Бишкек прикрыл «Азаттык»
Премьер Жапаров добился от Конституционного суда разрешения не исполнять требования Конституции по индексации социальных пособий и пенсий. Но это может стать Пирровой победой, если вызовет новую попытку смещения властей страны, предотвратить которую президент Жапаров, видимо, очень просит Москву, в угоду которой и был закрыт кыргызский «Азаттык»
и решил не выполнять конституционные обещания
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
Решение о закрытии деятельности «Азаттык», кыргызской редакции американского «Радио «Свобода», ожидалось давно, но до конца в это не верилось. Все-таки Кыргызстан традиционно считается более либеральным, чем соседи по региону, где финансируемые Госдепом США редакции продолжают свою работу. Скандальности добавляет и тот факт, что закрытие СМИ происходит на фоне отказа Кабмина выполнять конституционную норму об индексации пенсий. После этих событий в республике можно вновь ожидать перемен, правда очень резких и кардинальных, наподобие очередного переворота или революции – в зависимости от успешности его участников.
В четверг, 27 апреля, судья Ленинского районного суда Чолпон Каримбаева огласила решение по делу «Азаттыка», удовлетворив иск Минкультуры, информации, спорта и молодежной политики о закрытии издания. Ведомство обратилось в суд с требованием закрыть масс-медиа, как «действовавшее против интересов Кыргызстана во время приграничного конфликта с Таджикистаном в апреле 2021 года». Дело было принято к рассмотрению в конце октября 2022 года. Пока это решение не окончательное и может быть обжаловано в Бишкекском городском суде в течение 30 дней.
Райсуд удовлетворил иск Минкультуры о прекращении деятельности «Азаттыка Медиа» как СМИ
Стоит также добавить, что счета «Азаттыка» также давно были арестованы. На подходе – блокировка и закрытие другого проекта Запада – сайта KLOOP. Интересная деталь – скандальное закрытие главного прозападного СМИ происходит на фоне активных визитов гостей с Запада. Буквально только что улетел из Кыргызстана помощник госсекретаря США Дональд Лу, чье ведомство спонсирует «Азаттык». Теперь в республике ожидается приезд помощницы министра финансов США Элизабет Розенберг, чтобы обсудить антироссийские санкции.
Впрочем, если говорить о визитах, то гораздо более откровенно выглядит другой вояж: 9 мая президент Кыргызстана Садыр Жапаров летит в Москву с рабочим визитом. Он, также, видимо, примет участие в мероприятиях Кремля по случаю победы в Великой Отечественной Войне. В этом смысле закрытие «Азаттыка» выглядит, как очень дорогой и приятный подарок Путину. Что интересно, на прошлое 9 мая в Москве единственным иностранным гостем был Эмомали Рахмон, на это – Жапаров. Странно ли, что именно война между Душанбе и Бишкеком была выбрана как формальный повод для закрытия «Азаттыка»?
Впрочем, Бишкек может волновать не внешняя угроза, а рост социальной напряженности внутри страны. Повод для этого дали сами власти. На днях вышел вердикт Конституционного суда КР по обращению кабинета министров республики. Кабмин попросил дать официальное толкование статьи 44 обновленного Основного закона, где в части 2 говорится, что «пенсии, социальные пособия и другая социальная помощь обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума». Оппозиция в Жогорку кенеше обвиняла Кабмин в том, что он не способен выполнить эту норму, а правительство открещивалось от нее. Почти после двухмесячного обсуждения, КС КР принял сторону исполнительной ветви власти. Конституционный суд в своем решении отметил, что размер пенсий, пособий и другой социальной помощи зависит от состояния экономики и возможностей государства, и постановил — вышеуказанная статья Конституции не является обязательством, которое может быть выполнено без искажений.В итоге Акылбек Жапаров утвердил постулат: «правительство не обязано заботиться о каждом своем гражданине». Насколько это может быть популярно в народе, довольно очевидно. Самое странное, что на фоне отказа от социальной поддержки граждан, Кабмин не устает рапортовать о беспрецедентных поступлениях налогов и росте доходов государственной казны. Тогда почему он при этом оставляет значительную часть населения за чертой бедности. Все это уже вызвало рост недовольства населения. Поводов для него хватает и без этого – так, тариф для бытовых потребителей электроэнергии в стране в эти же дни подняли на более чем 20%. Теперь с 1 мая все будут обязаны платить не 77 тыйынов, а уже один сом за кВт/час.
В общем, несмотря на аппаратные победы в Конституционном суде республики, может оказаться, что власти сами копают себе могилу. Уж слишком очевидным было то, что указанная конституционная норма устанавливает прямую обязанность государства оказывать социальную помощь гражданам (пенсии, пособия) на таком уровне, чтобы обеспечивать их уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума. И когда власти пытаются настолько простые и понятные слова перевернуть так, чтобы выгодно было именно им, то это, естественно, вызывает гнев простых людей.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), 49,6% кыргызстанцев не могут позволить себе правильный рацион питания, а в откровенной бедности на сегодня живет 229 тысяч семей, почти миллион человек. Дискутируя с оппозицией по поводу индексации пенсий по Конституции, премьер Жапаров, аргументирует свою позицию не тем, что люди неправильно понимают Конституцию, а тем, что сам он был против этих слов в Основном законе и возможностей поддерживать граждан согласно ним просто нет.
«Мы попросили разъяснить статью. Каждая страна выплачивает социальное пособие по мере своих возможностей. Я был против, когда писали эту статью. Но такая формулировка появилась. Прожиточный минимум, потребительская корзина каждый год меняются. Поэтому мы обратились в суд», — ответил Акылбек Жапаров своему главному оппоненту – Адахану Мадумарову.
Того не смущает даже решение Конституционного суда и он продолжает требовать от правительства выполнения нормы: «Там четко написано, что размер пенсий и пособий не должен быть ниже прожиточного минимума. Если вы против, то не надо работать. Скажите, что не можете выполнить требование Конституции». «А что, нам умереть что ли, если не сможем выполнить?» — возмутился в ответ глава Кабмина, признав, что прожиточный минимум составляет 6 тысяч 200 сомов, а минимальная пенсия - 1,8 тысячи сомов.
В итоге, слова премьера могут стать пророческими: из всего этого спора население могло уяснить себе только одно – правительство не выполнило обязанностей, но уходить не хочет, зато может умереть… Все это выглядит, как готовая почва для нового взрыва в стране, и в этом смысле Бишкеку действительно может показаться, что «Азаттык» - не такая уж большая цена за поддержку России, чье влияние в стране может либо спровоцировать, либо сдержать попытку «снести» власти.