Безопасность и «железка»
На лицах Путина и Жапарова была видна плохо скрытая усталость. Первый ведет войну, и пока проигрывает. А второй — никак не может начать масштабный проект по строительству китайской железной дороги, рискуя своим политическим будущим, которому угрожает оппозиционный альянс и критика общественности, недовольной тем, как торопливо Бишкек решил вопрос разграничения с Ташкентом, ради все той же ветки из КНР в Узбекистан через КР
Бишкек ищет поддержки Кремля
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ Кыргызстан передал председательство в Евразийской экономической комиссии России, при этом было видно, что Садыр Жапаров активно искал поддержки со стороны Владимира Путина на фоне усиливающейся в кыргызском обществе критики власти. Тот обещал помочь властям Кыргызстана, хотя было видно, что у него и своих забот был полон рот…
Итак, 9 декабря в Бишкеке прошел саммит ЕАЭК. В этот же день ожидался визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеёва. Однако он был снова перенесен, как было сказано официально, по причине «болезни президента РУ». Большинство наблюдателей увидели в этом нежелание лидера Узбекистана пересекаться со своим российским коллегой Владимиром Путиным и поддержать идею «Трехстороннего газового союза» с РФ и Казахстаном. Другой потенциальный участник этого соглашения – президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев - в Бишкек дисциплинированно приехал. Но, как отмечали кыргызские журналисты и дипломаты, вел себя с Путиным подчеркнуто официально.
Да и сам российский лидер выглядел немного усталым, что довольно очевидно объясняется проблемами на фронте войны с Украиной. В Центральной Азии также внимательно следят за этим конфликтом по многим причинам. Во-первых, потому что Бишкек уже также столкнулся с валом российских мигрантов, бежавших от мобилизации в сентябре-октябре. Во-вторых, Россия считается одним из гарантов безопасности Кыргызстана в рамках ОДКБ, однако, в этой же организации состоит и Таджикистан, с которым за последние годы кыргызы не раз оказывались в состоянии практически открытых широкомасштабных военных действий, что сильно скомпрометировало пророссийский оборонительный союз в глазах граждан республики. В-третьих, сам по себе характер конфликта, сопровождаемый риторикой о восстановлении СССР вооруженной рукой, не может не учитываться элитами бывших советских республик.
Впрочем, у саммита была, прежде всего, протокольная задача: процедура передачи председательствования от Бишкека Москве. Помимо общих договоров, президенты КР и РФ сделали совместное заявление о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. В общем заявлении было сказано, что оба лидера «обеспокоены распространением бездоказательных обвинений в совершении компьютерных атак, выдвигаемых в отношении отдельных стран».
Согласно документу, «президенты КР и РФ призывают все международное сообщество к урегулированию разногласий в информационной сфере мирными средствами и выражают готовность к диалогу со всеми государствами по этой проблематике». Не совсем понятно было, про что это заявление – то ли про обвинения России во влиянии на американские выборы, то ли про обвинения Америки уже со стороны Москвы в ведении информационной войны против Кремля. В пользу последнего говорит ситуация с американским медиа – «Радио Азаттык» - официальный Бишкек блокирует его сайт и банковские счета. Впрочем, в итоге нам остается только гадать об истинной причине этого заявления двух лидеров.
Также в тексте говорилось, что президенты России и Кыргызстана «выступают за предотвращение и мирное урегулирование межгосударственных конфликтов, которые могут возникнуть вследствие использования информационно-коммуникационных технологий для осуществления в глобальном информационном пространстве действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности, в террористических и иных преступных целях, а также для подрыва суверенитета, нарушения территориальной целостности государств и вмешательства в их внутренние дела». Это все особенно странно смотрелось на фоне того, что Россия уже 10 месяцев воюет с соседней страной, отторгая части ее территории и аннексируя их, но о таком на саммите ЕАЭС, естественно, не скажут.
Далее, главы государств выступили за скорейшую разработку специальным межправительственным комитетом экспертов открытого состава под эгидой ООН всеобъемлющей международной конвенции. Оба лидера «признали необходимость дальнейшей координации деятельности обоих государств по вопросам интернационализации управления информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (так в тексте – «ДН»), в том числе в целях обеспечения равных прав всех государств на участие в управлении Сетью и повышения роли Международного союза электросвязи в таком управлении».
