Блицкриг провален
«ДН»
НЕДЕЛЮ продолжается война в Украине, куда на прошлой неделе вошли российские войска. Вопреки ожиданиям российских и западных военных аналитиков, россиянам не удалось в течении нескольких дней захватить крупнейшие города – Киев, Харьков, Одессу, Днепр, Запорожье. Колонны российской бронетехники с боями наступают с трех основных направлений – с юга (из Крыма), с востока (территории РФ и ЛДНР) и севера (из Беларуси). Кровавые бои развернулись за небольшие городки – Сумы, Чернигов, Мариуполь, пригороды Киева. Не сумев захватить важнейшие населенные пункты, российские войска подвергли их массированным артиллерийским и ракетным обстрелам, а также авиационным ударам, целями которых стала не только военная инфраструктура вооруженных сил Украины, но также гражданские объекты – здания администраций, нефтехранилища, заводы, больницы и жилые дома.
Уже неделю, жители украинских городов прячутся от обстрелов в подвалах, метро, в подземных паркингах. Сотни мирных украинцев уже погибли, тысячи - ранены в результате агрессии. Большие потери понесли и вооруженные силы обеих сторон, тысячи солдат с обеих сторон погибли, получили ранения или попали в плен. Однако, если украинцы сумели выстоять, доказать, что их армия способна сражаться и наносить урон численно превосходящим силам противника, то для российской армии Украина стала неприятным сюрпризом: она теряет целые подразделения, бронетехнику и часто без боя – солдаты просто бросают танки, бронетранспортеры на дорогах и пешком уходят в Россию. В информационном плане украинцы также оказались на порядок более эффективны, чем россияне, они оперативно демонстрируют результаты обстрелов, их жертвы, а также дают пленным русским солдатам звонить своим матерям, чтобы объяснить, что их армия в Украине никого от «нацистов» не освобождает, а является агрессором. Впрочем, происходящее имеет не только военную плоскость, страшнейший урон несет российская экономика, которая, фактически, оказалась в полной блокаде. Кремль также оказался в жестокой международной изоляции, как страна-агрессор. Обесценивается рубль, десятки крупных международных компаний ушли или разорвали контакты с Россией, ее самолетам запрещено летать над Европой и Северной Америкой (а еще их отказались обслуживать производители – Boeing, Airbas и другие), крупнейшие банки страны отключены от SWIFT, гиганты мировой логистики отказались отгружать суда в российских портах, российский рынок практически утратил инвестиционную привлекательность. Однако Кремль упрямо стоит на продолжении военных действий против Украины, выставляя абсурдные требования к Украине – денацификация (страны с президентом-евреем…), демилитаризация и нейтрализация (и это на фоне внешней агрессии…). Даже, если Москве в дальнейшем и удастся захватить Киев, это будет только пирровой победой.
Фронты войны
Поскольку сама территория Украины в большей части – это степные и лесистые равнины, то продвижение военных колонн российской армии особенно в первые дни происходило достаточно легко. На севере войска блокировали населенные пункты, такие как Сумы, Харьков, Чернигов, продолжая движение к Киеву. Со стороны белорусский территории продвижение к Киеву вышло еще более быстрым – там расстояние до границы совсем небольшое. Поначалу тактика россиян заключалась в том, чтобы нанести ракетные и авиаудары по военной инфраструктуре, высадить десант в ключевых точках, а затем прорываться к нему на соединение наземными силами – так называемыми батальонно-тактическими группами (БТГр), созданными на базе нескольких бронетанковых и моторизированных рот с приданными артиллерией, разведкой и саперами. Вдоль украинской границы были сосредоточены около сотни таких БТГр, которые должны были автономно друг от друга выполнять свои задачи. Однако, более-менее успешным можно считать продвижение российских войск только в степной зоне к северу от Крыма. Там вышедшие с полуострова войска за несколько дней захватили Новую Каховку, Геническ, Мелитополь, а также – буквально вчера – Херсон. Кроме этого силы южной группы россиян подошли на соединение с наступающими с востока в районе юга Донецкой области, где ключевым пунктом стал приморский город Мариуполь. Оборону в нем держат местные подразделения территориальной обороны Украины, войска ВСУ и полк Нацгвардии «Азов», на сегодняшний день едва ли не единственное военное подразделение Украины с четкой праворадикальной символикой и личным составом.
Кроме того с юга же на север – вдоль Днепра на Запорожье и Днепр – движется третья колонна российской армии, которая пока не преуспела в овладении этими пунктами. Их потеря грозит окружением самой боеспособной группировке украинской армии, развернутой вдоль фронта с ЛДНР от юга Донецкой области до севера Луганской. Краями, куда упираются ее фланги и тылы, и являются Мариуполь на юге и Харьков на севере. Движение в сторону Одессы для южной группы продвигается куда медленнее. Украинцам удалось удерживать некоторое время переправы через Днепр, а также города Херсон, Новую Каховку и Николаев. Попытки высадки морских десантов для овладения Одессой и Николаевым не удались.
