Будни авторитаризма
Депутаты Жогорку кенеша на заседании 10 мая обсудили предложение фракции «Бутун Кыргызстан» отправить в отставку кабинет министров
по-кыргызски
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
В БЛИЖАЙШИЕ НЕДЕЛИ ожидается самый громкий суд последних двух лет – по кемпир-абадскому делу. Тем временем, грядут очередные выборы в парламент, а также нового омбудсмена Кыргызстана. Депутаты пытаются сместить правительство за невыполнение норм конституции страны, которые Кабмин пытался признать ничтожными через постановление Конституционного суда. Впрочем, любая громкая победа власти может привести и к обратному результату – ее свержению. В новейшей истории страны так уже произошло трижды…
Суд скоро придет
Всем фигурантам так называемого кемпир-абадского дела предъявили дополнительное обвинение в попытке насильственного захвата и удержания власти. Так передают СМИ Кыргызстана со ссылкой на юристов. По информации одного из них - Бактыбека Автандила - следствие завершено на этой неделе. Ожидается, что адвокатам и их подзащитным предоставят материалы для ознакомления. После чего дело будет за судом. «Вероятнее всего, процесс начнется не раньше июня», — считает Автандил.
Ожидается, что процесс будет самым массовым уголовным делом за последние годы в суде. На скамье подсудимых окажутся более двадцати человек, из которых почти половина - женщины. Все они входили в так называемый «Комитет по защите Кемпир-Абада», созданный 22 октября 2022 года. В него вошли активисты, политики и депутаты парламента, выступавшие против достигнутого между Бишкеком и Ташкентом разграничения. Возможно, данный комитет и не привлек бы к себе столько внимания, если бы в день обнародования информации об его образовании президент Садыр Жапаров не заявил, что у него «есть информация о том, кто стоит за митингами и шествиями по Кемпир-Абаду». И уже со следующего дня начались аресты.С 23 октября прошлого года 27 человек были арестованы сотрудниками министерства внутренних дел (МВД КР) по обвинению в подготовке к массовым беспорядкам. Обычно это прерогатива Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ), который по постсоветской традиции часто вмешивается в политику. Почти все задержанные, а затем арестованные были помещены в следственный изолятор МВД, где уровень безопасности ниже, чем у чекистов в аналогичном «заведении», как и изоляции от общественности. Видно, расчет был на то, что постепенно активисты начнут «сдуваться» и договариваться с властями, выдавая «центры принятия решений».
После многочисленных апелляций и ходатайств политиков, родственников и депутатов, 12 апреля текущего года суд изменил меру пресечения на домашний арест Кларе Сооронкуловой, Гульнаре Джурабаевой, Мамбетжунусу Абылову и еще нескольким фигурантам этого уголовного дела. Но никто не был освобожден от обвинений. Видимо, никто не пошел на сотрудничество со следствием. Несколько человек находятся под домашним арестом или в больницах под охраной. Лишь одной из женщин – Рите Карасартовой продлили арест в СИЗО-1 до середины июня, а остальных – выпустили под домашний арест, заставив подписать документ о неразглашении материалов и обстоятельств дела.Члены комитета ставили себе в задачу добиться полного контроля Кыргызстана над Кемпир-Абадским или Араванским водохранилищем, расположенным на границе Узбекистана и Кыргызстана. Им не понравилось, что согласно планам разграничения двух стран, обе они будут иметь доступ к его воде. Ташкент тогда даже пошел на внешне не привлекательный для себя обмен – уступив значительные территории за доступ к воде. Оппозиция и члены комитета стали утверждать, что соседи отдали Бишкеку бесплодные земли, мол, сегодня и завтра значимость воды будет куда выше, особенно в условиях растущего дефицита влаги. Что ж, данная точка зрения имеет право на существование, что доказали засухи последних пары лет.
Чем закончится суд, покажет ближайшее будущее. Однако, в Кыргызстане всегда есть вероятность того, что вместо показательного наказания недовольных, процесс может стать катализатором нового протеста, который, по местной традиции, с вероятностью 50% может кончиться переворотом/революцией. Вероятно, именно поэтому эту статью заранее предъявили подозреваемым. Как говорится, чтобы два раза не вставать.
Англо-саксонская распря в горах Кыргызстана?
Кстати, сегодня в Бишкеке многие уверены, что главным дирижером политического закулисья страны сегодня является… Великобритания. Мол, именно британские спецслужбы при содействии сына беглого президента Максима Бакиева и совершили цветную революцию в октябре 2020 года. Британцы руками своих прокси смогли привести к власти правящий тандем Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева, и хотя большинство рычагов влияния оказались в руках главного чекиста, именно Жапаров был выдвинут на первую роль. Год назад силовикам вновь расширили полномочия. Под страхом смерти и бана в Фейсбуке некоторые бишкекские эксперты говорят, что англичане обскакали американцев и это они закрыли «Радио «Азаттык», а не пророссийские силы.