Вообще, как потом было сказано, на заседании Евразийской экономической комиссии «особое внимание было уделено информационной безопасности». Было заявлено, что «при искаженной информации, трудно привлечь инвестиции и вести экономические связи», чем активно и пользуется «коллективный Запад», «активно плодя фейки и раскалывая общества стран ЕАЭС». Еще сложнее привлекать инвестиции, если нападаешь на соседние страны, но об этом кыргызская сторона гостеприимно не заикалась, делая вид, что нехороший «коллективный Запад» просто так накладывает на Россию все новые и новые санкции.
Впрочем, кроме демонстрации единства ЕАЭС перед лицом нехорошего «коллективного Запада», на бишкекской встрече тема информационной безопасности и «взаимодействия, имеющего сегодня стратегическое значение», коснулась и более приземленных материй. Среди перечня подписанных документов, подписанных на саммите, имеются два, стоящих особняком. Первый из них касается подписания договора «О развитии элементной базы для производства современной микроэлектроники». В Кыргызстане имеются редкоземельные элементы и два вида кремния – моно и поликристаллы, используемых для производства полупроводников. В городе Таш-Кумыре Ошской области во время СССР не успели достроить завод по производству кристаллов кремния, что позволило бы разрушить тогда монополию Японии. Теперь, когда Россия оказалась вновь в международной изоляции, ее заинтересовала возможность оживления советского проекта.
Второй документ касается того, что Кыргызстан и Россия подписали меморандум о совместной реализации проекта строительства железнодорожной линии Балыкчи — Кочкор — Кара-Кече (общая ориентировочная длина маршрута – 186 км). Об этом сообщила пресс-служба «Кыргыз темир жолу» (КТЖ), выступившего оператором со стороны КР. Со стороны РФ ими стали — «Российский экспортный центр» и «РЖД Интернешнл». Первый этап реализации проекта — строительство участка железной дороги Балыкчи — Кочкор протяженностью 63 километра. Насколько быстро может быть реализован этот проект можно судить по тому, что уже этом году запланировано сдать всего 5 километров этой железной дороги, работы на которых на данный момент «завершены на 90%». Строительство пока проводится за счет собственных средств «КТЖ».
«Стратегический проект заложит основу для нового железнодорожного узла, развития Иссык-Кульской и Нарынской областей. В перспективе он может соединиться с проектируемой дорогой Китай — Кыргызстан — Узбекистан, создаст широкие возможности для социально-экономического развития всего Центрально-азиатского региона, а также единую железнодорожную сеть внутри республики», — подчеркнули в КТЖ. Тут возникают вопросы: Как можно будет объединить в единую сеть два стандарта ширины колеи железнодорожных путей? Что об этом думает Китай? Кто-то уверен, что участие России в строительстве этой дороги – это признак того, что «Москва не стала отдавать на откуп Китаю этот вид перевозок с его проектом «Один пояс – один путь» по маршруту КНР – Кыргызстан – Узбекистан». Теоретически эти проекты могут соединиться в районе как раз угольного месторождения Кара-Кече. Правда, непонятно, когда свой проект начнут строить китайцы – многие уверены, что скоропостижный договор о разграничении между Бишкеком и Ташкентом в прошлом году пролоббировали именно они (теперь из-за него Жаппаров и его политический партнер Ташиев стали объектами критики со стороны оппозиции и жителей приграничных областей), но из-за военных действий на таджикской границы все было заморожено.
Возможно, в Бишкеке считают, что приглашение России к проектам железнодорожного строительства в республике приведет к тому, что Таджикистан больше не будет противодействовать китайской экспансии, к чему его мог негласно подталкивать именно Кремль. Впрочем, о том, насколько крепки сегодня отношения Москвы и Душанбе можно было также судить по реплике два месяца назад в казахской Астане. Тогда многие были в шоке от демарша руководства Таджикистана. Президент Эмомали Рахмон публично обратился к Владимиру Путину с просьбой не вести политику в отношении стран Центральной Азии как к бывшим советским республикам. Видимо, эта шахматная партия будет нелегкой для Бишкека. И главный вопрос теперь будет такой: успеет ли ее закончить тандем Жапарова-Ташиева или его «снесут» раньше?