Будни политического Кыргызстана
Парламент Кыргызстана принял законопроект о госязыке. Рабочим языком органов власти должен быть кыргызский
В Жогорку кенеше подняли языковую тему
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
В кыргызском парламенте, Жогорку кенеше, на неделе вновь подняли тему использования языков – кыргызского и русского. Там же генпрокурор отчитался по ситуации с криминалом в стране. Оппозиция осталась недовольна – пока критики правительства сидят в СИЗО, люди, чья фамилии стали синонимами коррупции, спокойно разъезжают и живут в свое удовольствие. Впрочем, возможно, и им осталось недолго.
Куда доведет язык?
В понедельник, 10 апреля, Комитет Жогорку кенеша (ЖК КР) по социальной политике одобрил законопроект о государственном языке во втором чтении. В ходе обсуждения депутаты Бактыбек Чойбеков и Эльмурза Сатыбалдиев отметили необходимость развивать кыргызский язык. Их поддержала коллега Надира Нарматова, правда, несколько специфическим образом – призвав отказаться от прописанного в Конституции статуса русского языка. Она заявила, что ни одна постсоветская страна не указала в своей Конституции «официальный язык», кроме государственного, на это пошел только «великодушный народ» Кыргызстана.
«В политике и в реальной жизни мы хотим нравиться другим, льстим. Даже если сами будем голодными, ставим еду и воду перед другими, показываем другим дорогу, если даже сами отстаем. Поэтому, c тех пор как страна стала независимой, мы никак не можем развивать собственный язык, оборачиваясь на официальный, сколько бы миллионов на это ни выделяли», - развила свою мысль депутат. По ее словам, соседние страны полностью перешли на собственный язык потому, что у них нет дополнительного «официального». «А мы готовы поклоняться, лишь бы нам выделяли деньги, школы и детские сады строили. За это же время страна стала более арабоязычной: никто не выделяет средства, никто не заставляет, при этом в регионах люди сами изучают арабский язык»,- заявила Нарматова.
Далее она продолжила тему не лучшего развития государственного, кыргызского языка. «Корейский, английский, китайский тоже сами учат, чтобы уехать из страны, платят сами за это деньги. Пока мы будем преклоняться, совсем кыргызского государства лишимся. Есть такая опасность. Тем более 1,5-2 млн граждан находятся за границей, а в это время миллионы иностранцев заезжают в нашу страну и остаются тут. Когда мы будем развиваться, когда мы будем кыргызским титульным народом?» - возмутилась депутат.
Вопросы использования языков до последнего были на втором плане, так как в стране всегда хватало проблем и поважнее. Однако, в последнее время в парламенте часто делаются замечания, если министр или депутат не владеет кыргызским языком на должном уровне. Как ни странно, пока на такие тенденции никак не реагирует Москва, которая якобы из-за преследований на языковой почве даже напала на Украину. Видимо, тут важен не только и не столько языковой вопрос. Иначе бы спикер парламента, человек, которого за глаза называют «главным русофобом» Кыргызстана, Нурланбек Шакиев не вылетел бы на этой неделе в Санкт-Петербург, на очередное заседание Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств.
Отчет генпрокурора
В среду на пленарном заседании в ЖК отчитывался генпрокурор КР Курманкул Зулушев. Последние недели внимание общественности приковано к его фигуре. Примерно месяц назад сотрудники ГКНБ КР арестовали группу таможенников в Ошской области, которые по их версии, нанесли ущерб экономике страны на один миллиард сомов. И среди этих шестерых задержанных оказался и брат супруги главы надзорного органа. Причем оперативники Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ), выследили таможенника и задержали его после того, как тот выехал с южной резиденции генпрокурора. Все попытки вытащить мытаря под домашний арест ничем не окончились.
Зулушев не стал открыто комментировать арест своего родственника, в то время как главный чекист Кыргызстана, Камчыбек Ташиев, еще раз заявил: мол, буду задерживать любого мздоимца несмотря на его связи и фамилию. Впрочем, после этого он также не стал активно развивать эту тему. Зато все заметили, что генпрокурор почти повсюду сопровождал главу государства Садыра Жапарова. Социальные сети гадают, о чем он разговаривал с главой государства. В итоге то, что пока по этому скандальному делу нет никаких новостей, вызывает лишь повышение общественного интереса.