Фраза из переговоров украинских пограничников на острове Змеиный с русским военным кораблем стала своего рода боевым кличем для всего украинского общества, которое полноценно включилось в оборону своей страны от внешней агрессии, помогая армии и голыми руками пытаясь остановить русские танки на дорогах и в городах. Весь мир облетели кадры из Мелитополя, где население выступило против захвата города россиянами, и, держа украинские флаги, распевая национальный гимн Украины, старается вытеснить вооруженных военных РФ с площади перед городской администрацией. В других регионах также толпы народа или даже отдельные украинцы становились на пути бронетехники, стараясь не пропустить ее дальше.
Такие акции заканчиваются по-разному, иногда россияне пасуют и уезжают, иногда пытаются выстрелами напугать гражданских, иногда кидают в них гранаты. Впрочем, гражданское население старается действовать не только мирно, но также атакует танки коктейлями Молотова, разоружает отдельные тыловые колонны или отставших от основных сил военных, берет их в плен, забирает или сжигает брошенную технику. Не всегда эти действия успешны, на видео из Херсона можно посмотреть, как окончилась одна из таких попыток – в городском саду лежат тела десятков людей в гражданской одежде, которые были вооружены только бутылками с горючей смесью; видно, что военные расстреляли прятавшихся за деревьями чем-то крупнокалиберным, что прошивало тела и деревья насквозь, разрывая их на куски.
Десятки тысяч граждан Украины записалось в отряды территориальной обороны по всей стране, Киев раздал населению тысячи автоматов, а также призвал на помощь граждан иностранных государств. На их призыв откликнулись европейские чеченцы, белорусы, граждане Грузии, Великобритании, Франции, Хорватии и Японии. Участие мирного населения в пассивном сопротивлении или акциях против российских войск, видимо, сильно подрывает боевой дух российских солдат, иначе сложно объяснить десятки видео, где местное население находит в полях, на дорогах брошенную, но абсолютно исправную технику – танки, САУ, системы залпового огня, бронетранспортеры и автомобили российской армии. Судя по всему, их экипажи просто оставили и ушли пешком в Россию или сдались в плен. Количество пленных русских солдат, подтверждаемое видео с их допросами, идет уже на сотни. В целях пропаганды и воздействия на российское общество, украинцы дают им звонить своим родственникам, рассказывая, что они не знали, куда их направляют, что они выступают, как агрессоры, что никаких нацистов в Украине нет.
Впрочем, и вооруженные силу Украины также наносят своим визави жестокие удары, уничтожая огнем артиллерии, авиации и ударами турецких беспилотников «Байрактар» целые колонны российской армии. Чаще всего видео с итогами таких операций приходят с северного и восточного направления вторжения. Успехам засадной тактики способствует то, что Запад передал и продолжает снабжать украинскую армию новейшими и эффективными переносными противотанковыми комплексами Javelin, NLAW, а также «Стингерами» и другими системами вооружений. Кроме этого сказывается и отсутствие у россиян полного контроля над воздушным пространством Украины, несмотря на тяжелые потери в ПВО и авиации, украинцы по-прежнему ведут воздушные бои и перехватывают удары баллистических ракет по крупным городам и узлам.
Самые ожесточенные бои в настоящее время происходят в пространстве вокруг Киева, Харькова, а также более-менее крупных городков, вроде Сум, Чернигова и других. Артиллерийские и ракетные удары планомерно разрушают эти населенные пункты, уничтожается гражданская инфраструктура. Судя по материалам анализа западных и независимых аналитиков, уже примерно две трети от 150-190-тысячной группировки вторжения, сосредоточенной Россией вдоль украинской границы еще с прошлого года, задействованы в боях или введены на украинскую территорию. Поступает много информации о том, что мобилизуется белорусская армия, о чем намекает и президент Лукашенко, что, видимо, означает, что резервов у россиян откровенно мало. Отдельные вопросы вызывает плачевное состояние гигиены, амуниции и обмундирования россиян, которые попадают в плен, однако его легко объяснить тем, что войска вторжения были вынуждены провести в полевых лагерях на границе почти всю зиму.