Теперь, мол американцы готовят ответный удар по Лондону в бишкекском исполнении, используя свое влияние на многочисленный сектор НПО. А если не получится вернуть себе влияние по-тихому, то вроде даже они готовы на очередную революцию. Ну, а после Кемпир-Абада болевая точка уже найдена: соглашение о границах с Узбекистаном теоретически может спровоцировать межгосударственный конфликт в регионе за воду. Не случайно среди арестованных по этому делу - почти все сплошь политики, которые, как говорят любители заговоров в Бишкеке страшным шепотом, «уже давно сидящие на довольстве у Государственного департамента США»! Основные двигатели потенциально возможной четвертой кыргызской революции также уже известны всей стране, хотя и по большому секрету: это Клара Сооронкулова – лидер движения «Reформа» и Равшан Джеенбеков, уже давно известный в узких кругах, как «кандидат на роль кыргызского Саакашвили».
Подтверждением англосаксонской междуусобицы называют тот факт, что несмотря на закрытие редакции «Радио «Азаттык», никто не трогает представительство Би-Би-Си, хотя и их передачи выходят на республиканском уровне. Официально же в резком ухудшении свободы СМИ в Кыргызстане винят Россию и Китай: мол, это их требования - прессовать свободные и независимые СМИ. Точно также любители заговоров и закулисья описывают конфликт вокруг увольнения парламентом омбудсмена Атыр Абдрахматовой на прошлой неделе. Якобы ее, всю жизнь проработавшую под флагом США, отправили в отставку козни британцев. Кстати, тему эту подняли депутаты правящей фракции «Ата-Журт Кыргызстан», за которой стоит Камчыбек Ташиев. Так что участие властей в ее увольнении – факт очевидный.
Сейчас должность главного государственного правозащитника вакантна. Кто ее займет – сказать сложно. Известно, что на кресло Абдрахматовой претендует трое человек. Их имена скрываются, за исключением одного – депутата фракции «Альянс» Мирлана Жеенчороева. Также идут слухи о желании его коллеги – Камиллы Талиевой составить ему конкуренцию. Злые языки говорят, что в любом случае победителем окажется тот, кто будет подконтрольным даже не властям страны, а персонально - Ташиеву.
Неудачная попытка
Еще одним полем брани закулисья и открытых трибун может стать правительство. На прошлой неделе Кабмин через Конституционный суд подтвердил свое право не обеспечивать пенсионеров на прожиточном уровне, что вообще-то было гарантировано основным законом страны. Однако, на этой неделе стало ясно, что на этом ничего не закончилось, и очередная политическая баталия только разворачивается. Часть депутатов Жогорку кенеша уже потребовала отставки такого правительства.
Инициатором выступил лидер фракции «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров, главный публичный критик правящего тандема. Он потребовал от Кабмина беспрекословного исполнения нормы конституции страны, несмотря на заключение Конституционного суда. Выступая на сессии в ЖК, парламентарий заявил, что фракция «Бүтүн Кыргызстан» требует отставки Кабмина Жапарова в связи с отказом исполнять статью 44 Основного закона.
Адахан Мадумаров отметил, что Кабмин создает опасный прецедент в обществе. «Если кому-то не нравится какая-то норма конституции, можно ее не исполнять?» — вопросил он у присутствующих с пафосом.
Его коллега и опытный политик Исхак Масалиев заметил, премьеру Жапарову чтобы уйти, достаточно вины из-за заявлений на трибуне парламента. «Как можно говорить: «А что, нам умереть что ли, если не сможем выполнить?» Только за эти слова он должен уйти с поста. Такого в истории не было. Они не воспринимают нас всерьез. Значит, Кабмин не может работать. Пусть уходит. Надо было подумать, прежде чем вносить такую норму в конституцию», — сказал он.
Статья 44 Конституции КР гласит: «В Кыргызской Республике в предусмотренных законом порядке и случаях гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца… Пенсия, социальное пособие и другая социальная помощь обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом размера прожиточного минимума».
Премьер Жапаров посчитал, что Конституционный суд дал ему индульгенцию и на все нападки депутатов кивал на мнение высшего государственного юридического органа, который разрешил ему не выполнять достаточно очевидные обязательства. Депутатов дополнительно злит то, как премьер активно хвастается экономическими успехами – увеличением налоговой базы, сбором налогов и росту государственного бюджета. Если все так прекрасно, почему нет денег на простых людей, вопрошают они, внимательно следя, чтобы в этот момент их снимали телекамеры. Еще неполных два года назад тот же Масалиев уже говорил, что премьер-министр Акылбек Жапаров, «шибко хитрый», умеет играть цифрами, а потому может «подставить главу государства». Как уже говорилось выше, в стране, где победа власти над здравым смыслом и совестью может обернуться ее насильственной сменой, такие прогнозы действительно обоснованы…