структур по типу Евразийского союза, ОДКБ и СНГ, в которые входят и Россия, и Казахстан. Россия лишится последнего «торгово-транспортного» коридора в Европу, на которую у нее по-прежнему приходится более половины товарооборота. Плюс через Россию в рамках постсоветских структур идут и многие казахстанские товары и сырье. Которые уже не смогут получить никакого надежного прикрытия с белорусской стороны. Да и сама Белоруссия может стать в отношении России (а точнее – руководства этой республики) куда более враждебным, чем нынешнее украинское.

С военной точки зрения смена власти в Белоруссии будет еще более серьезным ударом для России, чем если бы Крым оставался нынче в составе Украины. Соответственно дело сегодня вовсе не лично в А.Лукашенко, а в том, чтобы не отдать Белоруссию на полный откуп единой Европе. Но тогда что делать с самими белорусами, которые так, как сейчас, жить просто не хотят? Да, они могут и явно заблуждаться, веря в некие светлые едино-европейские идеалы. Да, в чем-то они много потеряют от того, что к ним придут иностранные хозяева и все подомнут под себя. Но ведь и то, что там есть сегодня, большую часть населения (особенно молодежь в крупных городах) категорически не устраивает.

Соответственно у Белоруссии и ее руководства на сегодняшний день имеется только два варианта. Либо власть там все-таки сменится в самом ближайшем будущем на полностью прозападную. Причем и денег, и механизмов расшатывания ситуации у Запада в республике на смену этой власти более, чем достаточно. Либо Белоруссия должна будет объединяться оперативно с Россией в единое государство. Чего, естественно, не хотят прежде всего люди, управляющие сегодня республикой. А это не только лично А.Лукашенко, но и ведущие силовики, на которых нынешний президент Белоруссии и опирается.

Надо также учесть, что по большому счету не желает с Белоруссией в единое государство с учетом белорусских, а не только своих интересов объединяться и российская политическая верхушка (военная-то как раз-таки не против). В этой связи либо для А.Лукашенко российскими правителями надо придумывать какой-то солидный пост (по типу вице-президента РФ, который еще надо учредить), либо условного «министра по делам западных областей» при личном подчинении только президенту России.

Пойдет ли на такое сам А.Лукашенко – далеко не факт. Согласятся ли российские власти на подобный вариант - тоже могут быть очень даже с этим несогласные. Проблема еще и в том, что на такой разворот событий точно не согласятся все те граждане Белоруссии, которые сегодня по-прежнему продолжают митинговать и требовать от нынешнего президента республики уйти со своего поста. Они действительно хотят жить «как в Европе», а не как в России. Где, тем не менее, по последним данным на заработках находятся более миллиона граждан Белоруссии.

Между тем пока нынешний президент Белоруссии с начала нынешнего года все увереннее строит планы на предстоящее пятилетие. Причем как неизменный президент республики, который ни к России присоединяться не намерен, ни отдавать власть всяким там оппозициям (тем более, что все ее основные фигуры либо сидят в тюрьме, либо пребывают за границей).

Получится ли у него в очередной раз годами разводить на миллиарды своего российского коллегу под крышей мифического «стратегического партнерства», и смогут ли народные протесты заставить А.Лукашенко оставить свой пост станет понятно уже в самое ближайшее время. Потому как новая администрация Соединенных Штатов намерена еще больше ужесточить давление и санкции против России. А поскольку все те же меры распространяются и на Белоруссию и лично А. Лукашенко (да плюс санкции со стороны Евросоюза), усидеть белорусскому президенту и оставаясь независимым, и в то же время будучи контролируемым своими основными торговыми партнерами, думаю, вряд ли в конечном итоге удастся.
Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...