Вообще, текущая война, наверное, самая информационно-интегрированная из всех мировых конфликтов до настоящего времени. Значительная часть ее событий мгновенно отражается даже не в СМИ, а в социальных сетях, мессенджерах, куда видео и информацию выкладывают простые пользователи – свидетели происходящего. Этому способствует принципиальное решение украинского руководства не отключать интернет, а поддерживать его работу, направлять активность социальных сетей в нужное русло. Профессиональные и добровольные пропагандисты также активно включились в информационную войну на стороне Украины, тысячи людей звонят в Россию, чтобы объяснить соседям, что они не правы, пишут письма, снимают видеообращения, давят на инфлюэнсеров-блогеров и селебрити, чтобы они «определяли» свое отношение к войне открыто. Большая часть событий военной хроники воспринимается достоверно лишь после появлений видео-подтверждений, коих с украинской стороны естественно больше, так как ее граждане снимают происходящее буквально из своих окон, а у российских солдат командование забрало почти все средства связи еще до вторжения. В итоге, оценки потерь российской армии в 9 тысяч убитыми с украинской стороны выглядят куда более точными, чем российские данные, которые они до последнего старались не афишировать, а в итоге оценили в 500 человек.
Судя по всему, военная сторона конфликта будет определяться на севере и востоке Украины в ближайшие недели: россияне будут продолжать стремиться всеми силами захватить «миллионники» Харьков и Киев, а украинцы – отстоять их. Если российские войска не смогут этого сделать, то любые их успехи на второстепенных направлениях – Мариуполь, Одесса или Запорожье останутся частностями. Абсурдные и абстрактные цели вторжения, поставленные Россией, предполагают только один конец войны ее безусловным успехом – смену власти в Украине на марионеточные структуры, которые согласятся отказаться от многих составляющих ее суверенитета. Если же этого не произойдет, то даже закрепление «границ» ЛНДР на границах Луганской и Донецкой областей, признание Крыма и роспуск каких-то подразделений, вроде «Азова» будет означать стратегическое поражение России, которая разменяет на эти мелочи свою экономику и положение в мире.
Международная поддержка Украине
А именно внешняя составляющее поддержки Украины сегодня бьет по России больнее всего. После нападения на Украину Москва, фактически, стала страной-изгоем на международной арене. Это лучше всего показало голосование на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции, осуждающей ее политику. Документ под вполне очевидным названием «Агрессия против Украины», был разработан представителями 96 стран членов ООН, в ходе голосования его поддержала 141 страна, воздержались 35 стран и только 5 стран были против – сама Россия, Беларусь, КНДР, Сирия и Эритрея. Это позволяет говорить о самой настоящей изоляции страны на международной арене. На этом фоне Киев получил самый настоящий прорыв – его заявку на вступление в Европейский союз поддерживают большинство европейцев и уже начали рассматривать по существу, присвоив Украине статус кандидата в члены ЕС, чего она до этого безуспешно добивалась все последние годы.
Но политическая составляющая – это больше про «просто обидно», а экономическая блокада – еще и больно. Санкции против РФ были очень быстро приняты в ЕС, США, Канаде, Японии и Австралии. Поддержали их не только традиционные союзники «коллективного Запада», но и те, на кого в Кремле явно рассчитывали – Китай, Индия. Индийцы от греха подальше отказались покупать не только российскую, но и казахстанскую нефть. И да, из-за Украины, кажется, перестало быть эффективным самое главное внешнеполитическое оружие – поставки газа и нефти в Европу. Заморожен трубопровод «Северный поток», а СП, занимавшееся его строительством, объявила о банкротстве. Европа начала отказываться от закупа российской нефти и газа, быстро заменив их иранскими поставками. Тегеран, кстати, больше всех выиграл из-за решения Путина атаковать своего соседа, поскольку Запад быстро подписал с ним соглашение об отмене санкций на иранских условиях, чтобы заменить россиян на снабжении Европы. В итоге Иран теперь не только снимает с себя санкции, но и получает готовый рынок для продажи своих углеводородов. Другой традиционный союзник РФ – Китай решил также не вести дел с российской финансовой системой, так как его основной торговый партнер – США, и рисковать торговлей с ним из-за России ему просто нет смысла.
Крупнейшие российские банки, порядка 80% финансовой системы, лишились доступа к SWIFT системе обмена сообщениями о переводах между банками, что резко снижает их возможности при работе за пределами страны. Впрочем, и внутри страны это не единственная плохая новость – от сотрудничества с россиянами отказываются также Visa и Mastercard которые уже объявили об отключении российских банков от своих систем. Это мгновенно отрезает граждан этой страны от мировых рынков и услуг за пределами их страны. Крупнейшие цифровые международные сервисы, вроде Netflix, также остановили свое сотрудничество с Россией. Даже основной международных грузовой перевозчик Maersk отказывается от разгрузки грузов в российских портах. Естественно, все это вызвало падение рубля и котировок акций российских компаний на мировых и национальной биржах. На этом фоне закрытие неба Европы и Северной Америки для самолетов России и отказ в обслуживании крупнейшими производителями авиалайнеров – это просто неудобство. От сотрудничества с российскими и белорусскими аккаунтами отказались даже криптовалютные биржи и сервисы по обмену «коинов» на национальные валюты.