Молчание Зулушев нарушил лишь перед депутатами. По результатам актов прокурорского реагирования в бюджет государства в прошлом году взыскали 4 миллиарда 806 миллионов 910 тысяч сомов по итогам прошлого года, с гордостью отчитался он. По словам генпрокурора, 894,942 миллиона сомов взыскано наличными, 3,912 миллиарда – «в натуральном виде» (видимо, в виде имущества). Ранее на заседании комитета он заявлял, что силовые структуры в рамках расследования уголовных дел в прошлом году вернули в бюджет 5,5 миллиарда сомов, из них ГКНБ — 1 миллиард 240 миллионов, а МВД — 25 миллионов 489 тысяч.
Затем начались неприятные вопросы и ответы. Депутат Жанар Акаев рассказал, что издание «ПолитКлиника» провело журналистское расследование, в ходе которого выяснило, что одну из сотовых компаний КР возглавляют приближенные сына беглого президента Курманбека Бакиева - Максима. До этого Кабмин создал Госбанк развития, который возглавила Евгения Судец, получив кыргызское гражданство. «Судец и Алексей Ширшов, объединившись, разработали коррупционную схему. Эти люди сейчас хотят, чтобы сотовая компания перешла под управление Госбанка, все указано в расследовании. Ею сейчас управляют люди Максима Бакиева и Алексея Ширшова. Я сделал запрос в Погранслужбу. Выяснилось, что Ширшов спокойно ездит в Ригу, Стамбул, Казахстан. Судец себе зарплату установила в 1 миллион сомов. Это трехгодичная зарплата прокурора или налоги 200 предпринимателей с «Дордоя». Я считаю, это несправедливо. Обратите внимание на схемы Ширшова, как генпрокурор», — сказал нардеп.
На что Зулушев ответил, что он не видел упомянутого журналистского расследования. Однако, если депутат обратится с письмом в надзорный орган, там будет проведена проверка.
При этом, Акаев провел сравнение между Ширшовым и задержанными по Кемпир-Абадскому делу двумя десятками человек. Мол, столько народу сидят за решеткой, среди них женщины в возрасте. Зато Ширшов преспокойно катается по стране и за ее пределами. Как это понимать? На что глава ГП КР, сообщил, что Кемпир-Абадского дела нет, а есть дело об организации беспорядков, в рамках которых и арестовали оппозиционеров.
Что интересно, буквально на следующий день несмотря на то, что следствие по делу «об организации беспорядков» было продлено еще на полгода, власти начали выпускать арестованных. Под домашний арест вышли три женщины и двое мужчин. Ровно четверть от всех арестованных.
Ширшов
Тем временем, Жанар Акаев, как оказалось, не зря поднял тему Ширшова в парламенте. На момент подготовки материала, появились сведения, что в офисе ТНК «Дастан» целая группа чекистов ведет следственные мероприятия. Неизвестно, правда, в рамках какого дела, однако известно, что силовики намерены вывезти всю документацию и устроить допрос всем сотрудникам. Об этом сообщил Телеграм-канал «Политломбард», известный своими инсайдами.
Кто мог натравить силовиков на людей Ширшова, гадают соцсети. Причем, как в Кыргызстане, так и за его пределами. Журналистское расследование его деятельности провела редакция, финансируемая грантами Государственного департамента США. Те, кто считают Ширшова британским агентом, уверены, что это американцы по-братски, «ничего личного – только бизнес», выбивают их ставленника.
Считается, что Ширшов и неизвестные недоброжелатели столкнулись в борьбе за контроль над новым государственным банком. Минимальный уставный капитал нового института — 2 миллиарда сомов. Госбанк создается на базе Расчетно-сберегательной компании (РСК), которой также владеет государство в лице ФУГИ и банка «Керемет» (владеет Нацбанк КР). Политологи уверены, что визит силовиков на «Дастан» - это своего рода предупреждение, чтобы Ширшов не устраивал конкуренцию там, где не надо.Впрочем, возможен и третий вариант подоплеки происходящего: это влияние Москвы. Обыски на заводе «Дастан» могут быть связаны со слухами о возможной продаже дочернего предприятия ОАО «Улан» (фактически, это военно-морская база на Иссык-Куле, которая в советское время использовалась как площадка для испытания торпед и глубоководных аппаратов, и сохраняет свое стратегическое значение), что вызвало отрицательную реакцию Москвы, которая немедленно направила властям Кыргызстана своеобразную черную метку, показав, кому по-настоящему служат местные силовики.