Удушающие санкции против России откатывают ее в развитии на годы назад, лишая доступа к современным технологиям, товарам, международным рынкам, важным составным частям оборудования, промышленности, рынкам заимствования, финансовых услуг, международной торговли. В этих условиях для Москвы любой итог украинской компании является поражением, поскольку оплачен он исключением России из международной финансово-экономической системы планеты. Не только государства, но и более 70 международных компаний отказались от сотрудничества с РФ. В их числе - Apple, Audi, Chevrolet, Cadillac, Coca Cola, Danone, Dell, Ericsson, Ford, HP, Harley Davidson, General Motors, Jaguar, Lenovo, LinkedIn, Maersk, Nike, Scania, Porsche, Renault, OnlyFans, AMD, Adobe, BMW, Dropbox (за несколько дней), FedEx, Intel, Mercedes, Nestle.
Переговоры и протесты
На этом фоне переговорный процесс, начавшийся в соседней Беларуси, не вызывает особенного оптимизма. Соглашаясь на отправку украинской делегации, президент Украины Зеленский сообщил, что не имеет никаких иллюзий и просто хотел бы использовать даже самый микроскопический шанс остановить гибель украинцев. Дополнительный фактор сомнений – это место их проведения: Беларусь нельзя считать нейтральной страной. Российские войска вторглись в Украину с белорусской территории, оттуда же по Киеву, Житомиру и более мелким города севера страны бьют баллистические ракеты, производятся авианалеты. Предложенные украинской стороны нейтральные страны – Турция, Польша – Кремль не устроили. Да, и требования России остаются такими же – «денацификация», «демилитаризация», «нейтрализация» - исполнить их без отказа от суверенитета страны просто невозможно. Понятно, что президент Зеленский на это не пойдет, как и любой вменяемый украинский политик, не приехавший на российском танке.
Первый раунд, прошедший в районе белорусско-украинской границы, не принес никаких новостей, стороны разъехались «для консультаций с руководством» своих стран. Второй тур, который должен был пройти вчера, также вряд ли принесет какие-то новости, хотя и был, как заявлялось, посвящен возможности перемирия. В пользу пессимизма по этому поводу говорит тот факт, что на время переговоров никто не останавливает вторжения, ударов по городам даже с белорусской территории.
Самым большим фактором, который на фоне происходящих событий, еще не сыграл своей роли, является рост протестных настроений в самой России. Если сейчас против войны выступают в основном представители творческих специальностей, крупные блогеры, а также оппозиционно настроенные россияне, то в после того, как на родину пойдут гробы, а в холодильниках пропадет еда – тогда к протестам могут присоединиться широкие слои российского общества. По допросам пленных можно видеть, что военнослужащие вторжения собраны буквально со всей страны – с Дальнего Востока, Сибири, Северного Кавказа, Волгоградской, Белгородской, Ленинградской области. Все они говорят, что были обмануты, приказы о вторжении им никто не объявлял, всех убеждали, что они едут «на учения». Так что и потери, которые несут российские военные, будут затрагивать население этих регионов.
Финансово-экономические санкции разорят бизнес и закроют производства, падение рубля уже сделало всех россиян беднее на треть, а закрытие последних либеральных СМИ полностью закрывает все способы «мягкого» выхода социального напряжения. В этих условиях масштабы потенциального бунта против руководства страны должны возрасти многократно. Оставшиеся на свободе единомышленники главного российского оппозиционера Алексея Навального также призвали к постоянным акциям протеста по всей стране. К недовольным может присоединиться и часть самых состоятельных россиян, вроде Романа Абрамовича, которому из-за санкций приходится продать недвижимость и футбольный клуб «Челси» в Англии, и он уже пообещал отдать прибыль от этих сделок украинцам, пострадавшим от войны. Недовольство войной успели высказать Олег Дерипаска и Михаил Фридман. Вряд ли можно ожидать их на площадях и улицах с плакатами, но наличие уже нескрываемого недовольства в самой имущей части элиты России позволяет предположить, что кроме гражданского протеста Владимир Путин может столкнуться с попытками его отстранения сверху. Возможно, именно с этим связано то, что последние пять дней москвичи не видят признаков присутствия российского президента в Кремле…
Чрезвычайно трудно предсказать дальнейшее развитие конфликта в Украине, ситуация может менять очень быстро, и далеко не все силы, которые могут быть использованы в войне, уже введены в бой. Однако, вполне очевидно, что последствия (прежде всего негативные) этого конфликта могут стать по-настоящему судьбоносными, прежде всего, для самой России, и они будут как минимум сравнимы с тем, что она испытала после русско-японской или Крымской войн, а как максимум – с тем, чем закончилась для нее Первая мировая. Ну, а пока можно зафиксировать неудачу запланированного блицкрига. Война продолжается…